Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Путешествие в сказку"»
Работа с неполными семьями в детском саду
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Тема: Работа с неполными семьями в условиях ДОУ
Автор: Денисова Анна Николаевна, педагог-психолог. Описание: В данном материале рассматривается актуальная тема - неполная семья, а также причины их возникновения, основные направления работы детского сада с родителями неполных семей, задачи и принципы, формы и методы работы с этими семьями.
Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире. Неполные семьи существуют испокон века. Целое тысячелетие причиной их появления служила смерть одного из родителей. Разводы также не изобретение современности, и существуют они с давних времен. И всё же массово они распространились уже в наши дни. И соответственно процент таких семей намного выше, чем процент неполных семей связанных со смертью одного из членов семей. Последние исследования психологов и педагогов сходны в одном: положение ребенка, растущего в неполной семье, по-своему исключительное, трудное, иногда угрожающее, а иногда и опасное. Опасность может быть, но не должна стать реальной. Совершенно очевидно, что целый ряд факторов, переплетаясь, осложняют жизнь неполной семьи: 1. Причины возникновения неполной семьи. По-разному на ребенка влияют такие факторы как, кто отсутствует в семье, как долго, в каком возрасте был ребенок, когда не стало отсутствующего (смерть, незамужняя мать, развод, эмиграция и т.д.), был ли он кем-нибудь замещен, какова была личность утраченного родителя и какова личность присутствующего родителя и, главное – какова личность ребенка. 2. Влияние социального контекста и социального фона, на котором проходит жизнь неполной семьи (то есть помогают ли бабушка с дедушкой, как неполная семья материально обеспечена, каковы культурные традиции среды, какими ценностями она живёт и т.д.) 3. Неполная семья не может в полной мере обеспечить выполнение основных функций возложенных обществом на семью (обеспечение эмоционального тыла всем своим членам и подготовка ребенка для жизни в данном обществе); 4. Эмоциональные переживания ребенка. Утрата одного из родителей из тесного круга общения с ребенком, эмоционально тяжело переживается им, что в дальнейшем может отразиться на дальнейшее формирование личности. 5. Все трудности и проблемы (материальные, эмоциональные, психологические и т.д.) решает один родитель, который остался с ребенком. 6. Возникают проблемы и трудности отторжения ребенка из неполной семьи окружающим социумом: детским коллективом в детском саду, а затем и в школе и т.д.
Последствия этих факторов бывают достаточно разнообразны: вполне возможно, что развитие ребенка всё-таки проходит нормально – и вырастает личность, прекрасно приспособленная к жизни в обществе, полностью позитивно оцениваемая; но может быть всё по-другому – нарушения в развитии могут быть столь сильны, что вырастает человек мало приспособленный, конфликтный и даже с ярко выраженной патологией. Учебный год в нашем дошкольном учреждении для воспитателя любой возрастной группы начинается с традиционного знакомства с семьями детей. При этом выясняем следующие факторы: • Полная или неполная семья. Уточняем причины неполной семьи: развод, одинокая мать (или отец, с рождения ребенка), умер один из членов семьи, временно не живёт один из членов семьи. • Состав семей и структура родственных связей: полные одно-, двух-, трехдетные, кем является воспитанник (1-й, 2-й, 3-й и т.д. ребенок). • Супружеский опыт (в 1-м, 2-м браке, разводе и пр.). • Образование родителей (высшее, среднее специальное, неполное). • Полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи). • Поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком) и др. • Семьи группы риска (злоупотребляющие алкоголем, наркоманы, судимые и т.д.).
Чтобы выяснить, какие условия для нравственного воспитания имеются в неполных семьях, в какой помощи они нуждаются, мы всесторонне изучаем семьи: проводим анкетирование, опросы, тестирование, наблюдения, беседы с взрослыми и детьми. Обращаем внимание на эмоциональную атмосферу в семье, на интенсивность и содержание общения ребенка с взрослыми. Проанализировав и обобщив полученные результаты, мы пришли к следующим выводам: 1. Большинство неполных семей – неполные с рождения ребенка – 15%. 2. Неполные семьи в результате развода – 11% (16 семей) в результате смерти одного родителя – 0,8 % (1 семья). 3. Имеются семьи официально не зарегистрированные – 4,2 %. 4. Неполные семьи из категории группы риска. 5. Большинство родителей из неполных семей не могут назвать права ребенка – 80 %. 6. При конфликте применяют физическое наказание – 55 %. 7. Используют в общении с ребенком нецензурные выражения – 27%. 8. Присутствует авторитарный стиль общения – 87 % семей. 9. Запрещают общение со вторым родителем – 29%. 10. Второй родитель сам отказывается от участия в воспитании своего ребенка – 4 %. 11. В неполных семьях в основном воспитанием ребенка занимаются бабушка и дедушка – 0,8 %.
Всю полученную информацию после анализа педагоги учитывают при планировании работы с семьей внутри детского сада, в общении с родителями, в оказании грамотной консультативной психолого-педагогической помощи. Основные направления работы ДОУ с родителями из неполных семей таковы: 1. Укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами). 2. Создание единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка; 3. Защита прав ребёнка, 4. Повышение родительской компетентности в вопросах правовой и педагогической культуры; 5. Организация семейного досуга.
Чтобы помочь неполным семьям в воспитании детей, мы поставили такие задачи работы с этими семьями: 1. Создание атмосферы доверия и доброжелательности в общении между ДОУ и родителями. 2. Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки неполной семьи. 3. Проведение специальных мероприятий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей. 4. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально- педагогической проблематике для детей и семьей группы риска. 5. Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей из неполных семей.
Учитывая поставленные цели и задачи по данной теме, при построении работы с неполными семьями педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов: • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребенок); • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; • Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка В методическом кабинете ДОУ педагогическим коллективом собран богатый и разнообразный материал, способствующий реализации данных принципов на практике: • Нормативно-правовые документы по семейному воспитанию; • Материалы, помогающие воспитателям получить информацию о семьях воспитанников (анкеты, тесты, листы опросы, карты «Социальные паспорта семьи» и т.д.); • Материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей; • Материалы для подготовки общения с родителями (различные конспекты организации различных форм общения с родителями, практические материалы по различным аспектам воспитания); • Материалы методической работы с педагогами по вопросам общения с семьей (различные формы методической работы с педагогами, примерная тематика общения с родителями, педагогические ситуации и т.д.); • Наглядные материалы (иллюстративный, консультативный материал для оформления родительских уголков, литература для организации выставок).
Педагогический коллектив находится в постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов работы с неполными семьями: • Создание банка данных о семьях воспитанников • Неформальные беседы о детях (обсуждаем достигнутые успехи ребенка); • Систематическое изучение запросов родителей, требований к работе дошкольного учреждения; • Проведение дней открытых дверей ДОУ; • Проведение и участие в внутрисадовских, городских, областных и всероссийских конкурсах, фестивалях и т.д. • Посещение педагогом семей на дому; • Организация внутригрупповых досок Почёта; • Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий; • Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка (индивидуальные задания на дом); • Привлечение родителей к общественной деятельности (работа Клубов для родителей, приглашение лекторов по интересующим вопросам и т.д.) • Консультативная помощь специалистов ДОУ; • Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка; • Целевые наблюдения за характером детско-родительского общения и особенностями поведения детей; • Проведение анкетирование, опросов родителей; • Проведение родительских собраний: устные журналы, клубы, дискуссии, родительские гостиные и т.д. • Проекты различной направленности: «Наши друзья комнатные растения», • Совместные тематические вернисажи (книги, детские работы): • Наглядно-педагогическая пропаганда:
Из опыта работы мы видим, что родитель (а, как правило, в большинстве семей это мать), воспитывающий ребёнка один, не всегда может справиться со своими педагогическими обязанностями. Для многих одиноких матерей характерны крайности: то ласкают ребёнка, то всё разрешают, то становятся чрезмерно строгими и что разрешили ранее, начинают запрещать. Такие колебания или зависят от настроения, или вызываются отрицательной оценкой кем-то из окружающих поведения ребенка. Все это неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях матери с ребенком, на формировании его характера. Поэтому педагоги тактично обращают внимание таких матерей на последовательность в их поведении, в требованиях к ребенку, помогают им в анализе собственных педагогических воздействий, их эффективности. Активно используем в этих случаях такие формы работы: индивидуальные беседы, анализ педагогических ситуаций, игровой метод. Важной задачей в работе с неполной семьей является создание доверия и близости между педагогами и родителями. С уверенностью мы утверждаем, что такая близость достигается не сразу, неполная семья более «закрыта» для посторонних. Одинокая мать, как правило, болезненно относится к вмешательству из вне. Поэтому особенно при общении с такими семьями педагогов требуется большой такт, терпимость, доброжелательность. Не секрет, что в неполных семьях чаще встречается трудные дети, но замечания воспитателя, а отрицательная характеристика поступков ребенка воспринимается матерями болезненно. По этой причине индивидуальных беседах мы стараемся говорить не столько о проступке ребенка, сколько о возможных причинах, мотивах этого проступка, вовлекаем мать в анализ детского поведения. И всегда подчеркиваем всё то хорошее, что есть в ребенке.
В индивидуальных беседах с родителями обращаем внимание: • Матери (или отца) на важность создания положительного отношения ребенка ко второму родителю; • Способствуем тому, чтобы общение ребенка с обоими родителями было систематическим; • Стараемся по возможности снизить или даже нейтрализовать влияния на детей родителей, ведущих себя аморально и безответственно (обращаемся за помощью в инспекцию по делам несовершеннолетних, в отдел опеки, в приют); • Проводим дифференцированную разъяснительную работу со старшими членами семьи, резко отрицательно реагирующими на общение ребенка с отцом, • Привлекаем по возможности родителей, отдельно живущих родителей к воспитанию ребёнка, к его жизни ребенка в детском саду.
Мы с уважением относится к одиноким родителям (в основном это матери). Тех, кто имеет хороший опыт воспитания, в нашем детском саду избираем в родительский комитет группы (детского сада), выражаем благодарности за активное участие в жизни ДОУ. Но есть родители, к нашему большому сожалению, относящиеся к своим родительским обязанностям не серьезно, достаточно легкомысленно, равнодушно. К таким родителям приходится применять другие формы и методы работы совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних, с отделом опеки администрации города. На опыте мы убедились, что нравственное развитие ребенка в неполных семьях зависит, прежде всего, от интенсивности и содержательности его общения с взрослыми (в том числе и с отцом), а также наличия положительного эмоционального микроклимата в семье. Активное использование разнообразных форм и методов работы ДОУ с семьей позволяет добиваться понимания и интереса у большинства родителей к обсуждаемому материалу, возникновения у них ассоциаций с собственным опытом. Большинство родители из неполных семей стали нашими активными помощниками, союзниками. Дети из неполных семей стали намного общительнее, эмоциональнее, их отношения с другими детьми и взрослыми улучшились. Постоянное совершенствование профессионального уровня педагогами позволяет вести активную работу семьями дошкольников по различным направлениям.
План работы с неполными семьями по кварталам.
Сентябрь – Октябрь - Ноябрь 1. Изучение индивидуальных особенностей семей, ее воспитательных возможностей, классификация семей по видам (степень благополучия, количество детей, консультации, родительская справка «изменение фамилии»). 2. Предложить родителям домашнее задание: составить перечень в чем нуждаются их дети, по степени значимости: движения, игра с родителями, друзьями, красивые вещи, лакомства, ласка, похвала. 3. Выявить причины неблагополучия семей. Индивидуальные беседы с родителями, относящимися к данной категории (понимают ли они, что их семья нуждается в «лечении», какие видят пути выхода из создавшейся ситуации). Декабрь – Январь - Февраль 1. Родителям предлагается понаблюдать за игровой деятельностью ребенка в стенах детского сада. Консультация «Чем занять детей дома». 2. Приглашение и участие в новогодней сказке «В гостях у золушки». Изготовление карнавальных костюмов. 3. Анализ конфликтных ситуации. Ситуация - «Я - это он» (для представителей семей с 1-м, 2-мя детьми: представьте себе, как поведет себя ребенок, если его отозвать от любимого занятия, не купить понравившееся лакомство).
Март – Апрель - Май Если ребенка воспитывает одна мама. 1. Тематическая встреча: «Быть матерью не так просто, как обычно думают». Выставка методической литературы. 2. «Поговорим за чашкой чая» Праздничное чаепитие. Знакомство с книгой Б. Спока «Разговор с матерью» (выбор глав). 3. Встреча родителей с учителем школы «Ребенок идет в первый класс». Памятка для родителей «Психологическая готовность родителей к школе»
Июнь – Июль - Август 1. Размышления дедушки (бабушки) обмен опытом. Консультация «Вечный компромисс». 2. Досуг в семье. Обмен опытом. 3. Родительское собрание «Знакомство с планом работы детского сада на летний период». Задачи родителей.