Воспитание культуры общения относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений пристальное внимание необходимо уделять решению задач воспитания культуры общения. Большие возможности в этом плане имеет целенаправленная работа по развитию речи дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Манухина Галина Исламовна»
Воспитание культуры речевого общения у старших дошкольников.
Воспитание культуры общения относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений пристальное внимание необходимо уделять решению задач воспитания культуры общения. Большие возможности в этом плане имеет целенаправленная работа по развитию речи дошкольников.
Методические вопросы воспитания культуры общения в процессе обучения детей родному языку остаются ещё не достаточно изученными, хотя очевидно, что все формы и методы работы по развитию речи детей заключают в себе богатые возможности этого.
Исследования (М. В. Ильяшенко, О.С. Ушакова, Н. Б. Хализева и др.) показали, что развитие речевой этической культуры детей будет эффективным, если перспективны и поступательны цели, четко определены содержание, методы и формы организации обучения, у детей формируются осознание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям и умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценивать её и, в соответствии с этим, применять речевые нормы общения.
В работе по воспитанию культуры речевого общения у старших дошкольников мы поставили следующие задачи.
1.Формировать у детей представление о необходимости вежливого обращения со взрослыми и сверстниками, осознание речевого этикета как социально-одобряемой нормы поведения и отношения к другим людям.
Развивать у детей умение оценивать ситуации общения, соотносить их с собственным поведением, выбирать адекватные ситуации, способы общения и языковые средства.
Обучать разнообразным формулам речевого этикета, учить выбирать из многообразия его элементов наиболее подходящие для определенной ситуации.
Проводить работу с родителями по ознакомлению их с теорией и практикой воспитания у дошкольников культуры речевого общения.
Одним из педагогических условий, определяющих эффективность нашей работы с детьми, являлось комплексное решение задач воспитания культуры общения и развития речи (воспитания звуковой культуры речи, формирования грамматического строя, развития словаря и связной речи).
Программа работы по воспитанию культуры речевого общения включала несколько направлений:
специально организованное обучение в форме занятий этического характера (разработан цикл из 20 занятий);
совместная деятельность воспитателя с детьми, включающая чтение литературных произведений, игры, этические беседы, игровые ситуации и др.;
свободная самостоятельная детская деятельность, в которой проявлялись полученные знания, умения культуры речевого общения в различных ситуациях и действиях;
работа с родителями в разнообразных формах (беседы, рекомендации, консультации, памятки, родительские собрания, домашние задания и др.).
Последовательность и этапы работы определялись логикой усвоения детьми речевого материала: от организации его восприятия, неоднократного воспроизведения, до самостоятельного использования усвоенного в игровых и повседневных ситуациях.
На каждом этапе в индивидуальной работе с детьми активное участие принимали родители.