5. Применение дидактического пособия……………………………………………..5
6. Список используемой литературы…………………………………………………6
1.Пояснительная записка.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована во ФГОС дошкольного образования. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников. Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях мы используем в своей работе наглядно-дидактические пособия. «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов )
Данное дидактическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста 3–7 лет, прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.
Пособие может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель:в интересной игровой форме формировать представления о разных профессиях(врач, повар, парикмахер, водитель, и т.д.). Умение соотносить действия людей с их профессией.
С помощью данного пособия можно решать следующиезадачи:
Образовательные:
- учить детей соотносить орудия труда с профессией людей;
Развивающие:
- называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.
- развивать наглядно-образное мышление;
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к труду взрослого, поощрять желание детей к трудовой деятельности.
- воспитывать интерес к природе, погодным явлениям и окружающему миру. Упражнять детей в выполнении правил игры, умению слушать товарищей, делать выводы, справедливо оценивать товарищей.
2. Дидактическое пособие в интерьере группы МБДОУ
Это самодельное дидактическое пособие расположено в уголке сюжетно-ролевых игр. Пособие можно удобно поставить на стол или на пол, просмотрев его содержимое и поиграть. Пособие яркое, привлекающее к себе внимание детей.
3. Ожидаемые результаты использования дидактического пособия.
В результате использования пособия дети научились соотносить орудия труда с профессией людей, группируя предметы по общим признакам; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение, развивать наглядно-образное мышление; находить причинно-следственные связи между объектами, делить предметы на части, составлять целое из частей и узнавать предмет по его части, решать проблемные ситуации, фантазировать; воспитывать ценностное отношение к труду взрослого, поощрять желание детей к трудовой деятельности.
Круги Луллия позволяют, создавая непринуждённую и увлекательную атмосферу процесса обучения, сделать занятия и свободную игровую деятельность детей увлекательными и эффективными.
4. Изготовление дидактического пособия.
Предлагаем вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретений Р. Луллия – «Круги Луллия». Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймонда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.
Для изготовления дидактического пособия «Профессии» нам понадобились следующие материалы:
- 4 бумажных круга разного диаметра;
- картинки, размещенные на кругах;
Бумажные круги заламинированы, все подвижные элементы закреплены при помощи крепёжного механизма.
5. Применение дидактического пособия.
Пособие «Кольца Луллия» используем в работе с детьми на занятиях, а также в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной игровой деятельности детей).
Игра «Кому что нужно для работы»
Наугад выбирается по одному показателю с каждого круга и объясняется практическая значимость данного объекта.
Взрослый предлагает называть варианты использования предметов по кругу, чтобы каждый ребенок мог хоть раз ответить первым. Если будут затруднения, взрослый может помогать детям. Принимаются и подсказки других детей.
Дети выбирают на круге один предмет и рассказывают по очереди как его можно использовать. Детям предлагается подумать, пофантазировать и назвать как можно больше вариантов использования предъявляемых предметов.
Игра «Придумай фантастическую историю или сказку»
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
6. Список используемой литературы
Логинова Л. «Кольца Луллия» // «Обруч» №4, 2004 г.;
Сидорчук Т.А., С.В.Лелюх Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – Издательство АРКТИ, 2015;
Методика работы с Кругами Луллия (интернет ресурсы).