Просмотр содержимого документа
«Лексическая тема "Огород.Овощи"»
ТЕМА НЕДЕЛИ: «ОГОРОД. ОВОЩИ»
1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью
Поочередно загибать пальцы.
Сколько грядок в огороде? В огороде у Федоры Растут на грядках помидоры, А на грядке у Филата Mнoгo разногo салата. У бабушки Феклы Четыре грядки свеклы. У дядюшки Бориса Очень мноro есть редиса. У Маши и Антошки Две гряды картошки. Рад, два, три, четыре, пять Поможем урожай собрать.
*** Повторяй за мной зарядку. В ней звук Т пришел на грядку. Тыква - вот, а вот - томат. Здесь - капуста, здесь - салат, Тмин, картошка, артишок И петрушки корешок. Все, что вырастили мы, Будем есть мы до весны. (Е. Карельская)
«Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).
Что мы видим слева, а что - справа?
Посмотреть направо увидеть «арбуз», посмотреть налево - увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) - прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) - прямо (выдох носом).
3. Мимические упражнения
Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький. Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Стручок фасоли.
Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»).
«Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»): а) без нажима языком на нижнюю челюсть; б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
5. Упражнения для rуб и щек
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву.
Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести» ).
Толстячки - худышки. Изобразить овощи на грядкe.
Арбузы, тыквы, кочаны капусты - «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие - «худышки».
6. Упражнения для языка
Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии. Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу. Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким». языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы. Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы. Игра «Я - не Я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку» и т. д. Дети отвечают: «И я, И яl» или «Не я, не яl».
7. Развитие физиологического дыхания
Игровое упражнение «Арбуз». Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счет до «трех»). Выдох живот втянуть (похож на ямочку).
8. Развитие речевого дыхания и голоса
Разговоры овощей.
Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!»
Огурец: «Пы-бы, по-бо».
Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту». Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.
9. Речевая зарядка
«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох.
Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах».
Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»
Огорченные овощи.
Морковь: «ОЙ! ОЙ! ОЙ!
Меня никто не выдергивает!»
Картофель: «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает!»
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ:
«Один - много»
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Дети называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы»
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.
Ход. Взрослый показывает детям картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как мы назовем ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка)
«Сосчитаем овощи»
Цель: учить согласовывать имена существительные с числительными.
Оборудование: муляжи овощей
Ход. Попросите детей: «Выйдите на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают в шеренгу.) Скажите: «Вот корзина овощей — посчитайте их скорей» Дайте ребенку, стоящему первым слева, муляж помидора и скажите: «Один помидор». Попросите малыша передать его следующему ребенку. Когда второй ребенок возьмет в руки помидор, скажите: «Два помидора». При получении муляжа третьим ребенком произнесите: «Три помидора», и так далее по эстафете до конца шеренги: «Четыре помидора, пять помидоров, шесть помидоров...»
Следующий овощ дети обыграют сами: они будут передавать муляж друг другу и одновременно говорить: «Один огурец, два огурца… пять огурцов, шесть огурцов...»
«Какой салат? Суп? Соус?»
Цель:активизировать словарь по теме, образовывать прилагательные от существительных.
Оборудование: детская посуда, муляжи овощей в корзине.
Ход.На столе стоят миски и кастрюльки. Ребенок берёт по одному овощу из корзинки, называет его, говорит, что приготовит из него (салат или суп) и кладет его в соответствующую посуду. Педагог задаёт вопрос, какой получится суп или салат из его овоща.
Салат из овощей (какой?) – овощной;
Салат из капусты (какой?) – капустный;
Салат из помидор (какой?) – помидорный;
Салат из кабачков (какой?) – кабачковый;
Салат из свеклы (какой?) – свекольный;
Салат из баклажанов (какой?) – баклажанный;
Суп из лука (какой?) – луковый;
Соус из чеснока (какой?) – чесночный;
Суп из картофеля (какой?) – картофельный;
Суп из гороха (какой?) – гороховый;
Суп из фасоли (какой?) – фасолевый.
«Мой, моя, мои» или «Жадина»
Цель: согласовывать существительные с личными местоимениями, развивать интонационный компонент речи.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, корзинка
Ход.Дети по одному достают из корзинки овощ и изображают «жадину». И говорят:
огурец - ..это мой огурец; свекла -..это моя свекла; картофель – это мой картофель; помидоры - это мои помидоры; и т.п. (лук, капуста, кабачок, баклажаны, чеснок, репа…)