Просмотр содержимого документа
«Кузбасс- мой родной край.»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса являются:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
• формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;
• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Осознание значимости знания географии родного края для личного развития;
Потребность в систематическом познании географии, культуры и традиций родного края;
Использование разных видов источников информации для познания;
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
Регулятивные учебные умения:
Умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Умение работать с картой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Умение самостоятельно работать с источником информации;
Умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, краеведческих играх;
Умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения;
Умение прогнозировать содержание источника информации (книги, справочника, карты) до чтения, используя имеющуюся информацию;
Умение отбирать источники информации по теме;
Умение ориентироваться в мире справочных изданий;
Умение составлять краткие аннотации к прочитанным источникам информации;
Умение выражать своё мнение о полученной информации, аргументировать свою точку зрения;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях полученной информации, её оформлении и структуре в устной и письменной речи;
Участвовать в конкурсе чтецов и рассказчиков подготовленных сообщений;
Пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
Вести диалог о прочитанной литературе;
Строить сообщения в устной и письменной форме.
Личностные результаты:
Эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
Этические чувства – стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения;
Осознанные устойчивые этические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих, сохранять и укреплять здоровье.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1.Наша Родина – Россия (3 часа).
Россия - страна, в которой мы живём. Территория России, столица России, глава Российского государства, денежная единица России, народы - населяющие Россию, конституция - основной закон страны. Декларация о правах ребёнка.
Основные понятия: Государство, страна, территория страны, столица, город, конституция.
Практическая работа: 1. Нанесение на карту границы России и кемеровской области. 2. Составление карты народов проживающих на территории России и Кемеровской области.
Тема 2. Государственные символы (1 час).
Что такое государственные символы? Герб России, флаг - символ государственной власти, знамя Победы, государственный гимн Российской Федерации. История российского флага.
Основные понятия: государственные символы, флаг, герб, гимн.
Практическая работа: Созданиебуклета «Прошлое и настоящее флага России».
Тема 3. Уникальные природные объекты России (2 часа).
Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами России. Красная книга России.
Основные понятия: Красная книга, особо охраняемые территории, памятники природы, заповедники, национальные парки, заказники.
Практические занятия: 1. Работа с источниками в библиотеке. 2. Просмотр фильмов.
Тема 4. Символы Кузбасса (2 часа).
Гербы Кемерово и Кемеровской области, флаги города и области, гимн города и области.
Практическая работа: Создание буклета «Прошлое и настоящее символов Кузбасса и города Кемерово», включающего различные периоды истории с краткими пояснениями.
Тема 5. Страницы история родного края (3 часа).
Первые поселенцы на территории нашего края. Волков первооткрыватель каменного угля. Исследователи и путешественники нашего края. Коренное население Кемеровской области. Первые города области. Почетные граждане Кемеровской области.
Практические занятия: экскурсии, выставки, конкурсы, участие в конференциях, игра путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.
Тема 6. Наш край в годы Великой Отечественной войны (2 часа).
Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших и живущих на территории края и города.
Практическая работа: 1.Детям предлагается узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. 2. Составление экспозиции «Дедушкины ордена и медали». 3. Экскурсия в музей боевой славы, чтение Книги памяти.
Тема 7. В гармонии с природой (5 часов).
Территория и географическое положение области. Знакомство с картой области. Природа родного города. Красная книга Кузбасса. Растительный и животный мир. Внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение. Объекты природы своей области: памятники природы; особо охраняемые территории. Охранять природу - значит охранять Родину. Изучение местной топонимики.
Практическая работа: 1. Работа с источниками информации в библиотеке - составление кратких сообщений, сбор материалов. 2. Экскурсия на природу (общение с живой природой);
3. С участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
- в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока (вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
- операция "Чистый двор".
Тема 8. Что дает наш край стране (2 часа).
Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством края и города, его предприятиями, их историей. Памятники истории и культуры. Мы - будущее нашего города: Что такое сам? Кем я хочу быть?
Практическая работа: 1. Экскурсии на предприятия. 2. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. 3. Выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений», «Юные дарования».
Тема 9. Традиции, обряды, ритуалы земли родной (3 часа).
В данной теме продолжается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду. "Месяцеслов" - сокровищница народной культуры, где приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д.
Годовой цикл христианских праздников: Рождество, Крещение, Благовещение,
Масленица, их значение в нравственном становлении человека. Престольные праздники (праздники города, праздники на улице). Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.
Практическая работа: Подготовка проекта «Народные традиции и обычаи»
Тема 10. Культурное наследие Кузбасса (2 часа).
Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.
Практическая работа: посещение музеев, театров, дома художников; встречи с поэтами, художниками, литературные и музыкальные гостиные, создание сборника стихов о городе, мини проекты, конкурсы на лучшую поделку, участие в акциях, выставки, викторины.
Тема 11. С любовью к городу (4 часа).
Что я знаю о своем районе, городе? Село Щеглово, город Щегловск, город Кемерово. Обращается внимание на название города, историю его названия, его размеры, значение.
Ярмарка в Щегловке. Школа и больница в Щегловке.
История заводов. Памятники города. Почетные граждане города Кемерово. Культурные учреждения города. Их история. Правила поведения в общественных местах.
Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, заочные путешествия, презентации.
Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что-либо для того, чтобы их город стал еще краше.
Тема 12. Мой микрорайон (2 часа).
Улица, на которой я живу. История улиц района: исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски.
Практическая работа: Изучение топонимики улиц.
Тема 13. Моя школа - моя судьба (2 часа).
Учащиеся продолжают знакомиться с традициями, историей своей школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.
Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет.
Тема 14. Я и моя семья (2 часа).
Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.
Перечень ключевых слов
Родина. Россия.
Символика. Герб, флаг, гимн: России, Кемеровской области. Конституция. Народы.
История. Первооткрыватели. Города. Почетные граждане. Семья. Родословная. Профессии.
Права. Обязанности. Взаимоотношения. Биография. Школа,
Город. Район. История города Кемерово.
Великая Отечественная война. События. Судьба героев.
Географическое положение. Карта. Природа. Красная книга. Внутренние воды. Охрана природы. Памятники природы. Промышленность. Сельское хозяйство. Предприятия. Культура. Наука. Краеведы. Традиции. Обряды. Ритуалы края.