Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружок «Почемучки» Группа раннего возраста»
Кружок
«Почемучки» Группа раннего возраста
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано с другими видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд, речевое развитие, изобразительная деятельность, ФЭМП, в меньшей степени экспериментирование связано с музыкальным и физическим воспитанием.
Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников.
Редкий ребенок, независимо от возраста, в момент игры – занятия, занятия – викторины не хочет проявить самостоятельность, быть первым умным, знающим, первым, быть, как взрослый! В этом смысле подобранные игры– занятия в значительной степени позволяют сделать «работу детей» (игру) радостной и желанной!
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
- формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей пытливости, инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.
Организация работы идёт по 3 взаимосвязанным направлениям:
- живая природа
- неживая природа
- человек
ЗАДАЧИ КРУЖКА «ПОЧЕМУЧКИ» (ОПЫТНИЧЕСКО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) В I МЛАДШЕЙ ГРУППЕ № 5 «РОМАШКА»:
1.Формировать умение выполнять действия в соответствии с предлагаемой пиктограммой. Определять содержание деятельности.
2.Формировать умение рассматривать явление как систему, совокупность устойчивых связей между компонентами явления по линии настоящее – пошлое – будущее для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира (пенек-табурет, стул) или живой природы (яйцо – цыплёнок – курица).
К концу года дети должны уметь:
1. Выполнять действия в соответствии с предлагаемой пиктограммой. Определять содержание деятельности.
2. Рассматривать явление как систему, совокупность устойчивых связей между компонентами явления по линии настоящее – пошлое – будущее для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира (пенек-табурет, стул) или живой природы (яйцо – цыплёнок – курица).
ЛИТЕРАТУРА.
Веракса Н.Е. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. М.2012
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. М.2013
Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М. 2013.
Дыбина О.В. Рукотворнй мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников. М.2000.
Картотека опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы кружка:
Октябрь
1
неделя
"Узнаем, какая вода?"
(выявление свойств воды)
О. В. Дыбина
" Неизведанное рядом" с. 5
2
неделя
"Кораблики"
(знакомство со свойствами плавающих предметов)
«Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста» Тема: «Вода» с.4, №1
3
неделя
"Нырки"
(знакомство со свойствами «ныряющих» игрушек)
«Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста» Тема: «Вода» с.4, №2
4
неделя
"Пена"
(знакомство с получением пены из шампуня)
«Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Вода» с.4, №5
Ноябрь
1
неделя
"Как увидеть воздух?"
(обнаружение воздуха в окружающем пространстве)
О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 6
2
неделя
"Игры с воздушным шариком и соломинкой"
(обнаружение воздуха в окружающем пространстве)
О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 7
3
неделя
"Ветер по морю гуляет"
(обнаружение воздуха в окружающем пространстве)
О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 8
4
неделя
«Надувание мыльных пузырей»
(обнаружение воздуха в окружающем пространстве)
О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 8
Декабрь
1
неделя
"Что в коробке?"
(знакомство со значением и источником света)
О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 9
2
неделя
"Волшебная кисточка"
(знакомство с получением промежуточных цветов)
О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 9
3
неделя
"Лёгкий - тяжелый"
(определение веса предметов и их группировка по весу)
О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 10
4
неделя
"Что звучит?"
(определение предмета по издаваемому звуку)
О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 11.
Январь
1
неделя
------------------
----------------
----------------
2
неделя
"Снежный городок"
(знакомство со свойствами снега)
«Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Снег» с.6, №3
3
неделя
"Изготовление цветных льдинок"
(выявление качеств воды)
О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 5
4
неделя
"Разные ножки топают по снежной дорожке"
(получение четких следов на снегу)
«Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Снег» с.6, №1
Февраль
1
неделя
" Горячо - холодно"
(определение температурных качеств предметов и веществ).
О.В. Дыбина " Неизведанное рядом" с. 12
2
неделя
"Лук – наш друг"
(краткосрочный проект)
3
неделя
"Лук – наш друг"
(краткосрочный проект)
4
неделя
«Волшебный магнит»
(знакомство с магнитом и его свойствами)
«Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Магнит» с.12, №1
Март
1
неделя
"Солнечные зайчики"
(знакомство со свойствами солнечного света)
«Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Солнце» с.13, №1
2
неделя
"Тень"
(знакомство со свойствами солнечного света)
«Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Солнце» с.13, №2
3
неделя
"Разноцветные стекляшки"
(знакомство со свойствами прозрачного стекла)
«Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Солнце» с.13, №3
4
неделя
"Моя зеленая прическа"
(знакомство со свойствами солнечного света)
«Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Растения» с.16, №4
Апрель
1
неделя
"Теремок"
(знакомство со свойствами дерева)
О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», с.9, №2.
2
неделя
"Утята"
(знакомство со свойствами бумаги и ткани)
О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», с.13, №1.
3
неделя
"Подарки для медвежонка"
(узнавание предметов из ткани, бумаги, дерева с помощью признаков материала)
О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», с.20, №1.
4
неделя
"В гостях у Красной шапочки"
(закрепление знаний детей о материалах)
О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», с.21, №1.
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ 2018-2019г.
ЗАДАЧИ КРУЖКА «ПОЧЕМУЧКИ» (ОПЫТНИЧЕСКО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ВО II МЛАДШЕЙ ГРУППЕ № 5 «РОМАШКА»:
ЗАДАЧИ КРУЖКА:
Учить строить постройки из песка, используя природный материал: камни, ветки, шишки, листья.
Учить вылавливать шарики из воды с помощью сачка.
Учить правильно выполнять приёмы и последовательность стирки.
Учить ребёнка мыть стол.
Учить собирать губкой воду со стола.
Учить определять на слух опытным путём, что от количества воды в стакане зависит звучание при ударе о стакан.
Источник: ‘‘Школа для малышей”. Упражнения с Монтессори — материалом, с. 157.
Тазик с водой, сачки, рыбки пластмассовые.
II
ИГРЫ
С
ПЕСКОМ
Упражнение "Волшебное сито”.
Задачи: Учить отделять мелкую крупу от крупной, пользуясь ситом.
Источник: журнал “для самых — самых маленьких” № 4 — 97г. домашняя школа Монтессори.
Сито, манка и рис (по полстакана), тарелки, ложка.
III
ИГРЫ
С
ВОДОЙ
Упражнение "Переливание из чайника в чашку".
Задачи: Учить переливать воду из чайника в чашку.
Источник: "Школа для малышей”. Упражнения с Монтессори -материалом.
Поднос, чайник, чашка, губка.
IV
ИГРЫ
С
ПЕСКОМ
Упражнение “Собери все бусинки”.
Задачи: Учить отделять бусинки от песка, ситом.
Источник: журнал "для самых — самых маленьких” N° 4— 97г. домашняя школа Монтессори.
Сито, совок, мелкие бусинки, песок, тарелка.
НОЯБРЬ
НЕДЕЛЯ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
МАТЕРИАЛ
I
ИГРЫ
С
ВОДОЙ
Упражнение "Взбивание пены”.
Задачи: Учить взбивать пену при помощи венчика, развивать мускулатуру кисти руки.
Источник: "Школа для малышей". Упражнения с Монтессори материалом, с. 158.
Миска с Водой, жидкое " мыло, губка, поднос.
II
ИГРЫ
С
ПЕСКОМ
Упражнение "Смети, но не просыпь”.
Задачи: Учить убирать за собой, сметать со стола, пользуясь щеткой и совком. Источник; журнал "для самых — самых маленьких”, Мд 4— 97г. домашняя школа Монтессори.
Щетка, совок.
III
ИГРЫ
С
ВОДОЙ
Упражнение “Пускание по воде лодочек”.
Задачи: дать представление о том, что лодочки плавают.
Источник: Т.Н. Федосеева, Методические указания.,"Игры-занятия с водой и песком”.
Таз с водой, лодочки.
IV
ИГРЫ
С
ПЕСКОМ
Упражнение ‘‘Пересыпание зерен изкувшина в кувшин”.
Задачи: Учить пересыпать зерна из кувшина в кувшин, анализировать сложные движения.
Источник: журнал “дошкольное воспитание" N2 10 — 2000г., с.58. домашняя школа Монтессори.
2 небольших кувшина одинаковой формы (типа молочника).
ДЕКАБРЬ
НЕДЕЛЯ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
МАТЕРИАЛ
I
ИГРЫ
С
ВОДОЙ
Упражнение “Переливание воды через воронку".
Задачи: Учить переливать воду через воронку в бутылочку.
Источник: “Школа для малышей”. Упражнения с Монтессори — материалом, с. 153.
Кувшин с Водой, воронка, бутылочка.
II
ИГРЫ
С
ПЕСКОМ
Упражнение “Выталкивание камешков и мелких предметов из песка с помощью встряхивания".
Задачи: Учить отделять камешки от песка.
Источник: Рекомендации программы “Шаг за шагом” — Игры с водой и песком.
Песок с камешками, глубокая чашка, ведерко.
III
ИГРЫ
С
ВОДОЙ
Упражнение “Стряхивание капель с мокрых рук на бумагу".
Задачи: Закрепить знание свойств воды.
Источник: К. Белая. “Шаг за Шагом" с. 151.
Чашка с водой, лист бумаги, акварель.
IV
ИГРЫ
С
ПЕСКОМ
Упражнение “Просеивание песка".
Задачи: Учить отделять камешки от песка.
Источник: журнал “для самых — самых маленьких № 4— 97г. домашняя - школа Монтессори.
Сито, совок, камешки, песок, тарелки.
ЯНВАРЬ
НЕДЕЛЯ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
МАТЕРИАЛ
I
ИГРЫ
С
ВОДОЙ
Упражнение “Снежинка в гостях у ребят".
Задачи: Закрепить знание свойств снега, свойств и качеств воды,
Источник: К. Белая. "Первые шаги” с. 158.— 161.
Чашки с водой и снегом. Сосуды с чистой водой. Краска, стаканы для опытов. Стаканчики для питья. Бумажные снежинки.
II
ИГРЫ
С
ПЕСКОМ
Упражнение "Окрашивание песка”.
Задачи: Учить перетирать с цветными метками между ладонями.
Источник: Рекомендации программы "Шаг за шагом". "Игры с водой и песком".
Песок, цветные мелки, тарелочки, совок.
III
ИГРЫ
С
ВОДОЙ
Упражнение "Набирать воду в ладони, пропуская ее сквозь пальцы, или удерживать ее в плотно сжатых руках”.
Задачи: Учить выдыхать воздух осторожно, добиваясь получения пузыря.
Источник: Т.Н. Федосеева. Методические указания. "Игры — занятия с водой и песком”.
Мыльная пена на блюдце, соломинки.
IV
ИГРЫ
С
ПЕСКОМ
Упражнение “Постройка из песка домка для зайчика”.
Задачи: дать представление о сухо и мокром песке: сухой — сыплется, мокрый — ленится.
Источник: К. Белая. "Первые шаги”, с.150.
Емкость с сухим песком, вода в кувшине, зайчик.
МАРТ
НЕДЕЛЯ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
МАТЕРИАЛ
I
ИГРЫ
С
ВОДОЙ
Упражнение "Перекладывание шариков".
Задачи: Учить вылавливать шарики с помощью ситечка.
Источник: “Школа для малышей. Для самых — самых маленьких", № 4— 97г. домашняя школа Монтессори.
Таз с Водой, пластмассовые шарики, ситечки.
II
ИГРЫ
С
ПЕСКОМ
Упражнение “Угощение на мамин праздник".
Задачи: Закрепить знание свойств песка.
Источник: К. Белая. “Первые шаги”, с.152. Материалы московского городского конкурса (модель воспитания детей раннего возраста) 2001 — 2002г.
Песок, камешки, веточки, листики.
III
ИГРЫ
С
ВОДОЙ
Упражнение “Собираем Воду губкой".
Задачи: Учить убирать за собой (собирать губкой воду, выжимая ее над тазиком)
Источник: журнал “для самых — самых маленьких”, №4— 97г. домашняя школа Монтессори, с. 1 2
Две тарелки, губка.
IV
ИГРЫ
С
ПЕСКОМ
Упражнение “Рисование палочкой на песке”.
Задачи: Развивать мускулатуру рук и координацию их движений. Расширять зрительные представления. Источник: Т.Н. Федосеева. Методические указания “Игры-занятия с водой и песком".
Песок сырой, палочки.
АПРЕЛЬ
НЕДЕЛЯ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
МАТЕРИАЛ
I
ИГРЫ
С
ВОДОЙ
Упражнение “Мытье стола".
Задачи: Учить ребенка мыть стол.
Источник: “Школа для малышей”. Упражнения с Монтессори — материалами, с. 1 60.
Кувшин с водой, 2 миски, мыло, губка, тряпка, ведро, | фартук, полотенце для рук.
II
ИГРЫ
С
ПЕСКОМ
Упражнение “Строим башню".
Задачи: Учить строить башню из песка, укрепляя ее камешками. Закреплять знания свойств песка.
Источник: К. Белая. “Первые шаги”, с. 152. Материалы московского городского конкурса (модель воспитания детей раннего возраста) 2001 — 2002г.
Песок, камешки, флажок.
III
ИГРЫ
С
ВОДОЙ
Упражнение “Стирка".
Задачи: Учить правильно выполнять приемы и последовательность стирки.
Источник: “Школа для малышей”. Упражнения с Монтессори—- материалами, с. 160.
2 тазика, мыльница с мылом, кувшин, фартук, кукольное белье, прищепки, ведро, тряпка для пола.