kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционно-профилактическая работа с детьми младшего возраста (логопедическое сопровождение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-профилактическая работа с детьми младшего возраста (логопедическое сопровождение)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-профилактическая работа с детьми младшего возраста (логопедическое сопровождение)»







« КОРРЕКЦИОННО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ


ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»









Учитель- логопед

Суворова Н.Г.







ЗАДАЧИ:




1.Развивать глубокое ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом.


2.Развивать саморегуляцию мимических движений.


3.Формировать правильный целенаправленный выдох.


4.Развивать дифференцированные и согласованные движения пальцев рук.


5.Формировать умения выполнять действия по словесной инструкции.


6.Развивать дифференцированные слуховые ощущения, слухо- двигательные и зрительно-двигательные координации


на основе речевой инструкции.


7. Развивать умение использовать речевые и неречевые средства адекватно ситуации общения.


8. Применять здоровье сберегающие технологии.

















Коррекционно – профилактическое сопровождение детей раннего возраста.

Комплекс № 1


Развитие общих речевых навыков. Дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового внимания и понимания речи

Развитие мелкой моторики

Формировать произвольный выдох.

Игра «Шторочка» Воспитатель предлагает подуть на шторочку ,чтобы увидеть спрятанную за ней игрушку. Ребенок дует на бахрому, выполненную из салфеточной или гафрированной бумаги (3-4 раза) Игрушки меняются.

Развивать умение высовывать и убирать язык.

Игра *Язычок убежал в домик*

Воспитатель предлагает детям поиграть с язычком, показывая, как язычок вышел погулять (Язык положить на нижнюю губу), затем испугался собачки и спрятался. Язычок убрать и зажать губы. (3-4 раза)


Развивать умение определять направление звука.

Игра * Где звенит колокольчик* ( повторять игру 5-6 раз, меняя место положения колокольчика. Дети поворачиваются и показывают где звенит колокольчик.

Развивать умение сжимать и разжимать кулачки в сопровождении текста .

Игра *Прятки*.

В прятки пальчики играли и головки убирали.

Вот так, вот так все головки убирали.


Игра «Капуста»

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту трем ,трем.

Игра «Жадный ежик». Воспитатель:* Ежик ест банан.*

Дети: *Ам-Ам-Ам».

Воспитатель:*Дай и мне*.

Дети:*Не дам-ам-ам.

Игра *Детки улыбнулись*

Воспитатель показывает клоуна, предлагает улыбнуться и повеселить клоуна (губы растянуты в *улыбке* (3-4 раза)


Развивать устойчивость слухового внимания, определяя предмет по его звучанию.

Игра* Что звучит в коробочке*

В одну коробочку положить горох, в другую мелкие луковицы. Воспитатель поочередно показывает, как звучат коробочки с разными овощами. Предлагает помочь зайчику угадать , в какой коробочке что спрятано.


Развивать круговые движения пальчиков по ладони.


Игра *Яблоко*


Круглое яблоко выросло на ветке.

Вкусное сладкое любят его детки.

Развивать целенаправленный выдох ,резкий и длительный.

Игра *Ладошки замерзли*

Воспитатель: *Подуем теплым воздухом.

Дети подставляют ко рту ладошки и произносят отрывисто *Х-х-х*

Затем плавно *ХЫ-ы-ы-ы*

Удерживание расслабленного языка на нижней губе. Игра *Попробуем горошек*. Воспитатель предлагает поиграть с язычком: *Угостим язычок*.

Дети кладут широкий язычок на нижнюю губу и удерживают 3 сек., затем убирают в полость рта.

Узнавать и выделять звучание (например барабана ) из ряда других звучащих предметов.

Игра *Играет не играет*

(Определить играет барабан за ширмой или нет).

Развивать умение поочередно гладить пальчики одной руки пальчиками другой руки.

Игра *Огород*

Что растет на грядке?

Огурцы ,горошек сладкий. Помидоры и чеснок.

Есть капуста. Кабачок.







Карточка № 2


Развитие общих речевых навыков. Дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового внимания и понимания речи

Развитие мелкой моторики

Упражнение « Пузырики»

Малыши делают глубокий вдох через нос ,надувают « щеки –пузырики» и медленно выдыхают через чуть приоткрытый рот. Повторить 2-3 раза.

Упражнения « Лягушка»

Подражаеи мы лягушкам

Тянем губки прямо к ушкам.

« Слон»

Буду подражать слону

Губы хоботом тяну.

Игра « Тишина»

Дети закрыв глаза « слушают тишину» Через минуту детям предлагается открыть глаза и сказать, что они слышали.

Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук (Прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки)

Упражнение «Насосик»

Дети ставят руки на пояс, слегка приседают – вдох,, выпрямляются – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3-4 раза.


Развитие голоса. Упражнение «Медленнее- быстрее»

Как пищит мышка?

Пи…Пи…,пи-пи-пи-, пипипипи.

Как поет петушок?

Ко…. Ко….,ко-ко-ко, кокококо.

Упражнение «Заборчик»

Зубы ровно ты смыкаешь

И «заборчик» получаешь.


«Блинчики»

Испекли блинов немножко

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной

Пригласим к обеду маму.

Игра « Узнай по звуку»

Использовать различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки : ( деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, стакан, ….)


Упражнение « Мама»- самомассаж кистей рук ( прямолинейное поглаживание тыльной стороной ладоней противоположной руки)


Упражнение «Лягушки»

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги летят.

Дети сжимают кулачки и кладут их на стол пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы. Повторить 5 раз.

Упражнение «Говорилка»

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

Как разговаривает паровозик? Ту-ту-ту-ту.

Как машина гудит? Би-би-би-би.

Как «дышит» тесто ? Пых-пых-пых.

Можно еще пропеть гласные звуки:

О-о-о-о-,у-у-у-у-

Упражнение « Бегемотик»

Бегемотик рот открыл,

Подержал потом закрыл,

Подразним мы бегемота-

Подшутить над ним охота.


Повторить упражнение 3- 5 раз.Дать детям отдохнуть и еще повторить 3-4 раза.

Игра «где хлопнули ?» , «Где позвонили?»

Для игры нужен колокольчик и другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, а воспитатель встает в стороне и тихо звенит (шуршит…). Ребенок должен повернуться к тому мессу ,откуда слышен звук.

Упражнение « Ежик»

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать.

Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой.







Карточка № 3


Развитие общих речевых навыков. Дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового внимания и понимания речи

Развитие мелкой моторики

Упражнение» Укачиваем куклу в коляске»

С каждым разом поем все тише:

А-а-а-,а-а-а-…..

Упражнение «Курочки»

Встать. Наклониться. Опустить руки –«крылья» и опустить голову. Произнести «так-так-так» и одновременно похлопать по коленкам. Выдох. Выпрямиться, поднять руки –вверх –Вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение « Хомячок»

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.


Предлагаем детям надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 сек. Потом выдохнуть. Повторяем упражнение 3-5 раз


Игра « Тишина»

Дети, закрыв глаза слушают тишину. ( Воспитатель , например, за дверью что ни будь говорит или издает звук знакомым предметом).Через минуту воспитатель просит рассказать, что дети слышали. Или показать на используемый предмет.

Упражнение « Пила» для самомассажа кистей рук (поперечные движения по тыльной стороне ладоней ребром ладони противоположной руки..


Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три ,четыре , пять-

Начинаем разгибать.

( Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы, а затем расслабляют их и сжимают.

Упражнение «Прятки с Мишкой»

Повышение голоса при пролизнесении сочетаний из двух звуков со вдохом носом: Ау-ау, ау-ау…….


Развитие понимания интонации

Упражнение» Весело – грустно»

( использовать сказочного персонажа)

Упражнение « Лопатка»

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.


Широко открываем рот. Кладем широкий язычок на нижнюю губу. Удерживает 3-5 сек. Убираем язычок. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Игра « Шумовые баночки»


Упражнять в определении на слух , что находится в баночках.


Игра « Кто как стучит в дверь»

Воспитатель производит стуком несложный ритмический рисунок. Дети повторяют хлопками.

Упражнение Постираем платочки» для массажа кистей рук в «сухом»

Бассейне.


В гости к нашей сестричке

Зимой прилетели птички: Эта птичка – совушка,

Ну, а эта – скворушка,

Эта птичка – воробей,

Ну , а это соловей.

(Называем птиц, разминаем или растираем каждый палец).

Упражнение « Солнышко»

Делаем вдох, поднимая руки вверх.

Выдыхаем и произносим:

О-о-о-о – солнце высоко !


Упражнение «Гуси летят»

Медленно и плавно дети ходят по комнате, взмахивая руками , словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнеся «г-у-у-у» Повторить 8-10 раз

Упражнение « Котенок лакает молоко»

Котенок любит молоко:

Нальешь - и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко, « Лопаткой» высунув язык.


Широко открываем рот, делаем 4-5 движений языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок.

Повторяем упражнение 3-4 раза.

Игра «Полянка»

На полянке собрались дикие животные. Каждый из них постучится по- разному : Заяц – 1 раз, медвежонок -2 раза, белка – 3 раза, а ежик 4 раза. По стуку догадайтесь кто пришел на полянку.

Упражнение «Белочка»

Сидит белка на тележке,

Продает свои орешки;

Лисичке- сестричке,

Воробью синичке,

Мишке косолапому
Заиньке усатому.


(Зажать пальцы в кулачок и поочередно разгибать их, начиная с большого)



Карточка № 4


Развитие общих речевых навыков. Дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового внимания и понимания речи

Развитие мелкой моторики

Упражнение «Дерево на ветру» позволит правильно сформировать дыхательный аппарат.

Выполнение

Малыша усаживают на пол на колени, просят скрестить ноги, спина прямая. На «раз» руки поднимаются вверх над головой вместе со вдохом, на «два» опускаются на пол перед собой с выдохом, при этом туловище несколько гнется вперед, словно качается на ветр


«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.


Что услышал.

Можно использовать два варианта игры. Предложите ребенку послушать запись, на которой слышны звуки дождя, ручья, пения птиц. Малыш сначала внимательно слушает запись, лучше с закрытыми глазами. При этом он может лежать на полу или удобно сидеть. После прослушивания попросите ребенка вспомнить, что он слышал.

Упражнение « Детки»

Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальчики считать - 
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные. 
Тише, тише, тише, 
Не шумите! 
Наших деток не будите! 
Птички станут щебетать, 
Будут пальчики вставать. 


Упражнение «Надуй шарик» позволяет тренировать силу вдоха и выдоха.

Выполнение:

Ребенок сидит на полу и на вдохе широко разводит руки в стороны. На выдохе сводит их медленно, пока не лопнет шарик, то есть не соединятся его ладони. Во время соединения рук он произносит «шшш», вытягивая при этом губы хоботком.



« Лопатка»

Как волшебник, наш Николка - лопатку превратил в иголку.

Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 раз.



Найди пару

.Заранее приготовьте несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у вас, второй — у ребенка. Потрясите коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.


«ПО ГРИБЫ»
(потешка) 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик жарить стал, 
Этот пальчик всё съел, 
Оттого и потолстел. 

Упражнение «Трубач» для развития плавного, длительного выдоха.

Выполнение:

Ребенок сидит на коленях, кисти рук сжаты в трубочку и подняты вверх. Он совершает медленный вдох и громко произносит «п-ф-ф-ф-ф», затем снова набирает воздух и повторяет «п-ф-ф-ф-ф».



«Показать язык»

Язык наш нужно показать, сначала зубкам волю дать. Та-Та-Та

(покусать кончить языка)

Заморились уже зубы, пусть язык покажут губы. Пя-Пя-Пя

(пошлепать кончик языка).



На чем играю.Ведущий показывает ребенку или группе детей музыкальные инструменты: бубен, дудочку, гармошку, металлофон и другие. Затем прячет их за ширму или загораживает чем-то другим. Играет на каком-либо инструменте, а ребенок отгадывает, какой инструмент звучал.

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ» 
Есть игрушки у меня: 
(хлопать в ладоши) 
Паровоз и два коня, 
Серебристый самолёт, 
Три ракеты, вездеход, 
Самосвал, 
Подъёмный кран. 

(загибать поочерёдно пальчики) 





Карточка № 5


Развитие общих речевых навыков. Дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового внимания и понимания речи

Развитие мелкой моторики

Упражнение «Веселый петушок»
Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела.
Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.

«Вкусное варенье»

Нашей Маше очень смело, на губу варенье село,

Нужно ей язык поднять, чтобы капельку слизать.


Какой звук

 Ребенку дают две карточки, на одной длинная полоска, на другой-короткая. Взрослый издает звук на каком-либо музыкальном инструменте: дудочке, металлофоне, пианино. Звучание должно быть то длинным, то коротким. Ребенок должен определить, какой звук: длинный или короткий и показать соответствующую карточку.

«ПАСТУШОК» 
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, 
Потерял пастух дуду. 
(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе) 
А я дудочку нашла, 
Пастушку я отдала. 
(хлопки в ладоши) 
Ну-ка, милый пастушок, 
Ты спеши-ка на лужок, 


 Упражнение «Насос»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела
Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.


.

«Поймаем мышку»

Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).


«Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: «АУ» - дети кричат в лесу. Или «ИА» - как кричит ослик. Или «УА» - так плачет ребенок. Как мы удивляемся? «ОО!» И т.п.

ЛОДКА» 
(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик) 
Лодочка плывёт по речке, 
Оставляя на воде колечки.
«ПАРОХОД» 
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх) 
Пароход плывёт по речке 
И пыхтит он, словно печка.

Упражнение «Потягушечки»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.



«Бублик»

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать 5-7 сек..


Хлопни в ладошки. Я буду называть разные звуки (медленно с паузами), а ты хлопни, если услышишь звук А (О, У, И, Ы, Э): А, У, О, И, С, А, Э, Ш, Р, Л, Ф, А, З, А, А, В, Х, О. Играть до безошибочного угадывания.пни в ладошки. Я буду называть разные звуки (медленно с паузами), а ты хлопни, если услышишь звук А (О, У, И, Ы, Э): А, У, О, И, С, А, Э, Ш, Р, Л, Ф, А, З, А, А, В, Х, О. Играть до безошибочного угадывания.

«КОЗА» 
(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем) 
У козы торчат рога, 
Может забодать она.
«ЖУК» 
(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими) 
Жук летит, жук жужжит 
И усами шевелит.




Карточка № 6


Развитие общих речевых навыков. Дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового внимания и понимания речи

Развитие мелкой моторики

Упражнение «Едет-едет паровоз»
Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Выполняем 20-30 сек.

«Пароход»

Необходимо прикусить кончик языка, при этом воспроизвести долгий звук «Ы», как будто гудит пароход.

Отправляется пароход «Ы-Ы-Ы»

Набирает он свой ход «Ы-Ы-Ы»

Пароход нам весело гудит «Ы-Ы-Ы»

«Счастливого пути!» — он говорит «Ы-Ы-Ы».


У курицы появились маленькие (цыплята). (Цыплята) вывелись из яиц. Курица зовёт (цыплят): «Ко-ко-ко!» Маленькие (цыплята) клюют пшено и пьют воду из блюдца.


«ПАЛЬЧИКИ» 

Раз, два, три, четыре, пять, 
Вышли пальчики гулять! 
Раз, два, три, четыре, пять, 
В домик спрятались опять. 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) 


Упражнение МЫШКА И МИШКА. 
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. 
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох) 
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш) 
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) 
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.

«Часы»

Немного открыть рот, а затем двигать язычком влево и вправо.

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик, вправо так.

Ходят часики – вот так!


Эхо.

Повтори за мной, как эхо (взрослый говоритсначала по одному слогу. 2, 3 слога):

1) ты-та-то; та-то-ту; мо-ма-мы; му-мы-ма; ну-на-ны; да-ды-до;

2) та-па-ка; ба-ва-га; ма-на-ва; ва-ма-на; па-та-ка; ка-фа-ха;

3) па-ба; та-да; ка-га; фа-ва; са-за; ша-жа; 4) па-ба-па; ба-па-ба; та-да-та; да-та-да; ка-га-ка; га-ка-га; 


«ШАЛУН» 
Наша Маша варила кашу 
Кашу сварила, малышей кормила. 
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) 
Этому дала, этому дала, 
Этому дала, этому дала, 
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) 
А этому - не дала. 
Он много шалил, 
Свою тарелку разбил. 

Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
 
Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.


«Денискина зарядка» 

1. « Улыбка» Наш Дениска – озорник 

Тянет губки к ушкам. 

- Посмотрите, - говорит, 

- Я теперь - лягушка! 


Животные и их детёныши. Картинки с животными. Произносить каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом (выбрать соответствующую картинку).

«СТУЛ» 
(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз) 
Ножки, спинка и сиденье - 
Вот вам стул на удивленье.
«СТОЛ» 
(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка) 
У
Сверху крышка, как ладошка.


Карточка № 7

Развитие общих речевых навыков. Дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового внимания и понимания речи

Развитие мелкой моторики

Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

Упражнение « Котенок лакает молоко»

Котенок любит молоко:

Нальешь - и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко, « Лопаткой» высунув язык.


Широко открываем рот, делаем 4-5 движений языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок.

Повторяем упражнение 3-4 раза.

Дует ветер

(изменение силы голоса). Дует лёгкий летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо). Подул сильный ветер: У-У-У (громко). Можно использовать картинки.


"ГНОМИКИ-ПРАЧКИ" 
Жили-были в домике 
(дети сжимают и разжимают кулачки) 
Маленькие гномики: 
Токи, Пики, Лики, 
Чикки, Микки. 
(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика) 
Раз, два, три, четыре, пять, 
рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого) 
Стали гномики стирать 
кулачками друг о друга) 

Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
 

Окошко
Рот приоткрою я немножко, 
Губы сделаю «окошком». 
Зубки рядышком стоят 
И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

Громко-тихо

(изменение силы голоса). Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие — тихо.

"ВАРИМ КОМПОТ" 
Будем мы варить компот, 
Фруктов нужно много. Вот: 
(левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают") 
Будем яблоки крошить, 
Грушу будем мы рубить. 
Отожмём лимонный сок, 
(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика) 
Слив положим и песок. 
Варим, варим мы компот. 
Угостим честной народ. 
(опять" варят" и "мешают") 

 В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
 

Я лошадка – серый бок (цок, цок), 
Я копытцем постучу (цок, цок), 
Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами). 

Повтори за мной

Взрослый отстукивает простой ритм ладошками, ребенок должен повторить. В дальнейшем ритм усложняется. Затем ритм задает ребенок, а взрослый повторяет.

"ЗДРАВСТВУЙ" 
Здравствуй, солнце золотое! 
Здравствуй, небо голубое! 
ветерок! 
Здравствуй, маленький дубок! 
Мы живем в одном краю - 
Всех я вас приветствую! 
(пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками) 







Карточка № 8


Развитие общих речевых навыков. Дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового внимания и понимания речи

Развитие мелкой моторики

 Веселая пчелка
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

«Змейка»

- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Осторожно народ:
Змея в пещере живёт.
Кто её не хвалит,
Того она ужалит.


Высокий-низкий — аналогичная игра. Услышав высокий звук, ребенок поднимает руки вверх или поднимается на носочки. Услышав низкий звук-приседает.

"БАБОЧКА"
(народная потешка) 
Бабочка-коробочка, 
Улетай под облачко. 
Там твои детки 
На берёзовой ветке. 
(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки) 

Самолетик-самолет (разведение рук ладошками, голова поднимается на вдохе).
Отправляется в полёт (здесь нужно задержать дыхание)
Жужу -жу (поворачивается вправо)
Жу-жу-жу (на выдохе нужно произнести ж-ж)
Постою и отдохну (опускает руки, становится прямо)
Я налево полечу (голову вверх на вдохе)
Жу – жу – жу (поворачивается влево)
Жу – жу –жу (звук ж-ж-ж на выдохе)
Постою и отдохну (становится прямо, опустив руки).

«Барабанщики - дятел»

- Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д -Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д

Что шумит? (шумовые коробочки).

«Дождик». Различать ритм постукиваний по металлофону.

«Угадай, на чем играю?» (барабан, металлофон, дудочка деревянные палочки, шумовая коробочка и т.д.).

«Волшебная ложечка». (Определить, почему стучит ложечка).

“Хлопни, как я: один хлопок, два хлопка, три хлопка”.


"ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ" 
Улетела птица- мать 
Малышам жучков искать. 
Ждут малютки-птицы 
Мамины гостинцы. 
(все пальцы правой руки обхватить левой ладонью - получается "гнездо"; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде) 

Собираем урожай с дерева Малыш должен представить, что он рвёт с дерева вишни или яблоки. Поднимая одну руку вверх, нужно вдохнуть воздух. Опуская — выдохнуть. Повторять упражнение, попеременно чередуя руки.


Поцелуй

Воздушный поцелуй я мамочке дарю,

Дорогая мамочка! Я тебя люблю!

Смыкать губы в виде поцелуя (мгновенно).


«Кто?» (определить по звукоподражанию животное, птицу).

«Далеко – близко» (определить тихое – громкое звучание колокольчика).

«Самолет высоко – низко» (высота голоса).

«Звуковые ручейки»: высокое звучание: «буль – Буль», низкое звучание «буль-буль».

«Ветер – шалун» (слышать тихое и громкое шуршание листьев).

"КРЮЧОЧКИ" 
Крепко держатся дружочки, 
Не разжать нам их крючочки. 
(сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими пальцами) 




Карточка № 9


Развитие общих речевых навыков. Дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового внимания и понимания речи

Развитие мелкой моторики

Порхающая бабочка Ребёнок должен попеременно вставать и приседать, взмахивая при этом руками, как бабочка крыльями: встаёт — руки поднимает, выдох, приседает — руки опускает, вдох.


Иголочка

Тоненька иголочка

Может это ёлочка?

Может платье мама шьёт?

Может ёжик здесь идёт? Нет!

Здесь спортивный Язычок

Зарядку выполняет!

А такое может быть?

Конечно же бывает!

Рот широко открыт, губы улыбаются, узенький язычок тянется вперёд.

«Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”).

«Сложи в желтую корзину желтые овощи». (В зеленую – зеленые, красную - красные).

«Сложи из двух, трех половинок овощ, фрукт».

«Узнай овощ, фрукт по контуру».

«Подбери чашку к блюдцу» (и наоборот).


"ЦВЕТОК" 
Набухай скорей, бутон, 
Распусти цветок - пион! 
(подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые - получается "бутон"; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть - получается раскрытый "цветок") 


Поймай в воде рыбку Ребёнок сидит на невысоком стульчике с опущенными вниз руками. На полу возле стульчика нужно разбросать мелкие игрушки и предложить малышу, наклоняясь поочерёдно в каждую сторону, поднимать по одной игрушке.


Вкусное Варенье

Паша ел блины с вареньем

Блинов нам не досталось.

Но зато варенье

Всё на губах осталось!

Облизывать губы по кругу в одну и другую стороны.

«ВОЛШЕБНЫЙ КУБИК«

Игровой материал: 2-3 кубика с картинками.

Правила игры: На гранях обыкновенного кубика наклеены картинки — самолёт, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит:

«Вертись, крутись, на бочок ложись «, — и кидает кубик.Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.

Таких кубиков, если этот вариант игры понравится детям, может быть 2-3

"ЗДРАВСТВУЙ" 
Здравствуй, солнце золотое! 
Здравствуй, небо голубое! 
Здравствуй, вольный ветерок! 
Здравствуй, маленький дубок! 
Мы живем в одном краю - 
Всех я вас приветствую! 
(пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками) 

Снежинка. Дайте ребенку маленький кусочек ватки, которая будут летающей снежинкой. Попросите ребенка нежно подуть на снежинку округленными губами (как можно дольше), а вдыхать через нос. То же самое можно сделать и с бумажным самолетиком или бабочкой, привязанными за ниточку.
“Часики”

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.


«Дудочка» На дудочку губы положим, И даже сыграть на ней сможем. Ду-Ду-Ду.


Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«СКАЖИ, КАК Я «

(Обучение интонированию звуков)

Игровой материал: мяч.

Правила игры: Дети стоят в кругу, а взрослый — в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например: (С)лон забо(Р) ко(Ш)ка.

Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также. Стараемся, чтобы в игре участвовали все дети.

"ПОМОЩНИКИ" 
Раз, два, три, четыре 
(дети сжимают и разжимают кулачки) 
Мы посуду перемыли. 
(трут одной ладошкой о другую) 
только чашку мы разбили, 
(загибают пальчики, начиная с мизинца) 
Ковшик тоже развалился, 
Ложку мы чуть-чуть сломали. 
Так мы маме помогали. 
(сжимают и разжимают кулачки) 



Карточка № 10


Развитие общих речевых навыков. Дыхания.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие слухового внимания и понимания речи

Развитие мелкой моторики

Светор

Стоя или сидя, спина прямо.

Поднять руки в стороны – вдох, медленно опустить вниз – длительный выдох, произность «С-с-с-с-с»

Повторить 3-4 раза


“Часики”

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.


 «КОМАРЫ И ОСЫ«

Различение звуков 3 — С

Игровой материал: картинки.

Правила игры: Комары звенят З-з-з, осы ползают возле банки с вареньем и поют свою песенку С-с-с. Предлагаем детям:

«Услышите песенку комара З-з-з, помашите крылышками, а когда услышите песенку осы С-с-с, то пальцами покажите, как она ползет «.

Затем называем слова, в которых есть звук С или звук 3, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.

Словарный материал: зонт, слон, забор, сахар, сушки, соль, самолёт, заноза, дозор, мазать и т.д.

"МИЗИНЧИК" 
Маленький мизинчик 
Плачет, плачет, плачет. 
Безымянный не поймет: 
Что всё это значит? 
Средний пальчик очень важный, 
Не желает слушать. 
Указательный спросил: 
- Может, хочешь кушать? 
А большой бежит за рисом, 
Тащит рису ложку, 
Говорит: - Не надо плакать, 
На, поешь немножко! (каждому пальчику делаем массаж)

ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Отдыхает язычок

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.


«ДЯТЕЛ» Правила игры: Ребенок рассказывает потешку:

«Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит «.

После этого он изображает дятла: бьёт кулаком кулак, приговаривает: Д-д-д.

В этой игре вводим незаметно для малыша понятие твердости — мягкости согласного:

папа-дятел долбит — Д-Д-Д, а маленький птенец дятла стучит Д’-Д’-Д’.

"ЛАДОНЬ-КУЛАК" 
Хочешь? Тоже делай так: 
То ладонь, а то - кулак. 
(руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка {позиция "кулак"- "кулак"}; разжать пальцы одной руки и прижать её к столу {позиция "рука" - "кулак"}; для усложнения увеличить темп движения) 

ГОВОРИЛКА
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает. 
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту. 
Как машинка гудит? Би – би. Би – би. 
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых. 
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Лопаточка

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Отдыхает наш дружок.


«ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ«

Правила игры: Заводим ключиком механические игрушки (игрушки — это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж — полетел жучок;

Р — затарахтел игрушечный мотоцикл;

Ц — запрыгала белочка;

Ф — зафыркал ёжик


"ЗДРАВСТВУЙ" 
Здравствуй, солнце золотое! 
Здравствуй, небо голубое! 
ветерок! 
Здравствуй, маленький дубок! 
Мы живем в одном краю - 
Всех я вас приветствую! 

(пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками) 








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Суворова Наталья Геннадьевна

Дата: 10.11.2020

Номер свидетельства: 562969


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства