kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация "Влияние двигательной активности на умственное развитие детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В консультации представлены средства двигательной активности, которые влияют на умственное развитие детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Влияние двигательной активности на умственное развитие детей"»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13» г. Пласта









Влияние двигательной активности на умственное развитие детей








Подготовила:

воспитатель

высшей квалификационной категории

М.В.Елагина


Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Содержательная сторона двигательного режима должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Средства развития двигательной активности для дошкольников:

гимнастика (утренняя, пробуждающая, после дневного сна)

физкультурные занятия

подвижные игры

активный отдых (участие в кружках, в спортивных мероприятиях и эстафетах)

прогулки

игры, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы)

логоритмика

Первое место

в двигательном режиме дня принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов. Зарядка для дошкольников часто дополняется элементами дыхательной гимнастики и пальчиковыми играми. Утренние упражнения могут сочетаться с приёмами закаливания. Кроме здоровьесберегающих функций, зарядка выполняет значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов. Утренняя гимнастика является одним из инструментов воспитания всесторонне развитой личности. Выполнение зарядки укрепляет и физическое, и психическое здоровье — ребёнок испытывает положительные эмоции.

Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

  • подъём мышечного тонуса;

  • улучшение настроения;

  • профилактика простудных заболеваний;

  • укрепление дыхательного аппарата;

  • предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия.

Дыхательная гимнастика. Для детей средней — подготовительной групп это чуть ли не самый важный этап работы, так как, кроме задачи общего укрепления организма и дыхательной системы в частности, упражнения помогают вырабатывать правильное звукопроизнесение, что очень актуально для малышей, полноценно овладевающих речью или тех, у кого есть проблемы с речевым аппаратом.

Корригирующая гимнастика – это вид лечебной гимнастики, специальных упражнений для устранения нарушений осанки, оказывает она и общеукрепляющее действие.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются: дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; совершенствование, имеющихся у детей навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях; развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости; воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Физкультминутки снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность. Для того, чтобы их использование было эффективным важно знать основные требования к ним:

  • содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;

  • упражнения для физкультминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;

  • предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

  • комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;

  • необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотво­рения, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности.

Дидактические игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, действия с предметами стимулируют развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, тем самым влияют на умственное развитие. Пальчиковая гимнастика (штриховка, обводка, дорисовывание, раскрашивание букв пластилином и методом «тычка», работа с разным конструктором, игры с крупами – «крупотерапия»;работа с бархатной бумагой, ватой и шнурками).

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. 
    Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности. Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2 до 5 лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

 уточнение артикуляции;

развитие фонематического восприятия;

расширение лексического запаса;

  развитие слухового внимания и двигательной памяти;

совершенствование общей и мелкой моторики;

выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

 развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

творческой фантазии и воображения.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. 

Многолетняя работа по данной технологии показала: логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти.

.

Второе место

в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Цель и задачи физкультурных занятий в ДОО

  • формировать двигательные умения и навыки

  • развивать физические качества

  • удовлетворять естественную потребность в движении

  • обеспечивать развитие и тренировку всех систем  и функций организма, через специально организованные оптимальные нагрузки

  • дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них

  • создать условия для разностороннего развития детей

Физкультурные занятия

  • способствуют формированию правильных двигательных умений и навыков, двигательного опыта

  • позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий

  • позволяют формировать и развивать навыки самоорганизации

  • способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности

  • развивают речь

  • развивают у детей оценочные суждения

  • несут оздоровительную направленность

  • обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности

  • позволяют дозировать физиологическую нагрузку постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма

  • способствуют развитию психических процессов воли, дисциплинированности внимания

  • формируют активность, сознательное отношение к проводимым упражнениям.

  • дети приобретают знания об общих положениях, характерных для каждой группы движений.

Третье место

отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка.

Вывод: все перечисленные виды двигательной деятельности в доу выполняют значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов, тем самым направлены на развитие умственных способностей детей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация "Влияние двигательной активности на умственное развитие детей"

Автор: Марина Владимировна Елагина

Дата: 09.03.2020

Номер свидетельства: 542175

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Консультация для педагогов «Влияние двигательной активности на психическое и физическое здоровье детей»"
    ["seo_title"] => string(121) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-vliianiie-dvighatiel-noi-aktivnosti-na-psikhichieskoie-i-fizichieskoie-zdorov-ie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "252788"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447440421"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Консультация для родителей: «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_vospitaniie_navykov_zdorovogho_obraza_zhizni_v_s"
    ["file_id"] => string(6) "373644"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482774648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация для родителей"
    ["seo_title"] => string(31) "konsultatsiia_dlia_roditelei_27"
    ["file_id"] => string(6) "517033"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1563892470"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Ознакомление детей со спортом. "
    ["seo_title"] => string(33) "oznakomlieniie-dietiei-so-sportom"
    ["file_id"] => string(6) "227396"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440697715"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Консультация для родителей "Как закаливать детей дома" "
    ["seo_title"] => string(58) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-kak-zakalivat-dietiei-doma"
    ["file_id"] => string(6) "245780"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446211742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства