В материале даны советы о том, как правильно выбрать игрушку для ребенка 3-4 лет, чтобы она вызывала не только интерес, но и имела развивающую направленность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация педагога-психолога "Развивающие игрушки ребенка 3-4 лет"»
Развивающие игрушки в жизни ребенка 3-4 лет
Часто при принятии решения приобрести ту или иную игрушку интересы взрослого и ребенка не совпадают. Взрослых привлекают внешняя красота, сложность строения, описанное в аннотации развивающее значение. У малыша другие приоритеты — он может захотеть определенную игрушку потому, что видел подобную на детской площадке у других детей или она похожа на его любимый сказочный персонаж или героя мультфильма.
Каковы же критерии хорошей игрушки? Прежде всего, она должна вызывать желание играть с ней, говоря словами специалистов, стимулировать детскую активность, то есть быть такой, чтобы ребенок мог разбирать и собирать ее, передвигать различные части, возить, извлекать звуки, «укладывать спать», «кормить».
Второе свойство хорошей игрушки — она должна быть простой по функции и понятной для ребенка по назначению. Такие популярные во всех поколениях игрушки, как мячи, каталки, куклы, кубики, машинки, именно благодаря своей простоте позволяют играть в разнообразные игры с ними и не могут наскучить ребенку.
Еще одно отличительное свойство хорошей игрушки — поощрение ребенка к самостоятельности. Покупая игрушку, обратите внимание, предусмотрена ли в ее конструкции возможность самостоятельного действия малыша с ней. Например, если в заводной игрушке очень тугой замок или в нем слишком маленькая скважина, то ребенок не сможет самостоятельно завести игрушку или вставить ключ без помощи взрослого. В таком случае самостоятельная игра становится невозможной. То же касается огромных львов, мишек и других крупномасштабных мягких игрушек. Играть с ними малышу неудобно, они могут служить только украшением детской комнаты.
Итак, мы с вами поговорили об общих требованиях к игрушкам.
Теперь разберемся, с какими игрушками нужно играть детям в 3-4 года.
В этом периоде огромное значение в игре ребенка приобретают игрушки, как «посредники» в знакомстве с окружающим миром. Хорошие игрушки стимулируют развитие умственных и физических способностей, но даже самые лучшие из них лишь воспроизводят действительные условия жизни.
Игрушки для детей 3 лет позволяют производить простые действия, отражающие ежедневные жизненные события: уложить куклу спать, укачивать ее в маленькой коляске, кормить, возить машинки, нагружать их кубиками. Ребенок может несколько раз повторять одни и те же действия, не имеющие логической последовательности. Например, сложить башню из блоков, тут же развалить ее и снова начать строительство. Взрослым подобные действия могут показаться на первый взгляд хаотичными и непоследовательными. Но для малыша это хорошее изучение и закрепление навыков.
К уклы
К трем годам у ребенка должны быть куклы. Вполне достаточно, если у малыша будет 2-3 разные куклы, они могут быть тряпичными, пластиковыми, куклы-голыши с набором простой одежды, маленькие "пупсики" в разных позах.
Для кукол у ребенка должен быть набор аксессуаров, разнообразные кукольные чайные наборы, посуда, мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол), расчески, щетки, мыло. Также необходимо, чтобы у малыша были игрушечные животные самых разных размеров. Такие кукольные наборы дают малышу возможность разыгрывать целые сцены из жизни, это дает толчок развития навыков социального взаимодействия, а также способствует развитию творческого мышления.
Машинки для перевозки
На третьем году жизни для ребенка все также важны игрушки-каталки, которые ребенок может тянуть за собой на веревочке. Став немножко старше, ребенок любит сажать в машинки всяких "пассажиров", поэтому лучше, если машинки будут с открытым кузовом. С помощью таких игр ребенок учится играть в сюжетные игры, такие как поездка куклы в гости либо в путешествие. Игра способствует развитию фантазии ребенка, а также развитию навыка социального общения, которое становится основным у малыша, который приближается к отметке трех лет.
Кубики и конструкторы
Д ля малыша все также актуальны кубики и конструкторы. Однако для ребенка, приближающегося к возрасту три года, стоит приобрести наборы с большим количеством деталей, которые также более разнообразны по конфигурации. Это даст малышу возможность проявить фантазию, творческий подход, а также развивать самостоятельность, целенаправленность, внимание и усидчивость, к тому же эти занятия полезны для совершенствования мелкой и крупной моторики.
Книжки-картинки
Дети любят рассматривать картинки, которые сопровождаются рассказом взрослого. Поэтому необходимо, чтобы у ребенка были книжки с картинками, по которым взрослый сочиняет рассказы, вовлекая малыша в книжный мир. Для ребенка важно, чтобы картинки были крупные и яркие, но не переполненные лишними деталями.
Книжки-картинки помогают малышу развивать образное мышление, фантазию, внимание, а также способность сосредотачиваться на конкретном предмете.
Мяч
Мяч является средством для развития физических качеств ребенка, таких как ловкость, меткость, сила. Однако игра с мячом также помогает развитию общения и способности принимать и отдавать, выпуская и удерживая мячик. У малыша должно быть несколько мячей разного размера: большой надувной мяч, теннисный мяч и мячики от пинг-понга, а также спортивные резиновые мячи, тряпичные или ватные мячи, клубки из ниток.
Динамичные игрушки
Динамичные игрушки для детей 3 лет передают определенные движения, вызванные усилиями ребенка. Малыш может крутить юлу, толкать куклу-неваляшку, запускать шарики. По виду действия детские игрушки для мальчиков и девочек, передающие динамику движений, могут уметь:
крутиться – волчок, юла;
качаться – лошадка, неваляшка;
катиться – мячи, шарики для кегельбана;
кататься – сороконожка, колесо с бубенцами, заяц-барабанщик;
шагать – куклы, умеющие переставлять ноги.
Заводные или электронные игрушки не относятся к категории динамичных, поскольку они не дают возможности ребенку постигать принцип движения.
Игры-шнуровки
Игры-шнуровки позволяют овладеть навыками завязывания верёвочек.
Игрушки вкладыши, матрешки и пирамидки
В возрасте 3-4 лет у детей преобладает манипулятивно- предметная деятельность, дети выполняют с предметами определенные манипуляции: разбирают-собирают, вкладывают предметы друг в друга, нанизывают кольца пирамидки, игрушки-вкладыши, где необходимо подобрать деталь определенной формы и величины, все эти игрушки способствуют не только развитию мелкой моторики, но и формированию сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, а это значит, подбирая игрушки обращайте внимание на цветовую гамму (цвета основного спектра радуги, яркие), материал, из которого выполнена игрушка (предпочтительны натуральные материалы, например, дерево).
притча Шалвы Амонашвили
Игрушка
Я не ломаю игрушку, правда, не ломаю! Дайте мне ее обратно!
Это вам кажется, что ломаю ее, ибо не знаете меня.
Но я разбираю ее, чтобы заглянуть вовнутрь, узнать, как она устроена.
Я исследую игрушку и хочу использовать ее по-своему.
Это свое я принес с собой, в нем нечто новое, что вам не известно.
Мне нужно набраться опыта, чтобы спустя годы проявить себя, утвердить свое.
Меня не интересует игрушка, и не хочу знать, сколько она стоит.
Но то, к чему влечет меня мое будущее, будет стоить во много раз дороже, и в нем
будет мой дар для всех вас.
Цените во мне, что я «ломаю» игрушку, а не играю по ее правилам.
У меня свои правила, и не дам игрушке управлять мною.
Если я подчинюсь всем правилам всех игрушек, которые вы для меня покупаете,
скоро сам стану игрушкой, – разве вам это непонятно?
Сегодня «ломаю», а завтра на этом опыте жизнь буду строить.
Не злись, мама!
Не ругай, папа!
Верните мне игрушку, пока она может сослужить мне!
А вам лучше будет наблюдать, куда устремляет меня Природа!