Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: "Значение кружков дополнительного образования для дошкольников"»
Управление образование Администрации городского округа Саранск МДОУ “Детский сад №32” комбинированного вида
Проект
На тему:
« Мордовский национальный костюм»
Подготовила: Клюева О.Н.
г.Саранск
Исследовательско — творческий проект «Мордовский народный костюм». Нам, мордвам, мордовского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим мордовскую одежду:
Не правда ли проста и хороша! Тип проекта: исследовательско — творческий.
По времени проведения: краткосрочный (октябрь).
Участники: дети группы, воспитатель, родители.
По числу участников: групповой. Актуальность: Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с мордовским народным костюмом
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, и особую значимость она приобрела и в настоящее время. Идея воспитания патриотизма приобретает все большое значение. Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Если обратиться к словарному определению «патриотизм» - преданность и любовь к Отечеству, к своему народу (Ожегов). Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывно со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. В настоящее время повышается интерес к мордовской народной культуре. Традиционный мордовский костюм - важная часть традиционной культуры. У мордовской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение мордовского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям Мордовии. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Гипотеза: Национальная одежда - это часть отечественной истории, отражение многовековой жизни народов нашей родины, их обычаев и традиций.
Цель: Формировать патриотические чувства у детей посредством
ознакомления с мордовским народным костюмом.
Задачи:
1. Расширять представления детей о старинном мордовском костюме.
2. Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;
3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
Предполагаемые результаты: Воспитанники получат больше информации об историческом прошлом мордовского народа, научатся ценить мордовский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества.
Дети получат навыки украшения декоративными орнаментами предметов одежды, научатся читать семантические знаки мордовского народного узора.
Развитие творческой активности детей.
Родители - заинтересованные участники проекта, будут ориентированы на развитие у ребёнка потребности к расширению творческой деятельности детей через совместную проектную деятельность, получат возможность прикоснуться к истокам народной мудрости и к истории мордовского народного семейного воспитания детей.
Методы проекта:
- Беседа;
- Чтение художественной литературы;
- Просмотр презентации «Мордовский народный костюм»;
- НОД по рисованию, аппликации;
- все виды игр (дид/и, народные, сюж/рол, );
- творческая мастерская. Этапы проекта:
Этап
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап - подготовительный
Определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Разработка перспективного плана. Изучение необходимой литературы, поиск необходимых сведений в интернет ресурсах. Подготовка материала необходимого для проведения проекта.
Создание предметно развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей состоит из трех вопросов:
1. Что мы знаем?
2. Что хотим узнать?
3. Где и как это можно узнать?
2 этап - исследовательский
Рассматривание иллюстраций и фотографий, репродукций картин, просмотр презентаций. Проведение бесед по теме. Вовлечение родителей в проектную деятельность.
Дети с интересом рассматривают картины Ф. Сычкова. Иллюстрации Л. В. Попова и Ю. В. Смирнова к мордовским народным сказкам и другим художественным произведениям.
Дети рассматривают, читают книги по теме, разгадывают загадки, играют в народные игры, подобрали методический материал, куда вошли: различные стихи, сказки и рассказы о труде связанные с покроем одежды.
3 этап - заключительный
Итоговые мероприятия с участием детей и родителей. Мониторинг, подведение итогов проекта воспитателем.
Знают и называют детали мордовской народной одежды, иллюстрации, фотографии, рисунки; рассказывают о них (какой орнамент, для чего и т.д.) Входят в игровую ситуацию, принимают задачи в процессе реализации игр.
План работы
Формы работы
Задачи
1.Цикл бесед:
- Беседа «Наша Родина – Мордовия, наш язык - мордовский».
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- «Мордовские народные праздники».
- «Мордовский национальный костюм».
Развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.
Воспитывать у детей любовь к своей родине, народному творчеству.
2.Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций:
- Рассматривание иллюстраций о мордовском быте.
- Рассматривание репродукций картин Л. В. Попов и Ю. В. Смирнов к мордовским народным сказкам и другим художественным произведениям.
- Знакомство с пословицами и поговорками;
- Чтение мордовской сказки «Куйгорож», беседа по произведению.
- Чтение мордовской народной сказки «Петушок и кошечка»;
- Чтение мордовской народной сказки«Лиса и медведь»;
- Чтение сказки «Ведявао»
Расширять знания детей о мордовских народных традициях и быте мордовского народа;
-закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
- учить детей анализировать произведения;
- учить понимать эмоционально-образное содержание произведения.
Воспитательные задачи:
_ воспитывать любовь к мордовскомународному творчеству;
- воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
Развивающие задачи:
- развивать интерес к мордовским народным традициям;
- развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
- обогащать эмоции детей.
3. Просмотр мордовского народного костюма.
Продолжать знакомить детей с разнообразными одеждами мордовских людей прошлых веков. Ввести понятия элементов старинной одежды.
4. Дидактические игры: «Собери узор», «Сложи картинку», «Оденем куклу в мордовский народный костюм»
Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.
5. Народные подвижные игры: «Ручеек», «Сова», «Петушок», «Раю-раю», «Колечко», «Салки» и др.
Приобщать детей к народной культуре народов Мордовии. Знакомить с народными праздниками, входящими в мордовский народный календарь, с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции. - Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения. - Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.
6. НОД:
Развитие речи: «Одежда».
Рисование: «Фартук с мордовским арнаментом». Упражнение «Придумай свой орнамент»;
Аппликация: «Скатерть для любимой бабушки».
Развивать творческие способности детей при рисовании, лепке декоративных элементов; Предоставить детям возможность проявить самостоятельность и инициативу в выборе материалов, объектов, способов и элементов украшения; а так же характерных особенностей поведения своего персонажа (куклы) в гостях.
Работа с родителями:
- проведение бесед о создании и значении проекта;
Консультации:
- «Сказки читаем — речь развиваем!»;
- «Знакомьте детей с народным фольклором»;
- приобщение родителей к пошиву русских народных костюмов для мальчиков и девочек;
- приобщение родителей к изготовлению поделок к конкурсу «Кукла в национальном костюме.
Расширять знания родителей о мордовских народных традициях и быте мордовского народа;
- Вовлекать родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей;
- Привлекать родителей к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества.
Результатами проведенной работы являются:
Дети используют в речи считалки, загадки.
Умеют играть в мордовские народные подвижные игры.
Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Используют атрибуты мордовской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Все участники проекта узнали много нового и интересного о том, как называлась одежда в старину, что носили наши прапрабабушки, что обозначает узор на мордовском костюме. Дети обрели опыт работы в малых подгруппах и научились выполнять индивидуальные поручения.
Используемая литература:
1. Валдоня (Светлячок): программа и методические рекомендации: для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия / отв. редактор И. М. Фадеева. – Саранск. – Красный Октябрь. – 2001. – 108 с.
2. Гурович, Л. М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду: учеб. пособие / Л. М. Гурович. – М.: Педагогика, 1987. – С. 81 – 89.
3. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск: Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2007. – 64 с.
4. Короткова, Н. А. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста: метод. пособие / Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 8. – С. 38 – 41.
5. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.
6. Щемерова Н. Н., Юдина Ю. К. Ознакомление старших дошкольников с национальной культурой посредством мордовской детской литературы // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/archive/100/22538/ (дата обращения: 21.10.2018).
Интернет ресурсы.
Приложение 1.
Консультация для родителей
«Сказки читаем — речь развиваем!»
Уважаемые родители! Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Можно сделать «домашний театр» (на магнитах, пальчиковый и др.) сказки показывать и рассказывать.
Сказка научит ребенка:
-пересказывать близко к тексту;
- обогатит словарь образными выражениями;
-научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи);
- научит оценивать поступки героев их взаимоотношения;
- разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.
Расскажите сказку "Кот и лиса" (любая другая по Вашему желанию) Покажите детям героев сказки и скажите её название. Спросите героев, какой сказки они видят? Предложите рассказать сказку с использованием персонажей.
После показа сказки задайте вопросы: Как называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Какие животные описываются в сказке? Кто первый пришёл к лисе? Чем заканчивается сказка? Какими голосами говорят персонажи.
В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему?
Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно говорить, пересказывать.
Поиграйте вместе с детьми!
Игра – фантазия «Изобрази героев сказки»
Ребенок выбирает героев сказки, но не называет его, а изображает мимикой, жестами, движением. Взрослый отгадывает и хвалит за старание и оригинальность.
«Сказочник»
Предложите ребенку стать сказочником и придумать свою историю с героями сказки.
«Накорми животное»
Взрослый показывает героев сказки, а ребенок придумывает слова- еду, которую любит животное. Например: зайчик любит морковку, она сладкая, хрустящая, сочная и т. д.
Приложение 2
Консультация для родителей
"Знакомьте детей с народным фольклором"
«Душа ребёнка-это росток, Чтобы из семечка вырос цветок- Много потратится сил и тепла Нежного слова, улыбок, добра….»
Как часто мы видим такую картину: бабушка, держа малыша на руках, приговаривает: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки….» И ребёнок начинает хлопать в ладоши, пружиня ножками. Сам ритм стиха подталкивает его к движению. Народные потешки, прибаутки ребёнок должен слышать с самого рождения. Уважаемые мамы, не важно, что малыш ещё не говорит, зато он слышит; так пойте ему! Несколько раз в день маленький ребёнок должен слышать народный фольклор. У малыша развивается речь, память, мышление, правильное дыхание, чувство ритма, музыкальный слух, творчество. Используйте разнохарактерный репертуар. Очень важно не навязывать ребёнку то, что ему не нравится. Пропевание произведений детского фольклора должно сопровождаться простейшими движениями: качанием, хлопками. Очень важно, чтобы слогоритмика поддерживалась ритмическими движениями. Вот несколько рекомендаций для того как подобрать репертуар фольклора.