Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности Тема: Юные космонавты для детей подготовительной группы»
Конспект образовательной деятельности Тема: Юные космонавты
Для детей подготовительной группы
Образовательная область: «Познание».
Форма проведения: игра «Центр юных космонавтов».
Образовательные задачи.
- Обобщить знания детей о космосе, об исследователях Космоса.
- Систематизировать знания о Солнце, планетах солнечной системы.
- Упражнять в прогнозировании глобальных изменений в окружающем мире, учить искать наиболее рациональные способы решения экологических проблем.
- Совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества.
- Продолжить работу по обогащению речи детей.
- Закреплять навыки обратного счета.
- Упражнять в решении задач, сравнении чисел с помощью математических знаков.
Развивающие задачи.
- Развивать поисково-познавательные способности.
- Развивать память, логическое мышление, воображение детей.
- Формировать умение делать умозаключения и выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать чувство гордости за своего земляка, эмоционально-ценностное отношение к миру.
- Воспитывать чувство своей причастности к судьбе нашей планеты.
- Поощрять творчество, инициативу и самостоятельность детей, умение согласовывать свои действия со сверстниками.
Материал и ЭОР: бейджи-эмблемы, пилотки; вывески – Центр подготовки юных космонавтов, Информационный сектор, сектор Космической физкультуры, Научная лаборатория, Творческая лаборатория; магнитная доска для составления модели, магниты, изображения планет, слайды портретов космонавтов, слайд солнца, планет солнечной системы, слайд: картина безжизненного пейзажа, слайды памятных мест Ю.А.Гагарина в Оренбурге; микрофон, компьютер с монитором, фотоаппарат, мультимедийные средства; физкультурное оборудование: ребристая доска, воротики для подлезания и перешагивания, тоннели из ткани; столы с оборудованием: колбочки для воды, воронки, салфетки для фильтрации, микроскопы, ватные тампоны, лупы, контейнер с пробами: баночка с мутной водой, целлофановые пакеты с воздухом, камни, белые халаты; лист ватмана, краски, восковые мелки, ватные палочки, поролон, ножницы, цветная бумага, клей-карандаш, крашеная ватка, фломастеры, надписи названий разных городов и планет, коробочка со звездами.
Ход деятельности:
Педагог: В нашем саду открылся «Центр подготовки юных космонавтов». Все девчонки и мальчишки мечтают о космосе и космических полетах. Итак, встречайте первых участников центра подготовки.
Дети входят в музыкальный зал с песней «Марш юных космонавтов» муз. Филиппенко.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Я руководитель центра подготовки космонавтов. Вам нравится профессия космонавта? Вы приняли решение участвовать в подготовке в Центре юных космонавтов. Вспомним, какими качествами характера должны обладать космонавты? Ответы детей.
Педагог: Итак, приглашаю вас занять места в Информационном секторе. Прежде, чем отправится в космос, нужно хорошо изучить космическое пространство. Какие планеты находятся в нашей галактике? Вокруг чего они совершают движение? Как называется планета, расположенная ближе всех к солнцу? Какая планета находится дальше всех от солнца? Которая по счету от солнца находится наша планета Земля? Сколько планет в Солнечной системе? Кроме планет, какие объекты движутся вокруг Солнца.
Высказывания детей сопровождаются демонстрацией слайдов.
Дети выкладывают схему Солнечной системы.
Педагог: Космонавты должны уметь делать точные расчеты. Вы готовы решить космические задачки?
В Солнечной системе 9 планет. Из них 4 планеты большого размера. Сколько планет в Солнечной системе маленького размера?
Около Юпитера вращались 10 астероидов и 5 комет. Сколько небесных объектов вращалось около Юпитера?
Запишите решение задач в своих «ноутбуках» (листы картона и бумаги, оформленные в виде ноутбука).
Дети объясняют решение задач.
Педагог: Запишите ответ первой задачи, сделайте пробел и запишите ответ второй задачи. Сравните эти числа и поставьте между числами нужный знак.
Дети объясняют полученное выражение
Педагог: Сейчас вам предстоит отгадать загадку
«В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет и всех разбудит». (Солнце.)
(Демонстрация слайда солнца.)
Педагог: Солнце – это планета или звезда? Послушаем, на что похоже солнце
(А. Еськова).
- Солнце – монетка – скупой проворчал.
- Нет, сковородка! – обжора вскричал.
- Нет, каравай, - хлебопек произнес.
- Компас, - сказал убежденно матрос.
- Солнце – звезда – астроном объявил.
- Доброе сердце, - мечтатель решил.
Педагог: Почему герои сравнивают Солнце с разными предметами: монеткой, сковородкой, караваем, компасом, звездой и добрым сердцем? И какое из этих определений правильное?
Предполагаемые ответы: солнце сверкает как новенькая монетка. Оно горячее, как раскаленная сковородка. Солнце румяное, как каравай. Оно круглое, как компас. Солнце сравнивают с добрым сердцем, т.к. оно дарит всем тепло и свет. Солнце светит только днем. Значит правильный ответ Солнце - звезда.
Игра «Хорошо – плохо».
Педагог: Дополните предложение: «Солнце – это хорошо, так как… (рассуждения детей: дает свет, тепло растениям, животным, человеку. Можно загорать на солнце. Солнце нагревает воду – можно купаться. В солнечную погоду поднимается настроение).
Педагог: Солнце – это плохо, так как… (рассуждения детей: избыток солнечных лучей вызывает ожог кожи, солнечный удар, сушит землю – погибают растения, прямые солнечные лучи опасны для глаз, снижается зрение, вспышки на солнце вызывают болезненные состояния у людей).
Педагог: Несомненно, положительных свойств Солнца гораздо больше. Без солнечной энергии невозможна жизнь на нашей планете. И если соблюдать определенные правила, можно уберечь себя от многих бед.
Люди всегда стремились в космос. Назовите имя первого нашего космонавта. Как назывался космический корабль, на котором Ю.А.Гагарин облетел вокруг земли? Имя первой женщины-космонавта?
Ответы детей сопровождаются показом слайдов.
Имя Гагарина знают во всем мире. У нас в России в каждом городе есть памятные места, связанные с именем первого космонавта. Назовем эти места в нашем городе Оренбурге.
Проспект Гагарина;
Памятник в сквере на проспекте Гагарина;
Оренбургское летное училище, где учился Ю.А.Гагарин. На территории училища установлен самолет, на котором совершил свой первый самостоятельный полет первый космонавт;
Дом-музей на улице Чичерина;
Мемориальная доска по улице К. Маркса 12-а, где останавливался Гагарин.
Ответы детей сопровождаются показов слайдов.
Педагог: Космонавты всегда поддерживают себя в хорошей физической форме. Помогают им в этом физические упражнения и нагрузки. Сейчас мы этим займемся. Пройдем в центр Космической физкультуры.
Дети встают в круг. Проводится комплекс общеразвивающих упражнений «Будем космонавтами». (Ж.Фирилева, Е.Сайкина).
Педагог: Чтобы в космос полетать.
Шаг марша Надо силу поиметь,
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться.
Раз, два, три –
Приседания Приседаем мы!
Раз, два – руки согнуть,
Три, четыре – разогнуть.
Сгибание и разгибание рук к плечам, пальцы сжаты в кулаки.
Много раз я отожмусь
Утром на зарядке
И.п. – лежа на животе, руки под грудью. Выпрямлять руки, поднимая верхнюю часть туловища, и возвращаясь в и.п.
И руками оттолкнусь,
Будет все в порядке.
Я, как лодочка, лежу,
Спинку напрягаю
И качаюсь на волнах,
Силы сохраняю.
И.п. – лежа на животе, руки сцеплены в «замок». Поднимать руки и ноги, покачиваясь вперед-назад.
Педагог: На планетах космонавтов могут ждать различные препятствия и надо уметь их преодолевать. Работаем на дорожке препятствий.
Дети двигаются по ребристой доске, прыгают из круга в круг, перешагивают через стойки, подлезают под воротиками, пролезают в тоннели.
Педагог: Почему летают птицы? Человек может летать без крыльев? Это становится возможным в состоянии невесомости. Что такое невесомость? (Дети объясняют.) Представьте, что мы находимся в специальной камере. Итак, мы в состоянии невесомости.
Проводится игра «Невесомость». Дети под музыку группы «Спейс» «Волшебный полет» выполняют характерные движения людей в состоянии невесомости.
Педагог: Ребята, пока мы занимались физической подготовкой. В центр поступило звуковое сообщение. Слушаем.
Голос в звукозаписи.
«Мы жители планеты «Икс» узнали о существовании Центра юных космонавтов на планете Земля и просим вас о помощи. У нас на планете очень трудно дышать, вода становится непригодной для питья, погибают растения. Самостоятельно мы не можем справиться с этой проблемой. Помогите, пожалуйста!»
На экране появляется слайд картинки безжизненного пейзажа.
Педагог: Почему возникают на планете подобные проблемы? Как это называется?
С планеты «Икс» к нам поступил контейнер с пробами. Приступаем к исследованию в научной лаборатории. Посмотрим, что случилось на этой планете с воздухом, водой и почвой и дадим советы жителям, как им поступить в данном случае. Проходим в лабораторию, одеваем спецодежду, выбираем с какими пробами вы бы хотели поработать.
Дети выбирают кружок синего, белого или коричневого цвета и распределяются по соответствующим столам в лаборатории: исследование воды, исследование воздуха, исследование грунта. Дети проводят простейшие наблюдения и опыты с водой, воздухом, почвой. Педагог обходит все столы и по ходу задает вопросы.
Педагог: Мы получили чистый воздух? Почему вы пришли к такому выводу? Откуда видно, что грунт загрязнен токсическими отходами? Какая вода на планете «Икс»? Что нужно делать с водой, почвой, воздухом? Мы составим звуковое сообщение, как они могут решить экологическую проблему.
Передача микрофона от стола к столу, высказывания детей.
Воду нужно обязательно фильтровать. С воздухом можно провести озонирование, посадить больше деревьев, которые очищают воздух. Грунт можно очистить и т.д.
Педагог: по новым технологиям почву очищают с помощью ультразвука и вносят в почву биопрепараты, которые содержат полезные для почвы микроорганизмы. Наше сообщение готово. Считаем в обратном порядке от 10 до 1 и наше сообщение отправляется к планете.
Дети считают
Педагог: Мы думаем, что выводы и советы помогут жителям планеты «Икс» в решении проблемы. Для большей убедительности составим наглядное пособие, как мы заботимся о природе на нашей планете Земля. Пройдемте в Творческую лабораторию.
Дети выполняют коллективную работу создание пейзажа Земли, дополняют пейзаж различными техниками рисования с элементами аппликации.
Педагог: Почему у нас получился такой красивый, удивительный пейзаж? Ответы детей.
Педагог: Выберите и приклейте в правом нижнем уголке название нашей планеты и название нашего города.
Дети выбирают карточки с названиями «Земля», «Оренбург» среди карточек с разными названиями городов и приклеивают к посланию. Педагог фотографирует работу, выводит ее на экране проектора.
Педагог: Наше видеопослание готово, и мы отправляем его на планету «Икс».
Педагог: Сейчас прошу на построение. Ребята, вы достойно прошли все испытания в Центре подготовки космонавтов и побываете здесь еще не раз. И следующая тема нашей встречи: «Путешествие на Луну». Домашнее задание: понаблюдать за разными фазами Луны, почитать детские энциклопедии об этом спутнике Земли. Звучит космическая музыка.
Педагог: С «Икс» планеты пришла необыкновенная посылка. Открываем ее. Там находятся звездочки. Посмотрите, какие они лучистые, яркие и чистые. Это говорит о том, что экологическая обстановка на планете улучшается и в этом и ваша заслуга. Получите награду за вашу помощь.
Раздача звездочек-медалей детям.
Список используемых источников:
Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. «Физкуль-привет минуткам и паузам» Детство-Пресс 2006 г.
myastronomy.ru ›PAGE/Poetry/Baby.html стихотворение А. Еськовой Что такое солнце.
hvatalkin.ru/zagadki. Загадки для детей с ответами.