Цель: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной группы
Образовательные задачи:
Закрепить умение считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке; умение составлять числовой ряд;
Систематизировать знания детей о предыдущих, последующих, четных, нечетных , однозначных и двузначных числах;
Закрепить знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев;
Закреплять умения измерять длину отрезка с помощью линейки;
Продолжать учить составлять арифметические задачи в пределах 10; закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ; правильно выбирать арифметические действия при решении задач и записывать их решение с помощью цифр;
Наглядные (карточки с задачами, с числовыми дорожками, иллюстрации на магнитной основе, птицы, геометрические фигуры, мозаичные кубики);
Практические (Успокаивающие упражнения перед занятием; использование сюрпризного момента; музыкальная физ.минутка, пальчиковая гимнастика, самостоятельная работа воспитанников; поощрение).
Формы работы: фронтальная и индивидуальная
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, двигательная.
Дидактические принципы: принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности и посильности (учет возраста детей); принцип актуализации знаний воспитанников; принцип сознательного и активного участия воспитанников.
Психологические принципы: принцип мотивации; принцип учета индивидуально-психологических особенностей личности воспитанников.
Индивидуальна работа: Упражнять Арину Б. в умении составлять арифметические задачи в пределах 10.
Предварительная работа: работа с комплексом «МатеПлюс» в течение года; беседы с детьми о геометрических фигурах; моделирование из геометрических фигур; решение арифметических и логических задач; беседа по временным представлениям (год, месяц, неделя, и т.д.); дидактические игры математического содержания.
Словарная работа: Закрепить названия месяцев; понятия задачи: условие, вопрос, ответ.
Раздаточный материал: числовые дорожки; голубые листы с птицами; геометрические фигуры; линейка и простой карандаша (на каждого ребенка); карточки с задачами; карточки для моделирование из геометрических фигур; карточки для мозаичных кубиков.
Технические средства обучения: Массажные коврики; магнитофон или компьютер; мяч; магнитные доски.
Предметно-развивающая среда: дидактические игры на развитие логического мышления; загадки на логическое мышление, рифмованные задачи; задания на закрепление числового ряда, порядкового счёта; лабиринты; головоломки.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
(Стук в дверь входит Царица Математики)
Царица Математики:Здравствуйте, ребята! Я царица Математики! Я так много о Вас наслышана, какие вы умные и самые настоящие математические Знайки! и чтобы это проверить я приглашаю вас в свою страну, в которой для вас много интересных заданий.
Воспитатель:Ребята! Я знаю, что вы умные, сообразительные и многое знаете. Покажем царице Математике свои знания?
Дети: да!
Воспитатель: но для того чтобы отправиться в страну Математики давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом 1 раз)
Воспитатель:царица Математики мы готовы!
Царица Математики:чтобы попасть в мою страну вам нужно решить числовые дорожки (стоя у стола)
Молодцы! Идемте за мной, я проведу вас по своим волшебным тропкам (по массажным коврикам). Вот вы и в моей волшебной стране.
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно слушайте и угадайте, какое время года сейчас в моей стране.
Загадка:
Зеленоглаза, весела,
Девица – красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень – листьям, нам - тепла,
Волшебство – чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - … (Весна)
Царица Математики: правильно ребята. Посмотрите, сколько здесь деревьев и цветов! Как здесь красиво!
Воспитатель: ребята, а вот и задания:
посчитаем сколько цветов на полянке: (Счет от 1 до 20 и обратно).
- Сколько всего цветов?
- Смотрите а в некоторых цветочках стоят числа, давайте назовем соседей этих чисел; вставим пропущенные цифры (вписать), назвать десятки и единицы у двухзначных чисел.
Воспитатель: молодцы! Ребята, посмотрите, пока мы с вами рассматривали цветочки, сколько птиц прилетело на вас посмотреть! Их так много и они хотят с вами поиграть в игру «Скажите, где птица находится сейчас?» Воспитатель: Перед вами листы голубой бумаги - это небо, и птички.
Поставьте птицу внизу листа посередине.
Птица быстро поднимается вверх.
Где находится птица?
Теперь резко опускается вниз.
Где находится птица?
Теперь она летит в верхний правый угол.
Где находится птица?
Птица летит в нижний левый угол.
Где находится птица?
Птица летает, летает, летает. Стоп. Прилетела!
(У каждого ребенка спросить, где остановилась его птица.)
Царица Математики: Жители моей страны любят играть в веселый мяч, поиграйте и вы!
игра «Веселый мяч»
Воспитатель: Я буду бросать мяч, и задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Будьте внимательны. Если кто-то из вас не сможет ответить на вопрос, то товарищи ему помогут.
(дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос)
Назови все времена года?
Сколько месяцев в году?
С какого месяца начинается год?
Назови последний месяц года?
Назови зимние месяцы?
Назови весенние месяцы?
Назови летние месяцы?
Назови осенние месяцы?
Сколько дней в неделе?
Перечисли дни недели?
Назови рабочие дни недели?
Назови выходные дни недели?
Какой день недели первый?
Какой день недели последний?
Сколько дней в месяце?
Сегодня среда, какой день недели будет завтра?
Что больше год или месяц?
Воспитатель: какие вы молодцы, ребята!
Царица Математики: вы очень постарались, были внимательными. Проходите в математический город (сели за столы)
Ребята, жители моей страны очень сильно любят строить себе новые необычные домики, но прежде чем начать работу они все тщательно измеряют, чтобы ни в чем не ошибиться. Следуют одной мудрой пословице: «семь раз отмерь, один раз отрежь»
Воспитатель: ребята, а давайте мы поможем им найти правильные бруски для строительства. Перед вами изображено три бруска разной длинны, но вам нужно найти правильный. Для постройки нужен брусок длинной 10 см. (измеряют, в клетке пишут ответ)
-Какой по счету брусок?
-Какой длинны другие бруски?
Молодцы!! А давайте мы сделаем для них сюрприз и построим из геометрических фигур эмблемки для их домиков!
Царица Математики: ребята, вы такие молодцы, вам осталось одно задание, но самое трудное – составить и решить задачи!
Воспитатель: Прежде чем вы составите задачи, давайте вспомним:
Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, ответ)
Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (два)
Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? (минус)
Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? (плюс)
Воспитатель:молодцы, ребята. Теперь, попробуем справиться с этим заданием.
(распечатанные листочки с задачами на «+» и «-»)
Царица Математики: молодцы, вы со всеми заданиями справились и доказали, что настоящие математические Знайки! а сейчас вам пора возвращаться в детский сад, для этого вы должны собрать тропинки из мозаичных кубиков(за столами)
Воспитатель: Но перед тем как начать работу, сделаем пальчиковую гимнастику:
ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки
Эти пальчики гуляют
Указательный и средний "идут" по другой руке
Эти - любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга шурша
Эти - тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони
А большой с мизинцем братцем могут чисто умываться.
Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
Рефлексия деятельности детей.
Воспитатель:
-Посмотрите ребята у меня на тарелочках лежат перышки и камушки.
- Как вы думаете, что они могут обозначать?
- Правильно. Они помогу нам определить, кому было легко на занятии.
- А кому тяжело.
(Опрос детей, почему они взяли перышко или камушек, где было трудно, а где нет).