- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
-развивать интонационную выразительность;
- корректировать фонетические процессы;
- способствовать развитию вестибулярных систем, межполушарного взаимодействия.
Воспитательные:
-воспитывать самоконтроль за речью;
-воспитывать умение выслушивать мнение товарищей;
-воспитывать чувство взаимовыручки и взаимоподдержки.
Оборудование: демонстрационный материал по теме «Космос», тоннель, фигурки животных и птиц, изображения инопланетян, счетные палочки, схемы для звукового анализа, схема для характеристики звуков.
Ход
Организационный момент.
Здравствуйте, дети! Сегодня вас ждет необычное приключение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, посмотрите на меня, слушайте!
Я загадаю загадку, а вы отгадайте её:
Чудо – птица – алый хвост
Полетела в стаю звезд.
(Ракета)
Посмотрите на плакат. Какой праздник мы отмечаем?
(12 апреля – День космонавтики)
Кто летает в космос?
Какое он совершает путешествие?
На чем летают космонавты? Что есть в космосе?
Развитие конструктивного праксиса.
Предлагаю совершить полет в космос. Только нам для этого нужна…(ракета).
Собираемся в полет,
Строим новый звездолет.
Выложите из палочек ракету.
Чтоб ракетой управлять,
Нужно сильным, смелым стать.
Слабых в космос не берут,-
Ведь полет – нелегкий труд!
Дети выкладывают из счетных палочек изображение ракеты по образцу.
Сенсомотрная коррекция.
Ракета готова. Чтобы попасть на нее, необходимо проползти через узкий тоннель. Вы готовы? Проползаем сквозь тоннель.
А теперь внимание! Пристегнитесь, начинаю обратный отсчет: 5 – 4 – 3 – 2 – 1 – пуск!
Перед нами две планеты. (Одна планета синяя, называется, читаем –«Лы», вторая планета зеленая, называется, читаем –«Ли»).
Цель нашего сегодняшнего путешествия — научиться различать звуки л-ль словах, предложениях, тексте.
Ребята, давайте попробуем дать характеристику данным звукам:
л – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синим цветом.
ль – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом в схемах.
Дыхательная гимнастика
. Подготовку к полету начнем с зарядки на дыхание: на длительном выдохе произнесите:
Вы ждите нас, звезды,
Когда подрастем,
Мы к вам прилетим
И расскажем о том.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Пока мы летим, сделаем зарядку для язычка, вдруг мы встретим инопланетян. Ведь нам нужно вступить с ними в контакт и понять друг друга. Дети выполняют артикуляционные упражнения:
Дифференциация звуков в слогах, словах (слуховое восприятие).
Возьмите зеленые и синие сигналы для обозначения звуков. Поднимаем синий сигнал, если услышите л, зеленый - если услышите ль.
Дифференциация звуков в словах (визуальное восприятие).
В космическом пространстве находятся животные и птицы (лиса, лебедь, лось, слон, волк, ласка, голубь, лев, олень). Им нужно помочь найти свою звуковую планету. Сейчас каждому из вас нужно разместить по 1 картинке на планеты со звуком л и ль.
Определение позиции звука в слове.
Нам нужно составить шифровки для передачи на Землю. На специальных космических схемах отметим, в каком месте живет звук л (или ль) в слове: в начале, середине, конце. Раскрасим квадратик, обозначающий место звука синим цветом (л), зеленым цветом (ль). Слушайте слова, которые нужно зашифровать: пол, лимон, колодец, лифт, мел, мель.
Развитие межполушарного взаимодействия. Динамическое упражнение «Невесомость»
Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас тяжелые руки, ноги, голова. Напрягись, почувствуй эту тяжесть. Но вот мы вырвались из притяжения Земли, откройте глаза, вы в состоянии невесомости – давайте встанем и испытаем это состояние. Мы в невесомости!
В невесомости плывем
Мы под самым потолком.
(Дети стоят на одной ноге, делая медленные движения руками вверх – вниз с выносом прямой ноги. Выполняются перекрестные движения ).
Звуковой анализ слов.
Перед вами схемы слов. Для первой планеты предлагается выбрать схему слова «луна», для второй планеты – «лиса». Давайте попробуем составить предложения с этими словами.
Деление слов на слоги.
Разделите на слоги и назовите их количество в словах: луна, планета, иллюминатор, космос, Земля, космонавт.
Развитие навыка словообразования. Космический сок.
Неплохо было бы попить сока, ведь космонавты тоже пьют и кушают на орбитальной станции? Я люблю сок из яблок. – Как он называется? – Яблочный. А ты? – Из клубники? Это …сок. Из малины. Это … сок. Из лимона. Это … сок.
Развитие фонематического восприятия, интонационной выразительности.Голосовое упражнение «Радиоволны»
Посмотрите в иллюминаторы! Видите, рядом с нами лети неизвестный звездолет Как вы думаете, кто это? – Да, наверное, это инопланетяне. Надеваем наушники. Послушайте, как они говорят, и попробуйте повторить также:
Ла – ло – лу – (произносится вопросительно)
Ля – ле – лю – (произносится утвердительно)
Лта – лто – лту – (произносится удивленно)
Лву – лвы – лвэ – (произносится радостно)
Как вы думаете, что они хотят нам сказать?
Развитие фонематического восприятия. Исправь инопланетянина.
Все-таки инопланетяне выучили наш язык. Только пока не совсем хорошо. Послушайте инопланетянина, исправьте ошибки:
В огороде вырос молодой люк.
Около дорожки железный лук.
Машина привезла черный угол.
Мячик закатился в уголь.
Корабль сел на мел.
Ученик взял мель.
Миша кашу ель.
В лесу растет высокая ел.
Рефлексия.
Кажется, мы подружились с инопланетянами, но нам пора домой. Займем свои места, пристегнемся, возьмем наушники и рацию – поворачиваем домой.