Атрибуты: шары с загадками – шутками, буквы алфавита, слоги к шуточному стихотворению, карточки с загадками к игре : «Доскажи словечко», карточки – слоги к игре : «Найди пару», поднос, полоски : розовые, голубые с именами девочек, мальчиков, мяч для разминки : «Назови слово», аудиозапись вальса; ватман, кусочки бумаги, клей; угощение для детей.
Ход занятия:
Дорогие ребята, уважаемые родители и гости!
Сегодня у нас праздник : «АБВГД и Я – веселая компания».
Мы с вами будем соревноваться и играть.
Помогать мне будут кот Матроскин и пес Шарик.
Встречайте! (входят кот и пес )
Кот : Это кто здесь грустит? У кого кислый вид?
Пес : Эй, ребята, не зевайте, все за нами повторяйте!
Воспитатель: Всем известно, что в азбуке живут и хозяйничают буквы. Давайте сегодня расскажем все, что вы знаете о буквах.
*Песенка – азбука Б. Заходера
33 родных сестрицы писаных красавицы
На одной живут странице, а повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат, славные сестрицы
Очень просим всех ребят с ними подружиться!
А,Б,В,Г,Д,Е,Ж – прикатили на еже!
З,И,К,Л,М,Н,О - дружно вылезли в окно!
П,Р, С, Т, У,Ф,Х – оседлали петуха!
Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я – вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Должна вам шепнуть тайком:
Очень плохо жить на свете тем,
Кто с ними не знаком!
Воспитатель :Веселый народ живет в Букваринске.
Ребята, расскажите нам об этом городе.
Был на речке на Чернильной город маленький, не пыльный.
С незапамятных времен Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод, очень славный жил народ:
Хлебосольный, незлобливый, дружный и трудолюбивый.
А – аптекарь. Б – бочар. В – валяльщик. Г – гончар. Д – дробильщик здоровенный. Е – ефрейтор, он военный. Ж – жестянщик, простачок. З - закройщик, старичок. И - историк бородатый. К - красильщик франтоватый. Л - лудильщик. М - маляр. Н - носильщик. О – овчар. П - писатель. Р - радист. С - сапожник. Т - турист. У - бесстрашный укротитель. Ф - чудак –фотолюбитель. Х - художник – баталист. Ц - известный цимбалист. Ч - чудесный часовщик. Ш - шофер –большой шутник. Щ - щенок его, Букетик. Э - электрик, энергетик. Ю - юрист, а дальше Я – это я, мои друзья! ( И. Токмакова, «Букваринск»).
(дети присаживаются)
Кот: Я знаю загадку, посмотрим, сможете ли вы, ребята ее отгадать.
«Сели на страничку 33 сестрички .Сели рядышком – молчат нам загадки говорят» (буквы).
Есть еще одна загадка: « Черные, кривые, от рождения все немые, встанут в ряд – сейчас заговорят» (буквы).
Пес: Да, ребята у нас в русской азбуке 33 буквы.
Азбука – это старое русское слово. Раньше буква А называлась «аз», буква Б – «буки». Вот от этих двух названий букв и произошло слово «азбука».
Вы эти буквы заучите их три десятка с лишком,
Но для вас они – ключи ко всем чудесным книжкам. (С.Я. Маршак).
Воспитатель: Мы уже знаем, что все буквы в азбуке делятся на гласные и согласные. Помните, мы пытались их подружить, и у нас это получалось.
Кот: А давайте устроим бал дружбы, где гласные и согласные закружатся вместе в танце!
Пес: Буквы, подружитесь! В слоги превратитесь! В танце закружитесь!
(дети соединяют буквы в слоги)
Воспитатель: Ребята, а теперь будьте внимательны. Поиграем в игру: «Доскажи словечко»:
Я, как печка, весь горю, аспирин от жара пью. Голос у меня охрип, врач сказал, что это… ( грипп).
Строит дом для нас строитель. У доски стоит … ( учитель).
Он весну встречает песней. Эта песня всех чудесней. Лучший среди птиц певец, называется… (скворец).
Лежебока рыжий кот отлежал себе (живот).
В реках Африки живет, злой, зеленый пароход! Кто б навстречу ни поплыл, всех проглотит (крокодил).
В реке большая драка, поссорились два …(рака).
Михаил залез на дуб, чтобы врач не вырвал … (зуб).
Серый волк в густом лесу, встретил рыжую … (лису).
Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, голова и восемь ног, вот и весь я …(осьминог).
Сегодня все ликуют! В руках у детворы от радости танцуют воздушные …(шары).
Я в любую непогоду уважаю очень воду. Я от грязи берегусь – чистоплотный серый … (гусь).
Он большой, как мяч футбольный. Если спелый - все довольны. Так приятен он на вкус, и зовут его … (арбуз).
Шубка – иголки, свернется он колкий, рукой не возьмешь, кто это? … (еж).
В подполье, в каморке живет она в норке. Серая малышка, кто же это? …(мышка).
Стройный, быстрый, рога ветвисты. Пасется весь день, кто же это? …(олень).
Кот: Подумаешь игра, а я знаю чистоговорки, которые наверняка вы не слышали.
Ра – ра – ра- начинается игра.
Ры – ры – ры –у мальчиков шары.
Ру – ру – ру –продолжаем мы игру.
Воспитатель: Ты Матроскин не зазнавайся. Мы тоже не лыком шиты, правда, ребята? Мы тоже кое – что знаем.
Ор – ор-ор- созрел красный помидор.
Ра-ра-ра- у мышки есть нора.
Ры-ры-ры- не заметили жары.
Пес: А теперь, ребятки, отгадайте загадку.
«Буквы – значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит. И называется все… (алфавит).
Кот: У меня тоже есть загадка.
«На страницах букваря – 33 богатыря. Мудрецов – богатырей. Знает каждый грамотей (азбука).
Воспитатель: А теперь разминка у нас!
Игра: «Назови слово» ( с мячом)
Воспитатель: Есть еще игра для вас! Сложить картинку нужно правильно сейчас!
( Матроскин и Шарик выносят подносы с картинками животных, на обратной стороне слова, разбитые на слоги, дети под музыку собирают слова : ку-ры, ло-шадь, гу-си, ут-ки, ов-цы, ко-зы, ин-дю-ки, ко-ро-ва, те-ля-та и др. ).
Воспитатель: Спасибо, вам, ребята, что помогли Матроскину и Шарику разобраться. (Матроскин с Шариком шепчутся).
Воспитатель: Что это вы опять там друзья задумали? А поняла, чуть не забыла про наших родителей. Для вас, мы с ребятами приготовили волшебные шары. Вы об этом поймете чуть – чуть позже. ( Матроскин и Шарик лопают шары иголкой, а там загадки – шутки, которые читают родители).
На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое).
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).
Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? ( когда дверь открыта).
На что похожа половина яблока? (на вторую половину).
Что всегда поверх воды? (масло).
Что стоит между стеной и дверью? ( буква И).
Что будет делать ворона, прожив три года? (жить четвертый год).
Что за обедом всего нужнее? (рот).
Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
Как каплю превратить в цаплю?
Можно ли из ноля получить соль?
Пословицы – поговорки для родителей:
1. Мели, Емеля, твоя …( неделя).
2 . Не плюй в колодец: пригодится … (воды) напиться.
3. Любишь кататься – люби и … (саночки) возить.
4. Скучен день до вечера, коли делать …( нечего).
5.Делу – время, а потехе… (час ).
6. Лес рубят - … ( щепки ) летят.
7. Терпенье и труд все … ( перетрут ).
8.Ученье – свет, а не ученье - … (тьма ).
9. Наш пострел везде … ( поспел ).
10. Дело мастера … ( боится ).
11. Чему быть, того ( не миновать ).
12. Что упало, то … ( пропало ).
13. Семь бед – один … ( ответ).
14. Врет и глазом не …( моргнет ).
15. Век живи – век … ( учись ).
Воспитатель: Так что, милые родители и гости, учитесь вместе с детьми!
А теперь вы все устали, мы немного отдохнем.
Физминутка:
«Мы играли и устали, дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем
И опять – начнем!
( Матроскин и Шарик приглашают детей в свою мастерскую:
дети делают аппликацию на ватмане).
Кот и Пес: Спасибо, вам ребята за эту картину, что вы сделали для нас! А мы для вас тоже приготовили небольшие подарочки (на подносе лежат браслетики: розовые и голубые полоски с именами детей, мальчики читают имена девочек, а девочки читают имена мальчиков и Матроскин с Шариком угощают детей сладостями).