Опыты: превращение сосульки в воду, выявление прозрачности льда.
Беседа на тему: « Как лед превращается в воду? »
Материал и оборудование.
Демонстрационный: корзина, термос, молоточек, прозрачные и цветные льдинки, тарелочка для разбивания льда, фишка, две баночки с водой, пинцет, модули, глубокий стеклянный сосуд с водой.
Раздаточный: формочки мелкие глубокие, салфетки тканевые для вытирания рук, краски на тарелочках, кисточки для рисования, подставки для кисточек.
Ход ООД.
Дети заходят в группу, их встречает снеговик. Звучит музыка. Снеговик и дети здороваются.
Воспитатель: – Снеговик, как ты тут оказался?
Снеговик: - Принес вам «Большое спасибо» от Матроскина и Шарика из Простоквашино. Вы так им помогли им украсить елку на Новый год. Они очень обрадовались. Все ваши игрушки развесили на елку. Только вот не помню, куда же я «спасибо» положил. (Ищет в корзине, вытаскивает термос, выставляет на стол.)
Воспитатель:- Дорогой Снеговичек, «спасибо» не надо искать в корзине. А просто сказать нам словами «Большое спасибо!».
Снеговик:- ДА!? Тогда « Большое всем спасибо»!
Дети и воспитатель: - Пожалуйста!
Воспитатель:- Снеговик, а что у тебя в волшебной посуде, термосе?
Снеговик:- А это мне Матроскин и Шарик гостинцев послали, а я еще не успел посмотреть. А хотите вместе посмотрим!?
Дети:- ДА!
Воспитатель:- Присядем на стульчики! (Снеговик открывает термос, заглядывает туда одним глазком, старается вытащить льдинки, но не может)
Снеговик:- Ребята, нужна ваша помощь. Нужно отгадать загадку про то, что там лежит, потом, может быть, получиться достать. Вы готовы мне помочь?
Воспитатель – Ой, какие льдинки, так и хочется потрогать. Может, ты с нами поделишься, снеговик?
Снеговик:- да, да! Пожалуйста! (раздаёт льдинки).
Воспитатель:- Дети, а как появляются льдинки?
Дети:- Вода замерзает, превращается в лед.
Воспитатель:- Значит лед - это что?
Дети: - Лёд-замёрзшая вода.
Дети:- Начинают таять.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Потому что ладошки тёплые, лёд начинает таять, превращается в воду.
Дети:- Мокрыми, холодными.
Воспитатель:- Значит лед, какой? Если ладошки мёрзнут?
Дети:- Холодный.
Пальчиковая гимнастика
Мы с тобою лёд возьмём (сжимаем кулачки)
И ладошками потрём (трём ладошки)
С пальцев капает вода (встряхиваем)
Подевался лед куда? - (разводим руками)
Надо пальчики согреть (приставляем подушечки пальцев)
Друг о друга потереть (трём подушечки пальцев)
Если рядом друг всегда
Не страшны нам холода (ладошки скрепляем в замок)
Воспитатель:- А теперь попробуем пальчиком погладить наши льдинки. Какие они?
(гладкие, скользкие).
Дети:- Гладкие, скользкие.
Воспитатель:- Попробуем пальчиком надавить сверху на кусочек льда. Какой он?
(твёрдый, мягкий)
Дети:- Твёрдый.
Снеговик:- А на сколько твёрдый, я сейчас проверю.
(Снеговик берёт молоточек, разбивает кусочек льда). Ну, вот, лед разбился, и так легко! Почему?
Воспитатель:- Лёд хрупкий. Поэтому легко разбивается. А ещё что можно легко разбить, если мы даже не хотим этого делать, но получается так? Давайте подумаем!
Дети:- Стекло, зеркало, чашки, тарелочки, вазы и др.
(воспитатель акцентирует внимание на повторении слова «хрупкий»)
Воспитатель:- Все эти предметы легко разбиваются, значит, они очень хрупкие и с ними надо обращаться бережно.
Воспитатель:- А теперь попробуем наши льдинки положить в сосуд с водой и посмотрим, что будет происходить. Утонет наша льдинка или нет.
(дети подходят к столу, где находится сосуд с водой, наблюдают)
Воспитатель:- Что же происходит со льдом?
Дети:- Лёд плавает, не тонет.
Воспитатель:- Оказывается лёд легче воды, вот и не тонет. Посмотри, Снеговик, как наши льдинки плавают.
(Снеговик поглядывает на плавающие льдинки и старается прикрывать фишку прозрачной льдинкой)
Воспитатель:- Снеговик, что ты там делаешь? Можно нам посмотреть?
Снеговик:- Да вот, хочу спрятать «фишку», чтобы его не видно было, прикрываю кусочками льда, но никак не получается. Не могу понять почему?
(Показывает детям)
Воспитатель:- Ребята, почему у снеговика не получается спрятать фишку.
Дети:- Потому что лед прозрачный. Сквозь него все видно.
(Дети садятся)
Снеговик:- Ага! Я понял! Мне надо другой льдинкой прикрыть льдинку и ее точно видно не будет.
(Снеговик достает цветную льдинку и прикрывает фишку)
Вот посмотрите, у меня получилось. Прозрачной льдинкой не получилось, а цветной - получилось.
Воспитатель:- Какие красивые льдинки у тебя, снеговик. Разноцветные.
Снеговик:- Да! Они очень красивые, Только я не знаю, как их делать. Может быть вы знаете? Прозрачных льдинок у меня много, а цветных - мало.
Дети:- Да, нет, покрасить, заморозить цветную воду.
Воспитатель:- Давайте, ребята, попробуем сделать цветные льдинки. Если у нас получится, то мы их возьмем с собой на прогулку и будем выкладывать различные узоры на снегу.
Дети предлагают покрасить льдинки краской. Выбирают краску, разукрашивают прозрачные льдинки. Звучит легкая музыка тут. По окончании работы, воспитатель предлагает проверить на прочность покраски. Воспитатель пинцетом берет покрашенную льдинку и промывает в ёмкости с водой. Точно так же промывает льдинку снеговика. В результате льдинка снеговика цвет не теряет, а покрашенная детьми приобретает первоначальный вид. Воспитатель предлагает свой вариант: добавить краску в воду и выставить на холод.
Воспитатель:- Мы с вами славно поработали, теперь можно отдохнуть.
Я мороза не боюсь
(шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь
(хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз
( подзываем ладошками к себе)
Тронет щеки, тронет нос
(трогаем щеки, нос)
Значит, надо не зевать
(хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и скакать
(прыжки на месте)
Снеговик:- Ребята, расскажите мне, пожалуйста, еще раз про то, какой лед. А то я совсем запутался, а мне так хочется все запомнить.
Воспитатель:- Это не беда. Сейчас все вместе вспомним (работа с модулями).
Запомнил снеговик?
Снеговик:- Да!
Воспитатель:- А сейчас, ребята, поиграем в игру «хорошо и плохо». Лед это хорошо…когда?
- когда речка покрывается льдом и можно кататься на коньках
- лужа замерзнет, можно кататься по ледяным дорожкам
- кусочки льда можно приложить к местам ушиба, чтобы боль утихла
- можно играть сосульками
Лед это плохо…когда?
- речка несильно замерзла, можно провалиться
- когда с крыши свисает большая сосулька. Она может упасть и поранить.
- когда покушаешь сосульку заболит горло
Воспитатель:- Правильно. Ребята, нужно быть осторожным.
Снеговик:- Ой, ребятки! Вы такие молодцы. Я подарю вам льдинки, но не простые, а сладкие. А вы в следующий раз расскажете мне как делают сладкие льдинки.