ЦЕЛЬ: Используя произведения поэзии, живописи, показать детям силу и красоту пробуждения природы, влияние весны на жизнь животного и растительного мира, жизнь человека. Подчеркнуть взаимосвязь между ними. Активизировать в речи детей слова: пахарь, пашня, ледоход, половодье. Воспитывать интерес к явлениям родной природы, любовь к произведениям живописи и поэзии.
ЦЕЛЬ: 1. Закрепить знания детей о питании животных в природе.
2. Учить детей узнавать и называть растение по листу.
3. Закреплять умение классифицировать и называть птиц.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Разучивание наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды», чтение стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».
МАТЕРИАЛ: Презентация, картинки животного.
Ход нод.
Предлагаю детям посмотреть иллюстрации «Весна в лесу», «Весна на реке», «Кормите птиц» догадаться, о каком времени года пойдет речь.
Дети: О весне.
Вос-ль: Правильно. Как вы догадались?
Ответы детей. Тает снег.
Вос-ль: Как раз на этой иллюстрации мы видим тающий снег. Обратите внимание на эту иллюстрацию «Весна на реке». Что происходит с природой?
Ответы детей: Лёд на реке растаял, плывёт по воде, воды много.
Вос-ль: Что было с рекой зимой? Куда делся лёд?
Ответы детей. Она была покрыта льдом. Весной лёд начал таить.
Вос-ль: Как называется такое явление природы.
Ответы детей. Ледоход,
Вос-ль: Давайте, вспомним стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».
Вызываю желающего прочитать ребёнка.
Вос-ль: Почему, детей так много воды?
Ответы детей. Потому, что таит снег.
Вос-ль: Да, дети, весной бывает столько много воды, что она затопляет берега, деревни, сёла. Такое явление природы называется «половодье». Жителей приходится спасать. Давайте вспомним стихотворение русского поэта Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Что дед Мазай делал?
Ответы детей. Он спасал зайцев, сажая в лодку.
Вос-ль: Сейчас мы поиграем в игру «НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ ВЕСНОЙ»
На экране появляется дикое животное, а вы должны рассказать, чем оно питается. За каждый правильный ответ ребёнок получает картинку животного.
Волки питаются обычно такими животными как кабан, лошадь, лось, олень, корова, а также зайцы, ондатры, бобры, сурки, мыши. (млекопитающие)
Ежи едят мышей, лягушек, ящериц, насекомых, и змей.
Медведи всеядны и помимо мяса едят траву и ягоды.
Зайцы питаются корой, молодыми ветками, а также травой.
Лиса – основной её пищей являются мыши, рыбу, водоплавающая дичь, птички и яйца, крупных насекомых.
Вос-ль: Ребята, какими деревья были зимой? Почему? А что с ними происходит весной?
Ответы детей. Зимой деревья стоят голые без листочков, потому, что холодно. А весной, когда пригреет солнышко, появляются листочки.
На экране появляется картина с изображением зимней берёзы.
Вос-ль: Читаю стихотворение С. Есенина «Белая берёза»
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На экране появляется картина с изображением весенней берёзы.
Вос-ль: Читаю стихотворение Ф. Тютчева «Лист зеленеет молодой»
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым.
Вос-ль: Почему весной на деревьях появляются листочки.
Ответы детей. Для этого нужны тепло, свет, которое даёт солнышко, и питание – которое даёт вода.
Вос-ль: А сейчас мы поиграем в игру «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТОЧЕК»
Ход игры
На экране появляется листочек, а вы должны сказать какой это листочек (кленовый, дубовый и т. д.). За каждый правильный ответ ребёнок получает картинку с этим листиком.
Вос-ль: О культурных растениях заботится человек, а кто заботится о дикорастущих?
Ответы детей:
Вос-ль: А сейчас мы поиграем в игру «ПЯТЫЙ ЛИШНИЙ»
Ход игры
На экране появляется 5 птиц. Вы должна показать, какая птица здесь лишняя (1-перелётная и 4-зимующих или наоборот). Вос-ль: А у жителей деревень – у крестьян забот ещё больше: им ведь хлеб растить! А что для этого надо делать? Поле вспахать и зерно посеять. Это тяжелый труд. За каждый правильный ответ ребёнок получает картинку с этой птичкой.
Сейчас у людей есть разные машины – помощники: трактор землю пашет, сеялка семена посеет, грузовая машина всё, что надо, привезёт, увезёт, а в старину никаких машин не было. Лошадь была верным помощником крестьянина. Посмотрите картину русского художника И. Репина «Пахарь». Пахарь – это человек, который пашет землю. Труд в поле очень тяжелый, но крестьяне с ним справлялись и по осени собирали урожай.
Посмотрите, какое большое поле! По нему бредёт лошадь. Она тащит плуг. Плуг – это такое орудие труда, которым вспахивают землю. Можно даже сказать, что плуг – это прапрапрадедушка современного трактора. А за плугом идёт мужик. Он управляет им. представьте себе, вот так, пешком, надо пройти всё поле. Сколько для этого надо сил и терпения! Хорошо, если у крестьянина была лошадь или бык (на быках тоже пахали, а у многих их не было. Тогда вместо лошади тащил плуг человек.
Например, отец тащит плуг, а сынок идёт за плугом. Вот почему говорят: «Земля пахнет потом». Сто потов сойдёт, пока поле вспашешь.
А потом его засеять надо – тоже пешком все поле обойти. Тут уж вся семья выходила на помощь. Труд в поле очень тяжелый, но крестьяне с ним справлялись. Где же они брали силы?
Помогала сама природа. Посмотрите на чистое высокое небо, которое написал художник, на пробивающиеся ласковые солнечные лучи. Мы с вами смотрим на картину и словно чувствуем, как ласкает наше лицо свежий ветерок. Это и давало людям силу.
Люди присматривались к природе, приглядывались, и она им помогала, подсказывала. Вот и приметы сложились, пословицы, поговорки: «Длинные сосульки к долгой весне», «Апрель с водой – май с травой», «Пахать – не дремать».