Конспект по познавательному развитию с элементами эксперементирования на тему: «мыло - фокусник» для детей средней группы
Конспект по познавательному развитию с элементами эксперементирования на тему: «мыло - фокусник» для детей средней группы
Цель.– Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат. Обогащать и активизировать словарь по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект по познавательному развитию с элементами эксперементирования на тему: «мыло - фокусник» для детей средней группы»
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Детский сад компенсирующего вида № 82» г. Саратова
КОНСПЕКТ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ НА ТЕТУ: «МЫЛО - ФОКУСНИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
воспитатель
Грачева Ирина Александровна
г. Саратов
Основная образовательная программа ДОУ Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа
Тема НОД: «Мыло - фокусник»
Цель.– Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать умения самостоятельно проводить «исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат. Обогащать и активизировать словарь по теме. Развивающие:
Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования; Воспитывающие: Воспитывать интерес к собственным открытиям через экспериментальную деятельность. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Виды деятельности: игровая, коммуникативная Формы организации: групповая Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадки, беседа с обследованием объекта, игра «У кого больше пенная гора?», физ. минутка «Мыло и мыльные пузыри», экспериментирование.
Материалы и оборудование: обручи, пустые флакончики мыльных пузырей, ванночка с водой, стакан (4), ложка, коктейльная трубочка, воронка, одноразовая тарелка (на каждого ребенка); красивая коробочка с разноцветным туалетным мылом, подносы (3штуки), средство для мытья посуды, глицерин, сахар, бумажные полотенца, « Книга превращений» со схемами получения мыльных пузырей, мольберт с магнитами, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»; просмотр презентации «Тайна мыльных пузырей», проведение опытов с водой и мылом.
Конспект НОД в детском саду по ОО «Познание» с элементами экспериментирования «Мыло - фокусник». Средняя группа
Ход НОД
Орг. Момент. Воспитатель: Ребята поздороваемся с гостями. (садятся на стульчики). Музыка №1(Под веселую музыку в зал вбегает Клоун) Клоун: Всем привет!!! Я - веселый клоун Клепа, хочу с вами познакомиться. Вы не против? Ну тогда раз, два, три - свое имя назови!!! (дети называют одновременно свои имена) Клоун: Мне очень приятно! -Рад приветствовать я вас, настроенье высший класс! Улыбнитесь поскорей, сегодня праздник пузырей! Основная часть. Клоун: Приглашаю на арену я друзей, Наших замечательных детей. Прошу, флаконы вы берите поскорей, Кто же больше напускает пузырей! (раздаёт пустые флакончики) Клоун: Внимание! Внимание! А сейчас объявляю номер нашей программы «Запуск мыльных пузырей»! Пузыри у всех разные, разноцветные, прекрасные! Если дунуть посильней, будет много пузырей Раз, два, три, четыре, пять, Ни за что их не поймать! (Дети открывают флакончики и пробуют запустить мыльные пузыри, но ничего не получается, флакончики оказываются пустыми). Проблема. Клоун: - НО…. У нас с вами нет пузырей … Что же делать? Как нам быть, где пузыри добыть? Как вы, ребята думаете? (озвучиваются предложения решения проблемы) - Какие разные предложения, спасибо. - А я вот еще что придумал! У меня есть умная книга, «Книга превращений», где собраны рецепты изобретения мыльных пузырей. Давайте и мы сегодня будем изобретателями, а книга поможет нам. Итак, книга открывается, превращения начинаются! Музыка №2(звучит волшебная сказочная музыка, Клоун ходит по залу, думает). Клоун: Ура! Я все понял!!! Приступаем к эк-спе-ри-ментированию! (приглашает детей к столу, где находятся материалы к опыту № 1) Клоун: (обращая внимание на коробку) - Посмотрите, ребята, какая красивая коробка, что же в ней находится? (пытается открыть коробку). -Что такое, коробка не открывается. -Да здесь же этикетка с надписью: «Чтоб содержимое узнать, загадку нужно отгадать». Загадка Этот наш хороший друг Терпеть не может грязных рук. На грязь оно сердится, В руках оно вертится. От страха грязь бледнеть начнёт
И побежит, и потечёт, Исчезнет без следа. А руки станут чистыми, Чистыми, душистыми. Узнали без труда? Что же это? Дети: Мыло Клоун: Молодцы, правильно отгадали загадку. Коробка открывается, содержимое вручается, берите кому какое нравится. (Дети берут по кусочку мыла.) Клоун: Давайте рассмотрим мыло Какого оно цвета? Дети: белое, зеленое, розовое, голубое… Клоун:. Есть у мыла запах? Дети: есть Воспитатель. Одинаково ли пахнут все кусочки мыла? Понюхайте два разных кусочка. Дети:… . Клоун: Да, мыло имеет разный запах. Про него говорят, что оно душистое, ароматное. Погладьте кусочек мыла. Какое оно на ощупь, гладкое или шероховатое? Дети: гладкое, скользкое. Клоун: Посмотрите и скажите: «Какой формы эти куски мыла? » Дети: Прямоугольной и овальной формы. Клоун: А еще мыло делают и в виде разных предметов. Посмотрите. Как вы думаете, для чего. Дети: чтобы было веселее, празднично Вывод: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы и иметь разный запах. Клоун: Положите мыло на подносы. Клоун: А теперь обратите внимание на страницу книги превращений. На ней изображена схема рецепта приготовления мыльных пузырей из твердого кусочка мыла. Нам необходима ванночка с чистой водой, кусочек твердого мыла. А знак вопроса говорит, должны узнать, что в результате у нас получится. Клоун: Но сначала скажите, что нужно помнить при работе с мылом? Дети: Не трогать руками глаза, не брать в рот. Клоун: Так приступим же, друзья! Посмотрите, что находится в ванночках? Дети: Вода. Клоун: Опустите, пожалуйста, кончики пальчиков в воду, какая она? Дети: Теплая, мокрая… Клоун: Что еще вы можете сказать о воде? Дети: Прозрачная, не имеет запаха. Клоун: Возьмите мыло, опустите его в воду и размыльте. Какое стало мыло? Дети: Скользкое. Клоун: Что произошло с водой? Дети: Вода стала мутной, появился запах. Клоун: Значит, при смешивании с мылом вода становится мутной, не прозрачной, появляется запах. Клоун: Положите мыло на подносы и вытираем руки салфетками. Клоун: Предлагаю провести опыт . Но сначала мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот. (Провести упражнение 2-3 раза. Потом дети 2-3 раза выдыхают воздух в трубочку). Клоун: А теперь опустите конец трубочки в ванночку с водой и дуйте в мыльную воду. Пить эту воду нельзя! (Дети выполняют). Что произошло с водой? Дети: Появились пузырьки. Воспитатель: Откуда появились пузырьки? Дети: Мы выдули их из мыльной воды. Клоун: Какие пузыри у вас получились? Дети: Большие, маленькие, прозрачные. Клоун: Когда много мыльных пузырей, что получается? Дети: Пена. Клоун: Молодцы, правильно. А сейчас положите ваши трубочки. Предлагаю провести соревнование «У кого получится самая большая пенная гора?». По моему сигналу дружно трубочки берем, опускаем в ванночки и дуем. Вы готовы, друзья? Игра «Самая большая пенная гора?» Клоун: Раз, два, три, большая пенная гора расти! (Клоун хвалит всех детей.) Клоун: Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра. Положите трубочки. А теперь возьмите крышечку от флакончика и опустите ее в ванночку с раствором, достаньте ее и подуйте. Получаются у вас мыльные пузыри? Дети: Да. Клоун: Значит, мы с вами по схеме из книги превращений приготовили раствор для мыльных пузырей с помощью воды и твердого мыла. Клоун: Закрыли флакончики. Клоун: Ребята, вспомните, как пузырьки пены держались друг за друга, какие они были дружные. А мы с вами дружные? Давайте покажем родителям, какие мы дружные и поиграем в игру. (Клоун берет обручи и с детьми выходит на середину арены). Физминутка: Игра «Мыло и мыльные пузыри» Клоун: Вот пузырьки летают и микробы убивают. Представьте, что вы мыльные пузыри. Посмотрите на обручи - это «домики для мыльных пузырей». (Клоун раскладывает обручи). Послушайте правила игры. Пока звучит музыка, вы свободно двигаетесь по арене. Как только музыка остановилась, вы должны занять любой домик. Домик предназначен только для одного мыльного пузыря. А кому домика не хватило - значит, мыльный пузырь лопнул. Вы готовы? Начинаем! Музыка №1 Игра проводится2-3 раза. Клоун: Ребята, в книге превращений есть еще один очень интересный способ приготовления мыльных пузырей, вам хочется попробовать его сделать? Дети: Да. Клоун: Но сначала нам надо успокоиться и сделать пальчиковую гимнастику, присаживаемся в свои домики. Пальчиковая гимнастика Мышка мылом мыла лапку: Каждый пальчик по порядку Вот намылила Большой, Сполоснув затем водой Не забыла и указку, Смыв с него и пыль и краску. Средний мылила усердно,- Самый грязный был наверно! Безымянный терла пастой, Кожа сразу стала красной, А мизинчик быстро мыла: Очень он боялся мыла! (Дети подходят к столу, где находятся материалы к опыту №2). Клоун: снова вернемся к странице из книги превращений, на ней изображена схема приготовления мыльных пузырей. Нам необходимо жидкое мыло, глицерин, сахар и вода. Давайте попробуем приготовить раствор для мыльных пузырей по этой схеме. Клоун: Посмотрите, у каждого из вас есть стаканчик с водой, жидким мылом, глицерином (это лекарство, брать его без разрешения родителей нельзя), сахаром. Сначала я покажу как все это правильно смешивать. (показывает, затем дети выполняют работу, опираясь на схему). Клоун: Раствор для пузырей подготовили, но ему нужно несколько минут постоять. А пока наши пузыри настаиваются, выходите и мы с вами поиграем в мою любимую игру «На что похож мыльный пузырь». (Дети строятся по кругу). - Я буду задавать вопросы, если вы согласны, то хлопайте, а если нет, то топайте. Будьте внимательны! Ну что ж пробуем?! - Мыльный пузырь похож на апельсин? -А на мандарин? -А на яблоки в саду? - А на рыбки в пруду? -А на мячик надувной? - И на шар земной? -Он похож на телефон? - А на металлофон? -А на солнышко в небе? -А на колесо на велосипеде? -А на дом? - А на снежный ком? Клоун: Замечательно отвечали на вопросы. Предлагаю вернуться к нашему раствору. (Дети возвращаются к столу ) Клоун: Наш раствор готов. Теперь с помощью воронки перельем его во флакончики. Флакончики закрываем. (Дети выполняют задание) Музыка №3 (фоном звучит песня «Шоу мыльных пузырей», дети берут флакончики и выходят на арену) Клоун: Увлекательное дело – Шоу мыльных пузырей! Я пузырик разглядел – ни окошек, ни дверей, Как же радуга тогда забирается туда? Раз, два, три! Раз, два, три! Я пускаю пузыри: мыльные, воздушные, ветерку послушные! Внимание! Внимание! Запуск мыльных пузырей! (Дети под светомузыку устраивают мыльное шоу) Рефлексия Клоун: Молодцы, ребята! Здорово! Отличные получились у нас пузыри! А это значит, что вы, ребята, замечательные изобретатели! Сами научились и научите других. Давайте вспомним, как мы с вами готовили раствор для мыльных пузырей. (Дети отвечают). Клоун: До Новых встреч, друзья! (Клоун прощается и уходит).