Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности познавательно- речевое развитие на тему: «Путешествие в осенний лес. Дикие животные»»
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
попознавательно- речевому развитию
на тему:
«Путешествие в осенний лес. Дикие животные»
для воспитанников подготовительной к школе группе
Цель: развитие грамматического строя речи у детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
Образовательные:
-обогатить словарный запас детей по теме: «Дикие животные»: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище;
- упражнять в образовании однокоренных слов, притяжательных прилагательных от существительных и включать их в предложения.
- совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные; упражнять в подборе определений к существительным; активизировать умение детей образовывать сложные прилагательные.
Развивающие:
- развивать грамматически правильную речь, умение детей отвечать полными ответами;
- воспитывать у детей любовь к живой природе, желание охранять и беречь природу.
Предварительная работа:
На прогулке: наблюдение за живой природой, природными явлениями, осенними изменениями в природе.
В группе:беседа с детьми на тему: «Животные наших лесов»; рассматривание картины, с изображением диких животных, отгадывание загадок; разучивание утреннего приветствия
Продуктивная деятельность:лепка: «Животные нашего леса»,рисование тычком: «Заяц».
Словарная работа:
Жилище.
Материалы и оборудование:
Флешкарта, карточки с изображением животных, корма для животных и т. д., мольберт.
Форма организации деятельности:
групповая
Место проведения:
групповая комната.
Ход ООД:
Организационный момент:
(Дети заходят в групповую комнату, становятся полукругом) Слайд 1
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Какой сегодня прекрасный день. Давайте поздороваемся с друг другом, с новым днем.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера! (проговаривают хором).
(Воспитатель приглашает воспитанников присесть на стульчики).
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла в группу, то обнаружила на столе приглашение.Сейчас я вам его прочитаю: «Дорогие ребята, приглашаем вас в гости в осенний лес.». Как вы думаете кто нас мог пригласить к себе в гости?
Дети: лесные животные, дикие животные.
Воспитатель: Но прежде чем отправится в лес нужно вспомнить правила поведения в лесу. Какие правила вы знаете? Слайд 2
Дети: в лесу нельзя шуметь, сорить, ломать деревья и кустарники.
Воспитатель: все верно, молодцы.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Нельзя даже громко петь,
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки. Слайд 3
Воспитатель: готовы отправиться в путешествие?Давайте скажем вместе: «Раз, два, три, вокруг себя обернись. В лесу осеннем очутись! (звучит аудиозапись леса).
Воспитатель: но вот мы и в лесу. Чтобы познакомится с обитателями леса я предлагаю вам отгадать мои загадки. Слайд 4
1. Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса). Слайд 5
2. Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый, по деревьям любит лазать. (Белка.) Слайд 6
3. В серой шубке неприметен, осторожен, незаметен
Он идёт и лес примолк, знают все крадётся… (Волк) Слайд 7
4. Не барашек и не кот, носит шубку круглый год
Голубая, серая для лета, для зимы другого цвета. (Заяц) Слайд 8
5. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,
На нем - громадные рога, ему природа дорога,
В лесу крупнее зверя не нашлось, раз он – сохатый, значит – (Лось). Слайд 9
6. Он не отесан, зол и груб.
Из всех деревьев, любит дуб.
Ведь он в лесу, среди зверей,
Большой Любитель Желудей. (Кабан) Слайд 10
Воспитатель: молодцы ребята. Всех зверей отгадали, со всеми познакомились. Как можно назвать их одним или двумя словами? Слайд 11
Дети: звери. Дикие животные.
Воспитатель: а почему этих животных называют дикими?
Дети: они живут в лесу, без помощи человека, боятся человека. Это неприрученные животные.
Воспитатель: что общего у этих зверей?
Дети: морда, хвост, лапы, уши, туловище.
Воспитатель: как называются части тела разных животных? (показывает картинку с изображением животных и задает вопросы).
Это волк. Чья морда? - Волчья. Чей хвост? – Волчий.
Это белка. Чья морда? – Беличья. Чей хвост? – Беличий
Это заяц. Чья морда? – Заячья. Чей хвост? – Заячий.
Воспитатель: сейчас наши животные хотят познакомить вас с своим жилищем. Как вы понимаете слово «жилище»? Слайд 12
Дети: предлагают варианты лексического значения данного слова.
Воспитатель: правильно ребята. «Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья». А вот как они выглядят, мы посмотрим.Давайте поиграем в игру: «Кто где живет». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте полным предложением.
Где живет белка? Белка живет в дупле. Слайд 13
Где живет лиса? Лиса живет в норе. Слайд 14
Где живет волк? Волк живет в логове. Слайд 15
Где живет медведь? Медведь живет в берлоге. Слайд 16
Где живет заяц? Заяц живет под кустом. Слайд 17
Воспитатель: молодцы ребята. А лесные жители предлагают нам с ними поиграть.
Физминутка. «Звериная зарядка». Слайд 18
Раз – присядка, (присесть)
Два – прыжок. (подпрыгнуть)
Это заячья зарядка. (ладошки на голову – ушки на макушку)
А лисята как проснутся, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянутся (потягивание с отворотом рук)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, перекрывая рот ладонью)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бёдрами со стороны в сторону)
А волчата – спинку выгнуть (прогнуться в спине вперёд)
И легонечко подпрыгнуть (лёгкий прыжок вверх)
Ну а мишка косолапый (руки согнуты в локтях ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставляя лапы (ноги на ширине плеч.
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловищем из стороны в сторону)
А кому зарядки мало (развести руки в стороны)
Начинает всё сначала!
Воспитатель: Скажите ребята, чем бы вы угостили и накормили лесных жителей. Что едят лесные звери? Предлагаю вам угостить наших зверей,и поиграть в игру: «Чем питаются дикие животные». Слайд 19
Дети: (выбирают нужное угощение, проговаривают вслух. На столе карточки с изображением «корма», дети, берут карточки с изображением корма и крепят возле животного, употребляющего этот корм и т. д.)
Воспитатель: звери остались довольны угощением. Но что-то наши звери вдруг загрустили. беда у них случилась, разбежались детеныши. Давайте мы поможем вернуть малышей домой.
Упражнение «Эхо»
Воспитатель : Я буду произносить громко, а вы - повторять тихо, как эхо.
Воспитатель: Помогите попасть к маме зайчонку, помогите бельчонку, помогите лисенку, помогите медвежонку (На столе у детей лежат картинка детенышей животных. Дети называют их и ставят рядом со взрослым животным). Слайд 25
Заяц – Зайчонок – Зайчата. Слайд 26
Белка – Бельчонок– Бельчата. Слайд 27
Медведь – Медвежонок – Медвежата. Слайд 28
Волк – Волчонок – Волчата. Слайд 29
Лиса – Лисенок – Лисята. Слайд 30
Воспитатель: молодцы ребята, помогли животным найти своих детенышей. А теперь предлагаю вам поиграть и размять свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика. Слайд 31
Еж, медведь, барсук, енот (поочередно все пальцы здороваются с большим начиная с указательного, левая рука)
Спят зимою каждый год (начать с мизинца)
Волка, зайца, рысь, лису (правая рука)
И зимой найдешь в лесу. (начать с мизинца)
Воспитатель: ребята, животные хотят проверить внимательные ли мы, и предлагают нам поиграть в игру «Четвертый лишний». Слайд 32
(дети выбирают лишнее животное и объясняют почему).
1. Коза – волк – лиса – медведь. Слайд 33
2. Лиса – верблюд – волк – медведь. Слайд 34
3. Волк – лиса- петух – еж. Слайд 35
4. Лиса – медведь – волк – морж. Слайд 36
5. Волк- кошка- лиса-заяц. Слайд 37
Воспитатель: хорошо ребята, со всеми заданиями справились. Ну а нам пора возвращаться домой. Слайд 38. Давайте встанем,возьмемся за руки закроем глаза: «Раз, два, три, вокруг себя обернись, в детском саду очутись!». Слайд 39
Воспитатель: вот мы в нашем детском саду. Сегодня мы свами побывали в лесу и познакомились с лесными животными. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии. (ответы детей). И в настоящей природе человек должен помогать братьям меньшим, потому что человек самый сильный и самый умный житель нашей планеты.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ручеёк» г.Ртищево Саратовской области»
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к миру природы, формировать нравственные качества. Задачи были поставлены в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, уровнем развития детей старшего дошкольного возраста. Присутствовало 9 детей. Структура ОД включала 3 части, на протяжении которых наблюдалось постепенное усложнение учебного материала.
Все методы и приемы были эффективны в достижении поставленной цели и способствовали стимулированию познавательно- речевой активности детей на протяжении всей НОД.
На мой взгляд,НОД получилась занимательная, продуктивная и динамичная.
С поставленными речевыми задачами дети успешно справились, закончила НОД на добром эмоциональном настрое.
1.Заведующаяя МДОУ Лысенкова С.Е
На протяжении всей НОД соблюдались здоровьесберегающие условия: перед началом образовательной деятельности помещение было проветрено, проведена влажная уборка. Длительность ОД соответствовала нормам СанПиНа для детей 6 лет и составила 27 минут. В ходе НОД наблюдалась регулярная смена статичных и динамичных поз. Своевременно проведено динамическое упражнение «Звериная зарядка», которое было тесно связано с целью ОД. Структура ОД включала 3 части, на протяжении которых наблюдалось постепенное усложнение учебного материала: Доверительное общение с дошкольниками «глаза в глаза» строилось через увлеченность совместной деятельностью, а единая сюжетная линия позволила вызвать у дошкольников заинтересованность, положительные эмоции и сохранить их на протяжении всей НОД.Развитию любознательности, активности и концентрации внимания способствовал яркий, разнообразный, эстетически оформленный наглядный материал (осенние листья,муляжи, натуральные предметы). На протяжении всей НОД акцентировала внимание детей на звукопроизношении, необходимости отвечать на поставленный вопрос развернутым предложением, успешно развивала просодическую сторону речи (игра«Четвертый лишний». , физминутка «звериная зарядка »). С целью активизации детей на занятии использовала общедидактические методы: словесные, наглядные, практические, игровые, частично-поисковые.
2. Воспитатель Диянова Е.А.
-Воспитатель смогла создать положительный эмоциональный настрой который поддерживал у детей интерес к выполнению заданий. С целью поддержания внимания, заинтересованности и как следствие-повышение речевой активности, основный акцент делала на игровых методах и приемах (воображаемая ситуация «Прогулка в осеннем лесу»).В ходе ОД активно использовала словесныеметоды и приемы (беседа, повторение (дети повторяют фразы за педагогом и друг другом), вопросы (Кому отнесешь? чем угостили животных? И т.д.), интонационное выделение падежных окончаний, речевой образец (Зайчонок обрадуется моркови. и т.д.), отраженная речь (упражнение «Эхо») сопряженное проговаривание (динамическое упражнение пальчиковая гимнастика которые стимулировали детскую активность. Использование загадок способствовало положительному эмоциональному настрою. Учитывая гендерные особенности развития дошкольников, хвалила девочек, привлекая внимание остальных детей, а при поощрении мальчиков обращала внимание на оценку их конкретного результата.
3.Педагог –психолог Хламова Ю.В.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе Сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.Использование презентации «Дикие животные», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу- формирование представления детей о диких животных. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.В связи с тем, что у некоторых детей проблемы с речью и было много хоровых ответов. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные программные задачи в течение занятия были решены.
Рекомендовано:
1.Чаще использовать НОД данного типа в своей работе ,так как они положительно влияют на усвоение программных целей и задач. Как во время проведения занятий, так и в ходе предварительной работы используется наглядность для более эффективного восприятия ребенком поданного материала.
2.Организовать дополнительную индивидуальную работу с детьми часто болеющими. ИОМ.