Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД "Никольский хрусталь"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №19
города Кузнецка
(МБДОУ ДС №19 г. Кузнецка)
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми
подготовительной к школе группы №10 «Колокольчик»
общеразвивающей направленности
Тема: «Знакомство с изделиями Никольского хрусталя»
Составил: Устинова Г.И.
г. Кузнецк
Ноябрь
2019г.
Задачи:
Познакомить детей с историей появления стекла.
Дать представления о свойствах стекла и областях применения.
Закрепить знания о цвете и оттенках стекла.
Развивать умения читать схему и отсчитывать нужное количество.
Развивать умения детей составлять предмет из частей.
Учить детей работать в парах.
Воспитывать художественный вкус; аккуратность в работе.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация с краткой историей появления стекла, выставка предметов из стекла (посуда, вазы, украшения, фигурки из стекла и т.д.), приборы с использованием стекла (лупы, микроскоп, бинокли, очки, калейдоскопы), фужеры, стеклянные бутылочки, крупа 4 видов, схемы, набор для дидактического упражнения «Разбитые вазы».
Ход занятия.
В. -Дети, как вы думаете, для чего нужен песок? (ответы детей).
Рассказ воспитателя:
Песок важнейший компонент (часть) из чего делают стекло. В старину брали глиняный горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Из которого делали изделия горшки, посуду.
(на экране презентация работы стеклодувов города Никольска).
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир удивительных открытий.
Мастер стеклодув берёт в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирает комочек расплавленного стекла, а другой конец трубочки в рот и выдувает стеклянный пузырь (также как вы дуете мыльные пузыри). Но если стеклу нужно придать другую форму, то мастер берёт 2 формочки и закрывает стеклянный пузырь с двух сторон и выдувает до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появляются другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы.
- А какое оно стекло? Давайте его обследуем. Прикоснитесь, какое оно на ощупь? Гладкое, холодное, твердое.
-Какого цвета стекло? Прозрачное, бесцветное, цветное.
-Зачем нужно прозрачное стекло? Пропускает солнечный свет. Не искажает предметы, защищает от холода.
-Где мы видим такое стекло? Оконное стекло, на циферблате часов, электрические лампочки
-А что будет, если возьмём 2 цветных стекла и наложим одно на другое?
Изменится цвет, получится новый оттенок. (Предлагается детям опыт с цветными фильтрами)
-Ребята, а где используется цветное стекло? Посуда, женские украшения, цветная мозаика (смальта), стекло для витражей.
-Ребята, вы знаете, для чего люди придумали тёмное стекло?
Тёмное стекло сохраняет свойства микстур, растворов, защищает глаза от солнца.
Ребята, а вы знаете, что у стекла есть голос и оно может звучать, хотите услышать? А знаете, от чего зависит голос стекла? Чем стекло толще, тем глуше, тоньше стекло - звук выше. Воспитатель демонстрирует, как звучит стекло. Предлагает и детям извлечь звук ( на фужерах). Попробуйте провести пальцем по краю фужера.
-Что слышите? (нет звука). Обмакните указательный пальчик в воду и ещё раз проведите по краю фужера. (Звук получается тонким, звонким). Молодцы!
-А сейчас отгадайте загадку:
« Я, молча, смотрю на всех,
И смотрят все на меня.
Весёлые видят смех
С печальными плачу я.
Глубокое, как река
Я дома на вашей стене.
Увидит старик старика
Ребёнок - ребёнка во мне.
( зеркало).
-Мы сегодня знакомимся со свойствами стекла, а загадку я загадала про зеркало. Как вы думаете почему? ( отв. д.)
-Зеркало это тоже стекло, но не прозрачное, а умеющие отражать изображения.
-Как вы думаете, что помогает отражать изображение в зеркале? Это тонкий слой серебра. Серебро прочно нанесено на стекло, оно и отражает. В старину люди использовали вместо зеркал серебряные подносы, а потом научились соединять стекло и тонкий слой серебра.
Ребята, а вы знаете, где стекло помогает человеку, в каких приборах? Очки – защищает и помогает лучше видеть, лупы, бинокли, микроскопы, телескопы – приближают, помогают рассмотреть мелкие и удалённые предметы. Ну, вот мы с вами и узнали, сколько полезных дел выполняет стекло, как оно служит человеку. Ну, у этого материала есть и плохое свойство – оно хрупкое и может легко разбиться.
-Как нужно обращаться со стеклянными предметами? Аккуратно, бережно. Но если вдруг случилась беда, стекло разбилось, как надо действовать? (отв. дет.) Обязательно подмести большие куски веником, а потом почистить пылесосом.
3ч. Дидактическая игр « Разбитая ваза» (работа в парах)
Ход игры: В конверте находятся силуэт вазы разрезанной на несколько частей, задача детей собрать целый силуэт.
-Умницы! Быстро справились с упражнением и я предлагаю вам сейчас побыть в роли продавцов. Нужно в соответствии со схемой заполнить бутылочки с крупами.
-Наташа, прочитай свою схему.
Наташа: в начале я отсчитаю 10 белых фасолин и опущу их в бутылочку, потом добавлю 15 горошин….).
(Самостоятельная работа детей).
-Дети, вот такие красивые бутылочки вы можете украсить дома и подарить их мамам.