Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в средней группе на тему «Весна-красна»»
Конспект НОД
в средней группе
на тему
«Весна-красна»
Цель:
развитие связной речи по лексической теме «Весна».
Образовательные задачи:
закреплять характерные признаки весны;
упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;
закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;
совершенствовать грамматический строй речи;
Развивающие задачи:
развивать диалогическую и связную речь;
развивать слуховое внимание и логическое мышление;
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе и бережное отношение к ней;
Методические приемы:
Игровые
Словесные
Слушание музыки
Наглядные
Предварительная работа с детьми: наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы; рассматривание картинок с приметами ранней и поздней весны, репродукции картин по теме «Весна», альбом «Перелетные птицы», «Дикие животные»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; художественное творчество на тему «Весна»; дидактические и подвижные игры.
Демонстрационный материал: картины «Ранняя весна» и «Поздняя весна», мнемотаблица “Весна в лесу”, картинки птиц.
Дети входят в группу и встают в круг в центре группы (возле столов).
В: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)
А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
Воспитатель и дети:
Здравствуй, красно солнышко!
Здравствуй, ветерок,
Солнечные зайчики,
Быстрый ручеек!
Здравствуй, ранняя трава,
Здравствуй, свежая листва!
Здравствуйте, ребята!
Всех приветствуем сейчас,
Очень рады видеть Вас!
Поднимают руки к солнышку.
Качают над головой руками.
На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук.
На уровне груди движения кистями вправо-влево.
Показывают ладошки на уровне груди.
Трут ладонями друг о друга.
Слова произносит воспитатель.
В: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, и услышала, что он постучал в окно и так радостно и громко зачирикал! Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там? (Воспитатель обнаруживает конверт.)
Интересно от кого это письмо? Давайте откроем конверт и узнаем кто же его прислал. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)
«Собирайтесь в лес скорее,
В необычный турпоход.
Ждут вас тайны там лесные,
Вдаль дорожка поведет…
Лесные жители.»
Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес? (Ответы детей.) Но сначала я проверю, готовы ли вы к путешествию.
Мы пойдем не за грибами,
Не за цветами,
А за лесными чудесами!
Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.
А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)
В: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко,
Попадёшь тогда ты в лес,
Полный тайны и чудес!
Дуют в ладошки.
Кружатся.
Закрывают глаза ладонями.
Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту..
Звучит звукозапись «Голоса леса»
В: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к ковру и садятся на стульчики.)
На мольберте вывешена картина «Грачи прилетели». Вторая картина («Ранняя весна») находится за первой картиной, дети ее не видят.
В: Присаживайтесь, ребята.
Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. (показывает картину «Грачи прилетели»).
Какое время года изображено на картине?
Дети: Весна.
В: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Может быть, это зима?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Как светит солнце весной?
2. Что происходит со снегом весной?
3. Когда снег растаял, что появляется?
5. Кто прилетает из теплых краев?
6. Что происходит с лесными жителями?
7. Что вырастает из-под снега?
В: Молодцы! Вы все правильно сказали. Но солнышко с каждым днем греет все теплее, все ярче. (Воспитатель выставляет на мольберт 2-ю картину («Ранняя весна»).
В: А как же дальше просыпается природа?
Дети: Снег совсем растаял; на деревьях и кустарниках появляются почки; цветут цветы; появляется травка; появляются насекомые; у птиц появились птенцы; звери просыпаются после зимней спячки, они меняют старые шубки на новые, у зверей появляются детеныши.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы:
1. Снег еще лежит?
2. Что происходит с деревьями?
3. Что происходит с цветами?
4. Что происходит с травой?
5. Кто появляется у птиц?
6. Что происходит с дикими животными?
Речевая игра «Скажи наоборот»
(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).
В: Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.
Это значит, что …
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой холодно, а весной… (тёпло).
- Зимой небо пасмурное, а весной... (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
В: Молодцы ребята, правильно ответили.
В: Лена, расскажи, пожалуйста, стихотворение о весне.
Ребенок:
Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла весна.
В: Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март, апрель, май.
В: Какие же вы молодцы, все вы знаете.
Звучит звукозапись «Голоса птиц в лесу».
В: Ребята, что вы услышали? (ответы детей)
В: Да, это поют в лесу птицы. Давайте подойдем к ним поближе.
Дети с воспитателем подходят к фланелеграфу и становятся полукругом.
Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"
В: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело на дерево. Давайте отгадаем про них загадки.
Загадки
1.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица – …
(Грач).
4.
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…
(Скворец)
2.
Я проворна, легкокрылая,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(Ласточка)
5.
Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив ...
(Снегирь)
3.
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
В: Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний?
Дети: Снегирь.
В: Объясните почему. (Ответы детей.)
В: Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете?
В: Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела в нашу группу! Она очень радуется весне. Давайте только глазками посмотрим, как она перелетает с места на место, с одного цветка на другой.
Физкультминутка-игра « Прилетели птицы»
В: Сейчас я буду называть птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых - то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.
В: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.
Воспитатель вместе с детьми (во время физкультминутки) подходят к «берлоге» с медведем.
Физкультминутка «Мы шагаем друг за другом»
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и весенним лугом,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Весело попрыгаем
Как в лесу зайчатки.
Прыг, скок, прыг, скок,
Сели зайки под кусток.
Идут обычным шагом друг за другом.
Идут на носках.
Идут на пятках.
Прыгают как зайчики .
Присаживаются на корточки.
В: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.
Загадки
Она прыгать мастерица,
Она прыгать не боится.
Небольшой у неё рост,
Но зато пушистый хвост.
(Белка)
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной?
Снег разгребает,
Мышек хватает.
(Лисица)
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору.
(Заяц)
Этот зверь тебе знаком,
Ест мышей и молоко.
Но на кошку не похож
Весь в иголках длинных…
(Ёж)
Кто позабыв тревоги,
Спал в своей берлоге?
(Медведь)
В: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны. Дети: Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.
В: Какие звери просыпаются весной?
Дети: Медведь, еж, барсук.
В: Давайте разбудим медведя чистоговоркой.
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла – к нам весна пришла.
Ло-ло-ло – в лесу тепло.
Пель-пель-пель – капает капель.
Ля-ля-ля – расцветай земля!
Леть-леть-леть – просыпайся медведь!
Хлопают в ладоши.
Сжимают-разжимают пальцы.
Ударяют указат. пальцем по ладони.
Делают «фонарики».
Топают ногами.
В: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит.
В: А что происходит с шерстью диких животных весной?
Дети: Они линяют.
В: А какие дикие животные меняют зимнюю шубку на летнюю? У кого из них меняется окрас шубки?
Дети: Заяц, белка.
В: А кто появляется у диких животных весной?
Дети: Детеныши.
В: Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш.
Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.
Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
один
много
У медведя - …
У зайца - …
У лисицы - …
У волка - …
У ежа - …
медвежонок
зайчонок
лисенок
волчонок
ежонок
-
-
-
-
-
медвежата
зайчата
лисята
волчата
ежата
В: Ребята, пойдемте гулять дальше.
Воспитатель с детьми подходят к столам. На трех столах разложены разрезные картинки (подснежник, мать-и-мачеха, ландыш.)
В: А еще, ребята, с теплыми солнечными лучиками в марте месяце просыпаются первые цветы. Кто помнит, как они называются?
Дети: Подснежники.
В: Почему их так называют?
Дети: Потому что они вырастают из-под снега.
В: Света, расскажи, пожалуйста, стихотворение о подснежнике.
Ребенок:
Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.
(Н. Маслей)
В: Ребята, а цветочек так хочется понюхать. А рвать его можно?
Дети: Нет. В: Тогда мы наклонимся и понюхаем подснежник.
ладошки вниз тыльной стороной друг к другу, пальцы развести
В: Ребята, давайте вспомним, какие еще цветы вырастают весной?
Дети: Мать-и-мачеха, ландыши.
В: Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены цветы. Но они разрезные. А давайте попробуем собрать картинки. У кого какая она получится?
Игра «Собери картинку»
Рефлексия
В: Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу.
Давайте вспомним все изменения, которые произошли весной в лесу. Для этого мы попробуем составить рассказ.
На мольберт вывесить мнемотаблицу «Весна в лесу».
Мнемотаблица «Весна в лесу»
1 - Весной ярко светит солнце. Оно не только светит, но и греет.
2 - В лесу тает снег, бегут ручейки, звенит капель.
3 - Появляются проталины.
4 - Распускаются подснежники.
5 - На деревьях набухают почки.
6 - Возвращаются птицы с юга и поют свои песни.
7 – Весной после зимней спячки просыпаются дикие животные (медведь, ёж и барсук).
8 - Дикие животные линяют. Заяц и белка меняют цвет своей шубки.
9 - Весной у диких животных появляются детёныши, а у птиц – птенцы.
В: Молодцы! Вы правильно назвали все изменения, которые происходят с природой весной. А теперь давайте составим рассказ о весне.
В: Нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки,
Покружись потом немножко,
Попадёшь тогда ты в лес,
Полный тайны и чудес! Дуют в ладошки.
Кружатся.
Закрывают глаза ладонями.
Рефлексия
В: Вот мы и вернулись в нашу группу.
В: Вам понравилось в гостях у весеннего леса? Мы с вами побывали в весеннем лесу и вспомнили все изменения в природе, которые происходят в это время года. А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по весеннему лесу? (ответы детей)
В: Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.