Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД с использованием технологий ТРИЗ "Лаборатория воды"»
Приложение 6
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе.
Тема: Лаборатория воды
Цель: Применение игровых приёмов со здоровьесберегающими технологиями в образовательном процессе НОД в реализации ФГОС ДО. Знакомство детей со свойствами воды (прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаса, текучая, без формы, отражает предметы).
Триединая задача (воспитание, обучение, развитие):
Образовательная: Пробуждать в детях исследовательский интерес. Показать значение воды для всего живого.
Развивающая: Учить выделять и называть качества предмета, делать выводы, выдвигать гипотезы, проверять их с помощью опытов.
Воспитательная: Воспитывать заботливое отношение к воде. Вызывать желание заботиться о своем здоровье.
Методы:
словесные (поощрение, вопросы, уточнения, умозаключения, обобщения), наглядные (пособия и материалы детской экспериментальной лаборатории, раздаточный материал),
Стакан с водой, ложка, сахарный песок, две банки разного размера и диаметра, два стакана с подкрашенной водой, предметное стекло, пипетка, пробирка. Иллюстрации о роли воды в жизни живых организмов презентация «Вода, вода»
Раздаточный материал:
стаканы с водой маленькой ложкой, пипетки, предметные стекла, блюдца с сахаром
Предварительная работа:
Беседы с детьми о воде, как источнике жизни на земле, показ иллюстраций о значения воды для всего живого, беседы о роли воды для родного города.
Прогнозируемые результаты:
Иметь представления о свойствах воды.
Уметь проводить элементарную опытную деятельность с водой, делать выводы.
Знать качества проверяемого вещества неживой природы – водная среда.
Приёмы и ход НОД:
Вводная часть
Дети заходят в зал, воспитатель предлагает им обратить внимание на присутствующих в зале взрослых и поздороваться.
Игровое упражнение «Здравствуйте!»
Ведущий (взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!» Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг. А затем развернуться и всем присутствующим подарить свои улыбки и сказать здравствуйте! Тем самым пожелать здоровья.
Стук в дверь, в зал вносят письмо и отдают воспитателю со словами: «Сегодня почтальон принес письмо. Это письмо адресовано вашей группе».
Воспитатель берет письмо, на письме фотография доктора Плюшевой.
- Дети, ну что интересно? Видимо письмо прислала нам доктор Плюшева, но что же в нем написано? (ответ детей) Откроем? (ответ детей)
Воспитатель открывает письмо, а там видеодиск.
Нам понадобится экран для просмотра, сейчас я загружу диск и посмотрим, что же там?
/слайды № 1,2/
Дети, я доктор Плюшева. Приглашаю вас в секретную исследовательскую лабораторию, там вы познакомитесь с опытами, которые проводят ученые. А вот что вы будете исследовать, догадайтесь.
- А вы хотели бы быть такими же исследователями? Хорошо. Тогда
Читаем дальше и узнаем, что же нам предстоит исследовать.
/слайд № 3,4/
- Если наши руки в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук,
Без него не сможет мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без…(воды).
- Правильно, сегодня мы с вами будем исследовать воду. Сейчас наденьте белые халаты и садитесь за столы.
Основная часть
- Скажите, какая бывает вода? (холодная, горячая, чистая, грязная, мыльная и т.д.)
1 опыт. Возьмите стакан с чистой водой и понюхайте.
- Есть ли запах?
Запомните первое свойство. Чистая вода не имеет запаха. Вот на этой картинке отмечено это свойство. /просмотр слайда № 5/
2 опыт. А теперь попробуйте воду на вкус, попейте немного.
- И что вы скажите о вкусе воды?
- Да, чистая вода не имеет вкуса. Это второе свойство воды. Об этом вам напомнит вот эта картинка. /просмотр слайда № 6/
3 опыт. Опустите в стакан с водой ложку.
- Видно ли вам ложку? А почему вы её видите? (коллективное обговаривание).
- Ложку в стакане с водой видно, так как она прозрачная. Это третье свойство.
Посмотрите на эту картинку в воде видны все камни. Вы убедились, что вода прозрачная?
/Показ слайда № 7/
- Ученые тоже отдыхают от научной деятельности, и я вам предлагаю поиграть с водой в игру «Кораблики». Детям предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу». Можно устроить соревнование парами.
- Отдохнули, готовы дальше изучать воду? Тогда, все по местам.
4 опыт. А сейчас положите в воду чайную ложку сахарного песка и размешайте.
- что произошло с сахаром?
Попробуйте воду. Какой она стала на вкус?
- Сахарный песок растворился, вода стала сладкая
- Вода является растворителем, это четвертое свойство. /просмотр слайда № 8/
5 опыт. А сейчас хотите посмотреть фокус?
Вот в этих стаканах налито по 100 гр. подкрашенной воды
- В стаканах равное количество воды?
Я выливаю воду из первого стакана вот в эту банку, а воду из второго стакана в эту банку.
Уровень воды получился разный.
- почему так получилось?
- правильно. Банки разной формы.
- возьмите пипетки, наберите воды и капните капельку воды на стекло.
- Что случилось с капелькой?
- Капелька растеклась так как вода сама не может держать форму, она жидкая и растекается.
-Но как же ей принять форму?
- Правильно, её надо налить в сосуды разной формы. Из этого следует, что вода текучая и не имеет формы. Это её пятое свойство. /просмотр слайда № 9/
6 опыт. Посмотрите на эту картинку. Что в воде отражается?
Вот на этом стульчике у меня стоит тазик с водой. Ко мне подойдут сначала девочки и посмотрят в воду, а потом мальчики.
- Что увидели?
- А это значит, что мы узнали шестое свойство – вода отражает предметы /просмотр слайда № 10,11/
Словесная игра малой подвижности. Дети выполняют движения под текст игры.
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины,
Не пугает их волна,
Рядом плещется она.
Проплывает в море кит
И дельфинам говорит:
«Вы, дельфины, не шумите,
Рыбку быструю ловите!»
- А почему рыбы любят воду? А кто еще любит воду?
- Где люди используют воду?(Прохладная чистая вода, которой мы умываемся, обливаемся или обтираемся по утрам. Она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы.)
Обговорить, а потом посмотреть следующий слайд.
- кому ещё нужна вода?
- Какую воду человек использует в пищу?
- кто и что загрязняет воду в реках, озерах, морях?
- Какой вред они приносят природе?
- Как можно уберечь воду от загрязнения? *обговаривание
Заключительная часть
Итог: И так, что мы сегодня с вами узнали о воде, что мы напишем в отчете доктору Плюшевой. Давайте вспомним. (ответы детей записываются на камеру для отчета доктору Плюшевой). Ваш отчет я запишу на диск и отправлю доктору Плюшевой.
А теперь прослушайте стихотворение о воде:
Я – капелька воды!
Родилась в ручейке,
Потом бежала по реке,
Пришла в ваш дом.
Все рады мне в нём!
Берегите вы меня всегда!
Буду я тогда чиста, вкусна!
- Дети, не забывайте, что к воде нужно относиться экономно и бережно!
Наша исследовательская работа в лаборатории закончилась, и нам пора возвращаться в детский сад, а еще попрощаться с нашими гостями.
Дети берутся за руки, сжимают ладони друг друга, прощаются, желают всего доброго.