Оборудование: Кукла в теплой одежде, мультимедийная установка, лоскутки ткани (шелк, ситец, драп, льняная ткань, картинки с изображением одежды.
Ход НОД:
Воспитатель вносит в группу куклу в теплой одежде.
- Ребята, к нам пришла кукла Таня. На улице прохладно и она надела теплое пальто и шапочку. Рассмотрите пальто у Тани. Какое оно? Из чего оно сшито? Воспитатель предлагает детям потрогать пальто на ощупь и определить, что ткань толстая. Воспитатель: - Как вы думаете, почему пальто сшито из толстой ткани?
(Из толстой ткани – пальто теплее, чем из тонкой)
Воспитатель: - Давайте посмотрим на платье Тани. Из какой ткани сшито платье, как вы думаете?
(Из тонкой)
Воспитатель: - Ребята, хочу вам рассказать, почему ткани бывают разные: толстые и тонкие, гладкие и шершавые. Я приглашаю вас к экрану.
Дети садятся на стульчики перед экраном
Демонстрация презентации «Ткет ткач ткани на платок Тане»
1 слайд - название презентации.
2 слайд – фотография волокон.
Воспитатель: - Сырьем для производства ткани служат волокна – маленькие, тоненькие тельца, тоньше человеческого волоса. Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения. 3 слайд – фотографии растений лен и хлопчатник. Воспитатель: - Самые известные растения, из которых добывают волокна для изготовления тканей – это лен и хлопчатник. Лен – это растение с нежно-голубыми цветами. Лен выращивают на полях в России. Волокна у льна добывают из стеблей. Они жесткие и грубые. Хлопчатник растет на полях в жарком климате. Он похож на коробочки с ватой, которая состоит из мягких и нежных волокон. 4 слайд – схема производства тканей. Воспитатель: - Фермеры выращивают растения на полях, затем из растения добывают волокно. Из него прядильщики на прядильных станках прядут пряжу, а из пряжи ткачи ткут ткани на ткацких станках. 5 слайд – фотографии животных: овечка, верблюд, собака, коза, лама, кролик. Воспитатель: - Волокна получают и из шерсти животных. Каких животных?
Дети называют животных, демонстрируемых на слайде
- Шерсть у животных по качеству разная: у козы и ламы – тонкая, мягкая и нежная, у овцы, верблюда и собаки – толще, грубее и жестче, а у кролика – самая нежная. Но одно свойство присуще шерсти всех животных – она очень теплая. 6 слайд – фотографии тутового шелкопряда и его кокона. Воспитатель:- Волокна для тканей человек научился добывать даже… у насекомых. Это бабочка – тутовый шелкопряд. Живет она в жарком климате. Гусеницы этой бабочки плетут себе кокон из своей слюны, которая на воздухе превращается в тончайшее волокно. Когда гусеница покидает свой кокон, его замачивают в горячей воде и разматывают. Это волокно – гладкое, очень тонкое. 7 слайд – схема производства тканей. Воспитатель: - Рассмотрим процесс изготовления ткани из животного волокна. Дети помогают комментировать фотографии на слайде: - Фермеры выращивают животных. - Из шерсти добывают волокно. - Из него прядильщики на прядильных станках прядут пряжу. - Из пряжи ткачи ткут ткани на ткацких станках. 8 слайд – фотографии тканей. Воспитатель: - Ткани, изготовленные из разных волокон, отличаются своими свойствами.