Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Знакомство детей с Городецкой росписью»
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Знакомство детей с Городецкой росписью»
НОД по образовательной области художественно-эстетическое развитие. Занятие включает опыт эмоционально нравственного оношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в изобразительном искусстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Знакомство детей с Городецкой росписью»»
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему
«Знакомство детей с Городецкой росписью»
Педагог Наталия Витальевна Масленникова
Цель: знакомство детей старшего возраста с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора.
Образовательные задачи: учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка), учить выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом).
Развивающие задачи: развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества, мелкую моторику, координацию движений, глазомер; Пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка).
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народным мастерам и народному творчеству.
Методы и приемы:
Наглядные - Рассматривание выставки изделий с городецкой росписью, иллюстраций и образца воспитателя, показ воспитателя.
Словесные - Рассказ о городецкой росписи, прослушивание русской народной мелодии, чтение стихотворения «Город-сказка-Городец», объяснение воспитателя.
Практические - Прорисовка листика и ромашки, прикладывание кисти к бумаге, самостоятельная деятельность детей.
Демонстрационный материал - выставка изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации), образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа.
Раздаточный материал – листы бумаги желтого цвета в форме разделочной доски, гуашь, кисти (белка №2), клеенки, стаканчики с водой, ватные палочки, салфетки.
Предварительная работа:
Предварительная работа воспитателя - подбор стихотворений, иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства с городецкой росписью, изготовление образца.
Предварительная работа с детьми - Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, знакомство с легендой Городецкой росписи.
Длительность - 25 минут.
Ход НОД:
Вводная часть:
В начале занятия дети стоят полукругом около воспитателя.
Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем на выставке, где познакомимся с изделиями городецких мастеров. Давайте внимательно рассмотрим эти предметы, их прислали на нашу выставку мастера городецкой фабрики.
Звучит русская народная мелодия.
Основная часть:
Воспитатель: я расскажу вам об истории промысла.
Наша страна Россия богата народными умельцами. На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город – крепость. Много-много лет назад в городе возник промысел. Умельцы-мастера делали из дерева все: от детских игрушек до предметов мебели. Все эти деревянные изделия мастера украшали нарядными, яркими узорами. Отсюда и название Городецкая роспись.
Утонул в лесах зеленых
Город – сказка – Городец
В нем открыт для всех друзей
Замечательный музей.
Тут и блюда расписные
Что известны в целом мире
Поставцы и сундучки
Коромысла с ведрами,
Доски яркие, цветные
И солонки расписные.
Я всегда, признаться, рада
Съездить в город Городец.
Там в цехах фабричных чистых
Трудится народ – творец.
Розы, травки и купавы
Вырастают из-под рук
Взглянешь – и полюбишь сразу
И изделия, и краски
Словно взятые из сказки.
Оригинальны изделия мастеров Городца: прялки, лубяные короба, детская мебель, игрушки, декоративные панно. Традиционная Городецкая роспись изображает различные жанровые сцены из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующих коней и всадников, птиц с распущенными хвостами. Бытовые картины дополняются пышными яркими цветами и ветками. Элементы в росписи – розан, ромашка, купавка, бутон, глазки, дужки.
Воспитатель: Понравилась вам наша выставка?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте присядем на свои места, и вы расскажете, чем вам понравилась выставка?
Дети занимают свои места за столами, которые расставлены так, чтобы видна была выставка. Рассматривание иллюстраций.
Дети: Яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке.
Воспитатель: Из какого материала все эти изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись – розан, ромашка, купавка, бутон, листик. Ромашку узнать легко, у нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен. Яркие красные, розовые, синие, голубые, зеленые краски резко выделяются на золотистом или другом цветном поле изделия, придавая ему радостный, праздничный вид.
Воспитатель: Вот, посмотрите, какую красивую разделочную досочку мы изготовим сегодня своими руками. На ней растительный узор из листьев и ромашки.
Рассматривание образца воспитателя.
Воспитатель: Давайте теперь поможем нашим пальчикам подготовиться к рисованию.
Физкультминутка «Замок»
На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Потянули. Постучали.
Покрутили (выполнить упражнение для рук).
Повертели.
И открыли (подуть).
Воспитатель: Присаживайтесь, посмотрите внимательно, как мы будем рисовать листики и ромашку.
Показ воспитателя.
Воспитатель: Обратите внимание, что величина листьев в узоре разная. Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.
А теперь посмотрите, в какой последовательности мы рисуем ромашку:
1. Смешивание красок для получения нужного цвета.
2. Рисования основы – круга.
3. Рисования серединки белым цветом способом тычка.
4. Рисования лепестков способом бокового мазка (примакивание) при расположении кисти от центра к краю круга.
Вы помните, как сделать розовую, голубую и оранжевую краски?
Дети: Для получения голубого цвета нужно на палитре смешать синюю и белую гуашь, а для получения розового – красную и белую, для получения оранжевого - желтую и красную.
Воспитатель: Сначала давайте потренируемся рисовать листики и ромашку на отдельном листе бумаги, а потом на закладке.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя.
Звучит русская народная мелодия.
Воспитатель: Ребята, давайте подождем, пока наши работы подсохнут, чтобы нанести ромашку и оживку, и разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик»
Дождик, дождик веселей
Капай, капай, воду лей
На листок, на цветок
Кап-кап-кап.
На дорожку, на лужок
Кап-кап-кап.
Тучка в небе синяя
Самая красивая.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя
(во время занятия обращает внимание на тех детей у кого не получается. Подбадривает. Помогает.). Звучит русская народная мелодия.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
Дети: На выставке мастеров городецкой росписи.
Воспитатель: Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?
Дети: Мы узнали, что есть такой знаменитый город Городец. А знаменит он изделиями из дерева, которые всегда пригодятся в хозяйстве – это доски, шкатулки, коромысла, ведра, солонки и другое. Рассмотрели, какие узоры бывают на изделиях, узнали, как они называются и как их правильно рисовать. А потом мы сами превратились в мастеров.
Воспитатель: Чему мы научились?
Дети: рисовать узоры из листиков и ромашки. Узнали, из чего состоят узоры городецкой росписи (подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, ромашка, листья).
Воспитатель: Что вам понравилось на занятии?
Дети: Всё!
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо поработали, посмотрите, какие красивые разделочные досочки мы с вами расписали! Вам нравится?
Дети: Да!
Поощрение детей. Рассматривание готовых работ.
Воспитатель: Какие работы нравятся больше всего? Почему?
Дети: Саши, Семена, Арины и т.д. Потому что досочки аккуратные, красивые, яркие.
Воспитатель: Давайте повесим все наши работы на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими.