Предварительная работа: плановое изучение материала по темам: «Насекомые», «Дикие животные», «Дикие птицы», «Деревья».
Оснащение: модели существенных признаков птиц, зверей и насекомых; иллюстрации с изображением: зайца, белки (в разные сезоны), лиственницы; 9 картинок с изображением птиц с цифрами на обратной стороне (игра на развитие памяти); «Лесная газета»; вырезанные из картона красные и зеленые жуки; 2 конверта с письмами; посылка-коробочка; значки для поощрения детей; микрофон, как на радио; телефон; музыкальное сопровождение «звуки леса».
Ход занятия
Я: Начинаем заседание клуба «Юный егерь». Сейчас ребята попробуют ответить на поступающие вопросы от необычных радиослушателей – лесных жителей. Лучшие знатоки будут награждены значками.
(Дети садятся за расставленные полукругом столы.)
Я (читаю письмо от Кузнечика.) На лесной опушке встретились два жука: красный и зеленый. Посмотрели они друг на друга и удивились. Красный спросил у зеленого: «Ты почему весь такой зеленый?» - «Чтобы птица не съела». – «Вот чудак! Чтобы птицы не съели, надо быть таким, как я, красным.» «Нет», - сказал зеленый жук. «Да», - сказал красный. «Нет, ты все перепутал», - рассердился зеленый. «Нет, это ты все перепутал».
Долго жуки спорили. Кто из них прав? Как вы думаете? (Ответы детей)
Слушайте, что было потом. Пока жуки спорили, их заметила птица и полетела к ним. Жуки увидели и …
Ребята, что они сделали? Куда они могли спрятаться? Как спастись? (Я обобщаю ответы детей, подвожу итог.)
Я: В наш клуб приходит много писем. Вот еще одно.
Письмо от зайца.
Встретился я в лесу с белочкой. Она внимательно на меня посмотрела и говорит: «Ой, какая у тебя шубка красивая, беленькая. Давай на время поменяемся: ты в моей серенькой походишь, а мне свою беленькую одолжи.» Прощу у вас совета: меняться или нет?
Я: Давайте, ребята, подумаем и поможем зайке. Сможет ли зайчик прожить в шубе белки, а она в его? (Любой ответ мотивировать.) Почему вы так думаете? Как помогают им хвостики? Для чего они линяют весной?
(Сориентировать ход мыслей детей по направлению анализа зависимости между средой обитания и формами приспособления.)
(Звонит телефон. Я слушаю, а потом пересказываю детям.)
Я: Звонил дятел. Он долго выбирал себе дерево в лесу, где сделать дупло. Выбрал наконец хорошую высокую елку, а главное, иголочки на ней были мягкие. Все бы ничего, а вот сначала у его елки иголки пожелтели, а потом и вообще все осыпались. Просит дятел объяснить ребят, что случилось с его елкой. Какие у вас предположения? (Ответы детей.)
Я: Почему он принял это дерево за елку? Почему оно так называется? (Лиственница)
Я: Я думаю, дятел слушал нашу радиопередачу и остался доволен ответом знатоков
Почтальон приносит к нам не только письма, но и посылки. Вот одна из них. (Я открываю посылку. В ней записка от зайчонка.)
Я: (читаю). Я только что родился. Открыл глаза, а мамы рядом нет. А вокруг все летает, ползает, прыгает, бегает. А я так всего боюсь. И где же моя мама? Кто же мне все объяснит?
Я: Давайте, ребята, попытаемся объяснить маленькому зайчонку, что его окружает, чтобы он ничего не боялся. Где же, ребята, его мама? Кто будет его кормить? (Ответы детей.)
Я: В посылке лежат зарисовки зайчонка, что он успел разглядеть. Нам надо разобраться, что к кому относится. Что может летать? (Птицы, насекомые.) Кто бегает, прыгает? (Звери.)
(Дети разбирают модели, расставляют на наборном полотне – классификация птиц, насекомых и зверей.)
Я: Я думаю, зайчонок нас услышал в эфире и больше не будет бояться окружающего.
Нам лениться не годится,
Помните, ребята.
Даже звери, даже птицы
Делают зарядку.
Физкультминутка «Зайцы»
Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте) Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед) Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? (Прыжки на месте) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте) Вот голодная лиса (Ходьба на месте) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх) Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох) Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Я: предлагаю детям поиграть в игру «Цепочка слов» на тему «Насекомые».
1-й ребенок. «Оса…»
2-й ребенок. «Оса – муха…»
3-й ребенок. «Оса – муха – комар…)
И т.д.
На панно размещаются 9 картинок с изображением разных птиц. Дети внимательно их рассматривают и запоминают. Педагог переворачивает картинки, на обратной стороне которых написаны цифры, и предлагает детям вспомнить, за какой цифрой какая птица спрятана.
Игра «Блиц-опрос»: короткие вопросы, требующие коротких ответов.
Кого называют шатуном?
На каких деревьях растут шишки?
Каким животным помогает хвост?
Какие растения помогают при болезни?
Какую птицу называют птицей мира?
Что собирают пчелы на цветущих растениях?
Кто быстро забирается на дерево?
Я: Мы получили «Лесную газету». Но почему-то животные забыли под ней подписаться. (Дети угадывают , от кого объявления.)
1) Тому, кто найдет мой хвост, оставьте его себе на память. Я успешно выращу новый.
2) Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с медом.
3) Из птенцов за короткое время сделаю птиц высокого полета. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.
4) Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье. Высиживайте моих птенцов. Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни.
(Я заканчиваю заседание положительной оценкой работы детей и вручаю им значки почетных участников клуба «Юный егерь».)