Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Люблю березку русскую"»
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Люблю березку русскую»
Описание материала: предлагаю конспект занятия в подготовительной группе детского сада «Люблю березку русскую». Материал предназначен для воспитателей детского сада и педагогов дополнительного образования.
Цели: Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы.
Задачи: Образовательные: Формировать представления о деревьях, поддерживать интерес к жизни растений. Познакомить детей с русскими народными традициями, связанными с берёзой. Формировать умение передавать в рисунке характерные особенности изображения березы.
Развивающие: Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека. Расширить и активизировать словарь. Развивать воображение, внимание, память.
Воспитательные: Воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Привить любовь к родному краю, стране.
Оборудование и материалы: Диск с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции русских художников, стихи русских поэтов; поделки из бересты; березовый, веточки; краски, бумага для рисования, кисточки, вода в непроливайках, платочки, композиция из берез.
Предварительная работа: Рассматривание берёзы во время прогулки. Наблюдение за набуханием почек и распусканием листочков у ветки берёзы, поставленной в вазу с водой. Чтение стихов о березе разных авторов.
Ход:
Дети сидят на коврике, в удобном положении.
Воспитатель читает стихотворение Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.
Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? (Ответы детей) - Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей) - У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место где родился человек. А вы знаете, как называется наша Родина? (Ответы детей) - Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что представляют? (Ответы детей) - А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (Ответы детей) - Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы детей) - Жители других стран, говоря о России представляют снег, медведей матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете почему? Почему именно березку? (Ответы детей)
Воспитатель: Ни в одной саране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, рос том с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы детей) - Березу за ее кору называют - белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются, чечевички, через них береза дышит.
С давних времён люди использовали бересту. Её сушили в тени, разглаживали под прессом и изготавливали из неё кружки, короба. Когда ещё не было бумаги, на бересте писали. - Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. Давайте подойдем к столам и рассмотрим бересту и изделия из бересты.
Дети рассматривают бересту и изделия из бересты.
Воспитатель: А теперь мы с вами отправимся в гости к нашей берёзе. (Представлена экспозиция нескольких берёз)
Физминутка. Хоровод «Во поле березка стояла» с платочками.
(Дети становятся вокруг березки, водят хоровод и поют песню «Во поле березка стояла» под запись с диска. В руках у детей платочки, на проигрыше кружатся на месте. Воспитатель: Про березку говорят: белоствольная, кудрявая, стройная. Поэты посвящают ей стихи.
Поэтесса Е. Трутнева так описывает берёзу осенью: Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах. Это платье золотое У берёзы на плечах.
С.Есенин зимой: Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом Точно серебром.
С.Есенин о берёзе весной и летом: Улыбнулись сонные берёзки Растрепали шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы.
- Скажите, пожалуйста, ребята, а какие стихи про березу знаете вы? Дети рассказывают стихи о березе.
- Молодцы, ребята, но береза не только очень красивое дерево. Еще в древности - люди отметили многие полезные свойства березы. Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу. Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья. Березовые дрова в деревне, где есть печки - зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат. Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.
На земле мы живем с тобой, Нет прекраснее земли родной. Так давайте беречь и любить. Не губить её, не губить.
- Ребята, вы уже, наверное, заметили, что берёза красива в любое время года. И эту красоту в своих картинах изобразили русские художники. Давайте полюбуемся красотой русской природы.
Дети с воспитателем рассматривают репродукции русских художников - А теперь я предлагаю вам представить, что мы художники и нарисовать березу. Показ приёмов рисования берёзки, показ образца нарисованной берёзки. Дети под звучание мелодии приступают к рисованию. Индивидуальная помощь затрудняющимся детям. По окончанию рисования, дети рассматривают свои рисунки.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам сделать в группе берёзовую аллею. Вы согласны? (Ответы детей). Дети берут рисунки и выстраиваются в шеренгу перед гостями. - Молодцы! Вот какая замечательная аллея получилась у нас в группе!