Конспект НОД на тему: «Воспитание культуры поведения за столом» «Чайная церемония» для детей средней группы
Конспект НОД на тему: «Воспитание культуры поведения за столом» «Чайная церемония» для детей средней группы
Совершенствовать культуру поведения детей. Формировать умение детей сервировать стол к чаепитию. Упражнять в образовании существительных суффиксальным способом. Систематизировать и актуализировать представления детей о правилах этикета (поведения за столом).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предварительная работа: чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»; знакомство с видами посуды (кухонная, столовая); рассматривание альбомов «Посуда»; составление описательных рассказов по серии картинок «Идем в гости», «Накрываем на стол»; настольные игры «Лото», «Домино».
Методика проведения.
Воспитатель вносит в группу коробку с чайным сервизом, предлагает детям рассмотреть коробку, высказать предположения о том, что находится в коробке.
- Ребята, посмотрите, какая красивая коробка! Как вы думаете, что там лежит? (Выслушивает и обобщает ответы детей.)
- Да, в этой коробке могут быть игрушки, подарки, а чтобы узнать, что в ней, давайте мы ее откроем и посмотрим, что внутри! (Открывает коробку, демонстрирует содержимое.)
- Ребята, что это? (Ответы детей.) Да, в этой коробке находятся чашки и блюдца, а всё вместе называется «чайный сервиз».
- Вы любите пить чай?
- А хотите научиться красиво и правильно сервировать стол к чаепитию? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, что значит «сервировать стол»? (Выслушивает ответы детей, обобщает их.)
- Правильно, «сервировать стол» значит – подготовить его для приема пищи.
Воспитатель приглашает детей подойти к столам. На одном столе лежат предметы для сервировки стола, второй стол приготовлен для сервирования.
- Посмотрите, на этом столе лежат предметы, которые нам понадобятся для сервировки, а вот на этом столе мы будем располагать предметы, необходимые для чаепития.
- А как вы думаете, что нужно сделать прежде, чем начать сервировать стол? (Ответы детей.)
- Конечно, вымыть руки с мылом. Это самое важное правило!
- Ребята, что нам понадобится в первую очередь? (Ответы детей.)
- Совершенно верно, сначала мы накроем стол вот такой нарядной скатертью (Демонстрирует детям скатерть.)
- Саша и Настя, помогите мне, пожалуйста, постелить скатерть на стол.
- Молодцы, спасибо за помощь! Обратите внимание, посередине скатерти проходит полоса, и ее нужно расположить ровно посередине стола. Как вы думаете, для чего?
- Правильно, по обе стороны от центральной линии мы будем расставлять все остальные предметы.
- Что мы положим или поставим на стол теперь? (Выслушивает ответы детей, обобщает их.)
- Конечно, ребята, теперь нужно разложить полотняные салфетки для каждого гостя. Вася и Петя, помогите мне, пожалуйста! (Дети раскладывают салфетки.)
- Спасибо. Посмотрите, чего еще не хватает на столе?
- Правильно, салфетницы с бумажными салфетками, чтобы наши гости могли ими… (Даёт детям продолжить фразу – вытереть руки или губы в процессе еды. Предлагает детям расставить салфетницы.)
- А теперь самое интересное – нам с вами нужно правильно расставить посуду. Какой предмет понадобится нам для чаепития?
- Конечно, чай не вкусен без сахара. А как называется эта емкость, в которую накладывают сахар? (Демонстрирует сахарницу, выслушивает ответы детей.)
- Даша, поставь, пожалуйста, сахарницу на стол. Ребята, как называется этот предмет? Давайте вместе его назовем «сахарница».
- Спасибо, Даша. Ребята, а с чем еще мы будем пить чай? (С конфетами, печеньем, сухариками.)
- Молодцы. А вот у нас посуда для конфет (Демонстрирует конфетницу.) Кто подскажет мне, как она называется? (Выслушивает ответы детей, обобщает их)
- Совершенно верно, ребята! Если для сахара мы используем сахарницу, то для конфет – конфетницу. Федя, поставь, пожалуйста, конфетницу на стол.
- Еще мы подадим к чаю печенье и сухарики. Во что мы их положим? (Воспитатель помогает детям в словообразовании: сахар- сахарница, сухари- …)
- Да, ребята, вот такая красивая корзиночка называется «сухарница». (Демонстрирует сухарницу, спрашивает индивидуально у нескольких детей название предмета.) Рома, поставь её на стол, пожалуйста.
- Как красиво мы накрыли стол к чаепитию! А что еще мы с вами забыли поставить на стол? (Выслушивает ответы: чайник, чашки, блюдца; обобщает их.)
- Да, совершенно верно, мы не поставили блюдца и чашки – наш замечательный чайный сервиз!
- Давайте расставим блюдца и чашки на салфетки, справа от блюдца положим чайную ложку, и, конечно же, поставим заварочный чайник. Ребята, а почему чайник называется так? (Выслушивает ответы детей.)
- Да, в этом чайнике заваривают чай.
- Какой замечательный стол мы накрыли к чайной церемонии! Молодцы, ребята!
- А теперь я предлагаю вам поиграть. (Воспитатель приглашает детей встать в круг, объясняет правила игры.)
- У меня в руках мяч, я буду кидать его вам и называть слово, а к кому попадет в руки мяч, тот должен назвать слово, образованное от этого, например, я называю слово «чай», а вы должны назвать предмет, в котором заваривают чай. Это… (чайник). И возвращаете мяч мне. Итак, начнем. (Воспитатель по-очереди бросает мяч детям, подавая исходное слово: чай- чайник, сахар - сахарница, конфета- конфетница, хлеб- хлебница, суп- супница, сухарь- сухарница, и т.д.)
Игра проводится один раз, каждому ребенку задается одно слово. (Слова могут повторяться.). Затем проводится динамическая пауза.
- Ребята, понравилась вам игра? Мы обязательно поиграем в нее на прогулке, а теперь давайте немного подвигаемся.
В гости мы идем, идем,
(дети маршируют на месте)
И подарки всем несем.
(останавливаются, поднимают руки вверх, потягиваются)
Дружно поздравляем,
(руки в стороны, повороты вправо, влево)
Весело играем!
(прыжки на месте)
Все движения повторяются 2-3 раза.
Во время проведения игры и динамической паузы на стол выкладывается конверт. Воспитатель обращает внимание на конверт.
- Ребята, посмотрите, что-то изменилось на нашем столе. (Ответы детей.)
- Интересно, что в этом конверте? (берет конверт со стола, в нем письмо от Феи Вежливости. Воспитатель предлагает детям присесть на ковер и послушать содержание письма)
Педагог зачитывает письмо-рассказ «Гномы в гостях у Феи. Первый урок вежливости», автор Л.П.Васильева-Гангнус (в сокращении).
«Как-то раз ко мне в гости пришли мои друзья – три мудрых Гномыча. Я пригласила их пройти на кухню. И в кухне снова полный порядок. Все вещи - на своих местах. Кастрюли – по полкам. На столе – моя любимая скатерть. Нарядная и чистая. На ней – чашки, блюдца и тарелки, вазочки для конфет, варенья и печенья… Каждая ложка и каждая вилка на столе заняла свое положенное место.
- Итак, сказала я трем мудрым-премудрым Гномычам, - сегодня мы поговорим о том, как нужно вести себя за столом.
- Ага, поговорим! – обрадовались гномы, толкаясь в кресле и изо всех сил стараясь дотянуться до вазы с конфетами.
Я взмахнула волшебной палочкой. Раз! Два! Три! И кресло помчалось в ванную.
- Что это значит!? – рассердились гномы.
- Это значит, что перед едой необходимо мыть руки.
Из крана полилась вода, а мыло тотчас принялось за дело. После того, как Гномычи вытерли руки полотенцем, я пригласила их за стол. Гномы снова попытались сесть втроем в одно кресло.
Пришлось опять взмахнуть волшебной палочкой. Раз! Два! Три!
И стулья запели: - Спокойно! Сядьте каждый на свое место!..
Гномычи расселись по местам. И от смущения стали болтать ногами.
- Пожалуйста, не болтайте ногами за столом, - попросила я их. – И не стучите ложками по блюдцам. За столом следует вести себя не торопясь, спокойно, без лишнего шума.
- Понятно… - согласились гости. И начали хлебать суп, отпивая его прямо из тарелки.
Пришлось мне снова пояснить: - Суп едят ложкой, а второе – вилкой. Когда вы нечаянно испачкаете рот и руки во время еды, не забывайте пользоваться салфеткой.
- Выходя из-за стола не забудьте сказать «спасибо».
- Спасибо… - пробурчал Гномыч-дедушка. – Только это, оказывается, ужасно трудная наука…
- Кар! – послышалось вдруг с кухонного подоконника. Это была мудрая, вежливая ворона. – Карр! Чтобы выучить и запомнить все правила вежливости, необходимо терпение и труд. Запомните, пожалуйста! Кар! Карр!
И, как всегда, она была права.»
Затем проводится беседа – обсуждение письма с детьми.
- Ребята, как вы думаете, правильно ли вели себя гномы? (Выслушивает ответы детей.)
- А что им посоветовала мудрая ворона? (Ответы детей.)
- Какие правила поведения за столом вы знаете? (Дети называют правила поведения за столом.)
- Молодцы ребята! Вы воспитанные, культурные, знаете уже почти все правила поведения! А чтобы помочь Фее Вежливости и Гномычам, мы с вами эти правила нарисуем и запишем, чтобы отправить нашим друзьям! Спасибо вам, ребята!