Конспект непосредственно-образовательной деятельности «О хороших и плохие поступках в рассказах Валентины Осеевой» с дошкольниками подготовительной группы.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «О хороших и плохие поступках в рассказах Валентины Осеевой» с дошкольниками подготовительной группы.
на примере произведений Валентины Осеевой учить детей понимать и оценивать поступки героев, рассуждать, находить выход из проблемной ситуации, делать выводы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно-образовательной деятельности «О хороших и плохие поступках в рассказах Валентины Осеевой» с дошкольниками подготовительной группы.»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«О хороших и плохие поступках в рассказах Валентины Осеевой».
с дошкольниками подготовительной группы.
Цель: учить детей анализировать литературные произведения.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- на примере произведений Валентины Осеевой учить детей понимать и оценивать поступки героев, рассуждать, находить выход из проблемной ситуации, делать выводы;
- формировать представление о понятиях: честность, отзывчивость, верность, воспитанность, смелость, ответственность, надежность, доброта, жадность, грубость;
- активизировать словарь детей;
-учить подбирать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами для подчеркивания нежности в обращении к человеку по имени;
Развивающие задачи:
-развивать связную речь, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;
- развивать и обогащать двигательный опыт детей.
Воспитательные задачи:
-воспитывать любовь к детской литературе;
-воспитывать старание детей соблюдать правила дружбы, культуру общения друг с другом;
- воспитывать желание детей совершать добрые поступки, быть чуткими и внимательными к окружающим.
Оборудование:
Портрет Валентины Осеевой, детские книги В. Осеевой, иллюстрации (формат А4) к рассказам «Волшебное слово», «Синие листья», «Отомстила», «Девочка с куклой» , «Хорошее», «Три товарища», «Сыновья», «Просто старушка», «Плохо»; письмо, вывеска «Академия книжных волшебников»; карточки-картинки к рассказам «Волшебное слово», «Синие листья», «Добрая хозяюшка» , «Отомстила» для игры «Разложи картинки по тексту»; текст рассказа «Три товарища» с атрибутами: колокольчик-звонок для воспитателя, два букваря, два бутерброда для театрализованной игры; оранжевый воздушный шар для игры «Назови ласково имя»;книгаЛеонида Пантелеева «Честное слово» аудиозаписи песен «Вместе весело шагать по просторам!» (сл. М. Матусовского, муз. В.Шаинского), «Детская песенка про дружбу» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева) бумбокс, магнитная доска, магниты. Предварительнаяработа:
- разучивание песни о дружбе «Песенка друзей» (сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского);
- прослушивание песен: «Вместе весело шагать по просторам!» (сл. М. Матусовского, муз. В.Шаинского), «Детская песенка про дружбу» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева);
- просмотр мультфильмов о дружбе: серии «Приключение Кота Леопольда», серии «Чебурашка и Крокодил Гена»;
- ситуативные беседы.
Ход занятия:
Вводная часть
Дети играют. Звучит аудиозапись песни «Вместе весело шагать по просторам!» (сл. М. Матусовского, муз. В.Шаинского).
В: Ребята, какая замечательная песня о дружбе. Многие ее сразу начинают напевать. Молодцы! А теперь приглашаю всех встать в круг и поприветствовать друг друга.
Дети встают в круг и произносят слова приветствия:
Станем рядышком, по кругу, Берут за руки соседей
Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Поворачивают голову вправо, влево
Нам здороваться не лень: Отмахиваются рукой
Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Здороваются с соседом справа, потом слева
Если каждый улыбнётся - Разводят руки в стороны
Утро доброе начнётся. Хлопают в ладоши
Доброе утро всем!
В: Дети, нам сегодня, этим добрым утром, пришло письмо. Интересно, кто его прислал? Сейчас узнаем. Присаживайтесь.
Дети садятся на стульчики. Воспитатель читает письмо.
В: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышала, что вы очень любите читать книги. Сейчас вы увлеклись рассказами Валентины Осеевой. Я, Книжная фея хотела бы проверить ваши знания и предлагаю посетить нашу Академию книжных волшебников, а в завершении вас ждет приятный сюрприз».
В: Дети, вы согласны посетить Академию книжных волшебников?
Ответы детей.
Основная часть
В: Скажите пожалуйста, кто такая Валентина Осеева?
Ответы детей.
В: Правильно, она детская писательница. А что вы про нее знаете?
Ответы детей.
В: В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и поступила на актерский факультет. Она отдала 16 лет воспитанию детей-беспризорников и малолетних нарушителей порядка. Кто такие беспризорные дети? Это дети, которые не имеют семью, родственников, дом, ночуют в подвалах и на улицах , проживают за счет воровства, совершают преступления. Их находили, привозили в приюты, где они могли жить, учиться, получать профессию. В свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, писала рассказы, пьесы и ставила их вместе с детьми. Мы с вами познакомились с многими ее рассказами, рисовали рисунки, делали аппликации с ее персонажами.
Дорога до Академии книжных волшебников не близкая. До нее можно доехать по железной дороге. Внимание, совершается посадка на поезд по маршруту «Детский сад «Золотой ключик» - Академия книжных волшебников». Ребята, все садимся в вагоны - встаем друг за другом, руки кладем соседу на пояс и с веселой песенкой друзей «Мы едем, едем, едем в далекие края…» отправляемся в путь.
Дети встают друг за другом, руки кладут соседу на пояс, двигаются по группе, поют «Песенку друзей» ( сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского) Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём…
В: Внимание, остановка «Академия книжных волшебников», все выходим из вагонов.
Дети садятся на стульчики.
В: Перед нами Зал книголюбов. Ребята, кто из вас очень любит рассматривать книги, слушать чтение рассказов, сказок, стихов? Желающие четыре человека подойдите, пожалуйста, к столу.
Дети подходят к столу.
В: Вам предлагают поиграть в игру «Разложи картинки по тексту». Посмотрите, здесь лежат перемешанные карточки-картинки к четырем рассказам Валентины Осеевой: «Волшебное слово», «Синие листья», «Добрая хозяюшка» и «Отомстила». Каждый из вас выберет по жребию название рассказа, а затем находит нужные для выполнения задания картинки и раскладывает их последовательно по ходу рассказа.
Дети вытягивают жребий и выполняют задание.
В: Все справились с заданиями, а теперь перед нами Зал вопросов и ответов. На столе я вижу вопросы викторины по рассказам Валентины Осеевой. Ребята, вы готовы на них отвечать?
Ответы детей.
В: Молодцы! Слушайте внимательно.
Воспитатель зачитывает вопросы викторины.
1. Как нужно произносить «волшебное слово»? ( Говорить его надо тихим голосом, глядя в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…)
2. Какое волшебное слово сообщил старик Павлику? (Пожалуйста)
3. Что легче? Почему? Ответьте на вопрос, вспомнив одноименный рассказ В.Осеевой. (Говорить правду всегда легче, не нужно ничего придумывать, путаться во лжи. Наказание за мелкую провинность не такая тяжелая, как за ложь.)
4. Как вы думаете, какой проступок совершили Вова и Миша в рассказе В.Осеевой «Печенье»? (Они разделили все печенье на две равные части, забыв при этом про маму и бабушку.)
5. Почему удивилась девочка, увидев, как мальчик бросился помогать упавшей старушке в рассказе В. Осеевой «Просто старушка»? Согласны ли вы с ее удивлением?
6. В рассказе В.Осеевой «Плохо» женщина гневно ответила мальчикам: - «Вот это и плохо!». Что она имела ввиду? Почему рассердилась? (Мальчики стояли и спокойно смотрели на то, как собака яростно лает на котенка. Собака в любой момент могла напасть и разодрать котенка. А мальчики равнодушно наблюдали).
7. Как вы оцениваете поведение Юры из рассказа В.Осеевой «Девочка с куклой» в автобусе? (Юра вежливый и воспитанный мальчик, всегда готов уступить место старшим и даже девочкам.)
8. В рассказе В.Осеевой «Кто хозяин?» мальчики Коля и Ваня долго спорили кто хозяин собаки по кличке Жук. Почему же когда Коля ответил леснику, что собака его, Ваня промолчал? (Коля бросился спасать Жука от овчарок, а Ваня с криком «спасайся» испугался и залез на дерево.)
9. Рассказ В.Осеевой называется «Хорошее». Что это такое, и необходимо ли над этим долго задумываться. (Хорошее сделать не так уж трудно, если присмотреться, то очень часто окружающие просят вас в чем-нибудь помочь».)
10. Кого действительно можно назвать товарищем Вити из рассказа В.Осеевой «Три товарища» (Володю, который молча, без лишних расспросов подошел и поделился с Володей завтраком.)
11. Почему Лена нарисовала синие листья в одноименном рассказе? (Потому, что у нее не было зеленого карандаша.)
12. Как вы понимаете замечание учителя из рассказа «Синие листья»: «Надо так давать, чтобы можно было взять»?
13. За что Катя хотела отомстить своему брату Алешке? Удалась ли ей месть? (За то, что Алешка взял ее краски, раскидал их. Разлил воду из-под красок на столе. Алеша, убегая от Кати, залез на дерево и упал с него, Катя очень сильно испугалась за Алешку, что и думать забыла о своей мести брату.)
14. Почему в рассказе В.Осеевой «Сыновья» старичок, встретив женщин и их сыновей у колодца сказал, что он видит только одного сына? (Только один мальчик помог матери, взяв тяжелые ведра с водой. А один через голову кувыркается, колесом ходит, другой соловьем заливается – заслушаешься.)
Дети отвечают на вопросы.
В: Вы большие молодцы. А теперь перед нами Зал веселых игр. На первом столе лежит текст рассказа «Три товарища» с атрибутами: колокольчик-звонок для воспитателя, два букваря, два бутерброда для театрализованной игры, в которой могут участвовать три мальчика. Для начала, я сейчас прочитаю вам рассказ.
Воспитатель читает рассказ «Три товарища».
В: Кто из мальчиков хочет принять участие, поднимите руки.
Дети поднимают руки и разыгрывают в лицах рассказ «Три товарища». Зрители хлопают.
В: Замечательно, всем понравилось, как вы сыграли роли главных героев Вити, Володи и Миши. Ребята, а какой вывод можно сделать по рассказу «Три товарища»?
Ответы детей.
В: Я согласна с вами. Настоящий друг и товарищ не тот, что поучает, а тот, кто приходит на помощь, выручает, поддерживает в сложных моментах. Чтобы ребята нашей группы доброжелательно относились друг к другу, для игры «Назови ласково имя» приготовлен яркий оранжевый воздушный шар. Предлагаю всем встать в круг.
Дети встают в круг.
Правила игры: Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (яркий воздушный шар). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Машенька, Сонечка, Сашенька и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
Дети играют в игру.
В: Ребята, очень приятно слышать, как вы нежно и ласково друг друга называете. Вам понравилась эта игра?
Ответы детей.
В: Для того чтобы поиграть в русскую народную игру «Ручеек» атрибуты не нужны, необходимо только ваше желание и хорошее настроение.
Правила игры: Мальчики с девочками встают парами друг за другом, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор - "ручеек". Игрок, которому не досталась пара, идет к началу "ручейка" и выбирает себе друга.
Дети играют в игру.
В: Ребята, вам понравилась Академия книжных волшебников?
Ответы детей.
В: Книжная фея очень довольная вашими знаниями произведений Валентины Осеевой. В завершении она вам передает новую интересную книгу другого детского писателя Леонида Пантелеева «Честное слово» и надеется, что она всем запомнится. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Внимание, все садимся в вагоны - встаем друг за другом, руки кладем соседу на пояс и с веселой песенкой друзей «Мы едем, едем, едем в далекие края…» отправляемся в обратный путь.
Дети встают друг за другом, руки кладут соседу на пояс, двигаются по группе, поют «Песенку друзей» (сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского).
Заключительная часть
В: О произведениях какого писателя мы сегодня говорили?
Ответы детей.
В: Как вы думаете, с какой целью Валентина Осеева писала свои произведения?
Ответы детей.
В: Я согласна с вами, для того, чтобы все девочки и мальчики выросли дружными, честными и воспитанными. Какой рассказ Валентины Осеевой понравился больше всего и почему?
Ответы детей.
В: Что в Академии книжных волшебников было самым интересным?
Ответы детей
В: Берегите своих друзей и вам будет радостнее жить на свете! Делайте добро, и оно обязательно вернётся к вам!
Звучит аудиозапись песни «Детская песенка про дружбу» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)