kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Чему учит произведение Леонида Пантелеева «Честное слово» с дошкольниками подготовительной группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

- на примере произведения Леонида Пантелеева «Честное слово» учить детей понимать  и оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы;

- формировать представление  о понятиях: честность, верность, отзывчивость, смелость, ответственность;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Чему учит произведение Леонида Пантелеева «Честное слово» с дошкольниками подготовительной группы»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Чему учит произведение Леонида Пантелеева «Честное слово»

с дошкольниками подготовительной группы

Цель: учить детей анализировать литературное произведение.
Программное содержание:

Образовательные задачи:

- на примере произведения Леонида Пантелеева «Честное слово» учить детей понимать и оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы;

- формировать представление о понятиях: честность, верность, отзывчивость, смелость, ответственность;

- учить пересказывать литературный текст от третьего лица по картинкам , соблюдая последовательность;

-учить объяснять значение слов: «беспризорные дети», «порох», «часовой», «ответственный человек»;

- закрепить знания пословиц: «Уговор дороже денег», « Давши слово, держись, а не давши, крепись», «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь» и умение объяснять их смысл;

-учить подбирать прилагательные с заданным существительным.

Развивающие задачи:

-развивать связную речь, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

- развивать память, зрительное внимание, логическое мышление;

- активизировать словарь детей;

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;

- развивать и обогащать двигательный опыт детей.

Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь к детской литературе;

-воспитывать старание детей соблюдать правила дружбы, культуру общения друг с другом;

- воспитывать желание детей совершать добрые поступки, быть чуткими и внимательными к окружающим.

Оборудование: 

портрет писателя Леонида Пантелеева, детские книги Л.Пантелеева, иллюстрации (формат А4) к рассказу Л.Пантелеева «Честное слово», картинки с пословицами о данном слове; картинки с изображением птицы орла, богатырей, профессий пожарных, спасателей; военных; мяч для игры «Подбери слово»; конструктор «Лего» (по 5 зеленых и 5 красных деталей на каждого играющего и сигнальный флажок для судьи игры) для военной игры «Пограничный столб»; 20 пластмассовых шаров , 2 корзины для военной игры «Прицельный бой»; аудиозаписи песен «Орлята учатся летать» (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой), «Ты-человек » (сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова), магнитная доска, магниты, бумбокс.

Предварительная работа:

- чтение произведений Л.Пантелеева: «Честное слово», «Рассказы о Белочке и Тамарочке», «Две лягушки», «Буква Ты», «Свинка», «Раскидай», «Как поросёнок говорить научился», «Настенька», «Трус»;

- чтение произведения Л. Могилевской «Сказка о громком барабане»;

-чтение рассказов В.Осеевой. «Что легче?», « Плохо», «Кто хозяин?», ««Хорошее», «На катке», «Три товарища», «Сыновья», «Отомстила», «Синие листья», «Просто старушка», «Девочка с куклой», «Волшебное слово»;

-разучивание пословиц о верности слову;

-прослушивание детских песен «Орлята учатся летать» (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой), «Ты -человек » (сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова)

- выполнение рисунков к понравившимся произведениям Л. Пантелеева.

Ход занятия:

Вводная часть
Дети играют. Звучит аудиозапись песни «Орлята учатся летать» (сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой).

В: Ребята, что вы можете сказать об орле - удивительной птице?

Воспитатель показывает картинку с изображением орла. Ответы детей.

В: Правильно, орел - это большая птица, которая живет в горах. При помощи своих огромных сильных крыльев она может подниматься очень высоко в небо и летать даже во время ураганов. У многих народов орел стал символом отваги, гордости, храбрости. На Руси этими символами были богатыри, а в современное время являются мужчины, профессии которых связаны с опасностью, спасением людей.

Воспитатель показывает на магнитной доске картинки с изображением богатырей, мужских профессий связанных с опасностью и спасением людей.

В: Уже с детства у каждого ребенка формируется характер, каким он будет, когда подрастет. Присаживайтесь на свои места.

Дети садятся на стульчики.
В: Я вам прочитаю стихотворение. Вы внимательно послушайте, определите, про кого эти строки.

Про маленького мальчика  в рассказе речь идет

Он ни в игре, ни в жизни тебя не подведет,

Он честен и бесстрашен, играет он всерьез,

И даже взрослый дядя сдержать не может слез.

Он смотрит на мальчишку: малыш, в веснушках нос,

Короткие штанишки и невысокий рост.

Кем мальчик в жизни станет? Могу я дать прогноз.

В саду стоял в потемках и не покинул пост.

И в этот неспокойный наш 21 век

Из мальчика получится хороший человек.

Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь?

Ответы детей.

В: Совершенно верно, о мальчике. Как называется произведение, где мы читали про этого мальчика?

Ответы детей.

В: Согласна, «Честное слово».

Основная часть

В: Кто написал рассказ «Честное слово»?

Ответы детей.

В: Давайте вспомним, что мы знаем о писателе Леониде Пантелееве?

Ответы детей.

В: Настоящее имя писателя - Алексей Еремеев. Мальчик родился в Петербурге. Папа был военным, мама давала уроки музыки. Детство Алеши было тяжелым. В годы гражданской войны он потерял родителей и в 12лет попал в школу для беспризорных. Кто такие беспризорные дети? Это дети, которые не имеют семью, родственников, дом, ночуют в подвалах и на улицах, проживают за счет воровства, совершают преступления. Их находили, привозили в приюты, школы, где ребята могли жить, учиться, получать профессию. Став взрослым, Пантелеев напишет сказки и рассказы для детей, книгу о своей юности, много произведений про героические годы гражданской и Великой Отечественной войны.

Мы с вами познакомились со многими сказками и рассказами Леонида Пантелеева. Всем понравилось и никого не оставило равнодушным его произведение «Честное слово». Прошу поднять руки тех ребят, кто хорошо запомнил этот рассказ?

Дети поднимают руки.

В: Прошу желающих подойти к столу, где лежат иллюстрации к этому рассказу. Нужно разобрать картинки и повесить их на магнитную доску в правильной последовательности, т. е. так как об этом пишет автор.

Дети разбирают иллюстрации и закрепляют на магнитной доске.

В: Молодцы, все выполнили правильно. А сейчас проведем викторину по содержанию рассказа.

Вопросы викторины:

  1. Во что играли мальчишки? (в войну)

  2. Сколько лет было мальчику, сидевшему на скамейке? (7-8 лет)

  3. Что должен был охранять мальчик? (бочку - «пороховой склад»)

  4. Что такое порох?­ (это смесь для боевых снарядов, проведения взрывов)

  5. Кем мальчика назначили быть в игре, когда он охранял склад? (часовым)

  6. Кто такой часовой? (солдат с оружием, охраняющий свой пост -место, не имеет право оставить пост, пока его не сменят, даже если будет угроза для жизни)

  7. Что пообещал мальчик, оставаясь охранять пороховой склад? (дал честное слово, что не уйдет, пока его не сменят)

  8. Кто услыхал плачь мальчика? (автор рассказа)

  9. Почему мальчик не согласился, чтобы мужчина сменил его на посту? (мужчина не был военным)

  10. Почему именно военный мог снять мальчика с поста? (мальчик серьезно воспринял игру и, если он часовой, то только военный мог снять его с поста)

  11. Как мальчик повел себя при виде военного? (вскрикнул от радости, выпрямился, вытянулся)

  12. Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин? ( ребенок с сильной волей, держит свое крепкое слово, преодолевая все, не смотря ни на какие трудности - темно, один в парке, страшно)

  13. Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Быть честными, ответственными за свои поступки, мужественными; если дал честное слово, то его выполнять, чтобы ни  случилось).

  14. Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему? ( настоящий друг, надежный друг, не подведет, всегда придет на помощь)

Ответы детей.

В: Замечательно. Предлагаю поиграть в игру с мячом «Подбери слово» по рассказу «Честное слово». Встаем в большой круг. Кто хочет говорить считалку?

Ребенок, изъявивший желание, говорит считалку и выбирает ведущего.

Р: Безо всяких без затей,  
Закрутились карусели, 
Сосчитать на них детей 
Мы, конечно, не успели. 
То ли десять, то ли пять? 
Надо их пересчитать! 
Как дойдём до десяти, 
Так десятому вести!

Дети играют в игру.

Правила игры «Подбери слово» : Дети встают в круг. Ведущий задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч ведущему.

В: Каким вы представляете день?

Р: День, он какой?

Ответы детей.

Д: Жаркий, прохладный, солнечный, пасмурный, летний, хороший…

В:Каким вы представляете сад?

Р: Сад, он какой?

Ответы детей.

Д: Летний, зеленый, большой, темный, серый, холодный…

В: Каким вы представляете мальчика?

Р: Мальчик, он какой?

Ответы детей.

Д: Смелый, серьезный, ответственный, мужественный, храбрый …

В: Каким вы представляете майора?

Р: Майор он какой?

Ответы детей.

Д: Смелый, высокий, большой, правильный, справедливый, храбрый…

В:Молодцы! Много слов вы подобрали к предложенным словам. Присаживайтесь.

Дети садятся на стульчики.

В: А сейчас поиграем в игру «Отгадай пословицу про слово». Я вам буду показывать картинку, а вы попытаетесь ее отгадать. Если будет сложно, то я называю начало пословицы, а вы ее продолжаете. Желающие, могут объяснить смысл пословицы, о чем она.

Воспитатель показывает картинки с пословицами, дети их называют, объясняют их смысл.
1. Уговор … дороже денег (Смысл: если слово дано, то его надо обязательно сдержать, выполнить обещанное и, не важно, какие обстоятельства возникли на следующий день или через минуту).
2. Слово не воробей, … вылетит - не поймаешь (Смысл:  слова, которые мы говорим, имеют большое значения, поэтому очень важно хорошо подумать, прежде, чем сказать).

3. Давши слово, держись, … а не давши, крепись. (Смысл: будь верным своему слову, или не обещай).
В: Ребята, как ведет себя ответственный человек?

Ответы детей.

В: Правильно:

Он готов исполнять все свои обещания;

Выполняет все свои обязанности очень хорошо;

Принимает решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от него зависит;

Стремится сделать что-то доброе и полезное;

Заботится об окружающих.

В: Когда подрастут наши мальчики, то пойдут служить в армию. Кто кем хочет пойти служить?

Ответы детей.

Д: Я хочу быть моряком… летчиком… пограничником… танкистом… десантником…

В: Отлично. Все мы знаем, что пограничники охраняют…?

Ответы детей.

В: Верно, границу нашей Родины. Вдоль всей границы на суше стоят пограничные столбы красно-зеленого цвета с изображением герба России. Предлагаю поиграть в военную игру «Пограничный столб».

Правила игры: Пограничный столб разрушен. Наша задача его восстановить. Для этого предлагается конструктор «Лего» (по 5 зеленых и 5 красных деталей на каждого играющего и сигнальный флажок для судьи игры). Собираем столб на скорость, кто быстрее соберет, тот и выиграл.

Дети играют в игру.

В: Молодцы! Ребята, вспомните, чем занимаются артиллеристы?

Ответы детей.

В: Правильно, они ведут огонь по врагу из разных военных орудий. Предлагаю поиграть в военную игру «Прицельный бой».

Правила игры: Дети поочерёдно ведут «прицельный огонь боевыми снарядами» (бросают пластмассовые шары в корзины, которые стоят перед ними на расстоянии 1,5 метров). Тот, кто смог забросить наибольшее количество предметов в корзину, считается победителем.

Дети играют в игры.

В: Мальчики, из вас вырастут настоящие солдаты.

Ребята, Леонид Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь: в жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него самого.

Заключительная часть

В: О каком произведении Леонида Пантелеева мы сегодня говорили?

Ответы детей.

В: Какой эпизод в рассказе вам больше понравился и почему?

Ответы детей.

В: Какие пословицы о верности данному слову вы запомнили? Как вы их можете объяснить?

Ответы детей.

В: Ребята, уже с детских лет нужно воспитывать в себе чувство ответственности за свои слова и поступки. Это очень поможет вам в жизни.

Звучит аудиозапись песни «Ты-человек » (сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Панюшкина Ирина Витальевна

Дата: 23.01.2019

Номер свидетельства: 496835


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства