Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе. Тема: «Фрукты»»
Конспект
фронтального логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических средств языка
в старшей группе.
Тема: «Фрукты»
Цели: Уточнить и закрепить знания детей о фруктах. Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, относительные прилагательные (яблочный, грушевый, сливовый и т. д.). Закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными в роде, числе, числительные 1, 2, 5 с существительными. Развивать тактильное восприятие, память, мышление, внимание.
Оборудование: предметные картинки с изображениями фруктов, плюшевая игрушка Ежик, натуральные фрукты, «Чудесный мешочек», фишки, картинка с изображением корзины, предметные картинки с разным количеством фруктов (1, 2, 5), письмо в конверте, речевой материал, мяч, наборное полотно.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет на свое место тот, кто отгадает загадку.
Само с кулачок, красный бочок,
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)
Он и сочен и душист,
А снаружи золотист.
Много долек в нем, друзья,
Для тебя и для меня. (Апельсин)
Сорвали детишки
Синие шишки.
Шишки гладенькие,
Внутри сладенькие. (Сливы)
После каждой правильно отгаданной загадки логопед вставляет на наборном полотне картинку.
- Ребята, где растут фрукты? (Фрукты растут на деревьях)
- Когда они созревают? (Фрукты созревают летом и осенью)
- Чем полезны фрукты? ( Во фруктах много витаминов)
- В каком виде их едят? Что можно приготовить из фруктов? (Фрукты едят сырыми, варят из них компоты, варенья, выжимают сок.)
III. Создание игровой ситуации.
- Дети, а вы любите фрукты? Я думаю, что сочные, сладкие, вкусные фрукты любят не только ребятишки, но и разные звери. Сегодня к нам в гости из леса пришел Еж (выставляется игрушка). Он предлагает вам поиграть в интересные игры.
IV. Развитие внимания, зрительной памяти.
Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?» (с 6-8 картинками)
- Ребята, поиграем в игру «Чего не стало?»: запомните картинки с фруктами («Ночь» - закрыть глаза; «День» - открыть: чего не стало?)
- Нет груши, нет яблока, нет абрикоса (р. п. сущ. ед. ч.) и т. д.
Аналогично проводится игра «Что изменилось?»
- Молодцы, ребята, вы очень внимательны.
V. Физ. минутка: игра «Хитрый ежик»
- А теперь поиграем в игру «Хитрый ежик». Встаньте в круг.
Хитрый ежик-чудачок
Сшил колючий пиджачок. Дети стоят в кругу. Сначала
Ходит еж в саду по травке, в роли «ежика» выступает
Натыкает на булавки, взрослый, затем – дети.
Грушу, сливу – всякий плод
Что под деревом найдет, Когда «ежик» дотрагивается
И с подарочком богатым до ребят, они называют фрукт.
Возвращается к ребятам.
VI. Формирование грамматического строя речи.
1) Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (игра с мячом «Назови ласково»).
- У Ежа в лесу есть младший братец – Ежик. Давайте поиграем в игру «Назови ласково»: Я называю большие фрукты для Ежа, а вы – маленькие для Ежика (договаривание предложений)
У Ежа лимон, а у Ежика - …(лимончик)
Яблоко – яблочко;
Апельсин – апельсинчик;
Абрикос – абрикосик;
Груша – грушка;
Банан – бананчик;
Вишня – вишенка;
Мандарин – мандаринчик.
2) Согласование числительных один, два, пять с существительными («Сосчитай фрукты в корзине у Ежа»)
- Еж готовил на зиму запасы и собрал в корзину много фруктов. Посчитайте их. (Выставляется изображение большой корзины и картинки с разным количеством фруктов: 1, 2, 5)
- У Ежа в корзине пять груш (одно яблоко, два абрикоса и т. д.)
3) Согласование притяжательных местоимений с существительными в роде, числе («Лото»).
У каждого ребенка на столе лежат 3 картинки с изображениями фруктов, фишки, логопед поднимает картинку и называет ее.
- Дети, Еж принес вам игру «Лото». Чтобы закрыть картинку фишкой, нужно назвать фрукт и сказать, чей он.
- Яблоко.
- Это мое яблоко.
- Сливы.
- Это мои сливы и т. д.
VII. Образование относительных прилагательных.
Дети остаются в кругу, проводится игра «Назови, какой сок?»
- Из фруктов можно приготовить разные соки. Давайте скажем, какие (с мячом)
Сок из яблок (какой?) – яблочный сок;
Сок из груш - …
Сок из слив - …
Сок из вишни - … Садятся на свои места
Сок из лимонов - …
Сок из абрикосов - …
Сок из мандаринов - …
Сок из персиков - …
Сок из апельсинов - ….
- Дети, у Ежа в лесу есть друг – медвежонок Мишутка. Он приглашает вас в гости и пишет в письме, какие угощения приготовит к вашему приезду. Послушайте, все ли верно он написал.
«Здравствуйте, дети!
Я приглашаю вас в гости. К вашему приезду я сварю из яблок яблочный компот. Я испеку с персиками яблочный торт. Я сделаю из малины яблочное желе. Я отожму из вишен яблочный сок. Я сварю из слив яблочное варенье.
Ваш друг Мишутка»
Дети исправляют ошибки в письме.
Итог занятия.
Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.