Конкурсная работа в номинации: «Технологии оказания логопедической помощи в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Конкурсная работа в номинации: «Технологии оказания логопедической помощи в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Данная программа рассчитана на обучение ребёнка на дому.
Целью коррекционно-логопедической работы является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.
Обеспечение для ребенка адекватных для него темпа и способа усвоения навыков, знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конкурсная работа в номинации: «Технологии оказания логопедической помощи в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 244
Конкурсная работа в номинации: «Технологии оказания логопедической помощи в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Разработана:
Учителем –логопедом
МБДОУ № 244
Белоноговой Еленой Михайловной
Ульяновск, 2016
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155,
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
4. Программное обеспечение: Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
Закревская О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 90 с.
Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста: - М.: Школьная пресса, 2003. – 160 с.
Программа предназначена для работы с Ивановой Машей …….. года рождения, диагноз: F70.1.Легкая степень умственной отсталости. Симптоматическая эпилепсия.
Данная программа рассчитана на обучение ребёнка на дому.
Целью коррекционно-логопедической работы является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.
Обеспечение для ребенка адекватных для него темпа и способа усвоения навыков, знаний.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи.
1. Организация полноценного и удовлетворяющего ребенка общения.
2. Обеспечение условий для накопления речевого опыта ребенком.
3. Создание условий для благоприятного эмоционального самочувствия и развития способностей ребенка.
4. Формирование осознания ребенком своей индивидуальности и нужности.
5. Осуществление действенной преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога при проведении индивидуальной работы с ребенком.
В основе данной работы лежат следующие принципы.
1. Постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом разделе программы.
2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
3. Развивающая деятельность.
4. Связь диагностики и коррекции развития.
5. Повторяемость программного материала.
Этапы коррекционно-педагогическойдеятельности.
1-ый этап-работа с детьми, уровень развития которых соответствует 2-3 мес. нормально развивающих детей.
2-ой этап-работа с детьми, уровень развития которых соответствует 3-6 мес. нормально развивающих детей.
3-ий этап-работа с детьми, уровень развития которых соответствует 6-9 мес. нормально развивающих детей.
4-ый этап-работа с детьми, уровень развития которых соответствует 9-12 мес. нормально развивающих детей.
6. Развитие ручной моторики, действий с предметами (Д/р)
1
4
48
7. Консультативная деятельность (К/д)
1/2
2
24
Итого
240
Взаимодействие со специалистами МБДОУ № 244
Сотрудничество с:
Педагогом – психологом:
Зам. заведующей по УВР:
Формы взаимодействия: консультации заполнения индивидуальных карт, «Как работать с детьми по заданиям», рекомендации, обмен практическим профессиональным опытом (мастер-класс, беседы – рассуждения, анализ мероприятий, создание общих сценариев)
Партнерство с родителями воспитанниц.
Коррекционная деятельность предусматривает активную позицию родителей, проявление интереса к образовательной деятельности.
Анкетирование – мотивация к сотрудничеству и осознанному отношению к коррекционной работе.
Мастер – класс по обучению проведения речевых упражнений.
Индивидуальные рекомендации о коррекционных задачах изучаемой темы в соответствии с планированием.
Консультация о процессе наблюдения за поведением детей.
Рефлексия – мотивация к активности партнерства.
к концу периодов ребенок умеет:
свободно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывает из одной руки в другую( 6 мес.)
в зависимости от свойств предметов и игрушек учится их захватывать пальчиками (с 6 мес).
уверенно берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается, перекладывает их из одной руки в другую(6 мес.)
игрушкой занимается долго и разнообразно действует ими( 8 мес.)
подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает)( 8 мес.)
с предметами действует по- разному, в зависимости от их свойств: катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др. (9 мес.)
самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и др. (10 мес.)
овладевает новыми разученными действиями и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень и др.(11 мес).
самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками: катает, водит, кормит и др. (12 мес.)
переносит действия, разученные с одним предметом, на другой: водит, кормит, баюкает и др. (12 мес.)
(Показатели движений руки, развития действий с предметами даются по диагностике нервно-психического развития детей 1 года жизни, автор Фрухт З. Л.)
Развитие зрительных ориентировочных реакций.
2-й этап. Задачи: развитие слежения; развитие зрительных дифференцировок цвета и формы, формирование узнавания и различения взрослых; дальнейшее развитие зрительной ориентировочной активности.
Коррекционно-педагогическая работа продолжает начатую на первом этапе работу по вызыванию слежения за движущейся игрушкой, звучащей игрушкой, говорящим взрослым в различных положениях ребенка. Основное содержание работы на этом этапе направлено на формирование узнавания близких людей. С этой целью знакомят детей со взрослыми, работающими с ребенком , в ходе игр-забав, игр-знакомств, с напеванием песенок, чтением потешек.
В целях развития дифференцировок по цвету и форме показывают ребенку разнообразные по форме и цвету игрушки. Проводится работа по формированию восприятия отражения: ребенка подносят к зеркалу, вызывают сосредоточение и рассматривание, радость; приближая и удаляя ребенка от зеркала, вызывают развитие зрительного предвосхищения, формируют рассматривание ребенком лица взрослого и другого малыша в зеркале.
3 этап В целях совершенствования зрительного восприятия и зрительных дифференцировок ребенку предлагаются крупные игрушки, разные по цвету, форме и величине. Продолжается работа по формированию восприятия отражения: ребенок рассматривает себя, взрослого и другого ребенка в зеркале. Значительное время должно быть посвящено развитию зрительного предвосхищения: состояния ожидания того, что предмет вот-вот появится в определенном месте, умения находить полуспрятанную игрушку, затем - целиком спрятанную. Ребенок учится следить за движением падающей игрушки.
4 этап Задачи: совершенствование дифференцированного восприятия окружающего, развитие ассоциативных связей между зрением, слухом, осязанием и изменением положения тела в пространстве.
На начальных этапах IV периода работа посвящена умению рассматривать игрушки и предметы, а также плоскостные изображения игрушек и предметов. Ребенка обучают в ответ на вопрос "где?" находить знакомого взрослого на фотографии.
Продолжается работа по развитию зрительного предвосхищения. Ребенка обучают ожидать появление игрушки в одном месте, а через некоторое время в другом месте. Развивают умение находить спрятанную на глазах у ребенка игрушку. Закрепляют умение рассматривать себя, взрослого и другого ребенка в зеркале.
Значительное внимание уделяется умению различать форму двух предметов: кирпичика и кубика. С этой целью значительное количество игр должно быть направлено на развитие действий с этими предметами.
Развитие предпосылок активной речи.
2 этап Задачи: развитие голосовой активности ребенка, развитие гуления и «певучего» гуления, переход от гуления к лепету, развитие голосового подражания.
Звуковая активность ребенка и гуление развиваются в ходе эмоционально-речевого общения, чему способствуют, например, игра «перекличка», напевание песенок, потешек, распевание гласных звуков, имеющихся в гулении ребенка. В целях перехода от гуления к лепету с детьми проводят игры, стараясь вызвать ритмичное смыкание и размыкание губ, что создает возможность для произнесения губных звуков. Стимулирование вибрации губ малыша создает предпосылки для произнесения проторных звуков.
3 этап Задачи: вызывание слогов лепета, наращивание цепочки из ряда слогов, вызывание слогов лепета по подражанию, развитие подражания разным интонациям голоса взрослого.
Работа направлена на накопление звуков в лепете. Учитывая то, что в норме ротовые - носовые и звонкие - глухие звуки появляются в лепете одновременно, основное внимание необходимо сосредоточить на вызывании следующих пар звуков: б-м; д-м; п-б; т-д; к-г. Упражнения по ритмичному смыканию губ ребенка создают условия для произнесения губных звуков м, п, б. Упражнения по ритмичному смыканию кончика языка с альвеолами или твердым нёбом создают условия для произнесения переднеязычных звуков н, т-д. Вибрирующие движения указательного пальца в подъязычной ямке ребенка способствуют появлению заднеязычных звуков.
После закрепления этих игр-упражнений детей постепенно приучают произносить слоги лепета по подражанию.
Далее ребенок учится произносить подряд два слога лепета, затем произносить цепочку слогов, включающих разные согласные звуки.
Развивая произнесение по подражанию, вызывают ответные звуки, слоги и цепочки слогов, которыми ребенок уже овладел. Произносят звуки, близкие к имеющимся у ребенка и доступные ему с точки зрения его артикуляторных возможностей, что способствует звуковой активности ребенка. Подражанию интонациям обучают, напевая слоги и цепочки слогов.
4 этап Задача: развитие подражания новым слогам лепета и первым лепетным словам.
Работа предполагает развитие подражания тем слогам, которых нет в лепете ребенка, при этом, используется прием "переклички".
Обучение первым лепетным словам наиболее успешно проходит в процессе предметно-игрового сотрудничества ребенка с взрослым. Значительно облегчает усвоение лепета двигательная и эмоциональная активность детей, а также использование лепета и лепетных слов в сочетании с жестом.
Нормализация дыхания
Дыхательные упражнения направлены на увеличение силы и длительности выдоха. Кроме пассивных дыхательных упражнений, проводятся упражнения, вызывающие активные дыхательные движения с включением элемента подражательности. Так, например, ребенка учат дуть на ватные шарики, в дудочку, на разноцветных бумажных бабочек и т. д. Также ребенка учат игре на губах. При выдохе логопед вызывает у ребенка вибрацию губ. Возникающий при этом звук б-б-б или ф-ф-ф радует ребенка, и он неоднократно пытается повторить его и удлинить. Упражнение выполняется в течение трех минут.
Развитие ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.
На каждом этапе работы необходимо применять массаж.
Массаж проводится на фоне эмоционально-вербального общения взрослого с ребенком.
В занятиях используются приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Широко можно применять различные ворсовые щетки, массажные мячи и массажные щетки.
Массаж рук
Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж по методике О. Приходько
Виды упражнений:
1. Поглаживание обеих поверхностей рук ребенка (внутренней и наружной) до локтя по направлению от периферии к центру 6 – 8 раз, отдельно по каждой руке.
2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) 4 – 10 раз каждой руке.
3. Проведение спиралевидных движений пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от его середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца 2 – 4 раза по каждой ладони («рисуем», мотаем клубочек).
4. Точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой (пальцы кисти массируются по очереди 1 – 2 раза (мы вот так шагаем: топ-топ, топ-топ).
5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, из стороны в сторону, по кругу.
6. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению от периферии к центру 5 – 6 раз.
Развитие действий с предметами
3-й этап. Задача: формирование манипулятивных действий.
Ребенка обучают разнообразным действиям с игрушками в зависимости от их физических свойств: толкать мяч; высыпать мячи, кубики и другой материал из миски, переворачивая ее; вынимать игрушки по одной из емкости; открывать разнообразные коробочки, устройство крышек которых подсказывает способ открывания.
Умение перераспределять пальцы руки на игрушке формируется с помощью разнообразных по величине, толщине и объему предметов. Детей обучают захватывать предмет двумя и тремя пальцами. Продолжается работа по развитию тактильной чувствительности ладоней и пальцев руки, осязания: подбираются предметы, различные по материалу, фактуре, плотности, упругости. Используются игры с детским кремом, который ребенок может размазывать по различным поверхностям: зеркалу, резиновому коврику, мисочке. Игры с кремом хорошо развивают движения пальцев руки.
4-й этап. Задачи: развитие действий с дидактическими игрушками; развитие первых сюжетных действий; развитие координации движений руки; совершенствование мелкой моторики рук и осязания.
Совершенствуются исследовательские действия ребенка. Взрослый учит малышей соотносить игрушки, с которыми он имеет дело, и свои действия: выкладывать из различных емкостей (мисочки, ведра, коробки, ящика, мешочка) и собирать в них разные предметы, снимать и надевать кольца со стержня пирамидки, открывать и закрывать по-разному устроенные крышки.
Детей обучают разнимать на две части такие игрушки, как матрешка, бочонок, деревянное яйцо, формочка для песка.
Одновременно с развитием умения соотносить действия с предметом необходимо формировать первые орудийные действия, а затем первые сюжетные действия ребенка; продолжать совершенствовать движение руки, направленное к предмету: петлеобразное, захватывающее сверху, скользящее, обхватывающее сверху, сбоку или снизу; развивать умение перераспределять пальцы рук в зависимости от формы, объема и величины предмета, захватывать предметы двумя или тремя пальцами руки; обучать детей действовать кончиками пальцев; продолжать проводить игры с кремом и гуашью.
Массаж рук
Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж по методике О. Приходько
Виды упражнений:
1. Поглаживание обеих поверхностей рук ребенка (внутренней и наружной) до локтя по направлению от периферии к центру 6 – 8 раз, отдельно по каждой руке.
2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) 4 – 10 раз каждой руке.
3. Проведение спиралевидных движений пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от его середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца 2 – 4 раза по каждой ладони («рисуем», мотаем клубочек).
4. Точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой (пальцы кисти массируются по очереди 1 – 2 раза (мы вот так шагаем: топ-топ, топ-топ).
5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, из стороны в сторону, по кругу.
6. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению от периферии к центру 5 – 6 раз.
Перспективное планирование
Мониторинг нервно-психического развития ребенка по методике составленной Фрухт Э.Л.
Показатели и оценочные критерии нервно-психического развития у детей первого года жизни.
Подготовительные этапы понимания речи:
7м. – на вопрос «Где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте;
8 м. - на вопрос «Где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах.
9 м. - на вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, не зависимо от их постоянного месторасположения; знает свое имя, оборачивает на обращение.
10 м. – по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы; при заигрывании с ребенком («догоню - догоню», «Сорока - ворона», «прятки» и др.) выполняет разученные действия и движения.
11 м. – по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.); появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины, часы и др.)
12 м. – понимает (без показа) названия нескольких прдетов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «отдай папе», «положи на место» и др.); понимает слово «нельзя», (прекращает действие); некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер; по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками.
Подготовительные этапы активной речи:
1 м. – издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 м. – повторно произносит отдельные звуки.
5 м. – подолгу, певуче гулит.
6 м. – произносит отдельные слоги (начало лепета).
7 м. – подолгу лепечет повторно произносит одни и те же слоги.
8 м. – громко и четко повторно произносит различные слоги.
9м. – подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете.
10м. – подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.
11 м. – произносит первые слова – обозначения, например, «ав-ав», «кис - кис», «дай».
12 м. – легко подражает новым слогам.; произносит 6-10 облегченных слов.
Возраст воспитанниц (5 лет), диагностика проводится в начале периода коррекционно-развивающей деятельности (входная) и в конце (выходная).
Учитывая диагноз девочек, уровень нервно - психического развития диагностировался с показателей 3 мес., поднимаясь к заданиям выше, по мере их выполнения.
Результаты диагностики, проведенной методами: наблюдения за поведением детей в режимные процессы и в специально организованных ситуациях, показали, что имеются следующие отклонения в развитии поведенческих реакций:
Неустойчивое эмоциональное состояние. Длительное засыпание. Отрицательные привычки – тянет всё в рот, грызет любые предметы: игрушки из разного материала, бытовые предметы; сосет пальцы; скрежет зубами. Отмечаются резкие наклоны головы вперед-назад, с ударами об мягкую (твердую) поверхность. Не контролирует позывы мочеиспускания (энурез) и кала (энкапрез).
Особенности речи, мелкой моторики
Артикуляционный аппарат. Рот открыт. Язык часто выдвинут из полости рта, тонус снижен. Твердое небо узкое, высокое. Прикус-передний открытый. Выражены оральные синкинезии. Обильная саливация. Голос немодулированный.
Импрессивная речь. Ребенок сосредотачивается на некоторых звуках окружающей среды (играет музыка, звонок в дверь, сигнализация машины). Простые инструкции не различает. Не реагирует на свое имя, на вопрос «Где?».
Таблица 1 - Уровень нервно-психического развития ребенка
(входная диагностика)
Показатели
Уровень
фактический
Отставание на кол-во эпикризных сроков
Сл. (слуховые ориентировочные реакции)
5 мес.
15
Зр. (зрительные ориентировочные реакции)
5 мес.
15
Др. (движения руки)
6 мес.
14
Рп (понимание речи)
нет
15
Ра (активная речь)
5 мес.
15
Таким образом, диагностика позволила выявить:
Отклонения в развитии поведенческих реакций
Неустойчивое эмоциональное состояние. Длительное засыпание. Отрицательные привычки – тянет всё в рот, грызет любые предметы: игрушки из разного материала, бытовые предметы; сосет пальцы; скрежет зубами. Отмечаются резкие наклоны головы вперед-назад, с ударами об мягкую (твердую) поверхность. Не контролирует позывы мочеиспускания (энурез) и кала (энкапрез).
Особенности речи, мелкой моторики:
Артикуляционный аппарат. Рот открыт. Язык часто выдвинут из полости рта, тонус снижен. Твердое небо узкое, высокое. Прикус-передний открытый. Выражены оральные синкинезии. Обильная саливация. Голос немодулированный.
Импрессивная речь. Ребенок сосредотачивается на некоторых звуках окружающей среды (играет музыка, звонок в дверь, сигнализация машины). Простые инструкции не различает. Не реагирует на свое имя, на вопрос «Где?».
Диаграмма 1 – нервно-психическое развитие воспитанницы
(входная диагностика)
Процентное содержание нервно-психического развития ребенка на входной диагностике показал ровность отставания по всем параметрам, кроме понимаемой речи, которая на начало коррекционно-развивающей деятельности отсутствовала, так как в соответствии с методикой она начинает проявляться с 7 мес. Ни один показатель на 7 мес. развития не показывает.
Мониторинг в конце 1-го этапа коррекционно-развивающей деятельности.
Таблица 2 - Уровень нервно-психического развития ребенка
(выходная диагностика 2-го этапа коррекционно-развивающей деятельности)
Показатели
Уровень
фактический
Отставание на кол-во эпикризных сроков
Сл. (слуховые ориентировочные реакции)
7 мес.
13
Зр. (зрительные ориентировочные реакции)
7 мес.
13
Др. (движения руки)
7 мес.
13
Рп (понимание речи)
7мес
13
Ра (активная речь)
7 мес.
13
Диаграмма 2 - нервно-психическое развитие воспитанницы
(выходная диагностика)
Таким образом, произошла динамика в развитии, которая показывает, что можно переходить к следующему 3-ему этапу коррекционно-развивающей деятельности.
Таблица 3 - Уровень нервно-психического развития ребенка
(выходная диагностика 3-го этапа коррекционно-развивающей деятельности)
Показатели
Уровень
фактический
Отставание на кол-во эпикризных сроков
Сл. (слуховые ориентировочные реакции)
9 мес.
11
Зр. (зрительные ориентировочные реакции)
9 мес.
11
Др. (движения руки)
12 мес.
8
Рп (понимание речи)
9мес
11
Ра (активная речь)
9 мес.
11
Диаграмма 3 - нервно-психическое развитие воспитанницы
(выходная диагностика 3-го этапа)
Анализ выходной диагностики 3-го этапа показал динамику по всем параметрам. Эффективность коррекционно-развивающей программы просматривается в сравнительной диагностике результатов входной диагностики с выходной после 2-го этапа и выходной 3-го этапа.
Таким образом, по всем параметрам идет стабильная динамика, что позволяет сказать об эффективности составленной индивидуальной программы, которая способствует коррекции нервно-психического развития у детей с ОВЗ.
к концу периодов ребенок умеет:
• на вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте (7 мес.)
• на вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах (8 мес.)
• по слову взрослого выполняет разученные ранее действия под потешки «Ладушки», «Дай ручку» и др. (8 мес.)
• на вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения (9 мес.)
• знает свое имя, оборачивается на зов (9 мес.)
• по просьбе «дай» находит знакомые предметы среди других и дает их(10 мес.)
• при заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-ворона» и др.) выполняет разученные действия и движения (10 мес.)
• по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами: водит куклу, кормит собачку и пр.(11 мес.)
• по просьбе взрослого находит и дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и др. (11 мес.)
• понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей (12 мес.)
• выполняет отдельные поручения: «найди», «отдай», «принеси» (12 мес.)
• понимает слово «нельзя»-прекращает действие (12 мес.)
• по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками (12 мес.)
Материально-техническая база.
Методическое обеспечение:
Литература
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). М.: Просвещение, 1989.
2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985.
3. Закревская О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.: ГНОМ и Д, 2008
4. Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до 3 лет. Л.: Медицина, 1974.
5. Мастюкова Е. М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985.
7. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом (младенческий, ранний и дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1991.
8. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М.: Просвещение, 1987.
9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение, 1983.
10. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Просвещение, 1996.
11.Разенкова Ю.А.Игры с детьми младенческого возраста. М. Школьная Пресса, 2003.
12. Страковская В.Л., Ладыгина В.Е. Физическое воспитание недоношенных детей. М.: Медицина, 1990.
13. Страковская В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни. Л.: Медицина, 1991.
14. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М.: Медгиз, 1949.
15. Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей 1 года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.,1983.
16. Фрухт Э.Л. Программа воспитания детей в домах ребенка. М., 1987.
17. Фрухт Э.Л. Педагогическая работа в доме ребенка //Руководство для врачей домов ребенка / Под ред.Д.В.Дружининой. М.: Медицина, 1987.
Материалы и пособия к игровым упражнениям:
Дидактические пособия на тактильное ощущение;
Логопедический набор;
Игрушки разные по величине и фактуре (игр «Прятки, звукоподражание, зрительных ориентировочных реакций» и т.п.):
Р. н. песенки, потешки, пестушки «Водичка, водичка», «Вот и люди спят», «Пошел котик на торжок» , «Травка-муравка…»; р. н. сказки «Теремок», «Колобок», «Волк и козлята»; Е. Чарушин рассказы «Еж», «Утка с утятами», К. Чуковский «Мойдодыр», Я. Аким.
Перспективно-тематическое планирование.
2-ой этап
Раздел
Тема
Кол-во К-р.М
Цели, задачи
Содержание коррекционно-развивающей деятельности
Содержание методов и приемов
Партнерство с родителями
Материалы и пособия
Зрительно-ориентировочные
Адаптация к коррекционной деятельности
15
Развитие слежения; формирование узнавания и различения взрослых; дальнейшее развитие зрительной ориентировочной активности.
Развитие умения прослеживать за лицом взрослого и игрушкой вправо-влево, вверх-вниз.
Коррекционно-педагогическая работа продолжает начатую на первом этапе работу по вызыванию слежения за движущейся игрушкой.
В ходе игр-забав, игр-знакомств, с напеванием песенок, чтением потешек.
формируют рассматривание ребенком лица взрослого и другого малыша в зеркале.
Практические:
Игра « Неваляшка»
Игра «Посмотри на меня»
Игра «Бабочка, полети на облачко»
Пальчиковая гимнастика,
Песочная терапия «Погружение в песок»,
Крупяной массаж кисти «Поглаживание»
Словесные:
Выразительное чтение и рассказывание потешек;
Указания «Дай…»,
Словесные поощрения «Молодец»,
Вопросы к детям «Кто?, Как? Где?»
Образец речи (оречевление)
Наглядные:
Рассматривание сюжетных картинок с комментариями и описаниями
Памятка «Репертуар художественной литературы»
Консультации «Как вызвать положительные эмоции при слушании худ. литер».
Р.н. песенки, «Как у нашего кота…», « Курочка-рябушечка»
Звуковые книжки – сказки, потешки.
Индивидуальные карты коррекционной работы.
Аудио- видео - материал
«Звуки природы и птиц»
Развитие зрит.-слухового ориентирования
Адаптация к коррекционной деятельности
30
Развитие восприятия отраженного.
Проводится работа по формированию восприятия отражения: ребенка подносят к зеркалу, радость; приближая и удаляя ребенка от зеркала
формируют рассматривание ребенком лица взрослого и другого малыша в зеркале.
Развитие локализации звука в пространстве, формирование звуковых дифференцировок: узнавания голоса близких людей, различения интонации голоса взрослого,
Практические:
Игра «Кто у нас красивый?»(игра с зеркалом)
Игра «Вот какая детка»(игра с зеркалом)
Игра «Шляпа» (игра с зеркалом)
Игра «Где ты, носик?»
Игра «Зеркало»
Словесные
Словесные поощрения «Молодец»,
Вопросы к детям «Кто?, Где?»
Образец речи (оречевление)
Наглядные
Рассматривание лица взрослого
Рекомендации «Как проявить интерес к активной речи»,
В целях развития дифференцировок по цвету и форме показывают ребенку разнообразные по форме и цвету игрушки.
развитие зрительных дифференцировок цвета и формы,
Практические:
Игра «Постукивание»
Игра «Кубиком о кубик»
Игра «Погрузка кубиков и брусочков в машину»
Игра «Выбор»
Словесные:
х/л
Р.н. песенки «Заинька, походи…», «Как у нашего кота…», «Репка» и.д.
Развитие понимаемой речи
15
Развитие умения узнавать близких людей на фотографии.
Основное содержание работы на этом этапе направлено на формирование узнавания близких людей.
вызывают сосредоточение и рассматривание,
развитие слуховой ориентировочной активности и положительной эмоциональной реакции на свое имя.
«Рассматривание фотографии»
«Рассматривание альбома с фотографиями»
Мастер-класс «Как проводить игры - забавы»
Фотоальбом,
Книжные издания в соответствии с репертуаром,
3-ий этап
Раздел
Тема
Кол-во К-р.М
Цели, задачи
Содержание коррекционно-развивающей деятельности
Содержание методов и приемов
Партнерство с родителями
Материалы и пособия
Зрительно-ориентировочные
Коррекционная деятельность «Вместе»
30
Развитие восприятия предметов, расположенных в разных местах
зрительного восприятия и зрительных дифференцировок ребенку предлагаются крупные игрушки, разные по цвету, форме и величине.
Вначале ребенок учится находить взглядом игрушку, стоящую на одном и том же месте (куклу, собачку или часики), в ответ на вопрос взрослого - "где?" Следующий этап - ребенок находит две игрушки, называемые взрослым. Затем обучают ребенка находить знакомые игрушки при их перемещении в пространстве.
потешки "Ладушки", "Сорока-сорока", "Дай ручку", "Хлоп-хлоп, ты ладошечка". Обучают понимать слова "дай", "на", "до свидания", сопровождаемые жестом, а затем и без него
Рекомендации «Поощрение проявления невербальной и вербальной речи детей ОВЗ»
Игрушки разной величины,
Пособия: пирамидка, неваляшка и др.
Серии предметных картинок «Игрушки»
Развитие зрит.-слухового ориентирования
Коррекционная деятельность «Вместе»
15
Развитие умения поворачивать голову в сторону невидимого источника звука и находить его.
Формируется слуховое предвосхищение на основе зрительно-слуховой ориентировки: умение прислушиваться к звучанию невидимой игрушки, ожидать ее появление в одном и том же месте: из-под платочка, из коробки и т.д
Стимулирование умения брать предметы пальчиками руки, перекладывать и отпускать их.
Укрепление мышцы руки и пальчиков
Произносят звуки, близкие к имеющимся у ребенка и доступные ему с точки зрения его артикуляторных возможностей, что способствует звуковой активности ребенка
формированиеманипулятивных действий. Ребенка обучают разнообразным действиям с игрушками в зависимости от их физических свойств: толкать мяч; высыпать мячи, кубики и другой материал из миски, переворачивая ее; вынимать игрушки по одной из емкости; открывать разнообразные коробочки, устройство крышек которых подсказывает способ открывания.
Игра «Похлопаем по бубну»
Игра «Деревянные ложки»
Игра «Погремушка, погреми»
Игра «Маракасы»
Игра «Жили мышки на квартире»
Игра «Переборы пальчиков»
Игра «Пальчик-мальчик»
Игра с носовым платочком.
Игра «Вытягивание лент»
Игра «Туннель для машинки»
Игра «Собирание изюма»
Игра «Бросание прищепок»
Пальчиковая гимнастика, массаж кисти и мышц лица.
Консультации «Речевой диалог с малышом»,
Рекомендации «Как следить за дыханием в речевой активности»
Наблюдение за работой учителя-логопеда
Музыкальные инструменты: колокольчик, дудочка, погремушки,
Игрушки разной величины и фактуры
Набор логопеда: для пассивного массажа и развития артикуляции.
Активная речь
Коррекционная деятельность «Попробуй сама»
30
Развитие умения различать голос матери или педагога.
вызывание слогов лепета, наращивание цепочки из ряда слогов, вызывание слогов лепета по подражанию, развитие подражания разным интонациям голоса взрослого. Работа направлена на накопление звуков в лепете. Учитывая то, что в норме ротовые - носовые и звонкие - глухие звуки появляются в лепете одновременно, основное внимание необходимо сосредоточить на вызывании следующих пар звуков: б-м; д-м; п-б; т-д; к-г. создают условия для произнесения переднеязычных звуков н, т-д. Вибрирующие движения указательного пальца в подъязычной ямке ребенка способствуют появлению заднеязычных звуков.
Практические
Игра «Под платочком»
Игра «Кто зовет детку?»
-Пальчиковые игры для малышей по изучаемым темам, мозаики,
Наглядные:
- Образец артикуляции при произношении звуков,
- Наблюдения за окружающими действиями,
за животными,
Словесные:
- Диалог с ребенком: Вопрос – ответ (невербально, вербально)
- Описание картинок,
Упражнения по ритмичному смыканию губ ребенка создают условия для произнесения губных звуков м, п, б. Упражнения по ритмичному смыканию кончика языка с альвеолами или твердым нёбом
Памятка «Звук, слово в активной речи малыша»
Рекомендации «Как проявить интерес к активной речи»
Мастер – класс «Обучение проговариванию совместных звуков»; «Гласные пропевки»
Серии картинок по всем темам;
Предметы – пособия по самообслуживанию и к/г навыкам;
Индивидуальные карты коррекционной работы.
Аудио- видео – материал «Артикуляция звуков»
Музыкальные инструменты: дудочка
Предпосылки понимаемой речи
Коррекционная деятельность «Услышь меня»
30
Развитие умения различать интонацию голоса взрослого.
Ребенка учат узнавать голос знакомого взрослого и различать интонации: ласковую и строгую, побуждающую, вопросительную
Чтение потешек.
-Ой, люли, ой, люли,
Прилетели журавли…..
-Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик…
-Баю, бай, баю, бай,
Ты, собачка, не лай!....
-Уж ты, серенький коток,
Не ходи ты в погребок….
-Котишко-мурлышко,
Серый лобишко…
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот…
Консультация «Как понимать ребенка с ОВЗ»
Наблюдение за работой учителя-логопеда
Художественная литература
Серия картинок «Действия»,
Предметы – пособия муляжи фруктов, овощей;
Аудио- видео – материал «р.н.сказки, потешки»
Развитие понимаемой речи
Коррекционная деятельность «Услыш меня и пойми»
15
Развитие умения эмоционально реагировать на свое имя.
Знакомят с именами детей и взрослых в группе, с названиями игрушек и предметов, проводя игру - прятки.
Игра « Мы зовем детку»
Игра «Вот наша детка»
Игра «Прятки»
- Упражнения с частичной самостоятельностью «Готовим обед»,
-«Птицы», «Задуй свечу», «Я на дудочке играю»;
«Хлопни, как я»,
- Действия согласно тексту «Вышла курочка гулять»,
Рекомендации «Поощрять интерес к книге».
-Консультации «Как вызвать положительные эмоции при слушании худ. литер