Комплексный перспективный план по социально – эмоциональному развитию (2-я младшая группа)
Тема | месяц | Цель | Занятия, методы и приёмы. | Методы и приёмы вне занятия | Домашнее задание для родителей. |
Уверенность в себе | Сентябрь | Знакомить с отражением в зеркале, с отличительными особенностями внешности – цветом глаз и волос. Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени. | 1.Какого цвета твои глаза и волосы Аппликация: «Подбирают глаза и волосы» 2. Моё имя. | Игры : «Кто у нас хороший», «Зеркало», «Сравни себя с другими» Психогимнастика «Кукла» Худ. Лит-ра: А Барто «Машенька»,Е. Благинина «Алёнушка», Е. Карганова «Олины помошники». Разыгрывание ситуаций: «Кукла пришла в гости», «Куклы рассматривают себя в зеркале». | Мамины ладошки |
Октябрь | Знакомить с отличительными особенностями других детей (голос, имя). Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках. | 1.Все мы разные 2.Любимая игрушка. | Игры: «Имена», «Паровозик», «Чей голос». Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Игровое упражнение «Узнай, где твоя ладошка». Худ. Лит-ра: «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак А. Барто «Игрушки» Разыгрывание ситуации: «Сравним хвостики», «Любимые игры зайчика и мишки» | «Грибочек из осенних листьев» |
Ноябрь | Определить вместе с детьми их предпочтения в еде. Дать общее представление о том, что такое «Обычное - необычное». | 1.Вкусный – невкусный. Д/и узнай на вкус. Беседа. 2.Обычный - странный. | Игра «Кто, что любит есть» Психогимнастика «Вкусные конфеты» Худ. Лит-ра: С. Маршак «Воробей в зоопарке»,С. Капутикян «Маша обедает», К. Чуковский «Путаница» Разыгрывание ситуаций: «Готовимся встретить гостей», «Разные наряды зверей» | «Колобок из солёного теста» |
Мир эмоций | месяц | цель | Занятия. Методы и приёмы | Методы и приёмы вне занятия | Домашнее задание для родителей |
Декабрь | Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний (радость –грусть) учить определять их по внешним проявлениям. Испытать радости общения со сверстниками, взрослыми, чувство единства и доверия друг к другу. | 1.Радость и грусть. 2.Ласковый платочек. | Игры: «Разноцветная вода» (грустная весёлая), «Льдинки»(мозаика) Рассматривание сюжетных картинок. Психогимнастика «Неожиданный подарок». Худ. Лит-ра: Н. Юркова «Жучок», В. Приходько «Наш товарищ». Разыгрывание ситуаций: «Мама зайчика огорчилась», «День рождение мишки» | Нарисовать человечков с другой планеты. |
Январь | Помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения. Учить детей соотносить настроение с мимическими реакциями. | 1.Изменение настроения. 2.Моё настроение. | Рассматривание фотографий детей с разными настроениями. Показ кукольного спектакля: «Почему плакал котёнок» Т. Козловой. Худ. Лит-ра: Чтение сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха», рассказывание сказки «Лиса, заяц, петух». Психогимнастика «Снегурочка» Разыгрывание ситуаций: «От чего из группы ушли все игрушки» | «Снеговики» |
Февраль | Помочь понять причины возникновения страха. Способствовать профилактике страха у детей. Уметь изображать движение и настроение героев сказки. | Страшно | Рисование носом (вспомнить, как было радостно) Рассказ воспитателя о своих страхах. Психогимнастика: «Лисёнок боится», «Собака лает и хватает за пятки» Худ. лит-ра : В. Орлов «Ежи», рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» Расскажи « Чего ты боишься?» Разыгрывание ситуации «Бабушка заболела», « Почему расстроился доктор Айболит» | «Рисуем ладошками свой страх» |
Социальные навыки | месяц | цель | Занятия. Методы и приёмы | Методы и приёмы вне занятия | Домашнее задание для родителей |
Март | Развивать элементарные представления о дружеских отношениях вызвать у детей интерес друг к другу, способствовать их сближению помочь понять некоторые причины возникновения ссоры | 1.Друзья 2.Ссора | Танец «Выбери друга» Беседа по сказке «Два жадных медвежонка». Игра «Спина к спине» Психогимнастика «Иголочка и ниточка» Худ. Литература: Загадки про друзей В. Бианки «Еж спаситель» Т. Козлов «Ссора» А. Кунецов «Подружки» Рассматривания картинок Разыгрывание ситуаций « Почему лисичка нахмурилась?», «Чем обрадовать своего друга» | «Аппликация крупами» |
Апрель | Учить простым способам выхода из конфликта с помощью положительных эмоций. Показать детям, что с помощью мимики можно установить контакт, подружиться друг с другом | 1.Как помириться 2.Давайте подружимся. | Подвижные игры на сотрудничество. «Два мяча» «Построим дорожку» Сюжетно - ролевые игры «Угостим мишку мёдом» «Полечим куклу» Худ. Литература «Цыпленок и утёнок» Разыгрывание ситуаций «Ёжик и лисичка поссорились» «Дружные зверята» | «Испечём пирог» |
Май | Помочь понять что вместе легче справится с любым делом. | 1.Совместное дело 2.Коллективный рисунок | Выполнение поделок Худ.лит-ра: сказка « Теремок». Беседа «Что мы любим делать» Разыгрывание ситуаций «Дружно строим переход» | «Вместе придумаем игрушку» |