kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексно-тематическое планирование. Образовательная область "Речевое развитие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлено тематическое планирование по развитию речи детей старшей группы детского сада.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексно-тематическое планирование. Образовательная область "Речевое развитие"»

Образовательная область: «Речевое развитие.»

Развитие речи. Старшая группа



п/п

дата

Тема

Программное содержание

Материалы

Формы работы

Источник

1

Мы воспитанники старшей группы

Дать возможность испытать гордость от того, что они старшие дошкольники , развивать связную речь при общении


беседа

В.В.Гербова «Развитие речи» стр34

2

Рассматривание картины «Осенний день», составление рассказа по ней

Совершенствовать умение составлять рассказы по картине, придерживаясь плана. Развивать связную речь при составлении рассказа

картина «Осенний день»

рассматривание, обсуждение, худ. слово

В.В.Гербова «Развитие речи» стр42

3

Пересказ сказки «Лиса и рак»

Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова,). Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом).

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Картина «Лиса с лисятами»; картинки с изображением лисы.

д/и «Скажи наоборот»

.д/и «Кто хитрее?»

ч.х.л., пересказ



О.С.Ушакова «Развитие речи» стр24

4

Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: придумывать концовку. Учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «з»; Развивать творческое воображение.

Воспитывать устойчивое внимание.

Картина «Кошка с котятами», игрушка- котенок.

д/и «Комары и осы»

д/и «Что такое звук, слово, предложение



О.С.Ушакова «Развитие речи» стр.26

5

Обучение рассказыванию: описание кукол

Помочь детям составить план описания куклы: учить детей составлять описание самостоятельно, руководствоваться планом

Игрушки:куклы

рассматривание, обследовани

В.В.Гербова «Развитие речи» стр46

6

Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют

Учить выразительно пересказывать текст. Активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Развивать интерес к художественной литературе.

Воспитывать любовь к игрушкам


игрушки


беседа, д.игра,»Один-много», худ.слово, беседа

О.С.Ушакова «Развитие речи» стр.38

7

Составление описательного рассказа о предметах посуды

Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.

Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств , Развивать внимание, память.

набор посуды

худ. слово,беседа по содержанию прочитанного, д.игра «Отвечай быстро»


О.С.Ушакова «Развитие речи» стр58








9

Составление рассказов на темы стихотворений

Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы.

Упражнять в образовании названий детенышей животных в И.п. и Р.п. мн.ч.; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

Развивать слуховое внимание.

Воспитывать организованность, дисциплинированность.

Плюшевый медведь, счетные палочки.

д/и «Найди звук» Цель:

д/и «Кто у кого

д/и «Один – много»,

беседа,


.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр 44


10

Учимся быть вежливыми. Заучивание наизусть Р.Сеф «Совет»

Продолжать учить детей в умении быть вежливыми,помочь запомнить стихотворение Р.Сефа «Совет», научить выразительно читать его

сборник стихов Р. Сефа

.беседа, обсуждение проблемной ситуации,

худ.слово

В.В.Гербова «Развитие речи в старшей группе» стр51

11

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя.

Развивать умение внимательно слушать произведение.

Воспитывать усидчивость.

Книга с иллюстрациями автора.

д/и «Какой, какая, какие»,

беседа по содержанию,

худ.слово


О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр.50

12

Составление рассказа по картине «Цветы»

Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о растениях.

Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках.

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «чь» и «щь»; учить различать эти звуки.Развивать наблюдательность при рассматривании картины.

Воспитывать умение слушать рассказы других детей.

Картина «Цветы».

д/и «Какие бывают цветы?

д/и «Поймай звук», рассматривание,

беседа по картине


конспект

13

Дидактическое упражнение : «Хоккей», «Кафе»

Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета(«Хоккей»). Вести диалог употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»)

центр с.р игры «Кафе»,

оборудование для игры в хоккей

игровая ситуация

В.В.Гербова «Развитие речи в старшей группе» стр62




14

Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Учить подбирать подходящие по смыслу определения

Развивать умение строить предложения, четко и правильно произносить слова.

Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.

Кукольная одежда – ботинки, чулки, варежки, тапочки, носки.

д/и «Чего не стало?»

д/и «Лето – зима»

беседа по содержанию, худ.слово


О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр.61

15

Составление рассказа по картине «Река замерзла»

Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия . Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш», учить различать эти звуки, произносить их протяжно; закрепить умение делить слова на части – слоги.

Развивать интерес к составлению рассказов по картине.

Воспитывать желание слушать рассказы товарищей, умение оценивать их.

Картина «Река замерзла»; игрушки (картинки): автобус, машина, лиса, собака, кошка, мышка.

д/и «Кто на чем катается?»

д/и «Игла – пила» ,

решение проблемной ситуации, рассматривание картины


О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр 64

16

Беседа по сказке П.Бажова

«Серебряное копытце». Слушание стихотворения К.Фофанова «Нарядили елку»

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания,

правильно завершать построенные предложения

иллюстрации к сказке

беседа по содержанию сказки,

худ.слово

В.В.Гербова «Развитие речи в старшей группе» стр.69

17

Заучивание наизусть. С.Маршак «Тает месяц молодой»

Вспомнить с детьми произведения С.Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». Приобщать к поэзии

книга стихов С.Маршака

худ.слово, беседа по содержанию

В.В.Гербова «Развитие речи в старшей группе» стр.67




18.

Составление рассказа на тему «Игры зимой»

Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы.

Учить употреблять предлоги с пространственным значением.


Развивать слуховое внимание.

Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга.

Картина «Медвежья семья».

д/и «Чей нос?»

д/и «Хочу погладить»

игровая ситуация


О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр67

19.

Беседа на тему «Я мечтал».

Дидактическая игра «Подбери рифму»

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Развивать диалогическую речь.


ситуативный разговор

В.В.Гербова «Развитие речи в старшей группе» стр71

20.

Составление рассказа по картине «Северные олени»

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных.

Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; Развивать умение слушать друг друга.

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания картины.

Картина «Северные олени»

д/и «Поймай звук»

.д/и «Чья мама?»

д/и «Большой – маленький»

рассматривание картины,

обсуждение




О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 76



21

Составление описательного рассказа на тему «Зима»

Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные).

Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «ц» и «ч», Развивать речь как средство общения.

Воспитывать эстетическое восприятие зимней природы.

Иллюстрации с изображением зимних пейзажей.

д/и «Живые слова»

д/и «Подбери слово»

рассматривание картины,

обсуждение

О.С.Ушакова «развитие речи детей 5-7 лет» стр.79

22

Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился»

Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем.

Формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов.

Закреплять представления о слоге и ударении.

Развивать воображение.

Воспитывать устойчивый интерес к занятию

Иллюстрации с изображением цыпленка, курицы, коровы, кошки, лягушонка.

д/и «Замени слово»

д/и «Делим слова»,

решение проблемной ситуации

.

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр.92


23

Составление описательного рассказа по картине «Защитники Родины»

Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины.

Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении.

Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам товарищей

картина «Защитники Отечества»

д/и «Какое слово заблудилось?»

д/и «Скажи наоборот»

обсуждение по картине


конспект

24

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно.

Объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу

Учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).

Развивать интерес к устному народному творчеству.

Воспитывать устойчивое внимание.

Книга с иллюстрациями.

д/и «Угадай, какое слово заблудилось»

д/и «Скажи по-другому»


О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр.88


25

Беседа на тему «Наши мамы»

Чтение стихотворения Е.Благиноной «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»

Помочь детям понять ,как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому, указать на необходимость помощи мамам, воспитывать доброе, внимательное отношение к старшим

произведения А.Барто,

Е.Благининой

.беседа, худ.слово

В.В.Гербова «Развитие речи в старшей группе» стр.89

26

Составление рассказа на заданную тему

Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения.

формировать умение строить предложения.

Развивать интерес к окружающему.

Воспитывать речевую активность.

Игрушки – зайчик, кукольная мебель (стол, стул, кровать); посуда (чашка, кружка, стакан); карандаш, бумага.

д/и «У зайца – новоселье»

д/и «Сравни посуду»,

игровая ситуация


О.С.Ушакова «Развитие речи у детей 5-7 лет» стр.103

27

Составление рассказа по картине «Весна пришла»

Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины.

Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении.

Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам товарищей

картина «Грачи прилетели»

д/и «Какое слово заблудилось?»

д/и «Скажи наоборот»

обсуждение по картине


конспект

28

Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»

Учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов.


Воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа.

книга

д/и «Распутай путаницу» д/и «Придумай рифму»

О.С.Ушакова «Развитие речи для детей 5-7 лет» стр.97


29

Сочинение на тему «Приключения зайца»

Учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Развивать память, мышление.

Воспитывать умение слушать рассказы других детей.

игрушка:зайчик

д/и «Расскажи о зайчике»

д/и «Поставь ударение», беседа по вопросам


О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр.101

30

Составление рассказа на предложенную тему

Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет.

Учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках.

Развивать творческие способности в составлении рассказов.

Воспитывать интерес к занятию.

картина «Космический мир»

д/и «Поймай звук»


д/и «Подбери картинки»,

игровая ситуация


О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр 103


31

Пересказ рассказа Я,Тайца «Послушный дождик»

Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает).

Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий.

.Развивать умение внимательно слушать педагога и ответы детей.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

книга

д/и «Кто что делает?»

Цель:

д/и «Кому что нужно для работы»,

ситуация письменной речи

беседа по содержанию



О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»106

32

Составление рассказа по картине «Зайцы»

Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику.

Учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак).

Развивать интерес к миру животных.

Воспитывать организованность, дисциплинированность

картина «Зайцы на рыбалке»

д/и «Назови профессию»

беседа по картине

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»108

33

Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка»

Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи.

Давать задания на образование слов – названий профессий.

Развивать связную речь, творческую инициативу, выдумку.

Воспитывать устойчивый интерес к занятию.

картина

д/и «Спортсмены»

беседа по картине

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»110


34

Заучивание наизусть.Н.Френкель «Вспоминают наши деды»

Продолжать учит детей запоминать содержание текста, связно передавать речевые обороты.Учить понимать и обьяснять смысл предложений. Воспитывать чувство гордости за героев ВОВ

книга


худ.слово,

беседа по содержанию

конспект


35

Мониторинг


тест



.36

Мониторинг


тест





Список использованной литературы:

1.Генинг М.Г., Герман Н.А. «Воспитание у дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детского сада», - Чувашское книжное издательство, 1971 г. – 130 с.

2.Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов», - Ярославль: «Академия развития», 1997 г., - 224 с.

3.Лопухина И.С. «Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей», - М.: Аквариум, 1995 г. – 384 с.

4.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников», Ярославль: ТОО «Гринго», 1995 г. – 240 с.

5.Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми», - М.: ВЛАДОС, 1994 г. – 344 с.

6.Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2009 г. – 256 с.

7.Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений», - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г. – 287 с.

8.Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками», - М.: РИПОЛ классик: ДОМ, 21 век, 2010 г. – 186 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплексно-тематическое планирование. Образовательная область "Речевое развитие"

Автор: Митина Ольга Николаевна

Дата: 07.11.2017

Номер свидетельства: 437468


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства