Просмотр содержимого документа
«Комплексно-тематическое планирование. Образовательная область "Речевое развитие"»
Образовательная область: «Речевое развитие.»
Развитие речи. Старшая группа
№ п/п
дата
Тема
Программное содержание
Материалы
Формы работы
Источник
1
Мы воспитанники старшей группы
Дать возможность испытать гордость от того, что они старшие дошкольники , развивать связную речь при общении
беседа
В.В.Гербова «Развитие речи» стр34
2
Рассматривание картины «Осенний день», составление рассказа по ней
Совершенствовать умение составлять рассказы по картине, придерживаясь плана. Развивать связную речь при составлении рассказа
картина «Осенний день»
рассматривание, обсуждение, худ. слово
В.В.Гербова «Развитие речи» стр42
3
Пересказ сказки «Лиса и рак»
Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова,). Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом).
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Картина «Лиса с лисятами»; картинки с изображением лисы.
д/и «Скажи наоборот»
.д/и «Кто хитрее?»
ч.х.л., пересказ
О.С.Ушакова «Развитие речи» стр24
4
Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»
Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: придумывать концовку. Учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «з»; Развивать творческое воображение.
Воспитывать устойчивое внимание.
Картина «Кошка с котятами», игрушка- котенок.
д/и «Комары и осы»
д/и «Что такое звук, слово, предложение?»
О.С.Ушакова «Развитие речи» стр.26
5
Обучение рассказыванию: описание кукол
Помочь детям составить план описания куклы: учить детей составлять описание самостоятельно, руководствоваться планом
Игрушки:куклы
рассматривание, обследовани
В.В.Гербова «Развитие речи» стр46
6
Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют
Учить выразительно пересказывать текст. Активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.
Развивать интерес к художественной литературе.
Воспитывать любовь к игрушкам
игрушки
беседа, д.игра,»Один-много», худ.слово, беседа
О.С.Ушакова «Развитие речи» стр.38
7
Составление описательного рассказа о предметах посуды
Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.
Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств , Развивать внимание, память.
набор посуды
худ. слово,беседа по содержанию прочитанного, д.игра «Отвечай быстро»
О.С.Ушакова «Развитие речи» стр58
9
Составление рассказов на темы стихотворений
Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы.
Упражнять в образовании названий детенышей животных в И.п. и Р.п. мн.ч.; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.
Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о растениях.
Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «чь» и «щь»; учить различать эти звуки.Развивать наблюдательность при рассматривании картины.
Воспитывать умение слушать рассказы других детей.
Картина «Цветы».
д/и «Какие бывают цветы?
д/и «Поймай звук», рассматривание,
беседа по картине
конспект
13
Дидактическое упражнение : «Хоккей», «Кафе»
Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета(«Хоккей»). Вести диалог употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»)
центр с.р игры «Кафе»,
оборудование для игры в хоккей
игровая ситуация
В.В.Гербова «Развитие речи в старшей группе» стр62
14
Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»
Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Учить подбирать подходящие по смыслу определения
Развивать умение строить предложения, четко и правильно произносить слова.
Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия . Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш», учить различать эти звуки, произносить их протяжно; закрепить умение делить слова на части – слоги.
Развивать интерес к составлению рассказов по картине.
Воспитывать желание слушать рассказы товарищей, умение оценивать их.
Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился»
Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем.
Формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов.
Закреплять представления о слоге и ударении.
Развивать воображение.
Воспитывать устойчивый интерес к занятию
Иллюстрации с изображением цыпленка, курицы, коровы, кошки, лягушонка.
д/и «Замени слово»
д/и «Делим слова»,
решение проблемной ситуации
.
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр.92
23
Составление описательного рассказа по картине «Защитники Родины»
Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины.
Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении.
Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам товарищей
картина «Защитники Отечества»
д/и «Какое слово заблудилось?»
д/и «Скажи наоборот»
обсуждение по картине
конспект
24
Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно.
Объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу
Учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).
Развивать интерес к устному народному творчеству.
Воспитывать устойчивое внимание.
Книга с иллюстрациями.
д/и «Угадай, какое слово заблудилось»
д/и «Скажи по-другому»
О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» стр.88
25
Беседа на тему «Наши мамы»
Чтение стихотворения Е.Благиноной «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»
Помочь детям понять ,как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому, указать на необходимость помощи мамам, воспитывать доброе, внимательное отношение к старшим
произведения А.Барто,
Е.Благининой
.беседа, худ.слово
В.В.Гербова «Развитие речи в старшей группе» стр.89
26
Составление рассказа на заданную тему
Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения.
Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка»
Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи.
Давать задания на образование слов – названий профессий.
Заучивание наизусть.Н.Френкель «Вспоминают наши деды»
Продолжать учит детей запоминать содержание текста, связно передавать речевые обороты.Учить понимать и обьяснять смысл предложений. Воспитывать чувство гордости за героев ВОВ
книга
худ.слово,
беседа по содержанию
конспект
35
Мониторинг
тест
.36
Мониторинг
тест
Список использованной литературы:
1.Генинг М.Г., Герман Н.А. «Воспитание у дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детского сада», - Чувашское книжное издательство, 1971 г. – 130 с.
2.Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов», - Ярославль: «Академия развития», 1997 г., - 224 с.
3.Лопухина И.С. «Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей», - М.: Аквариум, 1995 г. – 384 с.
4.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников», Ярославль: ТОО «Гринго», 1995 г. – 240 с.
5.Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми», - М.: ВЛАДОС, 1994 г. – 344 с.
6.Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2009 г. – 256 с.
7.Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений», - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г. – 287 с.
8.Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками», - М.: РИПОЛ классик: ДОМ, 21 век, 2010 г. – 186 с.