Просмотр содержимого документа
«Комплексно-тематический план кружка по нетрадиционной аппликации «Волшебные ручки» для воспитанников старшей группы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольника. Совершенствования личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности.
Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Одним из интересных и увлекательных видов художественной деятельности является - аппликация.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Занятия аппликацией развивают сенсорные способности, способность комбинировать, пространственное мышление, мелкую моторику рук, мышление, воображение и фантазию, воспитывают любовь к родному краю, городу, стране. Возможность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточностью в изготовлении поделок.
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по аппликации. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складывается первое представление о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому нужно уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи. Во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Формируются ценные качества личности: аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Занятия аппликацией – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.
Процесс обучения данному виду изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми, вследствие чего выстраиваются отношения, формируется личность человека. Во время занятий аппликацией возможно успешное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность.
Программа «Умелые ручки» направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка. Так же при работе в этом кружке показывается всё разнообразие видов аппликаций: аппликации из цветной бумаги, из ваты, салфеток, пластилина, природного материала, ткани, крупы, объёмной аппликации. Данный кружок рассчитан на детей средней группы.
Цель программы: формирование у детей умений и навыков в аппликации, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
Образовательные:
продолжать учить вырезать круглые и овальные формы; составлять и наклеивать изображения из нескольких частей;
продолжать учить вырезать предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой;
продолжать учить при создании аппликации использовать способ обрывания бумаги;
продолжать учить составлять сюжетные композиции;
знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать образы и сюжеты.
Развивающие:
способствовать развитию навыка работы с различными материалами;
развивать умение пользоваться ножницами;
развивать мелкую моторику пальцев рук.
формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Воспитательные:
воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
формировать интерес к различным техникам художественного творчеств.
Организация занятий: программа предполагает проведение одного занятия в месяц, во вторую половину дня. Продолжительность занятий составляет 15 - 20 минут. Общее количество занятий в год – 9.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
Правильно держать ножницы и действовать ими.
Резать лист бумаги на полосы, составлять из них изображения разных предметов (забор, лесенка)
Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника путём закругления углов, делать косые срезы.
Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей.
Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сентябрь
15.09.19 – «Сладкий арбуз» (работа с мятами салфетками и семечками арбуза)
З адачи: формировать практические навыки аппликации (смятие бумаги, намазывание клеем, наклеивание фигуры в заданном месте), располагать материал по цвету.
Материалы: картон, салфетки зеленые и красные, клей ПВА, семечки арбуза.
25.09.19. – «Осень золотая» (работа с пластилином)
З адачи: формировать навыки работы с пластилином, развивать мелкую моторику, развивать чувство цвета, учить составлять композицию, воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: картон, пластилин.
Октябрь
9 .10.19 - Обрывная аппликация «Курица с цыплятами»
Задачи: Закрепить знания детей о нетрадиционных техниках. Продолжать учить сминать бумагу. Учить аккуратно выполнять работу.
З адачи: продолжать работу детей с аппликацией при помощи макаронных изделий. Развивать мелкую моторику, учить составлять изображение из частей.
Материал: картон, окрашенные макароны, клей ПВА.
3. Ноябрь
05.11.19 «Кружка с горячим чаем» (обрывная аппликация)
З адачи: обучение детей создавать орнамент посредством обрывной аппликации. Формирование аппликативных умений в приложении к творческой задаче. Воспитание художественного вкуса.
Материал: цветная бумага, клей ПВА, картон, кисточка, вата, гуашь или акварельные краски, баночка с водой, тряпочка для рук.
16.11.19 «Зима пришла» (работа с ватой, шишками, цветной бумагой)
З адачи: учить детей вырезать из бумаги фигуры нужной величины, учить аккуратно вырезать, показать, что так же можно красить и шишки и веточки.
Материал: коробочка, вата, цветная и белая бумага, веточки, шишки, краска, клей ПВА.
Декабрь
5.12.19 - «Зимняя картина» (работа с ватой и салфетками)
З адачи: обучение детей создавать на картоне зимнюю композицию. Учить отрывать кусочки салфеток нужной формы. Дополнять изображение, используя нетрадиционный материал – вату. Развитие мелкой моторики, согласованность в движении обеих рук.
Материал: картон, белая бумага, белые салфетки, вата, клей ПВА, кисть, тряпочка.
23.12.19 «Новый год в лесу» (работа с цветной бумагой)
З адачи: учить детей резать полосы одинаковой ширины и делать из них петельки, учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику.
Материал: цветная бумага, картон, клей ПВА.
Январь
14.01.20 «Белая береза за моим окном» (работа с пластилином).
З адачи: продолжить знакомство детей с одним из видов аппликации – аппликация пластилином, техникой исполнения работы. Развитие творчества. Учить смешивать цвета пластилина, чтобы получился однородный цвет.
Задачи: обучение детей создавать на картоне зимнюю композицию. Учить отрывать кусочки салфеток нужной формы.
Материал: картон, вата, фольга, клей ПВА.
Февраль
4.02.20 «Любимая игрушка» (работа с пластилином и крупой)
З адачи: продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи пластилина, учить создавать узор при помощи круп; развивать мышление, мелкую моторику рук.
З адачи: продолжать знакомить детей с приемом аппликации при помощи пластилина, который нужно скатывать шариками. Развитие мелкой моторики.
Материал: картон, пластилин.
Март
0 4.03.20 – «Открытка для мамы» (работа со стружкой цветного карандаша)
Задачи: познакомить детей с приемом в аппликации при стружки от цветного карандаша, учить аккуратно ее приклеивать, формируя узор; воспитывать желание изготовить к празднику подарок для мамы.
З адачи: продолжать работу детей с аппликацией при помощи макаронных изделий. Развивать мелкую моторику, учить составлять изображение из частей.
Материал: картон, окрашенные макароны, клей ПВА.
Май
7.05.20 «Букет сирени» (работа с рельефной бумагой )
З адачи: продолжать работу детей со способом обрывочной аппликации. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги и аккуратно их приклеивать. Развитие чувства цвета.
З адачи: формировать навыки работы с пластилином, развивать мелкую моторику, развивать чувство цвета, учить составлять композицию, воспитывать бережное отношение к природе.