Просмотр содержимого документа
«Комплексно-тематический план кружка по нетрадиционной аппликации «Волшебные ручки» для воспитанников средней группы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольника. Совершенствования личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности.
Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Одним из интересных и увлекательных видов художественной деятельности является - аппликация.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Занятия аппликацией развивают сенсорные способности, способность комбинировать, пространственное мышление, мелкую моторику рук, мышление, воображение и фантазию, воспитывают любовь к родному краю, городу, стране. Возможность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточностью в изготовлении поделок.
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по аппликации. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складывается первое представление о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому нужно уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи. Во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Формируются ценные качества личности: аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Занятия аппликацией – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.
Процесс обучения данному виду изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми, вследствие чего выстраиваются отношения, формируется личность человека. Во время занятий аппликацией возможно успешное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность.
Программа «Умелые ручки» направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка. Так же при работе в этом кружке показывается всё разнообразие видов аппликаций: аппликации из цветной бумаги, из ваты, салфеток, пластилина, природного материала, ткани, крупы, объёмной аппликации. Данный кружок рассчитан на детей средней группы.
Цель программы: формирование у детей умений и навыков в аппликации, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
Образовательные:
продолжать учить вырезать круглые и овальные формы; составлять и наклеивать изображения из нескольких частей;
учить вырезать предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой;
учить при создании аппликации использовать способ обрывания бумаги;
учить составлять сюжетные композиции;
знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные образы и сюжеты.
Развивающие:
способствовать развитию навыка работы с различными материалами;
развивать умение пользоваться ножницами;
развивать мелкую моторику пальцев рук.
формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Воспитательные:
воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
формировать интерес к различным техникам художественного творчеств.
Организация занятий: программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность занятий составляет 20 минут. Общее количество занятий в год – 35.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
Правильно держать ножницы и действовать ими.
Резать лист бумаги на полосы, составлять из них изображения разных предметов (забор, лесенка)
Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника путём закругления углов, делать косые срезы.
Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей.
Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сентябрь
3.09.18 – «Воздушные шарики для Винни-Пуха» (работа с фетром)
Задачи: формировать практические навыки аппликации (намазывание клеем, наклеивание фигуры в заданном месте); учить правильно располагать готовые формы (разные по размеру и по цвету) и наклеивать их на основу;
Материалы: фетр, картон с изображением Винни-Пуха, пряжа, клей-карандаш.
10.09.18 – «У нас поспел виноград» (работа с поролоном)
Задачи: формировать умение последовательно работать с поролоном, учить выкладывать кусочки поролона на контур; развивать цветовое восприятие; учить аккуратно выполнять работу.
Материалы: контур грозди винограда, поролон зеленого или фиолетового цвета, зеленая бумага, клей ПВА, клеевая кисть, тряпочка.
17.09.18 – «Листья желтые кружатся» (работа с нитками)
Задачи: формировать практические навыки аппликации (правильно держать кисточку, наносить клей на основу, использовать тряпочку для приклеивания); учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.
Материалы: форма дерева, вырезанная из картона, мелко нарезанные шерстяные нитки разного цвета, клей ПВА, клеевая кисть, тряпочка.
24.09.18 – «Груша ярко-желтая прячется в листве»(работа с нитками)
Задачи: формировать практические навыки аппликации (намазывание клеем, правильно держать кисточку, использовать салфетку); формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Материалы: форма груши с листочком, вырезанная из картона, мелко нарезанные шерстяные нитки желтого и зеленого цвета, клей ПВА, клеевая кисть, тряпочка.
Октябрь
1.10.18 - Обрывная аппликация «Березка на нашем участке»
Задачи: Закрепить знания детей о нетрадиционных техниках. Познакомить с новой техникой - обрывной аппликацией. Учить аккуратно выполнять работу. Закрепить знания о деревьях. Закрепить знания о временах года.
8.10.18 - Аппликация из осенних листьев «Жар - птица»
Задачи: знакомство детей с техникой выполнения работы из осенних листьев, предложить самим определиться с видом и количеством листьев. Развитие воображения, фантазии.
15.10.18 – «Поспели яблоки в саду» (работа с мятой бумагой)
Задачи: формировать практические навыки аппликации (научить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания); формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Материалы: форма дерева, вырезанная из картона, нарезанная бумажная салфетка на квадраты размером около 4см*4см красного цвета, клей ПВА, клеевая кисть, тряпочка.
22.10.18 – «На грибной полянке» (работа с крупой)
Задачи: учить детей составлять изображение целого предмета из двух и более частей, закреплять умение аккуратно, по контуру рисунка намазывать бумагу клеем; посыпать рисунок гречневой крупой не выходя за контуры рисунка.
Материалы: шаблон рисунка (гриба-боровика) на картоне, гречневая крупа, бумага зеленого цвета для травы, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
29.10.18 – «Урожай овощей» (работа с бумажными салфетками)
Задачи: формировать у детей навыки овладения нетрадиционной техникой «Аппликация из бумажных салфеток», закреплять знания по лексической теме "Овощи".
Материал: картон, бумажные салфетки разных цветов, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки.
3. Ноябрь
05.11.18 - «Солнышко лучистое» (аппликация из макарон)
Задачи: обучение детей создавать на картоне композицию из природного материала - макарон, гороха. Развитие чувства ритма и композиции. Формирование аппликативных умений в приложении к творческой задаче. Воспитание художественного вкуса.
Материал: макароны фигурные, клей ПВА, картон, кисточка, гуашь или акварельные краски, баночка с водой, тряпочка для рук.
12.11.18 «Аквариум» (аппликация из бумаги)
Задачи: Обучение детей составлению образа рыбок техникой оригами. Развитие воображения и чувства композиции. Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей, пространственных отношений. Воспитание бережного отношения к природе, аккуратности, усидчивости, желания доводить начатое дело до конца, доброжелательного отношения друг к другу.
19.11.18 «В кучерявые рубашки одеваются барашки» (работа с крупой)
Задачи: формировать практические навыки аппликации (правильно держать кисточку, наносить клей на основу, использовать тряпочку для приклеивания); формировать умение пользоваться овсяными хлопьями как изобразительным материалом; развивать творчество и фантазию, образное мышление.
Задачи: продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи нетрадиционных материалов; развивать мышление, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение.
Материалы: шаблон рисунка (котенка) на картоне, мелко нарезанные шерстяные нитки белого цвета, глазки, атласная лента для бантика, клей ПВА, клеевая кисть, тряпочка.
Декабрь
3.12.18 - «Зимняя картина» (работа с ватой)
Задачи: обучение детей создавать на картоне зимнюю композицию Дополнять изображение, используя нетрадиционный материал – вату. Развитие меткой моторики, согласованность в движении обеих рук.
Задачи: закрепление у детей навыков работы с бумагой, клеем. Развитие чувства формы, композиции, творческого воображения, художественного вкуса, творческой инициативы.
17.12.18 – «Снеговичок» (работа с ватными дисками)
Задачи: продолжать учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания; формировать интерес и положительное отношение к аппликации, подвести к практическому освоению понятия «часть и целое».
24.12.18 – «Елочка-красавица» (работа с мятыми салфетками и нитками)
Задачи: продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи нетрадиционных материалов (шерстяных ниток и бумажных салфеток), показать приёмы украшения ёлки цветными «игрушками» и «гирляндами».
Материалы: шаблон рисунка (елочки) на картоне, мелко нарезанные шерстяные нитки зеленого цвета, бумажная салфетка желтого и красного цвета, клей ПВА, кисть, тряпочка.
Январь
14.01.2019 «Иней на деревьях» (работа с крупой).
Задачи: продолжить знакомство детей с одним из видов аппликации – аппликация из крупы, техникой исполнения работы. Развитие творчества.
28.01.19 – «Белая береза» (работа со смятой салфеткой)
Задачи: продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи нетрадиционных материалов (научить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания); закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обогащать представление детей о времени года зима
Материалы: рисунок березы на картоне, бумажная салфетка белого цвета, клей ПВА, кисть, тряпочка.
Февраль
04.02.19 - «Вкусное мороженое» (работа с мятыми салфетками)
Задачи: продолжать формировать практические навыки аппликации (научить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания); формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами.
11.02.19 «Снежинки кружатся, летают» (работа с ватой)
Задачи: формировать практические навыки аппликативного изображения снежинок, используя кусочки ваты; развивать творчество и фантазию, образное мышление.
Материалы: картон с изображением облаков, клей ПВА,кисть, тряпочка.
18.02.2019 «Любимая игрушка» (работа с крупой)
Задачи: продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи круп; развивать мышление, мелкую моторику рук.
25.02.2019 «У жирафа пятнышки везде» (работа с поролоном)
Задачи: закреплять умение последовательно работать с поролоном, учить выкладывать кусочки поролона на контур; развивать цветовое восприятие, воспитывать гуманное отношение к животным.
Задачи: продолжать знакомить детей с приемом в аппликации при помощи круп, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания; формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами; воспитывать желание изготовить к празднику подарок для мамы.
Задачи: вызывать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ; подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»
Материалы: картон, фантики от конфет, клей ПВА, кисть, тряпочка.
18.03.2019 «Цыпленок на лугу» (работа с ватными дисками)
Задачи: продолжать учить способам аппликации из частей (кругов) делать цыплят, наклеивать готовые формы в определенной последовательности, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания); подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»; формировать представление о домашних птицах.
Задачи: познакомить детей с новым приемом в аппликации при помощи манной крупы; развивать мышление, мелкую моторику рук.
Материалы: шаблон рисунка (гуся) на картоне, манная крупа, бумага зеленого цвета для травы, глазки, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
Апрель
1.04.2019 «Космос» (работа с мятыми салфетками)
Задачи: продолжать учить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания; развивать чувство формы, цвета; продолжать учить составлять изображение из частей.
Материал: черный картон, бумажные салфетки белого и желтого цветов, клей ПВА, кисть, трямпочка.
08.04.2019 «Утка с утятами» (работа с вербой)
Задачи: закрепление умения выполнять сюжетную аппликацию. Создавать образ птиц с помощью природного материала – вербы. Дополнять аппликацию деталями из цветной бумаги. Воспитание аккуратности.
15.04.19 – «Солнышко лучистое» (работа с поролоном)
Задачи: формировать практические навыки работы с поролоном (намазывать клеем кусочки поролона и наклеивать их по контуру); развивать цветовое восприятие; замечать изменения в неживой природе.
Материалы: контур солнышка, поролон желтого цвета, клей-крахмал, клеевая кисть, тряпочка.
22.04.19 – «Три веселых огонька» (работа с мятыми салфетками)
Задачи: продолжать учить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания; развивать чувство формы, цвета; продолжать учить составлять изображение из частей.
Материалы: шаблон рисунка (светофора) на картоне, бумажная салфетка (красного, желтого и зеленого цвета), клей ПВА, кисть, тряпочка.
29.04.19 «Веселая гусеничка» (работа с нитками)
Задачи: учить детей составлять изображение предмета из одинаковых форм (кругов); продолжать учить детей пользоваться аппликационными материалами, аккуратно наклеивая детали изображения. - развивать чувство формы, цвета; продолжать учить составлять изображение из частей.
Материалы: картон, готовые формы (круги разного цвета, диаметром 3-4 см), мелко нарезанные зеленые нитки, клей ПВА, кисть, тряпочка.
Май
06.05.2019 «Салют» (обрывная аппликация )
Задачи: продолжать знакомство детей со способом обрывочной аппликации. Развитие чувство цвета.
13.05.2019 «Ромашка – белоснежная рубашка» (работа с ватными палочками)
Задачи: познакомить детей с приемом в аппликации при помощи ватных палочек; развивать тактильное восприятие; развивать эстетическое восприятие, создать радостное настроение.
Материалы: картон, ватные палочки, ножницы, бумага зеленого цвета для стебля, клей ПВА, кисть, тряпочка.
20.05.19 «Носит одуванчик желтый сарафанчик» (работа с нитками)
Задачи: расширять представления детей о времени года – весне, её признаках, о первых весенних цветах; создание выразительных образов луговых цветов - жёлтых и белых одуванчиков.
Материалы: картон, мелко нарезанные шерстяные нитки белого и желтого цвета, бумага зеленого цвета, клей ПВА, кисть, тряпочка.
27.05.19 «Один раз в год сады цветут» (работа с нитками)
Задачи: закреплять практические навыки аппликации (правильно держать кисточку, равномерно распределять шерстяные нитки, наносить клей на основу, использовать тряпочку для приклеивания); учить детей создавать красивый образ весеннего дерева; продолжать формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами и сочетать их.
Материалы: форма дерева, вырезанная из картона, шерстяные нитки зеленого и коричневого цвета, клей ПВА, кисть, тряпочка.