Неделя | День недели | Наблюдение | Подвижная игра |
1 | Пн | Наблюдаем за снегом Цель: расширить представления о весне. Разобрать свойства снега. Описание и вопросы: Продолжить наблюдать за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Организовать игры со снегом, при этом побуждать к сравнению — снеговиков они лепили и зимой. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Посмотреть, на какой стороне крыши снег тает раньше (на солнеч ной или в тени). Обратить внимание, что вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появились первые проталины. Показать места, где снег тает быстрее. Почему? С детьми уточнить свойства снега — переход из одного состояния в другое. Обратить внимание, что днем, когда солнце пригревает, на последних снежных сугробах появляется ле дяная корочка — наст. | «Веснянка» Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. Ход игры. Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, Бегут по кругу. Прилетели сто грачей, «Летят» по кругу. А сугробы тают, тают, Медленно приседают. А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх. |
Вт | Наблюдение за деревьями в морозный день Цели: Ход наблюдения Подойти к вербе, елке. Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать: не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками, не играть близко у ствола. Предложить детям посмотреть, есть ли зеленая травка под снегом? Раскопать снег. Напомнить, что если на ветках деревьев много снега, его нужно стряхнуть, иначе ветки могут обломиться. Под снегом спят кусты и сад, И пруд, и огород. Художественное слово К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами. (И.Токмакова) Уж тает снег, бегут ручьи В окно повеяло весною… (А.Плещеев) Загадка. Лежало одеяло Мягкое, белое, Солнце припекло – Одеяло потекло. (Снег) Зимой в поле лежал, Весной в реку побежал. (Снег) | «Пустое место» Цель: развить быстроту, ловкость. Ход игры. Играющие встают в круг, выбирают водящего. Он, пробегая мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону. Кто первый добежит до свободного места, тот его и занимает, а опоздавший – водит. |
Ср | Наблюдение за снегирем Цели: Ход наблюдения Выйти с детьми на прогулку, подойти к рябине, показать снегиря. От простуд он не страдает, не страшится зимних вьюг И к зиме не улетает на далекий знойный юг. Пусть покроют снега груды и пригорок и пустырь, Рад красавец красногрудый — житель Севера — снегирь. Отметить, какой красивый снегирь. (Черная головка, красная грудка.) Положить в кормушку ягоды рябины. Понаблюдать, как расправляется с ягодами: выклевывает семена, а мякоть бросает на землю. Птицам зимой холодно и голодно, поэтому надо заботиться о них, оберегать. | «Птички летают» Цель. Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу. Описание. Дети становятся на небольшое возвышение - доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) - по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: "На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки". Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками), приседают, клюют зернышки (стучат пальчиками по коленям или по полу). Со словами воспитателя "Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки!" дети бегут на свои места. |
Чт | Наблюдение за работой дворника Цели: Ход наблюдения Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту | «Зайчики» Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. Ход игры. Дети стоят парами, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии со словами педагога. Наши дети веселились Дружно парами кружились И кружились и плясали, словно зайчики скакали! (останавливаются и смотрят на ноги) Прыг-скок, прыг-скок! Разорвался башмачок! Чтоб ботинки починить, Надо гвоздики прибить. (стучат кулаком по ладони) Молоточком мы стучали, Наши рученьки устали, Положу их покачаю: Баю-баю, баю-баю! (прижимают руки к груди, «качают» их. свободно двигаются) Отдохнули мы немножко, Снова пляшут наши ножки! Вот так, вот так. Снова пляшут наши ножки! (скачут как зайчики). |
Пт | Наблюдение за проезжей частью Цели: -
закреплять знания о проезжей части дороги — шоссе; -
отмечать большое разнообразие машин, их названия; -
формировать представление о правилах дорожного движения. Ход наблюдения Вместе с детьми совершить экскурсию к проезжей части дороги и понаблюдать за движением автомобилей. Объяснить, что детский сад и дома могут находиться рядом с большой дорогой. Это — шоссе. Как река, проспект широк, Здесь плывет машин поток. Спросить детей, какие машины есть на шоссе. Грузовые и легковые — их назначение. Обратить внимание детей на то, что водители строго соблюдают правила дорожного движения. При гололеде машины передвигаются медленно из соображения безопасности. | Дальше бросишь — ближе бежать» Цель :упражнять в беге наперегонки, в метании снаряда, быстроте. Ход игры. Дети вста ют парами на черте, каждый держит палочку. На счет «Раз, два, три!» нужно бросить свою палочку как можно дальше и сорвать ся с места. То же делает соперник. Но бежит каждый не за своей палочкой, а за чужой. Кто первый вернулся с палкой на черту, тот победил. |
Неделя | День недели | Наблюдение | Подвижная игра |
2 | Пн | Наблюдение за сосульками Цель: в солнечный морозный денёк обратить внимание на сосульки, объяснить, как и почему они образовались. Описание и вопросы: Рассмотреть сосульки, как они блестят на солнце. Уточнить, что сосулька прозрачная, холодная, скользкая, звенит, когда разбивается. Если Напомнить детям, что сосульки в рот брать нельзя, можно заболеть. Очень плохая привычка у Юльки, любит сосать ледяные сосульки Глупая Юлька глотает и рада, будто бы съела сто грамм шоколада. Однажды ангиной она заболела, и больше ни разу сосульки не ела Опыт Замерзание воды. Цель: подвести детей к пониманию связей между температурой воздуха и состоянием воды. Ход. Налить воду в одинаковые чашки. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Одну чашку вынести на улицу, адругую оставить в помещении. Попросить детей объяснить, почему вода в одной чашке замерзла, а в другой нет. Вывод: вода превращается в лед при низких температурах. долго держать ее в руках – руки озябнут, а сосулька тает. Художественное слово Под самым карнизом, Над самым оконцем Забралось в сосульки Весеннее солнце. Сверкая, бегут по сосулькам слезинки... И тают сосульки — веселые льдинки. (И. Демьянов) Отшумели все метели, И морозы не трещат. С крыш закапали капели, И сосульки в ряд висят. ( А. Алферов) Загадка. Висит она вниз головою, Не летом растет, а весною. Лишь солнышко припечет, | «Поезд» Цель. Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя. Описание. Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: "Вы будете вагончиками, а я - паровозом". Паровоз дает гудок - и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: "Вот и остановка". Затем паровоз вновь дает гудок - и поезд движется дальше. |
Вт | Наблюдение за рябиной Цель: расширять знания о живой природе. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы. -
Что это за дерево? (Рябина.) -
Дерево стоит какое? (Красивое, листья опали, остались висеть гроздья красных ягод.) -
Какую пользу приносит рябина? (Ее плодами зимой подкармливают птиц.) Эти камушки, рубиновые И ягодки рябиновые На холмах и на равнинах Одевают кисти на рябинах. | «Два гуся». Цель :научить выполнять имитационные движения по ходу игры. Ход игры. Дети выполняют движения по тексту. Жили у бабуси Два веселых гуся. Один белый, Другой серый, Два веселых гуся. Мыли гуси лапки В луже у канавки. Один белый, Другой серый, Спрятались в канавке. Вытянули шеи — У кого длиннее. Один белый, Другой серый, У кого длиннее. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один белый, Другой серый, Гуси мои, гуси!» Выходили гуси, Кланялись бабусе. Один белый, Другой серый, Кланялись бабусе. |
Ср | Наблюдение за собакой Цель: расширять знания о животном мире. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост - колечком. (Собака.) -
Кто это? (Собака.) -
Какая по величине? (Большая, маленькая.) -
Какая шерсть у собаки? (Гладкая, серая, короткая.) Кто заботится о собаке? (Хозяин.) | «Лохматый пес» Цель: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал. Ход игры: «Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдет к нему, разбудим, И посмотрим, что-то будет». |
Чт | Наблюдение за трудом шофера Цели: Знакомить детей с работой шофера, учить их названиям частей машины; — воспитывать уважение к труду взрослых. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы. Что это за машина? Как называется человек, который ее водит? Какие еще бывают машины? В чем разница между грузовым и легковым автомобилем? | «Пузырь» Цель. Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: "Хлоп!" Можно также предложить детям после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук "ш-ш-ш" - воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь - отходят назад, образуя большой круг. |
Пт | Наблюдение за легковым автомобилем Цель: учить различать транспорт по внешнему виду, знакомить с трудом водителя ,развивать умение слушать рассказ воспитателя, воспитывать потребность в общении Ход наблюдения Понаблюдать с детьми за движением легкового автомобиля. Объяснить, что машину ведет водитель, он сидит впереди, а все остальные являются пассажирами. Разговаривать во время движе ния с водителем нельзя, чтобы автомобиль не столкнулся с други ми автомобилями. Легковой автомобиль Легковой автомобиль По дороге мчится. А за ним густая пыль Тучею клубится | «Птички летают» Цель. Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу. Описание. Дети становятся на небольшое возвышение - доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) - по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: "На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки". Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками), приседают, клюют зернышки (стучат пальчиками по коленям или по полу). Со словами воспитателя "Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки!" дети бегут на свои места. |
Неделя | День недели | Наблюдение | Подвижная игра |
3 | Пн | Появление первых проталин Цель: на прогулке обратить внимание детей на появление проталин, на лужи, которые по утрам стоят во льду, а днем в них играет солнышко Описание и вопросы: Почему видна земля? Почему тает снег? (Пригрело солнышко) Какие лужи бывают утром? «Еще ледок хрустит утрами, А днем и солнце и капель» Художественное слово К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами. Черные проталины На полях видны Верно очень теплые ноги у весны (И.Токмакова) «Еще ледок хрустит утрами, А днем и солнце и капель» Уж тает снег, бегут ручьи В окно повеяло весною… (А.Плещеев) Загадка. Лежало одеяло Мягкое, белое, Солнце припекло – Одеяло потекло. (Снег) Зимой в поле лежал, Весной в реку побежал. (Снег) | «Веснянка» Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. Ход игры. Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, Бегут по кругу. Прилетели сто грачей, «Летят» по кругу. А сугробы тают, тают, Медленно приседают. А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх. |
Вт | Наблюдение за деревьями Цель: при знакомстве с деревьями учить постепенно запоминать их, находить отличительные признаки, называть отдельные части. Ход наблюдения Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. (Березы.) -
Почему вы думаете, что это именно березы? -
Какого цвета ствол у березы? -
Как свисают у березы веточки? -
Какую пользу приносит береза? | «Пустое место» Цель: развить быстроту, ловкость. Ход игры. Играющие встают в круг, выбирают водящего. Он, пробегая мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону. Кто первый добежит до свободного места, тот его и занимает, а опоздавший – водит. |
Ср | Наблюдение за птицами Цели: — продолжить наблюдение за птицами на участке; — учить различать основные части тела; — развивать и воспитывать бережное отношение к птицам. Ход наблюдения Весной можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм. — Воробей, что ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь. — Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки. Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.) | “Воробушки и кот”. Цель: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место. Ход игры: воспитатель выбирает одного ребенка – это кот; остальные дети – воробушки. Кот – спит, воробушки – разлетаются по всей площадке в разные стороны и ищут зернышки. Просыпается кот, он потягивается, произносит мяу-мяу и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом. |
Чт | Наблюдение за трудом специалистов, вывозящие снег с территории детского сада. Цель: формировать представление детей о труде взрослых;. воспитывать интерес и уважение к труду. Ход наблюдения Обратить внимание детей на убранную территорию. объяснить для чего необходимо вывозить снег с территории детского сада | «Лохматый пес» Цель: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал. Ход игры: «Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдет к нему, разбудим, И посмотрим, что-то будет». |
Пт | Наблюдение за снегоуборочной машиной. Цель: Рассмотреть ее строение. Специальными лопастями она загребает снег. Сказать, что снег с дороги надо убирать, чтобы машинам было удобнее ездить. | «Зайчики» Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков. Ход игры Дети стоят парами, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии со словами педагога. Наши дети веселились Дружно парами кружились И кружились и плясали, словно зайчики скакали! (останавливаются и смотрят на ноги) Прыг-скок, прыг-скок! Разорвался башмачок! Чтоб ботинки починить, Надо гвоздики прибить. (стучат кулаком по ладони) Молоточком мы стучали, Наши рученьки устали, Положу их покачаю: Баю-баю, баю-баю! (прижимают руки к груди, «качают» их. свободно двигаются) Отдохнули мы немножко, Снова пляшут наши ножки! Вот так, вот так. |
Неделя | День недели | Наблюдение | Подвижная игра |
4 | Пн | Наблюдение за солнцем. Цель: дать представление о ранней весне, о том, какие изменения произошли с солнцем. Описание и вопросы: Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все вокруг сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, рукава шубы, стволы деревьев. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет. Провести наблюдение за увеличением продолжительности дня, отметить, что день стал длиннее. Художественное слово Солнце ласково смеется, Светит ярче, горячей (Я.Колос) Солнце дарит всем весну, Вытаяли стежки. (Р.Бородулин) Загадка Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (Весной) | «Дальше бросишь — ближе бежать». Цель : упражнять в беге наперегонки, в метании снаряда, быстроте. Ход игры. Дети вста ют парами на черте, каждый держит палочку. На счет «Раз, два, три!» нужно бросить свою палочку как можно дальше и сорвать ся с места. То же делает соперник. Но бежит каждый не за своей палочкой, а за чужой. Кто первый вернулся с палкой на черту, тот победил. |
Вт | Наблюдение за березой и елью Цели: Ход наблюдения Тонкая березка, ростом невеличка, Словно у подростка, у нее косички! Деревце на славу за год подросло! До чего ж кудряво, до чего бело! Живет в лесу красавица, зеленая, колючая. Под Новый год нарядная к нам в комнату войдет. Меня всегда в лесу найдешь, Пойдешь гулять и встретишь: Стою колючая, как еж, Зимою в платье летнем. | «Пузырь» Цель. Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: "Хлоп!" Можно также предложить детям после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук "ш-ш-ш" - воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь - отходят назад, образуя большой круг. |
Ср | Наблюдение за воробьем Цель — учить различать основные части тела; — развивать и воспитывать бережное отношение к птицам. Посмотреть с детьми, как воробьи купаются в весенних лужах. Они прыгают, кружатся, перышки взъерошили, радуются, что наступи ли теплые дни и, накупавшись, взлетают на забор послушать песни других птиц. Не забывают посушить свои перышки на солнышке. «Воробей», А. Барто («Животный мир», стр. 249) | “Воробушки и кот”. Цель: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место. Ход игры: воспитатель выбирает одного ребенка – это кот; остальные дети – воробушки. Кот – спит, воробушки – разлетаются по всей площадке в разные стороны и ищут зернышки. Просыпается кот, он потягивается, произносит мяу-мяу и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом. |
Чт | Наблюдение за трудом специалистов, вывозящие снег с территории детского сада. Цель: формировать представление детей о труде взрослых;. воспитывать интерес и уважение к труду. Ход наблюдения Обратить внимание детей на убранную территорию. объяснить для чего необходимо вывозить снег с территории детского сада | «Пузырь» Цель. Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: "Хлоп!" Можно также предложить детям после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук "ш-ш-ш" - воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь - отходят назад, образуя большой круг. |
Пт | Наблюдение за воздушным транспортом Цель: расширять знания о воздушном транспорте, его использовании и назначении. Ход наблюдения Вырасту — буду летчиком смелым. Нет для мальчишки лучшего дела! Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы. Летит птица-небылица, А внутри народ сидит, Меж собою говорит. (Самолет.) Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает. Отправляется в полет Наш российский ... (вертолет). Какие виды транспорта вы знаете? Что относится к воздушному транспорту? Чем похожи между собой самолет и вертолет? Чем они отличаются? Какое их назначение? (Перевозка грузов, пассажиров.) Кто обслуживает воздушный транспорт? (Пилоты, штурманы,механики.) Отметить, что самолет поднимается высоко под облака, а вертолет летит значительно ниже. | «Самолеты» Цель. Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу. Описание. Воспитатель называет имена 3-4 детей и предлагает им приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать. Названные дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель говорит: "К полету приготовиться. Завести моторы!" Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук "р-р-р". После сигнала воспитателя "Полетели!" дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя "На посадку!" они останавливаются и садятся на корточки. Затем играет другая группа детей. |