kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Картотека осенних прогулок для детей подготовительной к школе группы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека используется для календарного планирования в работе с детьми подготовительной к школе группы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Картотека осенних прогулок для детей подготовительной к школе группы"»

 Нахождение осенних примет

Цель: развивать у детей умения самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, наблюдательность, устойчивое внимание.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года, как оно зовется?

 Стихотворение:                    СЕНТЯБРЬ

В этот месяц, что ни год, В школу тянется народ:

Золотой шуршит листвою, Ярких астр букет несет.

Загадка:

Что за месяц к нам пришел? Золотом расшил кругом

Сад и лес, поля и луг, изменил он все вокруг.   (Сентябрь.)

 Обратить внимание детей на погоду, предложить найти признаки осени в окружающей природе. (Стало прохладней, на небе часто появляются облака, на некоторых деревьях появились желтые листочки.)

Пальчиковая игра «Здравствуй, Осень!»

Попеременно в такт чтению соединяем большой пальчик с указательным, средним, безымянным, мизинцем и наоборот.

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Дидактическая игра «Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.


Многообразие формы и цвета листьев

Цели: продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира; учить различать растения по внешнему виду; воспитывать любовь к природе, желание ее лучше узнать.

    Стихотворение:              ОСЕНЬ

Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета. Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил. Под ногами коврик новый –

Желто-розовый, кленовый.               

В. Авдиенко

Обратить внимание детей на растительный мир, на его разнообразие и красоту.

 Предложить собрать опавшие листья и сравнить их по размеру, окраске и форме, расположению прожилок.

 Вспомнить, какую функцию несет лист в растении (лист – орган воздушного питания и дыхания растения), он состоит из листовой пластинки и черешка, которым прикреплен к стеблю, есть листья, у которых нет черешков (они прикрепляются к стволу пластинкой). Это сидячие листья. Листья не только по форме разные, но и прикрепляются к стеблям и веточкам по-разному. Листья бывают простые и сложные (у простого лист на черешке имеет одну листовую пластину, у сложного листа несколько листовых пластинок, прикрепленных своими черешками к главному черешку).

Вместе с детьми найти разновидности листьев по форме и расположению.

Приметы:

Поздний листопад – к суровой, продолжительной зиме;

Лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят не скоро.

Дидактическая игра «Что растет в лесу?».

Цель: закрепить знания о лесных или садовых растениях.

Ход игры. Выбрать трех детей и предложить назвать, что растет в лесу. Называть грибы дети должны по очереди – кто больше. За каждое название ребенок получает фишку. Другим детям предлагается назвать деревья и т. д. Дети могут дополнять друг друга. Побеждает тот, кто больше всех наберет фишек.


         Наблюдение за ветром

Цель:  уточнить и расширить знания детей о воздухе, о природном явлении «ветер», причинах его возникновения, влияние на жизнь живых организмов и человека (перенос пыльцы, ветряные мельницы).

    Загадка:

Пыль с дороги темной нам в лицо бросает.

И в реке и в море волны поднимает.

Кто о нем загадку, дети, отгадает? (Ветер.)

Носится, свищет, мечется, рыщет.

Где пробежит, листик дрожит.

Где пронесется, дерево гнется.    (Ветер.)

 *Обратить внимание на ветер.

 *Попросить детей самостоятельно дать характеристику ветру: сильный, умеренный, слабый, кратковременный, ураганный.

 *С помощью вертушки понаблюдать за его движением (откуда и куда дует ветер). Остается ли положение вертушки постоянным, или оно меняется?

 *Определить, по каким еще признакам можно узнать, есть ли ветер? (качаются ветви деревьев, бегут облака).

 *Подвести к выводу о том, что ветер может дуть с разных сторон.

 *Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему.

 *Напомнить значение ветра для распространения пыльцы и семян растений.

 *Выявить знания детей о приспособлении ветра на пользу человека.

Приметы:

В сентябре гром – быть зиме бесснежной;

Много желудей в сентябре на дубу – к теплой зиме;

Направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю.

Дидактическая игра «Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма,

кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

  Опыт «Движение воздуха».

Цель: показать, что, хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Ход опыта. Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод. Воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.

Наблюдение за растениями (разновидности стеблей)

Цели: продолжать знакомить детей со строением растений; учить различать их по внешнему виду, уточнить представления об условиях жизни растений осенью; прививать любовь к природе.

Загадки:         Много рук, а нога одна. (Дерево.)

Она под осень умирает и вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету, растет, цветет все лето.

Коровам без нее – беда: она их главная еда. (Трава.)

Стихотворение:                     ДЕРЕВЬЯ

Деревья – украшение нашей земли,

Без них не живут муравьи, соловьи,

Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

Ни люди, ни птицы, и не слоны.

Обратить внимание детей на растения возле центрального входа детского сада. Задать детям вопросы:

Чем эти растения отличаются от других растущих растений? (Стеблем.)

  Для чего служит стебель? (Служит местом прикрепления и опоры для листьев, цветов и плодов; он проводник питательных веществ от корня к листьям и от них к корням.)

Рассмотреть и охарактеризовать виды стеблей:

Прямостоячие – растут вверх без подпорки (деревья, кустарники, розы)

Ползучие – слабые, длинные, стелются по земле;

Цепляющиеся – закрепляющиеся за рядом стоящие предметы при помощи усиков (вьюн полевой, дикий виноград);

Вьющиеся – обвиваются вокруг других растений (лианы);

Укороченные – листья на них расходятся в разные стороны в виде розетки (подорожник, одуванчик).

Провести с детьми наблюдение за созреванием семян в цветнике.

*Подвести к выводу о том, что созревание семян – это признак осени.

*Собрать созревшие семена в коробочки и подписать их, пояснить, что из этих семян на следующий год снова появятся цветочки.

Обратить внимание, вся ли трава высохла. Найти на участке подорожник, одуванчик, отметить, что эти травы не боятся осенних холодов. Корень остается в земле, тогда как все наземные части отмирают, а весной на этом месте вырастет новое растение.

Дидактическая игра «Назови растение с нужным звуком»

Цель: - развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Назвать растения, в «именах» которых присутствует звук «А», «К», . …»  Кто больше назовет, тот и выиграл.

Наблюдение за облаками

Цели: формировать умение видеть красоту неба; учить делать открытия, рассуждать; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.

Загадка:

Над лесами, городами, над просторами полей

Проплывают караваны небывалых кораблей.

Держат путь вокруг Земли эти чудо – корабли. (Облака.)

Стихотворение                           ОБЛАКО

Ах, какое облако, облако глубокое,

Белое, далекое, прямо надо мной.

Ах, какое облако, облако высокое,

Облако далекое, не достать рукой.

Спросить у детей, что они видят на небе, какое небо сегодня.

Попросить детей пофантазировать, на что похожи облака, с чем или кем их можно сравнить.

При наблюдении за облачностью отмечать количество и форму облаков, направление их движения. Количество облаков можно определить на глаз, характеризуя словами ясно, облачно, пасмурно.

Кучевые облака образуются весной, летом и осенью; имеют вид красивых белоснежных куполообразных куч с ровными основаниями: появляются обычно утром или к полудню, а к вечеру начинают исчезать. Они громоздятся, принимают вид башен и превращаются в грозовые тучи.

Слоистые – самые низкие, серые облака, сплошь застилающие все небо, похожи на туман.

Приметы:

  • К обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде;

  • облака движутся с севера на юг – к ясной погоде.

Дидактическая игра «Мое облако»

Цель: - развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы.

Задание: Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем

Труд на участке. Вместе с воспитателем осмотреть свои грядки на огороде. Собрать поспевшие овощи, если их уже нет, собрать засохшую ботву. 



Наблюдение за дождем

Цели: расширять представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека; развивать познавательный интерес, наблюдательность

Загадка:

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь.)

Стихотворение                           ДОЖДИК

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять –

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

В дождливую погоду предложить послушать, как стучит дождь по окнам и крышам; посмотреть, как стекают струйки воды по стеклам, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная). Перед ливнем становится темно, небо покрывается свинцовыми тучами, закрывающими солнце, птицы прячутся в укрытия.

Определить характер дождя (мелкий, моросящий, затяжной, холодный, теплый), сравнить с летним. Чем отличается? Перед дождем на термометре отметить понижение температуры.

- Что меняется в природе, когда идет дождь?

(Птицы попрятались в укрытия, они притихли, не слышно их голосов. Многие цветочные растения закрыли свои головки.) Для чего? (Чтобы не замочить поспевающие семена и не смыть пыльцу.)

Приметы: После дождя похолодало – к ясной погоде; дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими; дождь при солнце скоро прекратится, дождь при солнце скоро прекратится.

Дидактическая игра «Похож – не похож».

    Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»

      Наблюдение за дождевыми червями

Цели: продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

   Загадка:

Он носит поясок, хотя без рук, без ног.

В земле живет.

Когда ползет, рыхлит ее и удобряет,

Так плодородье повышает. (Дождевой червь.)

 

Предложить найти дождевого червя, понаблюдать за ним.

  Дети рассматривают их строение: нет головы, ног, одно туловище, посередине имеется хорошо заметный поясок. Дождевые черви живут под землей, конечности им не нужны, глаза тоже, так как под землей темно. Черви приносят большую пользу растениям. Они  питаются отмершими частями растений, заглатывают их вместе с почвой, извлекают из них необходимые для своей жизни вещества, а затем выводят из кишечника обогащенную слизистыми выделениями непереваренную массу вместе с почвенными частицами. Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю,  что очень важно для корневой системы травянистых растений.

У дождевого червя удивительная способность к регенерации, то есть к восстановлению. Если червя разрезать пополам, из двух его половинок вырастут два разных червя.

Приметы:

Гром в сентябре – теплая осень;

в сентябре много тенетников – к долгой,

сухой осени.

Пословицы и поговорки:

«Батюшка сентябрь не любит баловать»;

«В сентябре держись крепче за кафтан»

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цели: - учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

 Воспитатель начинает предложение, а дети должны закончить его.

«Я надел теплую шубу, потому что…»

«Дети надели панамы, потому что…»

«Идет сильный снег, потому что наступила…»

«На деревьях пожелтели листочки, потому что…» и т.д.





              Наблюдение за лужами

Цели:  развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление познать ее закономерности.

 Загадка

По ней кораблики пускаем, когда уходят холода.

Жаль только, мама отпускает по ней побегать не всегда.(Лужа.)

Стихотворение:                        ТУЧКА

Тучка, словно пушистая вата,

Плывет и спешит все время куда-то.

И чем опускается тучка та ниже,

Тем дождик становится ближе и ближе.

 Обратить внимание ребят на лужи, откуда они взялись, из чего состоят.

Посмотрите сверху на лужу, что вы там видите? (В лужах мы видим отражения людей, предметов,…)

Воспитатель водит по воде палочкой, создает волны.

Посмотрите, что видите теперь?

Почему нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде.)

Где еще в природе встречается вода?

Примета: 

После дождя потеплело – к плохой погоде; дождь без ветра будет долго идти.

Поговорки и пословицы: 

«Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется»; «Весной, что рекой, прольет – капли не видать, осень ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай».

Исследовательская деятельность «Почему не тонут корабли?»

Цель: определить свойства предметов.

В лужу опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут.

Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Цели: развивать быстроту мышления; закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Воспитатель называет  время суток или действия детей, а дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «умываемся» или назвать, когда это бывает.

Рассматривание цветов

Цели:  учить детей находить первые приметы осени (заканчивается цветение растений, поспели овощи, семена, началось расцвечивание листьев);  развивать наблюдательность.

Загадка:

На зеленой хрупкой ножке

вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял

этот шар.  

(Одуванчик.)

        

Стихотворение:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Попросить детей вспомнить, что они видели на цветнике летом. Как называются растения, которые еще цветут? Вспомнить строение цветка.

 Рассказать, что цветки бывают одиночные и в форме соцветий. Одиночные цветки – колокольчик, ирис, анютины глазки и т.д. Соцветия состоят из группы мелких цветков, расположенных на одной цветоножке.


Виды соцветий (попробовать найти на клумбе):

  • Кисть – ландыш, смородина;

  • Метелка – овес;

  • Простой колос – подорожник;

  • простой зонтик – вишня, яблоня;

  • Сложный зонтик – укроп, петрушка;

  • Корзинка – одуванчик, подсолнечник;

  • Початок – кукуруза;

  • Сережки – береза, тополь, дуб.


Дидактическая игра «Назови три предмета»

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

«Цветы!» - произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».








Наблюдение за цветом неба

Цели: развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.

Найти в стихотворении А.С.Пушкина приметы осени:

Уж небо осенью дышало,

уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора…


Загадка:    Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут.                (Облака.)        

На тарелке колобок – золотой горячий бок.

А тарелка голубая – не видать конца и края.

(Солнце и небо.)     

Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда-всегда раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он нежно-голубой. (Небо.) 

Обратить внимание детей, как меняется цвет неба осенью. Небо как будто увеличилось, хорошо видно, что вверху оно темно-голубое, а к краям светлее. Все чаще небо серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по нему. Вспомнить причину быстрого движения туч.


Поговорки и пословицы: 

«Осень идет и дождь за собой ведет»; «Осень велика – зима долга».


Дидактическая игра «Летает – не летает»

Цель: развивать слуховое внимание.

Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руки. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет не летает. Кто ошибается, выбывает из игры».

Наблюдение за поведением птиц

Цели:  уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц осенью; установить связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц; воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к ним.

Загадка:

           Угадайте, что за птица скачет по дорожке,

           Словно кошки не боится, собирает крошки,

           По ночам кочует, зернышки ворует.     (Воробей)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что птиц становится все меньше и меньше. Отмечает, какие птицы чаще встречаются, а каких не видно совсем. Просит назвать перелетных и зимующих птиц, рассказывает о причинах их отлета. Продолжая рассказ о птицах, поясняет, что вечером голоса становятся все тише и тише, потому что птицы готовятся ко сну (они находят укромные места для ночевки, другие прячутся в гнездах или в ветвях деревьев). Поздней осенью станет меньше корма и для других птиц, они перелетают ближе к людям. Зимующие птицы покрываются теплым подпушком под перьями.

Приметы:

  • Птицы запели в дождь – к ясной погоде;

  • воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.

Пословицы и поговорки: «Осенняя пора – птицы со двора».

Стихотворение:                    ВОРОБЕЙ        

        Среди белых голубей скачет шустрый воробей,

        Воробушек-пташка, серая рубашка.

        Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!

                                                                            И.Демьянов

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Ход игры. Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.





Наблюдение за природой после дождя

Цели: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать наблюдательность.

 

 Выйти с детьми на улицу и попросить вдохнуть влажный, чистый, свежий, терпкий запах вянущей листвы, тот особый запах осени, который так остро ощущается в воздухе, особенно после дождя.

 Обратить внимание на то, что взрослые не боятся дождя. Попросить понаблюдать за прохожими и описать, как они одеты.

 Попросить детей рассказать, что они знают о дожде. Полюбоваться обмытыми дождем растениями, чистотой цвета листвы и цветов. Солнце после дождя светит ярко и весело, небо прозрачно-голубое, чистое, без облаков. птички весело чирикают, радуются окончанию дождя, пьют воду из луж и купаются в них. Вся природа обновлена после дождя.

Загадка:

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал, да поливал,

Всех под зонтики загнал. (Дождь.)

Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве»

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

 Разделить детей на несколько подгрупп. каждой предложить хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Выполнив задание, команды собираются около дерева, листья которого они собирали. Выигрывает команда, которая соберется возле дерева первой и соберет больше листьев.

 

Игра-забава «Развиваем внимание».

Цель: развивать внимание, умение запоминать.

Ход игры. Детям предлагают оглядеться вокруг себя в течение 10–15 секунд и запомнить как можно больше предметов. Затем воспитатель завязывает им по очереди глаза и просит назвать какую-нибудь форму, перечислить предметы этой формы.

Побеждает тот, кто назвал больше всех предметов.

Наблюдение за грозой

Цели: учить детей видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений; закрепить правила безопасного поведения во время дождя.

Стихотворение:                                ТУЧА

Что это за птица? Черная, большая,

Над землей повисла, солнце закрывая.

Крупными слезами эта птица плачет.

От нее подальше мама дочку прячет.

Как она примчится, все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть, убегу скорее!

Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Становится темно, замолкают птицы, поднимается ветер, животные прячутся. После грозы воздух чистый, появляются лужи и т.д.

Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния – и почему. Описать состояние природы перед грозой. Объяснить детям, что капли дождя, падая сверху, захватывают частицы пыли и копоти из воздуха, увлекая их вниз, тем самым очищая воздух.

Вспомнить правила поведения во время грозы:

*нельзя прятаться под деревья;

*разговаривать по мобильному телефону,

*заходить в лифт, так как во время грозы может отключиться электричество,…

Приметы:  Если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья; глухой гром – к тихому дождю, резкий – к ливню,  дождь без ветра будет идти долго.

Загадки:             Ледяной горох поскакал на порог. Если землю покрыл, урожай погубил.  (Град)

      Сверкает, мигает,

      Огненные стрелы пускает.  (Молния)

Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.

И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза.)

Дидактическая игра «Кто найдет короткое слово?».

Цель: развивать речевую активность.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит: «Суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так как это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто произнесет неверно, выходит из игры.


Наблюдение за температурой и изменениями в природе

Цели:  развивать наблюдательность; уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени;  учить детей самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный мир.

 

Стихотворение  К.Бальмонта «Осень» 

Поспевает брусника, стали дни холоднее,

И от птичьего крика в сердце стало грустнее.

 Стаи птиц улетают прочь за синее море.

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

После прочтения стихотворения попросить детей найти в нем приметы осени.


Загадка:                          Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора.

Громко ветер завывает?

Это все когда бывает? (Осенью.)

 Попросить детей самостоятельно охарактеризовать погоду, сравнить ее со вчерашней, какие произошли изменения.


Пословица: «Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь»


Трудовая деятельность. Приведение в порядок клумб (удаление сухих растений, сорняков, перекопка земли).


Индивидуальная работа   

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.


Эмоционально-дидактическая игра «Улитка».

Цель: развивать самоконтроль, выдержку.

Ход игры. Дети встают в одну линию. Им предлагается представить себя улитками, которые передвигаются очень медленно. По команде все начинают медленно продвигаться к указанному месту. Побеждает «улитка», доковылявшая до финиша самой последней. Останавливаться и разворачиваться нельзя.

Наблюдение за погодой

Цели: обратить внимание детей на то, какие осенние изменения происходят в природе; обсудить причины этих явлений; развивать наблюдательность, чувство сопереживания и любви к природе; активизировать мыслительную деятельность.


Загадка: Золотые, тихие рощи и сады,

        Нивы урожайные, спелые плоды.

           И не видно радуги, и не слышен гром!

        Спать ложится солнышко

        Раньше с каждым днем.

        Когда это бывает? (Осенью.)

В начале осени солнце еще ярко светит, небо ясное, голубое, иногда появляются белые облачка. Воспитатель просит ребят протянуть руки к солнышку, погреть их. Напоминает, в каком месте солнышко вставало и садилось летом и где сейчас.


Поговорки и пословицы: 

«Осень – погоды перемен восемь».


Стихотворение:                     ОСЕНЬ

Осень – роща золотая!

Золотая, синяя.

                А над рощей пролетает стая журавлиная.

Высоко под облаками

Гуси откликаются,

С дальним озером, с полями

                                 До весны прощаются.    

 А. Пришелец


Загадка: Золотые, тихие рощи и сады,

        Нивы урожайные, спелые плоды.

           И не видно радуги, и не слышен гром!

        Спать ложится солнышко

        Раньше с каждым днем.

        Когда это бывает? (Осенью.)


Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры. Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.




Наблюдение за растениями на огороде

Цели: продолжать формировать любовь к природе, желание заботиться о ее красоте и богатстве; развивать наблюдательность, внимательность; расширять кругозор.


Стихотворения:            ОГОРОД

В огороде много гряд:

Тут и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

                            Нас прокормит целый год.    

А. Прокофьев


Загадка:         Неказиста, шишковата,

                А придет на стол она,

                Скажут весело ребята:

                  «Ну рассыпчата, вкусна!»     (Картошка.)

Воспитатель подходит к огороду, чтобы показать детям, что урожай уже собрали. Вспоминает вместе с детьми о растениях, посаженных на грядках. Напоминает, для чего надо убирать засохшую ботву, вырывать с корнем уже не нужные растения (для того, чтобы на огороде не оставались личинки насекомых, живущих на растениях, а корни не мешали перекопке грядок и подготовке огорода к следующему урожаю). Вместе обсуждают, что еще нужно сделать.


Приметы: 

Много одежек на луковицах – быть зиме холодной.


Поговорки и пословицы: 

«Лук от семи недуг»; «Сентябрь без плодов не бывает».


Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.

Наблюдение за одеждой взрослых и детей

Цели: продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (холод заставляет диких животных отрастить длинную шерсть, появление снега приводит к изменению окраски зверей для защиты от врагов; человек тоже готовится к холодной зиме – одежда, пища, жилище).

Загадки:

Отгадай загадку. Кто мы?

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь, у нас работа.

Топать-шлепать по болотам.

(Резиновые сапоги.)                                                        

Я как зонт не промокаю,

От дождя вас защищаю

И от ветра вас укрою

Ну, так, что же я такое? (Плащ.)

     Воспитатель обращает внимание детей на одежду людей. Просит назвать части одежды, сравнить ее с летней, рассказать, почему она изменилась.

Все живые существа готовятся к холодному сезону, только по-разному. Холод заставляет диких животных отрастить длинную шерсть (песец, лиса, норка, волк, зимующие птицы), запасать в жилища корм (белка), появление снега приводит к изменению окраски зверей для защиты от врагов (заяц). У человека нет шерстяного покрова, поэтому он надевает теплую одежду, отапливает жилище, запасает овощи и фрукты.

Приметы: какова погода в ноябре, таков и май; в ноябре снега надует – хлеба прибудет.

Поговорки и пословицы: «Ноябрь – сумерки года»; «Ноябрь осень замыкает».

Стихотворение:                          ЗОНТ

                Погода начала сердиться –

                Весь день льет дождик за окном.

                И, чтобы мне не простудиться,

                Гулять я буду под зонтом.

Дидактическая игра «Какая? Какой? Какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая…

Пальто – теплое, зимнее, новое, старое…

Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…

Дом – деревянный, каменный, новый, панельный…        

Наблюдение за красотой природы

Цели:  развивать умения самостоятельно выделять признаки осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи, развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней, беречь ее.

Выйдя на прогулку, воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, просит ребят составить описательный рассказ об увиденном.

(Осень – самое яркое по красоте красок время года…)

Вместе с детьми посчитать количество увиденных тонов и полутонов.

Воспитатель обсуждает с детьми, почему опадают листья. Обращает внимание, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых.

Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся желтыми листья лип и берез

Стихотворения:                  ОСЕНЬ

Унылая пора! очей очарованье!

           Приятна мне твоя прощальная краса –

        Люблю я пышное природы увяданье,

   В багрец и в золото одетые леса…

                                           А. Пушкин

Загадки:        Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает – когда это бывает? (Осенью.)

Слетают с ветки золотые монетки. (Листья.)

Приметы:  

если береза с осени желтеет с верхушки – весна ранняя, снизу – поздняя; когда лист с березы и дуба опал чисто – будет для людей легкий год.


Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растения по листу.

Ход игры. На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с не опавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

Труд на участке. Вместе с воспитателем собрать самые красивые листья для гербария и художественного труда.

Наблюдение за листопадом

Цели: расширять кругозор сведениями о процессах, происходящих в природе; воспитывать умение любоваться ее красотой.

Продолжать наблюдение за осенними явлениями в природе (за листопадом). Листопад имеет важное биологическое значение: он уменьшает испаряющую поверхность растения на период, в который прекращается поступление влаги из почвы. Своевременное опадение листьев с деревьев спасает их ветви от лишнего испарения воды и механического повреждения при обильном снегопаде. Листопад способствует удалению из растений накопившихся в листьях вредных продуктов распада.

В природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле. Предложить ребятам ответить, для чего нужны опавшие листья.


Стихотворения:                             ОСЕНЬ

Осень в гости к нам пришла,

Листья на ветру кружатся

Дождь и ветер принесла.

И под ноги нам ложатся.

Ветер дует, задувает,

Ну а мы гулять пойдем

С веточек листы сдувает.

И листочки соберем.

Приметы: 

Сухие листья шуршат на деревьях – к снегопаду.


Дидактическая игра «Найдите, что опишу».

Цель: развивать умение искать растение по описанию.

Ход игры. Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.

Наблюдение за связью явлений в природе

Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. (Если температура воздуха опускается ниже нуля, то замерзает почва, появляется изморозь. Изменяется высота стояния солнца, следовательно, изменяется температура воздуха.)

Обратить внимание детей на яркие осенние изменения в природе. Помочь установить зависимость живой природы от неживой. Стало прохладно, птицы улетают в теплые края, звери покрываются более теплой шкурой и т. д. Находить эту связь в ближайшем окружении. Напомнить приметы осени. Отметить самых находчивых и активных детей.

Приметы:  

Во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри – дождь долгий; если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья.

Стихотворения:

        Все быстрее облетают клены,

        Все темнее низкий свод небес,

        Все виднее, как пустеют кроны,

        Все слышнее, как немеет лес,

        И все чаще прячется во мгле

        Солнце, охладевшее к земле.

                И. Мазнин

Загадки про осень.              

Ветки в парке шелестят,      Дни стали короче,  Сбрасывают свой наряд.     Длинней стали ночи. 
Он у дуба и березки           Кто скажет, кто знает 
Разноцветный, яркий, Когда это бывает? 
броский. (Листопад)                                                                               (Осенью)

Дидактическая игра «Стоп! Палочка, остановись».

Цели: продолжать учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребенок должен что-то сказать о нем. Например: воспитатель говорит: «Медведь» и передает палочку ребенку, тот говорит: «Бурый» и передает палочку следующему. Кто не сможет сказать, выходит из игры.




Рассматривание деревьев. Наблюдение за березой

Цель: расширять знания о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадение листвы, наличие плодов и семян).

Стихотворение

Почему к зиме деревья Раздеваются кругом?
- А деревьям тоже нужно
 Раздеваться перед сном!
              (В.Орлов)

Воспитатель просит детей назвать и показать знакомые растения. Подводит детей к березе, липе, ореху, чтобы полюбоваться красотой этих стройных деревьев. Сравнивает их. Отмечает поредевшую листву на ветках. Рассматривает листья этих деревьев и сравнивает их по цвету, форме. Предлагает детям понаблюдать, какие листья отрываются от веток и как они падают на землю, послушать, как листья шелестят.  Воспитатель предлагает детям найти березу и назвать ее отличия от других деревьев (посмотреть вверх на тоненькие ветки березки, кое-где оставшиеся потемневшие листья и плоды).

Предлагает детям найти листья березы на земле, вспоминает летних жильцов этого дерева. Куда делись все они осенью? Напоминает, что береза – это символ нашей родины – России.

Стихотворение:              БЕРЕЗКА

Эта модница лесная  часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой, вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом, в день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит, золотистый плащ шуршит.

                                                         И. Семенова

Загадки про деревья.

                    Много рук, а нога одна. (Дерево.)

Ствол белеет, шапочка зеленеет.

 Стоит в белой одежке, свесив сережки.  (Береза.)

Висит в саду на дереве,       Поздно дерево цветёт,

Все лето созревает.              У неё сок липкий.

Зеленую рубаху,                   Собирают пчёлы мёд,

На  черную меняет. Пьют нектар у  (липки)

(Грецкий орех)             

Дидактическая игра «Отгадай, что за растения».

Цель: описывать предмет и узнавать его по описанию

Ход игры. Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие должны отгадать, что за растение.


Наблюдение за долготой дня

Цель: развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением.

Продолжить наблюдение за солнцем: оно светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Дети приходят в детский сад, когда еще темно. Сравнить с началом осени, когда ребенок просыпался и было уже светло, солнце стояло высоко. А теперь долгота дня сильно уменьшилась.


Загадки:

Бродит одиноко

огненное око.

Всюду, где бывает,

взглядом согревает.    

(Солнце.)

                 

            Доброе, хорошее на людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.

(Солнце.)


Дидактическая игра «О чем я сказала?».

Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Ход игры. Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые употребляют часто и называют ими много разных предметов.

Воспитатель называет слово, дети перечисляют его значения.

Головка – голова ребенка, куклы, лука, чеснока.

Иголка – у шприца, елки, сосны, швейная, у ежа…

Нос – у человека, парохода, самолета, чайника…

Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.

Нахождение примет наступающей зимы

Цели: развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени; устанавливать причинно-следственные и временные связи, выявлять особенности приспособления растений к зиме; обратить внимание на красоту этого времени года; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление; воспитывать экологическую  культуру,  любовь к природе и доброе отношение друг к другу.

Воспитатель просит детей самостоятельно охарактеризовать погоду, употребляя в речи как можно больше прилагательных, найти приметы поздней осени в ближайшем окружении. Устанавливает связь между изменениями в неживой природе с изменениями в живой (солнце стало меньше светить и греть; растения отцвели, дали семена и сбросили листву; птицы и звери приготовились к холодному периоду года (улетели в теплые края, залегли в спячку, поменяли шерсть на более теплую, появился подпушек у многих зимующих птиц)).

Приметы:  если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется; если первый снег упадет на сухую землю, то опять сойдет.

Поговорки и пословицы: 

«В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается».

Стихотворение:

        Осень наступила, высохли цветы,

        И глядят уныло голые кусты.

        Вянет и желтеет травка на лугах,

        Только зеленеет озимь на полях.

        А. Плещеев

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.        

        

Наблюдение за первым снегом

Цель: систематизировать и обобщить представления о типичных явлениях в неживой природе – установление связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.

Загадка:

Драгоценным ожерельем

Спать ложится на деревья.

Без труда отыщет кров

                 Среди веток и стволов.      

(Снег.)

Воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы. Предлагает полюбоваться первым снегом, поймать летящие снежинки – они холодные. Напоминает, что снег – это частицы замерзшей воды.

Снег, выпавший утром, не растаял и лежит везде: на крыше, на деревьях и возвышениях, нет его только на тротуаре и дороге.

Воспитатель предлагает полюбоваться красотой падающего снега. На улице тихо-тихо. Воздух морозный и чистый.

 

Опыт. Свойства снега. Снять рукавички и набрать немного снега в руку, он быстро растает от тепла ладошки, превратившись в воду.

Стихотворение:                               ЗИМА

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

                        Падает, ложится.    

И. Суриков

Стихотворение:                    СНЕЖИНКА

Белая, узорная звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.        

Н. Садовский

Дидактическая игра «Ищи».

Цель: учить правильно употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.

Ход игры. Дети должны в течение 10–15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу воспитателя один начинает перечислять, другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Картотека осенних прогулок для детей подготовительной к школе группы"

Автор: Фролова Елена Юрьевна

Дата: 18.10.2021

Номер свидетельства: 588828


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства