Просмотр содержимого документа
«Картотека "Игры на развите памяти у младших дошкольников"»
Картотека «Игры на развитие памяти детей младшей группы»
«Видимо-невидимо»
Задача: развивать зрительную память и внимание детей.
Оборудование: плакат с нарисованными разными цветами овощами (фруктами, посудой и многим другим).
Дети сидят на своих местах. Воспитатель показывает им плакат, на котором нарисованы разными цветами, большие и маленькие, вдоль и поперёк овощи (фрукты, посуда и многое другое) – 10-12 предметов на одну тему. Через минуту плакат убирается, и каждый ребёнок перечисляет предметы, которые он запомнил.
«День и ночь»
Задача: развитие памяти и внимания.
Оборудование: предметные картинки.
На доске 6-8 картинок. Детям предлагается запомнить изображения. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза. Педагог переворачивает две картинки. Команда «День!»– дети открывают глаза и называют перевернутые картинки.
«Чем отличаются?»
Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти, сходства и различия между ними.
Оборудование: пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение).
Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения - другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.
«Запомни цифры»
Задача: развить зрительную и двигательную память, мелкую моторику детей.
Оборудование: карточка с 2-3 написанными на ней цифрами.
Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать увиденные цифры в заданном порядке.
«Что изменилось?»
Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.
Оборудование: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек. Одна сюжетная картинка с небольшим количеством героев и характеризующих их деталей, другая - похожая на нее, но с небольшими отличиями.
Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.
Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.
«Что пропало?»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов,
Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.
Ребенок постарше должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог.
Например: «Не стало картинки с куклой».
«Запомни пары»
Задача: развить зрительную память и ассоциативное мышление детей, тренировать их. В умении соотносить подходящие по смыслу предметы.
Оборудование: знакомые ребенку предметные картинки, из которых можно составить пары, подходящие друг другу по смыслу.
Картинки перемешиваются и раскладываются на столе. Взрослый произносит слова к каждому из которых ребенок подбирает соответствующую картинку и подходящую ей по смыслу парную картинку.
Например: ваза - цветы, собака - ошейник, ключ - замок, тарелка - ложка и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без картинок, называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.
«Запомни слова»
Задача: развить слуховую память и внимание детей, расширить их словарный запас.
Взрослый медленно и четко называет слова, знакомые ребенку в этом возрасте их в том же порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускаются.
На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова, связанные по смыслу (лето, прогулка, купание, игра, мячик), а затем абсолютно разные.
«Повтори за мной действия»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.
Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.
Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок.
«Посмотри - запомни - нарисуй»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.
Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить.
Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
«Что добавилось?»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек).
«Постучи, как я»
Задача: развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.
Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.
«Ответь на вопросы»
Задача: развить у детей зрительную память, умение внимательно рассматривать картинку и запоминать ее детали.
Оборудование: сюжетные картинки для рассматривания.
После рассматривания ребенком картинки взрослый ее убирает и задает вопросы по ее содержанию.
Инструкция взрослого при этом может быть следующей.
Сначала: «Посмотри внимательно, какие подарки принесли зайке на день рождения его друзья»;
затем: «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил».
Или сначала: «Постарайся запомнить, кто в каком домике живет», затем: «Вспомни, кто в каком домике живет».
«Солнце, заборчик, камешки»
Задача: Игра на развитие слухового внимания.
Воспитатель: «Солнце! Камешки! Заборчик!» И т. д.
На команду «Солнышко!» дети поднимают руки и растопыривают пальцы.
По команде «Заборчик!» ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу.
«Камешки!» - руки сжаты в кулаки. Темп постепенно увеличивается.