kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека игр с детьми старшего дошкольного возраста по безопасности дорожного движения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В картотеке представлены игры по безопасности дорожного движения для использования воспитателем в ходе образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр с детьми старшего дошкольного возраста по безопасности дорожного движения»

Картотека игр с детьми старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению правил дорожной безопасности

Автор-составитель:

Балюк Н.Н., воспитатель

высшей квалификационной категории

Светофор.

Цель игры: способствовать развитию реакции на цвет светофора, вниманию и закреплению правил дорожного движения.

Инструментарий: для игры понадобятся кружки из картона зеленого, красного и желтого цвета и макет светофора

Описание: ведущий раздает каждому ребенку кружки всех цветов и начинает последовательно переключать светофор. Задача детей состоит в том, что они должны показывать кружок того цвета, каким загорается светофор и объяснять, что означает каждый из них. Выигрывает тот ребенок, который справится с заданием, ни разу не ошибившись, и правильно расскажет о назначении каждого цвета.


Часы.

Цель игры: обучить умению различать дорожные знаки, закрепить знание детей о запрещающих и предупреждающих знаках, развитие внимания.

Инструментарий: для игры потребуются карточки с красочным изображением знаков и объяснением их значений, макет часов, на которых вместо цифр нарисованы дорожные знаки. Можно использовать обычные часы, закрепив на цифрах магниты с изображением дорожных знаков.

Описание: в ходе игры ведущий перемещает стрелку часов и останавливается на каком-либо знаке. Дети говорят название дорожного знака и пытаются объяснить его значение: сначала без помощи карточек, а затем подтверждают правильность своего ответа, показывая соответствующую карточку.


Вертушка.

Цель игры: закрепление знаний правил дорожного движения, обучение умению отвечать на вопросы, развитие речи.

Инструментарий: для игры необходимы призовые жетоны и круг с секторами, на которые раскладывается по одной карточке с вопросом, касающимся правил дорожного движения.

Описание: все вопросы должны быть разными по своей сложности, которая будет оцениваться в баллах. Игроки по очереди начинают крутить вертушку и отвечать на выпавшие им вопросы. Каждый, отвечая на вопрос, зарабатывает очки в виде жетонов. И победителем оказывается тот, кто, правильно отвечая на вопросы, получил больше всего жетонов.

Кубик.

Цель игры: изучение дорожных знаков, развитие внимания, развитие повествовательных навыков речи.

Инструментарий: карточки с изображением дорожных знаков, игральная кость

Описание: Ведущий перемешивает карточки со знаками и выкладывает их на столе. затем кидает кубик с цифрами (игральную кость): каждому дорожному знаку присваивается условная цифра - например, если выпала цифра 1, то необходимо найти знак «остановка запрещена». Ребенку предлагается достать необходимый знак, озвучить его название и смысл.

Водитель.

Цель игры: понимание важности соблюдения правил дорожного движения в обстановке, приближённой к реальным условиям.

Возрастная группа: данная игра по ПДД подойдет для детей среднего и старшего школьного возраста

Инструментарий: виртуальный тренажер управления автомобилем или любая компьютерная игра в стиле "гонки" или "ралли", где нужно управлять автомобилем, а также настольная игра.

Описание: Ребёнок будет играть роль милиционера, водителя или таксиста, и ему необходимо будет двигаться в соответствии со всеми правилами дорожного движения. Игру можно проводить в форме соревнования, начисляя игрокам штрафные баллы за нарушение ПДД.


Крокодил.

Цель игры: закрепление знаний о ПДД, развитие описательной речи, развитие словарного запаса

Описание: Это командная игра. Ведущий загадывает одному игроку из команды ключевое слово. Игрок должен, не упоминая этого слова, объяснить его суть своей команде так, чтобы она поняла, о чём именно идёт речь. Таким образом, правилам дорожного движения учатся сразу несколько детей. Примеры ключевых слов: светофор, пешеход, дорожная разметка.


Научим Незнайку ПДД

Цель игры: Закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения. Систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах. Воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга.

Описание: Воспитатель рассказывает о Незнайке – мальчике, который не знает, как вести себя на улице, и постоянно попадает в различные неприятные ситуации. «Скоро Незнайка поступает учиться в школу в 1 класс, - говорит воспитательница, - и если он не выучит ПДД, будет каждый день попадать в эти нелепые истории, опаздывать на уроки или даже может попасть в больницу. Что же делать? » Дети предлагают помочь Незнайке выучить правила безопасности на дороге.

Незнайка: «Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было, и я пошел на улицу, кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал… » Затем вместе с детьми разбирается дорожная ситуация.

Дети объясняют Незнайке правила безопасности.

«Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и водители начали на меня кричать. Зачем они кричали, не знаю… » Дети объясняют, как нужно правильно переходить улицу.

«А когда я сел в автобус, меня, вообще, наказали и посадили рядом с кондуктором. За что, я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины».

Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте.

Воспитатель приводит ещё несколько ситуаций, которые дети помогают решить.

Игровые правила: Четко объяснять правила дорожного движения, не повторяясь, и не перебивая друг друга.


Что будет, если…

Цель игры: Выяснить, для чего нужны правила дорожного движения выполнять как водителям, так и пешеходам. Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи и отношения. Развивать логическое мышление.

Описание: Воспитатель предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем участникам дорожного движения? (Ответ детей).

Примерные вопросы воспитателя к детям в ходе игры:

Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?

Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?

Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?

Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?

Воспитатель: А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если… » и сами дайте ответ.

(Дети по одному задают вопросы, другие – находят ответ)

Игровые правила: Слушать вопросы воспитателя и отвечать на него. Не мешать друг другу слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы.


Угадай транспорт

Цель игры: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Описание: Воспитатель загадывает детям загадки о транспорте, за каждый правильно угаданный ответ ребенку дается жетон. Победителя определяют по количеству жетонов.

Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём.

Примеры загадок для игры:

Дом — чудесный бегунок
На своей восьмёрке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.

(Трамвай.)

Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

(Автобус.)

Что такое — отгадай:
Ни автобус, ни трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хотя колёса на резине.

(Троллейбус.)

Носит обувь из резины
И питается бензином.

(Автобус.)

Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы —
Кирпич и железо, зерно и арбузы.

(Грузовики.)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём!
Только лучше правь рулём!

(Велосипед.)

Длинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу.
Где прикажут — положу,
Человеку я служу!

(Подъёмный кран.)

К нам во двор забрался «крот»,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает.

(Экскаватор.)


Вот утюг так утюг!
Ах, какой огромный!
Он прошёл — дорога вдруг
Стала гладкой, ровной!

(Каток.)

Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальёт пожар любой
Смелая дружина.

(Пожарная машина.)

Полотно, а не дорожка,
Конь не конь — сороконожка.
По дорожке той ползёт,
Весь обоз один везёт.

(Поезд.)

Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет —
Пять плугов тащит.

(Трактор.)

Эта сильная машина
Едет на огромных шинах.
Сразу полгоры убрал
Семитонный…

(самосвал).

Чтобы он тебя повёз,
Не попросит он овёс.
Накорми его бензином,
На копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…

(автомобиль)

Собери дорожные ситуации

Цель игры: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.

Инструментарий: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками (или разрезные картинки), отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика.

Описание: Ребенку необходимо как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию. Дети поочерёдно собирают дорожные ситуации из кубиков (разрезных картинок) и рассказывают о них. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней.


Играй да смекай!

Цель игры: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах. В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете —
В этом месте ходят дети.

(Знак «Дети».)


Здесь дорожные работы —
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.

(Знак «Дорожные работы».)


Никогда не подведёт
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нём всегда свободная.

(Знак «Подземный переход».)


У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.

(Знак «Велосипедное движение запрещено».)


Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь.
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.

(Знак «Пешеходный переход».)


Красный круг, прямоугольник
Знать обязан и дошкольник.
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили
С папой на автомобиле —
Не проедете никак!

(Знак «Въезд запрещён».)


Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.

(Знак «Пункт первой медицинской помощи».)


Этот знак на переезде —
В непростом, заметим, месте.
Тут шлагбаум не стоит,
Паровоз вовсю дымит.
Скорость он набрал уже,
Так что будь настороже.

(Знак «Железнодорожный переезд
без шлагбаума».


Подумай отгадай

Цель игры: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.

Описание: Дети сидят полукругом, воспитатель задает вопросы, дети поднимают руку : необходимо давать правильный индивидуальный ответ. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Примерные вопросы для проведения игры:

Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.)

Кто ходит по тротуару? (Пешеход.)

Кто управляет автомобилем? (Водитель.)

Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.)

Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)

По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)

Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)

Какой свет верхний на светофоре? (Красный.)

С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице?(С 14 лет.)

Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два.)

Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три.)

На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.)

Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз.)

Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту.)

Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)

Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.)

Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? (Моргает правой маленькой лампочкой.)

Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)

Мы водители

Цель игры: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков), видеть её основные качества — образность, краткость, обобщённость; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.

Инструментарий: карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идёт в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др.— 6 вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта— 6 вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов);

кусок мела, если разветвлённая дорога чертится, или полоски бумаги, изображающие такие дороги;

маленькая машина или автобус;

зелёные кружки — 30 шт.

Описание: Дети садятся вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвлённая дорога из бумаги.

Правила: нужно придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получает фишку — зелёный кружок. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество кружков.

Воспитатель объясняет суть игры: вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чём он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах.

Машина быстро мчится по дороге и вдруг…

Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению, должно быть нарисовано). Воспитатель напоминает, что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нём не должно быть ничего лишнего. Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладёт его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая зелёным кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки.

Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помогают водителям в работе. А вы, когда будете идти по улице или ехать в транспорте, обратите внимание на дорожные знаки, размещённые вдоль дороги, подсказывайте взрослым, что они означают.

Весёлый жезл

Цель игры: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Инструментарий: Жезл регулировщика дорожного движения

Описание: Командная игра. Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и её правила.

Давать ответ участникам игры можно, только получив жезл.

Жезл переходит поочерёдно из одной команды в другую. Дети называют правила, повторяться нельзя!

Слушай  запоминай

Цель игры: обобщить представление о правилах поведения пассажиров; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Инструментарий: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.

Описание: Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.

1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т. д.

2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск — за свежей газетой, на почту — отправить телеграмму, в часовую мастерскую и т. д. Домохозяйке — за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т. д. Человеку — до речного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т. д. Школьнице — до школы, в библиотеку, цирк…

3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться на хлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.

4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.

Где можно в городе кататься на роликах?

Покажите самые опасные места в городе.

Что изменится на дороге с приходом зимы?

Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?

При этом воспитатель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки — и даёт задание её исправить.


Час пик

Цель игры: помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города; уточнить знания о профессиях; развивать сообразительность; воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом.

Правила: доехать от старта до финиша, не нарушив правил дорожного движения. Всех пассажиров развезти до нужной остановки. Решить все дорожные ситуации.

Инструментарий: игровое поле, кубик, фишки, 32 карточки (12 синих —«работники», 12 жёлтых — «посетители», 7 розовых — «ситуации»).

Описание: Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.

1. Проводится по типу лото. Воспитатель знакомит детей с объектами на игровом поле: аэропорт, больница, милиция, цирк, парикмахерская, почта, школа, магазин, стадион, новостройка, церковь, театр. Затем вместе выясняют какие «посетители» и «работники» там должны быть. Дети раскладывают по объектам синие и жёлтые карточки с изображением тех, кто там работает и кто посещает.

Например, «Театр» — балерина и зрители театра, «Стадион» — спортсмен и болельщик, «Парикмахерская» — парикмахер и клиент, «Больница» — врач и больной и т. д.

2. Синие и жёлтые карточки перемешиваются и раздаются всем участникам игры поровну. Игроки поочерёдно бросают кубик и двигаются по полю в нужном направлении, забрав пассажиров со стартовой остановки. Водитель должен как можно скорее развезти своих пассажиров по нужным остановкам и, закончив работу, вернуться на конечную остановку. Выигрывает тот, кто первым справится со своим заданием.

3. Жёлтые и синие карточки разложены по объектам. Водители должны собрать всех посетителей, затем работников и довезти их до конечной остановки. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество очков (т. е. пассажиров).


Автомобиль

Цель игры: Закрепить представления детей о внешнем виде автомобиля.

Инструментарий: Разобранная модель автомобиля.

Описание: Дети по команде воспитателя начинают собирать модель. Выигрывает ребенок или команда, первой собравшая автомобиль.


Угадай-ка

Цель игры: Учить различать дорожные знаки.

Инструментарий: Комплекты табличек с дорожными знаками ( перевернутых рисунками вниз). Такой же комплект знаков находиться у ведущего.

Описание: Ведущий открывает любой знак из своего набора. Выигрывает тот, кто быстрее  отыщет такой же знак у себя. А потом правильно назовет его значение.

То, что дети знают даже,

Подтвердим для ясности:

Светофор стоит на страже

Нашей безопасности.


Угадай знак

Цель игры: Учить различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Инструментарий: Кубик с наклеенными на него дорожного знаками: предупреждающими , запрещающими, указательными и знаками сервиса, набор дорожных знаков, соответствующих наклеенным знакам на кубике.

Описание: Первый вариант. Воспитатель приглашает детей по очереди к столу, где лежит кубик. Ребенок берет кубик, называет знак,( дети держат у себя в руках дорожные знаки ), и выходят те дети , у которых знак этой группы в руках.

Второй вариант.  Воспитатель перемешивает дорожные знаки. Дети разбирают карточки с дорожными знаками, внимательно изучают их, затем каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают по описанию , что это за знак.

Третий вариант. Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих картинках, показывают ее и рассказывают, что он означает.


Теремок

Цель игры: Учить различать дорожные знаки . Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания Правил дорожного движения в повседневной жизни.

Инструментарий: Картонный круг с изображением дорожных знаков, картонный круг с вырезанным в нем окошком.

Описание: Ведущий поворачивает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют знаки и объясняют их значение.


Викторина

Цель игры: Закрепить знания детей о Правилах дорожного движения.

Описание: Дети отвечают на вопросы воспитателя « ДА» или « НЕТ».

1. Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движенья?

2. Вот на светофоре горит красный свет. Можно пройти через улицу?

3. Ну а зеленый горит- вот тогда можно идти через улицу?

4. Сел в трамвай, но не взял билет. Так поступать полагается?

5. Старушке в преклонные очень года ты место в трамвае уступишь?


Лото «Учусь быть пешеходом».

Цель игры: Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице.

Закрепить знание дорожных знаков необходимых для пешеходов.

Инструментарий: Карточки большие, с различными ситуациями на дорогах ( по правилам поведения на дороге, на улице и в транспорте). По шесть ситуаций на каждой карточке.

Маленькие карточки с дорожными знаками.

Описание: В игре принимают участие не более шести детей. Воспитатель раздает детям большие карточки ( одну карточку одному ребенку). Показывает карточку с дорожным знаком и читает правило поведения на дороге или в транспорте. Ребенок рассматривает свою карточку, находит соответствующую ситуацию и кладет на нее маленькую карточку с дорожным знаком. Выигрывает тот, кто первым закроет ситуацию на своей карточке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Балюк Наталья Николаевна

Дата: 01.08.2023

Номер свидетельства: 635249


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства