Старшая группа тема «Волшебница вода»Программное содержание: 1. Обогащение и уточнение представлений о свойствах и признаках воды, её значении в жизни человека и живой природы (разные агрегатные состояния воды; использование водных ресурсов человеком и др.).2.Воспитание бережного отношения к объектам природы (экономное расходование водных ресурсов, строительство очистных сооружений, охрана заповедных мест и т.п.)
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Понедельник | Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Комплекс утренней гимнастики .«Живая и мертвая вода» (чтение стихотворений, беседа, обсуждение, чтение наизусть знакомых песенок, стихотворений); Рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей о свойствах и значении воды; | . | Утренняя песенка. По утрам и вечерам открываю в ванной кран. Я воды не пожалею – уши вымою и шею. Пусть течет водица – я хочу умыться! Посильнее кран открыла и взяла кусочек мыла, Пышно пена поднялась – смыла с рук и пыль и грязь. Пусть бежит водица – я хочу умыться! | Обеспечить условия - для самостоятельной работы детей предложить ножницы для развития навыков вырезания ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. |
Непосредственно образовательная деятельность | Познавательное развитие | | |
Худ. эстет. раз. Рисование | | |
Физическое развитие | Занятие № | |
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | Наблюдение: свойства воды. Ц.: Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру, в воде одни предметы тонут, другие плавают. Подвижная игра: «Школа космонавтов» Цель: совершенствовать прыжки через интервал, развивать ловкость и внимание. . Игра -упр. «Пройди – не упади» - учить ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие на повышенной опоре, соблюдать правила безопасности | Учить выполнять правила в подвижных играх , развивать активность детей в процессе двигательной деятельности | Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения. | Вынести спортивный инвентарь – развивать физические качества детей, укреплять их здоровье | |
| Работа перед сном | социально-коммуни-кативное развитие; | Беседы на освоение и запоминание правил здоровье сберегающего поведения на улице («Что оденем в дождик?», «Можно ли ходить по лужам?» и др.) | |
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Оздоровительная гимнастика после дневного сна «Очистим воду» (очистка воды от разных примесей с помощью фильтра-бумаги, марли, сетки) Чтение: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды»Учить детей внимательно слушать литературное произведение Постройки из разных деталей крупного конструктора, игровых модулей («Мостик через речку», «Лодочка для Кати» и др.) | Воспитывать желание заботиться о своем здоровье через мытьё шеи, лица, рук прохладной водой (в течении дня) | «Наши добрые дела». Задачи: развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей. Активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату. | Рассматривание фотографий (где в природе существует вода) Оформить альбом на тему : “Вода и мы” иллюстрации, отражающие свойства и значение воды, разное состояние воды | Рекомендации для родителей “Экспериментируем дома с водой” Фотовыставка “Экспериментируем с водой дома” |
Прогулка. | | Самостоятельные игры детей на участке. Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей.Обобщение представлений о типичных весенних явлениях в неживой природе. П/и«Птичка и кошка», «Птицы и автомобиль» учить соблюдать правила безопасности во время подвижных игр | |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Вторник | Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Комплекс утренней гимнастики Разучить пальчиковая гимнастика «Дождик»(приложение) Игра «Подскажи словечко»(приложение) Беседа«Вода вокруг нас»Обратить внимание детей «Где ? В каком виде существует вода в окружающей среде? | Вырезание изображений по шаблону. Закреплять умение работать с шаблоном: придерживать заготовку левой рукой, обводить простым карандашом по контуру, аккуратно вырезать по контуру | | Д/и «Что бывает весной»: актуализировать представления детей о весенних явлениях, активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия. рассматривание глобуса, карты мира вырезание по контуру и тонирование капельки воды | Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации. |
ФЭМП | ФЕМП | | |
Худ. эст. раз. Лепка \ аппликация | | |
| Музыка | По плану муз. руководителя | |
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитиео | Игра «Мы – капельки» Мы летим, летим, летим, И увидеть всё хотим, Погуляем по Земле, Дождиком прольёмся. (дети идут по кругу) Погуляйте, капельки, Летите на Землю. (бег врассыпную) Побежали ручейки по земле. (бег змейкой) Жарко стало капелькам. Возвращайтесь домой. (дети подбегают к воспитателю) Подвижная игра «Караси и щука»“Море волнуется” Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений. | Дидактическое упражне-ние «Что делают люди весной»Цели: знать о том, как весной трудятся люди, рассказывать о труде. | Наблюдения «Где мы видим воду?» (снег ,лёд, ручейки ,облака, дождь, туман ,роса)Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов. Расширять кругозор | В.М. Формочки, лопатки ,ведёрки, куклы одетые по сезону , атрибуты для подвижных игр | |
| Работа перед сном | социально-коммуникативное развитие; | Работа с дежурными по столовой. Беседа о пользе дневного сна. | |
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Оздоровительная гимнастика после сна. «Наливаем – выливаем» (наполнение водой разных сосудов с узким и широким горлом с помощью воронок, пипеток, трубочек, мензурок, шприцев) Чтение А. Веденский «Песенка о дожде» Игра «Скажи наоборот». Из крана течѐт горячая вода, а из другого …(холодная) Река глубокая, а ручеѐк ……….(мелкий) Река может бежать быстро, а может и …….(медленно) В океане волны большие, а в реке ………(маленькие) В ручейке вода бежит, а в пруду…….(стоит) Из чайника мы пьѐм чистую воду, а в луже вода………(грязная) | Д\и « Найди пару» -упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух | Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками | Д/и «Времена года» Рассматривание иллюстраций о правилах пове-дения в природе карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента) | Поиграть в развивающие игры, направленные знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» и др.; |
Прогулка. | | Наблюдение за облаками. Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа.Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?» | |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Среда | Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Комплекс утренней гимнастики Беседа«Откуда в наш дом приходит вода»Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. Изготовление планшета «Экологические знаки, охраняющие и сберегающие воду»Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Прививать бережное отношение к воде. С/ри «Семья» сюжет : «Купание куклы» | Ручной труд в книжном уголке (ремонт книги альбомов.). КГН «Расческа» - закрепить навык использования предметом индивидуальной гигиены | формировать у детей социокультурные и коммуникативные компетенции, связанные с организацией и развитием игровой деятельности. Продолжать закреплять спокойно сидеть за сто-лом, соблюдая правиль-ную позу через потешку «У нас много ребят, все по стульчикам сидят, кашу маслену едят.» | С/р игра «Библиотека». Предложить детям обыграть различные ситуации Выставка книг, энциклопедий о космосе «Парные картинки» - «Найди по контору» Рассматривание схемы «Круговорот воды в природе» | почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зару-бежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка; |
Непосредственно образовательная деятельность | Речевое развитие | | |
Худ. эст. раз. Музыка | По плану муз. руководителя | |
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | Наблюдение Вынести на участок вертушки и султанчики. С их помощью определить силу и направление ветра. Спросить детей – как еще можно определить его силу и направление. Показать флаг на здании суда, по тому развевается он или нет, можно определить наличие ветра и его силу, направление. Прочитать: «Отшумела злая вьюга, стала ночь короче дня Теплый ветер дует с юга, капли падают, звеня. Солнце землю согревая, гонит с нашей речки лед, Плачет баба снеговая и ручьями слезы льет» П/и «Ракеты» - координация речи с движением. И\у «Колпачок и палочка»-развивать координацию , ловкость | Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища, культуру поведения в раздевалке. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде | Самостоятельные игры детей. Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия. п/и «Раз, два, мы – на старте» | В.М. Формочки, лопатки ,ведёрки, куклы одетые по сезону , атрибуты для подвижных игр | |
| Работа перед сном | | обращение внимания на культуру поведения детей за столом: обращаться друг к другу с просьбой, благодарить за переданный хлеб и т.д | |
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Оздоровительная гимнастика после сна. Опыт Вода не имеет вкуса. Сначала дети пробуют простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой – сахар. Какой вкус теперь приобрела вода? Чтение С .Маршак «Водопровод»Поддерживать детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге. | Заполнение календаря природы. | Опыты и поисковые действия, помогающие понять, какие условия жизни необходимы растениям (посадить растение в воду, понаблюдать за корнями – как оно питается, выявить потребность в воде, солнце, тепле); | Игра «Заколдованные предметы» закреплять навыки порядкового счёта Оформить альбом со схемами и зарисовками, пиктограммами по детскому экспериментированию на тему: “Вода” | Консультация для родителей: «Вода в нашей жизни» , «Берегите воду» |
Прогулка. | | Наблюдение за вечерней погодой –сравнить ее с утренней .П\игра: «Птицы и кошка» (по аналогии Воробушки и автомобиль») Динамическая пауза «Мамам дружно помогаем… »(» Выполняют движения по тексту.) Развивать координацию рук и ног с движениями. Старшая группа Тема: «Волшебница вода» | |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Четверг | Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Комплекс утренней гимнастики Беседа по ОБЖ «Поскорее кран закрой –осторожней будь с водой»Цель: формировать потребность и желание экономить воду, сохранять её; расширять знания детей о значении воды в жизни людей Д\и «Вода друг –вода враг» Пословицы и поговорки о воде.Цель: Поощрять выдвижение детьми гипотез. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли | Дежурство по занятиям. Задачи. Закреплять умение детей раскладывать материалы и инструменты к занятиям, организовывать самостоятельную деятельность каждого ребенка | Обсуждение смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет; . | Д/и : «Какое время года» Формировать умения самостоятельно находить признаки весны, устанавливать причинно – следственные связи И/у придумай и нарисуй | обсудить вместе с детьми смысл и содержание пословиц, погово-рок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря; |
Непосредственно образовательная деятельность | Позн. раз. ФЕМП | | |
Физическое развитие | Занятие № | |
| Худ. эст. раз. Рисование | | |
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (наступила весна, бывают дожди, грозы, текут ручьи, светит солнце, прогревается земля, растут цветы и другие растения, растениям и животным нужна вода). Разучивание потешек, прибауток, закличек - обращений о воде: «Дожди, дождик, пуще…».(Н.Д.-Ю.У.) Сюжетные подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «По мостику» и др. | Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей» Ц.: способствовать профилактике нервного напряжения, развитию правильного дыхания | Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом (Выносной материал: лопатки, ведерки, формочки , куклы, одетые по сезону, машинки, мыльные пузыри) Ц.:помочь детям определиться с выбором игры, подобрать атрибуты, игрушки, обустроить место для игры | В.М. Формочки, лопатки ,ведёрки, куклы одетые по сезону , атрибуты для подвижных игр | Консультация "Уроки общения" Цель: углубить знания родителей по вопросам нравственного воспитания, познакомить с взглядами на воспитание в семье известных педагогов, ученых, дать родителям возможность поделиться опытом семейного воспитания |
| Работа перед сном | социально-коммуникативное разви-тие; | Прослушивание аудиокассет: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки моря», «Звуки воды» | |
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Оздоровительная гимнастика после сна ОпытВода не имеет запаха. Предложить понюхать простую воду. Затем капнуть в один из стаканов пахучий раствор. Чем теперь пахнет вода? Заварка воды чаем, мятой ЧтениеБ. Заходер «Что случилось с рекой»Обогащать знания детей о красоте природы через произведения художественной литературы, используя выразительные средства речи. | Предложить детям понаблюдать за ростом лука. Рассмотреть посаженные ранее им луковицы. Выводы нарисовать в календаре Оформление книжки – малышки по теме: «Волшебница вода» | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности Учить детей проводить несложные опыты с водой. | Дидактическая игра «Выбери нужное.»-закреплять знания о природе. Развивать мышление, познава-тельную активность Рассматривание иллюстраций различных водоемов, репродукций художников И. Айвазовского, В. Васнецова, карты мира; | Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода. |
Прогулка. | | Д/и «Когда это бывает? » - закрепить знания детей о сезонных изменения в природе. П/игра: «Ловишки парами» - упражнять детей в ловкости, Выучить пословицу «Весна да осень, на дню погод восемь»- объяснить смысл пословицы(Н.Д.-Ю.У.) | |
День недели | Режим | Интграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Пятница | Утро | .социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Комплекс утренней гимнастики Разучивание стихотворения «Волшебница вода» Развитие элементарных математических представлений на тему: “Объем жидкости Музыкально-дидактическая игра «На дорожке лужи» Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о воде и ее свойствах. | Дидактическая игра «Выбери нужное.»-закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность по культурно-гигиеническим навыкам закрепление умения аккуратно пользоваться столовыми приборами во время еды. | Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий | Заинтересовать детей самостоятельной конструктивной деятельностью. Развивать мелкую моторику рук, воображение Д\и «Палочки Кюизенера» - выложи по схеме»; развивать на мелкую моторику. | обсудить атмосферу праздника, цирковые костюмы, декорации… побеседовать о пользе юмора, смеха для здоровья ребенка |
Непосредственно образовательная деятельность | Речевое развитие | | |
Физическое развитие | Занятие № | |
Прогулка: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;физическое развитие | Художественное слово: Мокрый апрель – хорошая палена. Вода на лугу – сено в стогу. Не ломай печи – еще апрель на дворе. Апрель! Апрель, на дворе звенит капелью По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи, после зимней стужи. Д/и «Кто где живет?» — закрепить знания о месте жительства различных животных. П/игра: «Горелки» — упражнять детей в беге. И/р по ФИЗО: упражнять детей в точности прыжков. Труд.поручения: очистить вместе со всеми цветник от мусора, размести дорожки. Минутки безопасности « Почему нельзя переходить улицу на красный свет или желтый сигнал светофора | Признаки весны: поощрять стремление детей самостоятельно находить признаки весны, передавать в речи результаты наблюдений. формирование основ экологической культуры детей КГН «Занимательные пуговицы» - учить застегивать, расстегивать пуговицы, называть цвета пуговиц | Учить детей доброжелательному отношению к сверстникам и взрослым, эмоциональной отзывчивости, развиваем чувство доброты, готовность к взаимопомощи, строить дружеские отношения и ценить их, учим детей называть друг друга по именам, не ссориться, ценить дружеские отношения. | Самостоятельная деятельность детей на участке, игры с выноснымматериалом – развитиенавыков совместной игровой деятельности Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки. | |
| Работа перед сном | социально-коммуни-кативноеразви-тие; | ситуационные беседы о способах хорошего самочувствия, бодрого настроения и основ здорового образа жизни (гимнастика, закаливающие и гигиенические процедуры).Чтение произведений Н.А. Рыжовой: «История одного пруда», «Как люди речку обидели» Цель: Формировать навыки экологически правильного поведения в природе частности во время отдыха на реке. | |
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Оздоровительная гимнастика после сна. ОпытИспарение. Вскипятить воду, накрыть воду крышкой и показать, как сконденсированный пар превращается снова в воду, и эти капли падают вниз. Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» Коллективный труд «Уход за комнатными растениями»Воспитывать желание заботится о комнатных растениях. Обучать практическим навыкам поливки. | С/р игра «Мы–водители» Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия с определенными правилами, закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов. | Формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. | Дидактические игры «Кто живет в воде? » | |
Прогулка. | | Наблюдение за солнцем. Цель: развивать любознательность. Худ. слово. Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все ...Цель: закрепить умение отгадывать загадки. (Н.Д.-Ю.У.)Подвижные игры «Море волнуется», «Ручеек» | |