Активизация предметного словаря: фрукты, абрикос, персик, банан, слива, хурма, киви, гранат, апельсин,; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе, садовник, посадка, витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукт, изюм, овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор, грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка.. Глагольный словарь: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть, натереть, полоть, выкопать, солить, квасить. Активизация словаря признаков: : румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, шероховатый, полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый. Активизация и обогащение словаря наречий: вкусно, кисло, сладко, много, мало, рано, поздно, мелко, крупно. | Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: яблоко – ароматное, лук -горький.) Круглый, красный, мясистый, плотный, кислый, блестящий…(помидор). Ароматное, сладкое, твердое, хрустящее, сочное, полосатое, наливное, спелое…(яблоко). Желтый, кислый, ароматный, сочный …(лимон). Зеленый, малосольный, твердый, хрустящий, ароматный, … (огурец) Образование множественного числа существительных (яблоко-яблоки, перец-перцы, кабачок-кабачки и др.). Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными (один гранат, мое яблоко, много груш, один огурец, моя морковка, много кабачков). Предложно-падежное управление (родительный, винительный, предложный падежи) - «Угощайся» - съешь ломтик яблока, груши… - бабушкина кладовая (предлог «из» сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов) - что можно приготовить? – (Можно приготовить варенье, джем…) - у меня есть, у меня нет…(работа с картинками) - предлоги: «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками…) - мешок чего? - из чего сделан салат? (предлог «из») - корзинка с чем? (предлог «с», «со») - куда сложим урожай? (предлог «в»). Игра «Угощение для гостей» ( с использованием предметных картинок). Чем покормим гостей? (яблоками, виноградом, капустой, морковью и т. д.). Что подарим гостям? (яблоки, виноград, капусту, морковь и т.д.) Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением Игра «Скажи ласково»: огурец-огурчик, морковь-морковка, лук-лучок, яблоко-яблочко, слива-сливка, апельсин-апельсинчик. | Составление сложных предложений с противительным союзом «а» (по двум предметным картинкам). Игра «Скажи наоборот». Помидор круглый, а огурец вытянутый. Лук горький, а свекла сладкая. Яблоко твердое, а слива мягкая. Лимон кислый, а апельсин сладкий. Морковь оранжевая, а перец зеленый. Составление предложений с однородными членами. Игра «Узнай по описанию и придумай свое (по образцу) предложение». Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий - …помидор. На грядке вырос красный и сочный помидор. Длинная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая , витаминная - …морковка. На грядке выросла вкусная и хрустящая морковка. Оранжевый, сочный, сладкий, спелый, вкусный, тропический- …апельсин. На дереве вырос вкусный и сочный апельсин. И т. д. Составление описательного рассказа про овощи и фрукты по плану, схеме: Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)? Какой вкус? Что из него готовят? Кого ты им угостишь? Составление сложных предложений с союзом «потому что». Игра «Четвертый лишний»: Баклажан, тыква, капуста, картофель. Лишний картофель, потому что он растет в земле. Огурец, свекла, картошка, морковка. Лишний огурец, потому что он растет сверху грядки. И т. д. | Формирование мелкой моторики: раскрашивание картинок, обведение и штриховка пластиковых трафаретов по теме. Развитие зрительного внимания и конструктивного праксиса: составление изображения из пазлов (4-6 частей) «Фрукты», «Овощи»; узнавание изображений, наложенных друг на друга (контурный силуэт). Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки: игры – «Угадай, что происходит?» (откусывание, шинковка, отделение косточек, размешивание, остужение) Формирование пальчиковой моторики – п/г «Апельсин», повторение «Огород». Игры на восприятие цвета, формы, размера: - узнай изображение по трафарету - что внутри? (косточки, семечки) - чудесный мешочек - узнай на вкус - чего не стало? Игра «Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет».) Классификация: крупные, овощи, фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие-маленькие. Проблемные вопросы: - почему так называют: садовод, сухофрукты? Объясни значение выражений – изюминка в человеке. |