kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарный план в старшей группе. Сентябрь - ноябрь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю календарный план логопедической работы в старшей группе для детей с ТНР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарный план в старшей группе. Сентябрь - ноябрь»

2-6 сентября 2024 года. Лексическая тема «Детский сад»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: детский сад, режим, группа, профессия, воспитатель, логопед; обращения по имени и отчеству воспитателей, логопеда, няни.


Активизация глагольного словаря: вырезать, клеить, читать, играть, танцевать, петь, здороваться, прощаться, спать, гулять.


Активизация словаря признаков: радостный, приветливый, добрый, заботливый, ласковый.


Обогащение словаря признаков: игрушечный, детский, яркий, взрослый.


Активизация и обогащение словаря наречий: уютно, тепло, интересно, весело, дружно.

Образование существительных в разных падежах: 1.Родительный падеж единственного и множественного числа. В д/с много групп, игрушек, мебели, воспитателей, и т.д. (по картинкам).

Игра «Где это происходит?» с использованием фото помещений д/с. Раздеваются (где?) - …в раздевалке. Моют руки, умываются (где?) - …в умывальной комнате. И т. д.

2.Предложный падеж множественного числа. Воспитатели заботятся о детях, растениях, игрушках и др.


Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. Одна группа, две группы, пять групп. Один мальчик, два мальчика, пять мальчиков. Одно окно, два окна, пять окон.


Образование глаголов с помощью приставок. Пришел, ушел, подошел.


Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Дети убирают игрушки. Дети убрали игрушки.

Составление рассказа о детском саде. Что есть в детском саду? Кто работает в детском саду? Чем занимаются дети утром? Что они делают в обед? После сна? Вечером?


Рассматривание сюжетных картинок по теме «Вот какой наш детский сад» (М., Скрипторий 2003, 2009) и беседа по их содержанию. Что делают дети? Во что играют девочки? Чем занимаются мальчики? Что делает воспитатель? Почему мальчику играет один? Во что ты любишь играть в садике?


Подбор предметных картинок к сюжетным с объяснением своего выбора: Дети играют в куклу, поэтому я ее выбрал.

Формирование мелкой моторики: раскрашивание картинок по теме, проведение прямых и округлых линий.


Развитие зрительного внимания и конструктивного праксиса: складывание кубиков, пазлов из 4-6 частей, пирамидок и т.д.


Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки: игры – «Угадай, чей голосок?», «Что звучит?», «Что слышно в комнате?»


Формирование общей моторики – речевая п/и «Сначала буду маленьким» (движения по тексту, См.6)


Психо-речевая гимнастика «Повторение слоговых цепочек»

9-13 сентября 2024 года. Лексическая тема «Профессии в детском саду»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: воспитатель, логопед, помощник воспитателя, музыкант, тренер, врач, медсестра, прачка, их имена и отчества, предметы их труда, прививка, витамины.


Активизация глагольного словаря: играть, слушать, танцевать, петь, готовить, варить, жарить, печь, бегать, прыгать, лечить, измерять, стирать, гладить, сушить.


Активизация словаря признаков: радостный, приветливый, добрый, заботливый, ласковый.


Активизация наречий: уютно, полезно, интересно, аккуратно, весело, радостно, хорошо

Образование существительных в разных падежах. Воспитателю нужна книга, краски, указка, бумага, тетрадь. Музыканту нужна гитара, погремушка, нотная тетрадь, балалайка. Тренеру нужен свисток, секундомер, спасательный круг, плавки. Медсестре нужен градусник, шприц, бинт, йод.

(Винительный падеж). Повар режет ножом. Прачка гладит утюгом. Врач лечит лекарством. Воспитатель пишет ручкой, Няня протирает стол тряпкой. (Творительный падеж).


Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. Музыкант играет двумя руками. Две прачки гладят бельё. Медсестра взвесила пять детей. Воспитатель угостил конфетами три мальчика. Няня заправила десять постелей. Повар приготовил много обедов.


Образование приставочных глаголов: нырнул, вынырнул, поднырнул, мерил, померил, примерил, измерил, перемерил.

Составление простых предложений – упражнение «Кто что делает?" Дети по предметным картинкам перечисляют предметы и действия, которые выполняют работники детского сада. Воспитатель читает детям книгу. Музыкант вместе с детьми поет песню. Тренер объясняет детям упражнение. Няня застилает постель покрывалом. Повар размешивает в кастрюле еду.


Беседа. Кто работает в нашей группе? Что делает логопед? Что делает воспитатель? Что делает няня? Что делает прачка? Что такое прачка, повар, медсестра, няня? (профессия)

Формирование мелкой моторики: раскрашивание картинок в альбоме по теме. Штриховка, обведение по точкам.


Развитие зрительного внимания и конструктивного праксиса: игра «Собери картинку» (5-6 частей, разрезанных по вертикали и горизонтали), пазлов из 4-6 частей.


Развитие логического мышления и зрительного внимания – д/и с картинками «Четвертый лишний»


Формирование общей моторики – подвижная игра с мячом «Кому что нужно для работы?» (инструменты и предметы для труда работников детского сада)



16-20 сентября 2024 года. Лексическая тема «Осень. Сезонные изменения в природе»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клен, еж, белка, медведь, заяц, плащ, куртка, сапоги, портфель, школа, грибник, зонт, листья, лес.


Активизация глагольного словаря: опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.


Активизация и обогащение словаря признаков: красный, желтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, разноцветный.


Активизация и обогащение словаря наречий: дождливо, холодно, пасмурно, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро, рано.


Обобщающие слова: осень, признак.

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: лист осенний)


Образование множественного числа существительных : лист-листы, гриб-грибы.


Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: один гриб, мое лукошко, много ягод.


Предложно-падежное управление (родительный, винительный, предложный падежи):

- пойдем в лес (предлог «за»: за грибами, за ягодами)

- предлоги «в, у, за, под, между» : наберем грибов в корзинку, в ведро, в лукошко…; за пеньком гриб мох, лист…; под елкой гриб, еж, цветок…; у сосны гриб, мухомор, кустик…; между березами полянка, муравейник, подосиновик…)

- соберем урожай (предлог «в»: в мешок - картошку, в ящик - помидоры…)

- звери готовятся к зиме ( кто ищет берлогу, готовит запасы, меняют шерстку?…)

- с какого дерева листок? (предлог «С»: лист с березы, лист с осины…)


Закрепление полученных представлений в играх:

«Подбери признак?» Осень (какая?) - …(Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная т. д.)

«Закончи предложение» с картинками. В поле (огороде, саду) собирают урожай (чего?) -…пшеницы (овощей, фруктов).

Формирование простого распространенного предложения.

Игра «Чего не бывает осенью?». Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью. (Осенью не растут подснежники, Осенью не купаются в речке. Осенью не загорают. Осенью не надевают шубы. И т. д.)

Игра «Узнай по описанию и придумай своё предложение». Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) - …солнце. Осеннее солнце бледное и тусклое. Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) - …облака. Осенние облака серые и дождливые. Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что?) - …дождь. Осенний дождь холодный и затяжной. Холодный, колючий, пронизывающий, порывистый (что?) - …ветер. Осенний ветер холодный и пронизывающий. Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что?) - …листья. Осенние листья разноцветные и красочные.


Придумывание загадок про осень.

Формирование мелкой моторики: раскрашивание картинок, проведение прямых и округлых линий про осень. Пальчиковая гимнастика на тему «Осень», шнуровка., обведение прямых и волнистых пунктирных линий, предметов по контуру, дорисовывание симметричных предметов.


Развитие зрительного внимания и конструктивного праксиса: складывание кубиков, пазлов из 4-6 частей.


Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки: игры – «Угадай, чей голосок?», «Что слышно в парке?». Д/и «Молчанка», «Слушание звуков природы (аудио)», «Поймай звук», «Доскажи словечко», «Узнай по звуку», «Прятки» (ориентировка на силу звука, «Слово короткое и длинное (моделирование)», «Угадай, что звучит», «Кто позвал?»


Формирование общей моторики – выполнение движений по тексту стихов «Осень» А. Плещеева (Г-86)



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звуки вокруг нас»

Формировать слуховое восприятие. Формировать обобщающие понятия «звуки», «шумы». Развивать физиологическое и речевое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч; выдох ртом, не надувая щек), умение воспроизводить предложенный ритм, внимание, память. Воспитывать умение вслушиваться в речь логопеда.



23-27 сентября 2024 года. Лексическая тема «Овощи - фрукты»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: фрукты, абрикос, персик, банан, слива, хурма, киви, гранат, апельсин,; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе, садовник, посадка, витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукт, изюм, овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор, грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка..

Глагольный словарь: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть, натереть, полоть, выкопать, солить, квасить.


Активизация словаря признаков: : румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, шероховатый, полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый.

Активизация и обогащение словаря наречий: вкусно, кисло, сладко, много, мало, рано, поздно, мелко, крупно.

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: яблоко – ароматное, лук -горький.) Круглый, красный, мясистый, плотный, кислый, блестящий…(помидор). Ароматное, сладкое, твердое, хрустящее, сочное, полосатое, наливное, спелое…(яблоко).

Желтый, кислый, ароматный, сочный …(лимон). Зеленый, малосольный, твердый, хрустящий, ароматный, … (огурец)

Образование множественного числа существительных (яблоко-яблоки, перец-перцы, кабачок-кабачки и др.).


Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными (один гранат, мое яблоко, много груш, один огурец, моя морковка, много кабачков).


Предложно-падежное управление (родительный, винительный, предложный падежи)

- «Угощайся» - съешь ломтик яблока, груши…

- бабушкина кладовая (предлог «из» сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов)

- что можно приготовить? – (Можно приготовить варенье, джем…)

- у меня есть, у меня нет…(работа с картинками)

- предлоги: «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками…)

- мешок чего?

- из чего сделан салат? (предлог «из»)

- корзинка с чем? (предлог «с», «со»)

- куда сложим урожай? (предлог «в»).

Игра «Угощение для гостей» ( с использованием предметных картинок). Чем покормим гостей? (яблоками, виноградом, капустой, морковью и т. д.). Что подарим гостям? (яблоки, виноград, капусту, морковь и т.д.)


Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением Игра «Скажи ласково»: огурец-огурчик, морковь-морковка, лук-лучок, яблоко-яблочко, слива-сливка, апельсин-апельсинчик.


Составление сложных предложений с противительным союзом «а» (по двум предметным картинкам).

Игра «Скажи наоборот». Помидор круглый, а огурец вытянутый. Лук горький, а свекла сладкая. Яблоко твердое, а слива мягкая. Лимон кислый, а апельсин сладкий. Морковь оранжевая, а перец зеленый.


Составление предложений с однородными членами.

Игра «Узнай по описанию и придумай свое (по образцу) предложение». Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий - …помидор. На грядке вырос красный и сочный помидор. Длинная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая , витаминная - …морковка. На грядке выросла вкусная и хрустящая морковка. Оранжевый, сочный, сладкий, спелый, вкусный, тропический- …апельсин. На дереве вырос вкусный и сочный апельсин. И т. д.


Составление описательного рассказа про овощи и фрукты по плану, схеме: Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)? Какой вкус? Что из него готовят? Кого ты им угостишь?

Составление сложных предложений с союзом «потому что».

Игра «Четвертый лишний»: Баклажан, тыква, капуста, картофель. Лишний картофель, потому что он растет в земле. Огурец, свекла, картошка, морковка. Лишний огурец, потому что он растет сверху грядки. И т. д.

Формирование мелкой моторики: раскрашивание картинок, обведение и штриховка пластиковых трафаретов по теме.


Развитие зрительного внимания и конструктивного праксиса: составление изображения из пазлов (4-6 частей) «Фрукты», «Овощи»; узнавание изображений, наложенных друг на друга (контурный силуэт).


Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки: игры – «Угадай, что происходит?» (откусывание, шинковка, отделение косточек, размешивание, остужение)


Формирование пальчиковой моторики – п/г «Апельсин», повторение «Огород».


Игры на восприятие цвета, формы, размера:

- узнай изображение по трафарету

- что внутри? (косточки, семечки)

- чудесный мешочек

- узнай на вкус

- чего не стало?


Игра «Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет».)


Классификация: крупные, овощи, фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие-маленькие.


Проблемные вопросы:

- почему так называют: садовод, сухофрукты?


Объясни значение выражений – изюминка в человеке.



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква У (знакомство)»

Познакомить со звуком и буквой У. Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква». Учить ориентироваться в схеме своего тела. Развивать внимание, память, общую и артикуляционную моторику, просодическую сторону речи.



30 сентября-4 октября 2024 года. Лексическая тема «Части тела (Человек)»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: шея, плечи, грудь, колено, локоть, пятка, ступня, спина, нога, рука, живот, кисть, пальцы, ухо, волосы, лицо, рот, нос, щека, глаз, подбородок, лоб, веко, ресницы, бровь, губа, зубы, язык, мышцы, кости, коса, затылок.


Активизация глагольного словаря: дышать, смотреть, ходить, сгибать, слышать, нюхать, петь, бегать, прыгать, хмурить, моргать, мыть, расчесывать, вытирать, стричь, болеть, лечить, смеяться, плакать.


Активизация словаря признаков: высокий, низкий, длинный, короткий, курносый, левый, правый, большой, здоровый, чистый, грязный, хмурый, веселый, грустный, удивленный, испуганный, смелый, кудрявый, сильный, слабый.


Активизация и обогащение словаря наречий: лево, право, весело, грустно, чисто, аккуратно, страшно, удивленно, грязно, быстро, медленно.


Словарь антонимов: грязный-чистый, здоровый-больной, высокий-низкий, красивый-безобразный, короткий-длинный, большой-маленький.


Многозначность: коса, ручка, язык, кисть.

Образование существительных множественного числа родительного падежа. Чего у человека много? – Волос, ногтей, зубов, пальцев и др.


Словообразование:

1) прилагательных от существительных (зуб-зубной, глаз-глазной, рука-ручной)

2)приставочных глаголов (завязать, привязать, отвязать, связать, перевязать)

3)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (рука-ручка, голова-головка, ухо-ушко, затылок-затылочек)

4) сложных слов (кареглазый, белозубый, светловолосый, большеротый)


Дифференциация глаголов единственного и множественного числа совершенного и несовершенного вида:

Мальчик чистит зубы. Мальчики чистят зубы. Мальчик почистил зубы. Мальчики почистили зубы.

Игра «Что делает, что делала (делал)?» Мыла – вымыла, вешает – повесила, рисует – нарисовал, умывается – умылся, одевается – оделся, прячется – спрятался, прыгает – перепрыгнул, наливает – налил и др.


Согласование числительных, местоимений с существительными.

Один нос, десять пальцев, моя рука, много волос, два уха, две руки и т. д.

Игра «Мой, моя, мои». Мой – нос, язык, рот и т. д. Моя – рука, нога, голова и т. д. Мои – руки, ноги, уши, плечи и т. д.


Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: руки грязные, волосы густые, пальцы длинные, голова большая и т.д.)

Игра «Узнай по описанию». Длинные, кудрявые, темные, блестящие - …волосы. Голубые, добрые, блестящие, открытые - …глаза. Ровные, здоровые, белые, крепкие, красивые - …зубы. И т. д.


Предложно-падежное управление (винительный, творительный падежи)

- у врача что лечим? (горло, руку, спину)

- в ванной что моем? (ноги, лицо, волосы)

- что чем делаем? (слышим ушами, видим глазами, нюхаем носом и т. д.)

Формирование простого распространенного предложения по сюжетным картинкам. Игра «Расскажи о себе». Девочка купается. Я купаюсь каждый вечер перед сном. Мальчик чистит зубы. Я каждый день утром и вечером чищу зубы. Дети делают зарядку, я каждое утро делаю зарядку. Бабушка моет голову. Я часто мою голову шампунем.

Развитие пространственных представлений, построение разных видов предложений. Игра «Справа, слева, выше, ниже». Рассматривание сюжетной картины и беседа по ее содержанию. Кто нарисован на картине? Что у мальчика расположено на лице? Где находится нос? Где находится рот? Что есть над глазами? Как называется часть лица, расположенная подо ртом? Что еще есть в верхней части лица? Что есть справа и слева от носа?


Составление предложений с противительным союзом «а». Игра « Назови части тела человека, которых нет у домашних животных» (лицо, подбородок, ладони, пальцы, ногти, локти, руки, плечи). У человека есть лицо, а у домашних животных есть морда. У человека есть руки, а у домашних животных есть лапы. И т.д.


Сравнительно-описательные рассказы

по темам:

- зачем нам нужны части тела и лица

- поход к врачу

Формирование мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика на тему «Части тела», шнуровка., обведение прямых и волнистых пунктирных линий, предметов по контуру.

Игры на восприятие цвета, формы, размера:

- на какие геометрические фигуры похожи части тела и лица (на круг – голова, на треугольник – нос)

- что справа от тебя, что слева?

Проблемные вопросы:

- Что общего у человека и: у стола, двери, колокола, винограда, косы, корабля?

- почему так называют: мыльница, подбородок.

4-ый лишний

- части тела – части лица

Объясни значение выражений:

- золотое сердце, руки

- открытый взгляд

- острый нюх, глаз, язык

- махнуть рукой

- вешать нос

- задирать нос

- клевать носом

- обвести вокруг пальца

- держать себя в руках

- опустить руки

- умыть руки

- пропустить мимо ушей

Развитие способности узнавать и различать звуки, шумы, голоса: игры – «Угадай, чей голосок?», «Что звучит?», «Чуткое ухо», «Повтори звуки и шумы».


Формирование общей моторики - выполнение движений по тексту стихотворения «Ах ты, девочка чумазая» А. Барто ( см. О.Гомзяк, 3 ч., с. 140)

Игра с мячом «Бывает – не бывает» ( называние частей тела и лица: если бывает – ловим мяч)



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква У (продолжение)»

Учить ориентироваться относительно своего тела. Закрепить понятия «звук», «гласный звук». Формировать навыки звукового анализа (продолжать учить выделять звук «У» из начала слова). Закрепить зрительный образ буквы У. Формировать графические навыки. Развивать просодическую сторону речи, внимание, память, общую и мелкую моторику.



7-11 октября 2024 года. Лексическая тема «Продукты питания»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: продукты, колбаса, мясо, котлета, сосиска, молоко, сметана, кефир, йогурт, простокваша, мороженое, яйцо, лапша, творог, яичница, рыба, рагу, борщ, тесто, мука, соль, сахар, перец, пельмени, фарш, бульон, конфеты, шоколад, торт, хлеб, батон, зерно, бутерброд, продавец, повар, кулинар, кондитер, пекарь, пюре.


Активизация и обогащение глагольного словаря: варить, жарить, чистить, резать, печь, кипятить, месить, тушить, тереть, лепить, мешать, есть, обедать, завтракать, ужинать.


Активизация словаря признаков: вкусный, острый, кислый, соленый, перченый, мучной, молочный, сладкий, пышный, мягкий, свежий, горячий, холодный.


Активизация и обогащение словаря наречий: горячо, вкусно, сладко, кисло, горько.


Антонимы: горячий-холодный, сладкий-горький, острый – пресный, мягкий-твердый, свежий-черствый.

Подбор родственных слов: соль (соленый, солонка), сахар (сахарок, засахаренный, сахарница), сыр (сырный, сырник), мука (мучной, мукомол), чай (чайник, чайный, чаевничать), хлеб (хлебный, хлебороб), кофе (кофейный, кофейник).

Образование существительных множественного числа от единственного: котлета – котлеты, пирожок - пирожки, вафля – вафли и др.


Словообразование:

1) прилагательных от существительных (мука-мучной , хлеб–хлебный, молоко-молочный и т.д.)

2)приставочных глаголов (испечь, выпечь, запечь, перепечь)

3)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (торт-тортик, колбаса-колбаска, суп-супчик, кисель-киселек и т. д.)

4)прилагательных от словосочетаний (мясо свиньи – свинина, мясо курицы – курятина, мясо кролика – крольчатина и т. д.)


Согласование прилагательных с существительными: сметана – свежая густая, полезная, кислая; масло – сливочное, растительное, оливковое, коровье; хлеб – ржаной, пшеничный, мягкий, свежий, вкусный и т. д. )

Согласование числительных, местоимений с существительными: одна сосиска, мое молоко, много яиц, десять яиц, мои конфеты и т. д.


Предложно-падежное управление (Родительный, дательный, творительный, предложный падежи)

- из чего котлеты? (предлог «из») - … из рыбы (мяса, курицы, грибов…)

- что приготовили? (приготовили пюре, чай, кашу, борщ, оладьи, запеканку…)

- что съел кот? (рыбу, сосиску, сметану, яйцо…)

- чем будешь кормить? (кашей, супом, щами, колбасой…)

- с чем бутерброд? (предлог «с»): с сыром, с колбасой, с ветчиной, с икрой, с маслом, с семгой…)

- разложи продукты (предлоги «в», «на»), - в шкаф (в холодильник, в буфет…), на полку (на стол, на плиту…),

- составь меню (предлоги «из», «с», «на») - каша на молоке, с изюмом, бульон из курицы, рагу из овощей, суп с клёцками, котлета с картофелем, макароны с сосиской…).

Формирование простого предложения с опорой на поставленный вопрос: Что мама приготовила на первое? Мама приготовила на первое борщ (лапшу, солянку, суп, щи…). Какое твое любимое блюдо? Моё любимое блюдо – картофельное пюре (салат, вареники, сосиски, макароны, компот, чай…) И т. д.

Построение простого распространенного предложения с однородными членами по данной теме. Игра «В магазине». (Детям называется отдел продуктового магазина и предметные картинки с продуктами, с опорой на которые составляются предложения). В мясном отделе продают мясо, колбасу, кур, сосиски… В рыбном отделе продают рыбу, икру, кальмаров, консервы, креветки… В молочном отделе продают молоко, кефир, сметану, масло, сыр, йогурт…В хлебном отделе продают хлеб, баранки, сухари, сушки, калачи, коржики… В кондитерском отделе продают конфеты, мармелад, зефир, шоколад, пирожные…В бакалейном отделе продают крупы, макароны, специи, приправы, сахар, соль…


Придумывание разных видов предложений со сложными словами: картофелечистка, овощерезка, кофеварка, соковыжималка, мясорубка, кофемолка, соковарка (предварительно уточняется значение этих слов). Мама купила соковыжималку.

Формирование мелкой моторики: раскрашивание картинок по теме, обведение по точкам, штриховка продуктов питания в разных направлениях.


Развитие зрительного внимания и конструктивного праксиса: складывание кубиков, пазлов из 4-6 частей, разрезных картинок с разной конфигурацией, определение силуэтного изображения продуктов, наложенных друг на друга.


Развитие способности узнавать и различать звуки: игра – «Хлопни, если услышишь правильное слово». Комбаса-конбаса-колбаса-ковбаса, пирожок-пивожок-пиножок-пиложок, батан-баван-баман-банан и т. д.


Классификация: игры «Четвертый лишний», «Что не подходит?»: (мучные, мясные, рыбные, кондитерские, молочные продукты).


Проблемные вопросы:

- как надолго сохранить продукты?

- почему так называют: мороженое, яичница, продавец, пекарь, комбайнер.

Объясни значение выражений:

- острый соус

- умаслить друга

- в этом есть изюминка

- выжатый лимон

- выжать соки

- калачом не заманишь

- слюнки потекли

- кормить завтраками



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква А (знакомство)»

Учить ориентироваться относительно своего тела. Познакомить со звуком и буквой А. Формировать понятия «звук», «гласный звук», «буква». Учить произносить звук «А» длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией. Формировать навыки звукового анализа. Развивать внимание, память, общую и артикуляционную моторику.



14-18 октября 2024 года. Лексическая тема «Одежда и обувь»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: одежда, жилет, пиджак, костюм, пижама, сарафан, платье, юбка, брюки, шорты, халат, фартук, носки, гольфы, чулки, колготки, шуба. пальто, куртка, косынка, берет, фуражка, шапка, ушанка, панама, каска, кепка, шляпа, платок, воротник, пояс, карман, манжет, рукав, подол, козырек, помпон, поля, завязки, швея, закройщик, портной, модельер, шелк, хлопок, драп, ситец, лен, шерсть, сатин, бархат, мех, кожа, замша, пуговицы, иголка, машинка, ножницы, нитки, катушка, спицы, крючок, наперсток, перчатки, варежки, обувь, сапоги, сандалии, босоножки, туфли, кроссовки, кеды, тапки, шлепанцы, ботинки, каблук, подошва, застежка, молния, голенище, шнурок, язычок, стелька, ремешок, носок, пятка, кожа, замша, войлок, резина, мех, дерево, сапожник, фабрика, ремонт, щетка.


Активизация глагольного словаря: одевать, шить, гладить, вешать, застегивать, вязать, кроить, пороть, стирать, носить, завязывать, шнуровать.


Активизация словаря признаков: зимняя, летняя, демисезонная, спортивная, нарядная, мужская, женская, детская, удобная, домашняя, повседневная, выходная, обувная, сапожная, осенняя, зимняя, резиновая, кожаная, спортивная, домашняя.


Активизация и обогащение словаря наречий: удобно, тепло, холодно, нарядно, аккуратно, красиво.


Многозначность: козырек, иголка, шляпка, язычок, молния.

Образование прилагательных от существительных. Шелк-шелковый, лиса-лисья, резина-резиновые, кожа-кожаные, мех-меховой, зима-зимний и т. д.


Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Халат-халатик, сапог-сапожок, туфли-туфельки, пальто-пальтишко, шапка-шапочка, ботинки-ботиночки, носки-носочки и т. д.


Прилагательных от словосочетаний: ткань в полоску-полосатая, рисунок в цветочек-цветочный, сапоги из кожи-кожаные, ботинки для спорта-спортивные и т. д.


Существительные от существительных: сапог-сапожник, модель-модельер, дизайн-дизайнер и т. д.


Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

  1. Родительный падеж. Много у девочек юбок, платьев, бантов, сапог, туфлей.

  2. Предложный падеж. Девочки в платьях, блузках, гольфах, босоножках, туфлях. Мальчики в рубашках, брюках, шортах, кроссовках, ботинках.

  3. Творительный падеж. Мы с мамой пойдем в магазин за платьем и кофтой.


Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. Одна рубашка, туфля. Две рубашки, туфли. Пять рубашек, туфель.


Употребление предлогов. Свитер надет на рубашку. Ботинок надет на носок. Рубашка под свитером. Носок под ботинком. Рубашка висит на вешалке. Сапоги стоят на полке. Одежда висит на спинке стула.


Образование однокоренных слов. Платье - платьице, плательная ткань. Платяной шкаф. Обувь – обувщик, обувная щетка, обувной магазин.


Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Мама шьет платье, а Аня уже сшила. Мальчик надевает сапоги, а его друг их надел.


Образование сравнительной степени прилагательных. Кофта короче платья. Сапоги длиннее ботинок. Шорты короче брюк. Платье наряднее кофты. Куртка новее брюк.

Составление разных предложений со словами антонимами. (Чисто-грязно, детская – взрослая, снимать-обувать, пачкать-чистить, сломать-отремонтировать с опорой на сюжетные картинки). У мамы обувь чистая, а у ребенка – грязная. И т. д.


Развитие вопросно-ответной речи:

- слушание рассказа;

- ответы на вопросы логопеда.


Пересказ рассказа по теме «Клади вещи на место» с использованием картинного плана и образца рассказа. (За одеждой и обувью нужно правильно ухаживать. К вещам нужно относиться бережно. Для хранения одежды есть шкаф. На верхней полке хранятся головные уборы, внизу – обувь, а в середине – одежда. В шкафу надо поддерживать порядок. У каждой вещи должно быть свое место. Аккуратно складывай свои вещи на место.)


Составление рассказа-описания о предмете одежды.

-Какая она (по сезону, принадлежности)?

-Из чего она сделана?

- Какие у нее детали?

- Как следить за ней?


Составление рассказа-сравнения о двух предметах (чем похожи, чем отличаются ботинки и сапоги, сапоги и валенки?)


Составление рассказа-описания об обуви по плану.

- Какая она (по сезону, принадлежности)?

- Из чего она сделана?

- Какие у нее детали?

- Как ухаживать за обувью.


Придумывание своих и отгадывание распространенных загадок про одежду и обувь.

Формирование мелкой моторики:

- выкладывание из мозаики контуров одежды, обуви и головных уборов по образцу;

- выполнение шнуровки.


Развитие зрительного внимания и конструктивного праксиса: складывание пазлов из 6 частей, разрезных картинок разной конфигурации.


Развитие логического мышления:

- игра «Что лишнее?»

- отгадывание загадок (Сколько пар варежек свяжет бабушка трем внукам? Сколько варежек получится всего?

- игра «Что к чему подходит?». Подбор картинок с обувью к картинкам с одеждой (спортивный костюм-кроссовки, плащ-сапоги, халат-тапочки, нарядное платье-туфли, шуба-валенки и т. д.)

- игра «Путаница». На картинках найти несоответствие (Девочка одета в шубу и тапочки. Мальчик надел на одну ногу кроссовок, а на другую сапог и т.д.)


Формирование общей моторики – физкультминутка «Туфельки нарядные» (выполнение движений по тексту стихотворения):

Туфельки нарядные (правая нога вперед на носок),

Туфельки парадные (левая нога вперед на носок),

Лаковые с ремешком (правая нога вперед на каблучок),

И подошва с каблучком (левая нога вперед на каблучок).

Туфли Маше в самый раз (руки на поясе, пляшут) –

Можно выходить на пляс (ритмичные хлопки в ладоши)!




Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква А (продолжение)»

Учить ориентироваться относительно своего тела. Закрепить понятия «звук», «гласный звук». Формировать навыки звукового анализа (продолжать учить выделять звук «А» из начала слова). Закрепить зрительный образ буквы А. Формировать графические навыки. Развивать просодическую сторону речи, внимание. Общую и мелкую моторику.



21-25 октября 2024 года. Лексическая тема «Родная страна»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: Россия, Родина, президент, столица, Москва, флаг, государство, гимн, герб, монеты, Кремль, просторы, Отчизна, область, край, республика, правительство


Обогащение и активизация словаря глаголов: гордится, любить, защищать, трудиться, любоваться.

Поля (что делают?) – ширятся, волнуются, шумят, расцветают.


Активизация словаря признаков: великая, могучая, большая, дружная, сильная, добрая, красивая, любимая, безбрежные, бескрайние, родные.


Активизация и обогащение словаря наречий: легко, красиво, нежно, заботливо, спокойно, неторопливо.


Словарь антонимов: мать-мачеха, широкие-узкие, бескрайние-скудные, мощная – слабая.


Синонимы: Родина, Отчизна, Россия.

Образование существительных в разных падежах.

  1. Родительный падеж множественного числа (В нашей стране много полей, лесов, рек, озер, городов, народов и т. д.)

  2. Творительный падеж единственного и множественного числа (Любуемся полем, лесами, реками, озерами, городами, памятниками, Кремлем, столицей и т. д.)

  3. Предложный падеж единственного и множественного числа. (Расскажи друзьям о лесе, реке, поле, городе., городах, музеях, парках и т. д.)


Образование однокоренных слов.

Лес – лесок, лесничий, лесник, лесная, лесовоз, перелесок.


Образование сложных слов.

Море без берегов – безбрежное. Принимает с радостью гостей – гостеприимная. Добрая воля народа – добровольная. Много наций проживает в стране – многонациональная.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: сторона – сторонушка, поле – полюшко, река – реченька, город – городок и т. д.


Образование относительных прилагательных. Россия – российский характер. Москва – московская площадь. Область – областной центр. Горы – горный район. Правительство – правительственный указ.

Формирование простого предложения по сюжетным картинам, фотографиям (с предварительным их рассматриванием и беседой по содержанию). Москва – самый главный город нашей страны, столица. Главная площадь Москвы называется Красная площадь. На улице много разных домов и цветов. На праздники города украшены флагами и огнями. В Кремле много башен и есть высокая каменная стена. Родные просторы очень красивы во все времена года.


Дополнение рассказа логопеда яркими, точными словами.


Заучивание стихотворений и России, родине.


Заучивание пословиц и поговорок о родной стороне с беседой по их толкованию.

Родная сторона-мать, чужая-мачеха. Родная сторона и в горсти мила. На родной сторонушке рад своей воронушке. Родина – мать, ее нужно беречь и охранять.

Формирование мелкой моторики: раскрашивание картинок в альбомах для раскрашивание по теме. Обведение силуэтов разных зданий, памятников.


Развитие слухового внимания. Игра «Назови лишнее слово. Страна, Отчизна, улица, Родина. Площадь, человек, памятник, музей. Парк, сквер, бульвар, скамейка.


Развитие слухового восприятия. Узнавание песен о Родине по наигранной мелодии. Прослушивание гимна России с подпеванием к нему слов.


Развитие ассоциативного мышления: подбор картинки к слову, объяснение выбора.


Формирование общей моторики – физкультминутка (слова по тексту):

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей (А. Прокофьев)


Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звуки А, У»

Закрепить правильное произнесение звуков А, У, образ букв А, У. Формировать понятие «гласный звук». Формировать навык чтения, анализ и синтез звукосочетаний АУ, УА. Формировать графические навыки. Развивать общую и артикуляционную моторику, речевой выдох, слуховое и зрительное внимание.



28 октября-2 ноября 2024 года. Лексическая тема «Москва – столица нашей Родины»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: Москва, столица, площадь, улица, бульвар, проспект, музей, театр, мавзолей, парк, стадион, Кремль, зоопарк, метро, район, правительство.


Активизация и обогащение глагольного словаря: располагаться, гордится, любить, восторгаться, смотреть, воспевать, изображать, жить, учиться, защищать, трудиться, любоваться.


Активизация словаря признаков: огромный, главный, столичный, древний, нарядный, многолюдный, радостный, приветливый, гостеприимный.


Активизация и обогащение словаря наречий: красиво, современно, удобно, комфортно, уютно, тепло, интересно, весело, дружно.

Образование существительных в разных падежах.

1. Родительный падеж множественного числа (В Москве много площадей, театров, парков, бульваров, памятников, набережных и т. д.)

2. Творительный падеж единственного и множественного числа (Любуемся Москвой, Кремлем, мавзолеем, зоопарком, театрами, бульварами, стадионами и т. д.))

3. Предложный падеж единственного и множественного числа. (Расскажи друзьям о Москве, Кремле, мавзолее, зоопарке, скверах, театрах, музеях, проспектах т. д.)


Образование однокоренных слов.

Москва – москвич, московский, Московия, Подмосковье. Театр – театральный билет, театральная премьера.


Согласование прилагательного с существительным в числе и падеже, подбор признаков к предмету.

Москва – столица России -…российская столица. Народ, живущий в Москве – … московский народ. Кремль на Красной площади – …московский кремль. Памятники в Москве – …московские памятники. Зоопарк в Москве – …московский зоопарк. Окна в Москве – …московские окна. Театры в Москве – московские театры.


Подбор точных слов к предложению, начатому логопедом (с использованием картинного материала): На Красной площади расположены… (мавзолей, собор Василия Блаженного). Москвичи и гости столицы часто посещают…(музеи, театры, зоопарк, Кремль, Красную площадь, стадионы, памятники).


Составление небольшого рассказа о Москве по сюжетным картинкам и образцу логопеда. Москва – главный город нашей страны. Центром столицы является Красная площадь. Рядом с ней расположен Московский кремль. Здесь заседает наше правительство. В Москве много музеев, театров, площадей, парков и набережных. Улицы Москвы - широкие. На них много красивых зданий и цветов. Я горжусь Москвой.


Чтение и заучивание коротких стихов о Москве с пояснением их содержания.

Формирование мелкой моторики: раскрашивание картинок, обведение пластиковых трафаретов по теме Москва.


Развитие зрительного внимания и конструктивного праксиса: складывание разрезных сюжетных картинок с достопримечательностями города.


Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки: игры – «Угадай, чей голосок?», «Что звучит?», «Что слышно в городе? (фонограмма шумов)»


Развитие речеслуховой памяти – запоминание и повторение пословиц и поговорок о Москве:

Москвой-столицей народ гордится.

Москва – всем городам мать.

Кто в Москве не бывал – красоты не видал.

Москва, что гранит, - никто не победит.

За Москву-мать не страшно умирать.



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква И (знакомство)»

Познакомить со звуком и буквой И. Закрепить понятие «гласный звук». Учить произносить звук И длительно, громко, тихо, с различной интонацией, выделять из начала слов. Учить ориентироваться относительно своего тела. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, общую и артикуляционную моторику.



5-8 ноября 2024 года. Лексическая тема «Родной город»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: Рязань, город, площадь, улица, музей, переулок, проезд, театр, парк, стадион, Кремль, район, набережная, поселок, здания, школа, детский сад, завод, фабрика.


Активизация и обогащение глагольного словаря: располагаться, гордится, любить, восторгаться, смотреть, воспевать, изображать, жить, учиться, защищать, трудиться, любоваться.

шумят, расцветают.


Активизация словаря признаков: родной, древний, нарядный, многолюдный, радостный, приветливый, гостеприимный.


Активизация и обогащение словаря наречий: красиво, современно, удобно, комфортно, уютно, тепло, интересно, весело, дружно.

Образование существительных в разных падежах.

1. Родительный падеж множественного числа (В Рязани много площадей, театров, парков, скверов, памятников, музеев, школ и т. д.)

2. Творительный падеж единственного и множественного числа (Любуемся Рязанью, Кремлем, набережной, театрами, зданиями, парком, цветниками и т. д.))

3. Предложный падеж единственного и множественного числа. (Расскажи друзьям о Рязани, Кремле, детском саде,

скверах, театрах, музеях, улицах и т. д.)


Образование однокоренных слов.

Рязань – рязанка, рязанец, Рязанский Кремль, Рязанская область, Рязанщина, рязаночка.


Согласование прилагательного с существительным в числе и падеже, подбор признаков к предмету.

Рязань – областной центр – Рязанская область; Кремль в Рязани – Рязанский Кремль; просторы в Рязани – рязанские просторы; завод в Рязани – рязанский завод.


Образование глаголов совершенного и несовершенного вида: школа строится – школа построилась, деревья подстригают – деревья подстригли и т. д.

Подбор точных слов к предложению, начатому логопедом (с использованием картинного материала): На Театральной площади находятся магазин и … Драматический театр. В парке им. Гагарина много деревьев и …кустарников. На набережной реки Трубеж есть Колокольня и … Кремль. И т. п.


Пересказ рассказа о Рязани по картинному плану. Мой родной город называется Рязань. Рязань очень красива. В городе много парков, театров, площадей, музеев и разных зданий. На берегу реки Трубеж располагается Рязанский Кремль. В Кремле есть высокая колокольня и много соборов. Все рязанцы любят свой родной город и гордятся им.


Чтение и заучивание стихов о Рязани, написанных школьниками (см. стихи с городского конкурса школьников в 2012 г).

Формирование мелкой моторики: обведение по точкам и пунктирным линиям зданий разнообразной архитектуры и закрашивание их, не выходя за контур. Выкладывание из мозаики и настольного конструктора дорожек по теме «Тротуар родного города».


Развитие зрительного внимания и конструктивного праксиса: игры с разрезными картинками разной конфигурации (6 – 7 частей) по теме.


Формирование общей моторики – физкультминутка:

Нет на свете Родины красивей (дети шагают на месте) -

Боевой страны богатырей (изображают богатырей).

Вот она, по имени Россия (шагают на месте),

От морей простерлась до морей. (А. Прокофьев)



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква И (продолжение)»

Учить ориентироваться на листе бумаги. Закрепить понятия «звук», «гласный звук». Закрепить зрительный образ буквы И. Учить выделять звук И из начала слова. Развивать просодическую сторону речи, внимание, память, общую и мелкую моторику, графические навыки.



11-15 ноября 2024 года. Лексическая тема «Моя семья»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: брат, сестра, отец, папа, мать, мама, бабушка, дедушка, семья родственники, родители, дети, работа, забота.


Активизация глагольного словаря: любить, готовить, помогать, стирать, работать, чинить, жить, заботиться.


Активизация словаря признаков: старший, младший, дружный, заботливый, внимательный, добрая, ласковая, нежна, молодая, старенькая, радостный, приветливый, добрый, заботливый, ласковый.


Активизация и обогащение словаря наречий: дружно, ласково, уютно, тепло, интересно, весело, дружно.


Антонимы: молодой-старый, высокий-низкий, большой-маленький.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мамочка, дедулечка, бабулечка и др.


Образование существительных множественного числа в именительном, родительном, дательном, творительном, предложных падежах. Родители любят своих детей. Они читают детям сказки. Мама и папа гордятся своими детьми. В семье заботятся о детях.


Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. Один брат, два брата, пять братьев. Одна сестра, две сестры, пять сестер и т. д.


Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Мама стирала детское белье. Мама постирала детское белье.


Образование однокоренных слов. Брат – братик, братишка, браток, братский.


Формирование сравнительной степени прилагательных: старший (старше), младший (младше), большой (больше), молодой (моложе) и др.

Формирование навыков диалогической речи. Драматизация сценок из семейных отношений. Беседа. Кто привел тебя в детский сад? Кто остался дома? Кто ушел на работу? Как назвать всех вместе – маму, папу, тебя, бабушку, брата…? (Семья)Кто ты для мамы (папы, бабушки, дедушки, брата, сестры)?


Формирование простого распространенного предложения с опорой на поставленный вопрос и картину: Что делает бабушка? Бабушка вяжет внукам теплые носочки. Что делает папа? Папа читает на диване газету. Что делает мама? Мама готовит посуду для ужина. И др.


Составление рассказов о маме, папе по картинному плану и образцу воспитателя.


Загадывание загадок о семье, пословицы по теме.

Формирование мелкой моторики: раскрашивание картинок, проведение линий в разных направлениях.

Пальчиковая игра «Наша семья»:

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.


Развитие способности узнавать и различать звуки: игры – «Угадай, чей голосок?», «Хлопни, когда услышишь слово со звуком А (мама, брат, сестра), И (стирка, игра, Ира), У (ужин, умывается, утро)»



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звуки и буквы А, У, И»

Уточнить и закрепить правильное произнесение звуков А, У, И. Уточнить и закрепить понятие «гласный звук». Учить выделять гласный звук из начала слова. Учить анализу, синтезу и чтению звукосочетаний АУ, УА, ИА, УИ. Учить работать с кассой букв. Формировать графические навыки. Развивать мелкую и общую моторику, зрительное и слуховое внимание, память.



18-22 ноября 2024 года. Лексическая тема «Игрушки»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: игрушки, пирамидка, волчок, матрешка, неваляшка, погремушка, кубики, конструктор, машина, кораблик, самолет, фабрика, магазин, обруч, мяч, шар.


Активизация глагольного словаря: прыгать, катать, вращать, играть, надувать, складывать, строить, убирать, разбрасывать, делиться.


Активизация словаря признаков: игрушечный, любимый, мягкий, маленький, большой, стеклянный, железный, пластмассовый, резиновый, деревянный, глиняный, круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, плюшевый.


Активизация и обогащение словаря наречий: интересно, много, мало, тихо, шумно, весело, дружно

Антонимы: большой-маленький, мало-много, крупный-мелкий, яркий-блеклый, мягкий-жесткий.

Синонимы: волчок – юла.

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: мяч большой, кукла нарядная)

Образование множественного числа : шар-шары, машина-машины

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: одна матрешка, моя кукла, много мячей.

Предложно-падежное управление (родительный, дательный, творительный, предложный падежи)

- Из чего сделаны игрушки? (предлог «из»: из пластмассы)

- Игрушечная мастерская (предлог «без»: машина без колеса)

- Кому подарили? (Подарили Ване, маме)

- С чем играют? (предлог «с» : с машиной, с мячом)

- Убери игрушки (предлоги «в», «на», в ящик, на полку)


Словообразование:

1) прилагательных от существительных (фабрика-фабричный)

2)приставочных глаголов (уехал, объехал)

3)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (машина-машинка)


Подбор родственных слов: машина, кукла, игра

Преобразование глаголов несовершенного вида в глаголы совершенного вида. Мальчик и девочка играют в кубики. Мальчик и девочка поиграли в кубики. Друзья строят из кубиков большой дом. Друзья построили из кубиков большой дом.

Составление описательного рассказа о мяче (кукле, воздушном шаре) по картинно-графическому плану. Это большой, красный, круглый, резиновый мяч . И т. д.


Рассказ по сюжетной картине. Игра «Посмотри и расскажи».

-Куда пришли дети? (дети пришли в детский сад).

-Что катает Петя? (Петя катает паровозик).

-Что собирают Таня и Вова? (Таня и Вова собирают железную дорогу).

-Что строят Коля и Катя? (Коля и Катя строят деревянный дом).

-Нравится ли ребятам играть в игрушки? (Ребятам нравится играть в игрушки). Рассмотреть картинно-графический план рассказа, дать образец рассказа по нему, попросить его пересказать. Дети пришли в детский сад. Петя катает паровозик. Таня и Вова собирают железную дорогу. Коля и Катя строят деревянный дом. Детям нравится играть с игрушками.


Построение простого распространенного предложения по данной теме.


Придумывание загадок-описаний (Сначала взрослый дает 1-2 образца, затем дети придумывают по аналогии свои описания.).

Согласование слов с движениями - физкультминутки «Лошадка», «Мячик» А. Барто:

Лошадка


Я люблю свою лошадку,

Скачут на воображаемой лошадке.


Причешу ей шерстку гладко,

Поглаживающие движения по телу.


Гребешком приглажу хвостик,

Приглаживают «хвостик».


И верхом поеду в гости.

Скачут на «лошадке по кругу.



Развитие мышления, памяти: Игра «Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет».)

Классификация: пластмассовые, железные, резиновые

Проблемные вопросы:

- почему взрослые не играют в игрушки?

- почему так называют: неваляшка, грузовик, скакалка

Игра «4-ый лишний»:

- игрушки-нет

- круглые игрушки – нет

- деревянные игрушки-нет

Объяснение значения выражения:

- крутиться, как юла



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква Э (знакомство)»

Познакомить со звуком и буквой Э. Учить произносить звук правильно и длительно. Закрепить понятие «гласный звук». Учить выделять звук Э из начала слова. Формировать графические навыки и умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, речевое дыхание.



25-29 ноября 2024 года. Лексическая тема «Посуда»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Предметный словарь: посуда, кастрюля, сковорода, половник, миска, нож, кружка, ковш, сито, терка, блюдо, тарелка, вилка, ложка, сервиз, блюдце, чайник, ваза, металл, фарфор, стекло, хрусталь, пластмасса. глина, чугун, дерево, серебро, носик, ручка, крышка, стенка, дно, стакан, кувшин, завтрак, обед, ужин, полдник, кухня, столовая, повар.

Глагольный словарь: варить, жарить, чистить, резать, разбивать, вытирать, мыть, накладывать, готовить, кушать, тереть, просеивать.

Словарь признаков: хрупкая, прочная, новая, красивая, удобная, стеклянная, чугунная, металлическая, фарфоровая.

Словарь наречий: удобно, горячо, чисто, красиво.

Антонимы: острый-тупой, чистый-грязный, глубокая-мелкая, хрупкая-прочная, пустой-полный.

Синонимы: столовая-зал-гостиная

Многозначность: ковш, столовая, ручка, носик

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: тарелка глубокая)

Образование множественного числа : чашка-чашки, ложка-ложки

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: один нож, моя чашка, много вилок

Предложно-падежное управление (родительный, дательный, творительный, предложный падежи)

- старая посуда (предлог «без»: сковорода без ручки, чайник без носика

- обед (предлог «из»: достанем котлеты из сковородки, нальем суп из кастрюли)

- битая посуда (разбили чашку, стакан, блюдце)

- накроем на стол (предлог «в»: конфеты в конфетницу, салат в салатницу)

- порежем ножом (хлеб, колбасу, СЫР)

- с чем тарелки? (предлог «с»: с салатом, с супом)

- готовим обед (заправим салат маслом, хлеб нарежем

ножом)

- налей сок (предлог «в»: в чашку, в стакан)

Словообразование:

1) прилагательных от существительных (стекло-стеклянный)

2) наречий от прилагательных (красивый-красиво, удобный-удобно)

3)приставочных глаголов (поставим, переставим)

4)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка-чашечка, ложка-ложечка, тарелка-тарелочка, терка-тёрочка, бокал-бокальчик)

5) глаголов от существительных (перец-перчить, соль-солить)

6)существительных от существительных (салат-салатница, соль-солонка, кофе-кофейник, сухарь-сухарница)

7)сложных слов (домохозяйка, скороварка, скороварка, овощечистка)


Подбор родственных слов: соль (солонка, солить, засол, пересолить), перец поперчить, перченый, перечница), салат (салатовый).


Загадки-описания. Игра «Отгадай-ка». Поставить несколько тарелок из разного материала и дизайна. Попросить дать тарелку. Выяснить, чем вызвано затруднение в выполнении данного задания – надо точно знать, какая нужна тарелка. Мне нудна плоская, стеклянная, желтая тарелка с синими цветочками по краям. Мне нужна глубокая деревянная черная миска с рябинками на дне. И т. д.


Описательные рассказы по картинно-графическому плану с предварительным его разъяснением. Это чайник. Он среднего размера, металлический, белый в красный горошек. У чайника есть носик, ручка и крышка. В чайник наливают разные напитки: чай, кисель, кофе, молоко.


Сравнительно-описательные рассказы с противительным союзом «А». Зеленая кастрюля большая, а белая – маленькая. Стеклянный бокал высокий, а пластмассовый – низкий. Эти тарелки праздничные, а эти – повседневные. И т.д.


Рассказы по темам:

- зачем нужна посуда?

- накроем стол

- сказка о любом предмете посуды

- если бы я был чайником…


Формирование распространенного предложения по теме - упражнение «Сервируем стол». Ответить на вопросы:

Для чего нужна посуда? Что нужно сделать перед тем, как сесть за стол кушать? Куда нужно поставить хлебницу ( тарелки, ложку, вилку, салатник, молочник, чашку, блюдце)?


Загадывание и припоминание загадок про посуду, загадывание их друг другу.

Пальчиковая гимнастика на тему «Посуда», шнуровка., обведение прямых и волнистых пунктирных линий, предметов по контуру, дорисовывание симметричных предметов, раскрашивание предметов.


«Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет».)


Классификация: чайная, кухонная, столовая, фарфоровая, металлическая, хрупкая, прочная.


Проблемные вопросы:

- что будет, если на плиту поставить кастрюлю, чашку, стакан, глиняный салатник, деревянную миску?

- почему так называют: солонка, терка, масленка, хлебница, соусник, кофейник, чайник, салатник, селедочница, конфетница, мясорубка, домохозяйка, молочник, скороварка.


Игра «4-ый лишний»

- чайная – столовая посуда,

- стеклянная посуда – нет,

- посуда, которая бьется – посуда, которая не бьется.


Объяснение значения выражений:

- носить воду решетом

- не в своей тарелке

- толочь воду в ступе


Узнавание и различение неречевых звуков, дифференциация речевых и неречевых звуков. Д/и «Молчанка», «Слушание звуков природы (аудио)», «Поймай звук»., «Доскажи словечко», «Узнай по звуку», «Назови, какой инструмент звучит», «Прятки» (ориентировка на силу звука: громко – при приближении к игрушке, тихо – при удалении от нее), «Слово короткое и длинное(моделирование)», «Угадай, что звучит», «Кто позвал?»



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква Э (продолжение)»

Закрепить понятие «гласный звук». Учить выделять звук Э из начала слова. Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепить зрительный образ буквы Э. Учить ориентироваться на листе бумаги. Развивать внимание, память, слуховое восприятие, общую и мелкую моторику.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарный план в старшей группе. Сентябрь - ноябрь

Автор: Медведева Галина Алексеевна

Дата: 24.03.2025

Номер свидетельства: 667304

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Перспективный план работы старшего воспитателя ДОУ "
    ["seo_title"] => string(57) "pierspiektivnyi-plan-raboty-starshiegho-vospitatielia-dou"
    ["file_id"] => string(6) "243905"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445853632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства