kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарный план в старшей группе для детей с ТНР. Декабрь - февраль.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю календарный план логопедической работы в старшей группе для детей с ТНР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарный план в старшей группе для детей с ТНР. Декабрь - февраль.»

2-6 декабря 2024 года. Лексическая тема «Домашние животные»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Предметный словарь: животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребенок, кошка, кот, собака, пес, щенок, котенок, верблюд, осел, олень, свинья, кабан, поросенок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда.

Глагольный словарь: мычать, блеять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить.

Словарь признаков: крупный, мелкий, большой, маленький, полезный, короткий, горбатый, умный, пушистый, верный, быстрый, густой.

Словарь наречий: быстро, медленно, жалобно, тонко, полезно, тепло.

Антонимы: маленький-большой, крупный-мелкий, быстро-медленно

Многозначность: хвост, конь

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: кошка-пушистая)

Образование множественного числа : конь-кони, коза-козы, корова-коровы.

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: один кот, мой пес, много коров, несколько поросят).

Предложно-падежное управление (родительный, дательный, творительный, предложный падежи):

- угощение (предлог «для»: кость для собаки, молоко для кота)

-у кого кто? (предлог «у»: у коровы теленок, у козы козленок)

- накормим животных (корову сеном, собаку мясом)

- где живут? (предлоги «в», «на»: собака в конуре, конь на конюшне)

-детеныши играют в прятки (предлоги «в», «на», «за», «под», «у»).


Словообразование:

1) прилагательных от существительных (коза-козий)

2)приставочных глаголов (ускакать, прискакать)

3)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (собака-собачка)

4)существительных от существительных (конь-конюшня, конюх; кот-котенок)

5)прилагательных от словосочетаний (день с солнцем-солнечный)

6) глаголов от звукоподражаний(мычать, хрюкать, гавкать, рычать).


Подбор родственных слов: корова (коровушка, коровка, коровенка, коровий, коровник), теленок (телятник, телячий, теленочек, телятница), конь (конек, кони, конёчик, конюшня, конюх), кот (котик, котишка, котенок, кошачий, кошка).



Рассмотреть картину «В телятнике» и предложить детям ответить на вопросы: - Кто это? (Это дети.)

- К кому пришли дети?

- Где живут телята? (Телята живут в телятнике.)

- Кого много в телятнике?

- По кому соскучились дети?

- Кого они кормят (поят)?

- За кем ухаживают?

- О ком заботятся?


Предложить детям дать полные ответы на вопросы:

- Что делает Вика? (Вика поит теленка водой.)

- Почему Вика поит теленка водой? (Вика поит теленка водой, потому что теленок хочет пить.)

- Что делает Петя? (Петя кормит теленка травой.)

- Почему Петя кормит теленка травой? (Петя кормит теленка травой, потому, что теленок голодный.)

- Что делает Коля? (Коля поит теленка молоком.)

-Почему Коля поит теленка молоком? (Коля поит теленка молоком, потому что теленок маленький.)


Прочитать детям рассказ, попросить пересказать его и придумать название:

У Пети, Вики и Коли мама работает на ферме. Она телятница. Дети пришли в телятник и помогают маме ухаживать за телятами. Вика поит черного теленка водой. Петя кормит белолобого теленка травой. Коля поит черноголового теленка молоком. Дети хорошо заботятся о телятах. У мамы растут замечательные помощники.


Массаж фаланг пальцев бельевой прищепкой. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха0. После первого двустишия – смена рук:

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Ноя же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»


Развитие мышления, памяти, логики:

Игра «Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет».)

Проблемные вопросы:

- смогут ли домашние животные выжить на воле?

- почему?

- почему так называют: конюшня, свинарник, телятница

Объяснение значения выражений:

- как корова языком слизала

- как кошка с собакой

-покупать кота в мешке

- держать в ежовых рукавицах.


Игры на восприятие цвета, формы, размера:

- узнай изображения по контуру

- узнай предмет по его части

- для кого угощение?

- найди мам детенышам

- кого чем покормила хозяйка.

- 4-ый лишний

- дикие животные-домашние животные

- взрослые животные-детеныши



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква О»

Познакомить со звуком и буквой О. Закрепить понятие «гласный звук». Учить произносить звук О длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией, выделять из начала слов. Учить ориентироваться на листе бумаги, формировать графические навыки. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.




9-13 декабря 2024года. Лексическая тема «Дикие животные»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Предметный словарь: животные, звери, волк, волчица, лиса, лис, белка, еж, ежиха, заяц, барсук, медведь, медведица, лось, олень, рысь, бобр, леопард, носорог, бегемот, тигр, слон, крокодил, зебра, буйвол, антилопа, верблюд, кенгуру, обезьяна, северный олень, белый медведь, песец, морж, тюлень, морской котик, пасть, клыки, морда, брюхо, шерсть, лапы, хвост, грива, кости, рога, хобот, копыта, нора, логово, гнездо, дупло, берлога, саванна, лес, джунгли, льдина, Север, хищник, охотник.

Глагольный словарь: нападать, защищать, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть.

Словарь признаков: полосатый, свирепый, хищный, травоядный, всеядный, гордый, сильный, трусливый, хитрый, маленький, крупный, слабый, белый, неуклюжий, пятнистый..

Словарь наречий: сильно, быстро

Антонимы: маленький-большой, крупный-мелкий, высокий-низкий, трусливый-храбрый, добрый-злой, неповоротливый-проворный, короткий-длинный.

Многозначность: заяц (дикое животное, безбилетный пассажир), морж (дикое животное Севера; очень закаленный человек, зимой плавающей в ледяной проруби).

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: заяц-трусливый)

Образование множественного числа : волк-волки, медведь-медведи.

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: один заяц, мой еж, много белок)

Предложно-падежное управление (родительный, дательный, творительный, предложный падежи)

- кто у кого? (предлог «У»: у белки бельчата)

- кто с кем (предлог «С»: медведица с медвежатами)

- кто чем защищается? (ежик защищается иголками, лось рогами..)

- кем нарядимся на Новый Год? (нарядимся зайцами)

- где живут? (предлог «в»: лиса живет в норе)

- кто где прячется? (предлоги «в», «на», «за», «под»


Словообразование:

1) прилагательных от существительных (заяц-заячий)

2)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белка-белочка)

3)существительных от существительных (медведь-медведица, медвежонок)

Подбор родственных слов: лес, лист, дуб, береза, гриб, дерево.


Образование притяжательных прилагательных – упражнение «Чей дом?». Используя предметные картинки (нора, дупло, логово, берлога), предложить детям ответить на вопросы:

- В этой норе живет лиса (еж, барсук).

Чья это нора? Это лисья нора. И т. д.

- В этой берлоге живет медведь. Чья это берлога?

- В этом дупле живет белка (рысь). Чье это дупло?

- В этом логове живет волк. Чье это логово?

Упражнение «Подумай и скажи». Дать полные ответы по предметным картинкам. Чей хвост длиннее, лисий или заячий? Чей хвост короче, волчий или медвежий? Чьи копыта больше, оленьи или кабаньи? Чьи ноги толще, заячьи или волчьи? Чьи уши длиннее, заячьи или медвежьи? И т. д.

Пересказ рассказа с опорой на сюжетные картинки.

Ежиная семейка

В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата без нее сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе. - Аня, не трогай их, - сказал Егор, - ежата совсем еще маленькие.

- Я только поглажу ежат, - ответила Аня.

На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пуста. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место.

Вопросы:

1. Где жила семья ежей?

2. Почему ежата часто оставались одни и как они себя вели?

3. Кто нашел ежат?

4.Что случилось на следующий день?


Построение простого распространенного предложения по данной теме. Серый волк живет в логове. Лиса живет в норе. Медведь живет в берлоге. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустом. Барсук живет в норе. Ежик живет в норке.

Послушать рассказ: «В лес у живет большой бурый медведь. Медведь очень любит лето. Летом он с удовольствием ест ягоды и лакомится медом. Зимой медведь спит в берлоге.»


Рассмотреть опорные картинки и составить по ним пересказ. (См. Н. Арбекова. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР, с. 19.


Рассматривание картинок и прослушивание рассказа «Заячья шубка». Составление пересказа по картинкам. Рассказать по порядку, что было сначала, что потом, чем все закончилось. (См. там же, с. 21)

Пальчиковое упражнение с пластиковой решеткой.

Для выполнения данного упражнения можно взять решетку для раковины (обычно она клетчатая по строению) или расчертить в клетку 2х2 см лист бумаги. Ребенок ходит указательными и средними пальцами, как ножницами, по этим клеткам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками: «В зоопарке мы бродили…»


Развитие мышления, внимания, памяти:

Игра «Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет».)

Классификация: хищники, травоядные, всеядные, животные Севера, жарких стран, средней полосы.

Проблемные вопросы:

- кто бывает храбрый и трусливый ( в каких случаях)?

Кто проворный и неуклюжий?

Почему так называют: носорог, зоопарк, травоядный, всеядный.

Объяснение значения выражений:

- гоняться за двумя зайцами

- вертеться как белка в колесе

-волк в овечьей шкуре

-сделать из мухи слона

- держать в ежовых руковицах.


Игры на восприятие цвета, формы, размера:

- узнай изображения по контуру

- узнай предмет по его части- для кого угощение?

- кто кого боится?

- 4-ый лишний:

- дикие животные-домашние животные;

- взрослые животные-детеныши



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук О в конце слова»

Закрепить понятие «гласный звук». Закрепить умение выделять звук О в начале слова. Учить выделять звук О в конце слова. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память.





16-20 декабря 2024 года. Лексическая тема «Скоро праздник»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Предметный словарь: елка, Снегурочка, Дед Мороз, подарки, маска, Новый год, хлопушки, украшение, игрушки, традиции, погода, чудеса, карнавал.


Глагольный словарь: наряжать, украшать, дарить, праздновать, ожидать, мастерить, поздравлять, танцевать, петь, веселиться, смеяться.


Словарь признаков: нарядный, елочный, радостный, сказочный, новогодний, таинственный, вкусный, веселый, шумный.


Словарь наречий: празднично, нарядно, красочно, ярко, торжественно, светло, тепло, весело, радостно, тихо, громко, напевно, рано, поздно.


Словарь антонимов: весело-грустно, далеко-близко, радостно-печально, добрый-злой, живая-мертвая, большой-маленький, храбрый-трусливый, хитрый-доверчивый.


Словарь синонимов: буря, метель, пурга.


Подбор признаков к предмету в играх «Скажи какой (-ая, -ое)?

Елка какая ? – Колючая, зеленая, душистая.

Снежинка какая? – Холодная, белая, хрупкая.

Дед Мороз какой? – Добрый, веселый, старенький.

Огоньки какие? – Яркие, вемелые, разноцветные.


Подбор антонимов в игре «Скажи наоборот». Дед Мороз – добрый, а Баба Яга – злая. Эта елка – настоящая, а эта – искусственная. Этот шар - прочный, а этот – хрупкий. Лампочка – горячая, а шар – холодный. И т. д.

Согласование слов в ед. и мн. числе в играх «Посчитай» (одна новогодняя игрушка, две…, пять…)

Образование род, падежа мн.числа в игре «Чего на елке много?» (бус, шаров, фонариков, снежинок).

Образование относительных прилагательных от существительных в игре «Какая игрушка?» (игрушка из резины-резиновая)

Словообразование:

1) прилагательных от существительных (елка - елочные)

2)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (елка-елочка)

3) дидактическое упражнение «Сделай большим (маленьким)» - (мороз-морозец-морозище)

Беседа «Скоро праздник»

- Какое время года наступило?

- Какой праздник бывает зимой?

- Какое дерево наряжают на новый год?

- Кто приходит к детям на новогодний праздник?

-Что приносит детям Дед Мороз?


«Вопросы на засыпку» (развитие умения отвечать полным ответом) например: «Чего больше (меньше) снегопадов или снежинок, зим или зимних месяцев?

Формирование простого распространенного предложения - игровое упражнение «Предложение рассыпалось».

Составление рассказов по картинам: «Новогодний праздник», «украшаем елку».

Пересказ рассказов: «Елка», «Птичья елка» Н. Перовой.

Составление рассказа из личного опыта «Как я украшал новогоднюю елку»

Согласование слов с движениями – упражнение «Белая зима» стихи Н. Бакай:

Пускай снегами все заносит,

Руки через стороны вверх, опустили.

Пускай лютуют холода,

Руки на пояс, повороты туловища .

Зима меня не заморозит,

Плавные ритмичные движения рук

Не напугает никогда.

вверх – вниз.

Зимою белые снежинки

Плавные ритмичные движения рук

Танцуют под моим окном.

из стороны в сторону.

А Дед Мороз свои картинки

Поочередные движения руками

Рисует на стекле ночном.

перед собой вверх-вниз.

Формирование памяти, мышления, внимания:

Д/и «Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет».)

Д/и Что изменилось?, «Что перепутал художник?

Выразительное чтение стихотворений по теме.



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук О в середине слова»

Закрепить понятие «гласный звук». Учить выделять звук О в середине слова. Закрепить умение выделять звук О в начале и конце слова. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мелкую моторику.





23-27 декабря 2024 года. Лексическая тема «Новый год»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация и обогащение предметного словаря: елка, Снегурочка, Дед Мороз, подарки, маска, Новый год, хлопушки, украшение, игрушки, традиции, погода, чудеса, карнавал.


Активизация глагольного словаря: наряжать, украшать, дарить, праздновать, ожидать, мастерить, поздравлять, танцевать, петь, веселиться, смеяться.


Активизация и обогащение словаря признаков: нарядный, елочный, радостный, сказочный, новогодний, таинственный, вкусный, веселый, шумный.


Активизация словаря наречий: празднично, нарядно, красочно, ярко, торжественно, светло, тепло, весело, радостно, тихо, громко, напевно, рано, поздно.


Антонимы: весело-грустно, далеко-близко, радостно-печально, добрый-злой, живая-мертвая, большой-маленький, храбрый-трусливый, хитрый-доверчивый.


Образование существительных множественного числа творительного падежа – игровое упражнение «Украсим елочку» Дети украшают елочку, комментируя свои действия:

Я украшу елочку шарами.

Я украшу елочку бусами.

Я украшу елочку снежинками.

Я украшу елочку мишурой.

Я украшу елочку гирляндой. И т. д.


Образование существительных единственного и множественного числа родительного падежа.

Без чего не может быть нового года? Нового года не может быть без елочки (Деда Мороза, Снегурочки, подарков, песен, сюрпризов, гирлянд, конфетти, улыбок и др.)

Посмотрите на елочку, чего на ней не хватает? На елочке не хватает игрушек (шаров, бус, звезды, наконечника, мишуры, хлопушек, огоньков, дождика, мишуры и др.)


Образование существительных единственного и множественного числа дательного падежа – игровое упражнение «Подарки в новогоднем лесу». Дед Мороз позаботился о подарках для лесных жителей. Кому он что приготовил? Это морковка. Морковку нужно подарить зайчику. Это орешки. Орешки нужно подарить белочке. Это косточка. Косточку нужно подарить волку. И т. д.


Образование относительных прилагательных. Ком из снега – снежный ком. Герой из сказки – сказочный герой. Елка из леса – лесная елка.


Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида единственного и множественного числа.

Дети водят хоровод вокруг елки. Дети водили хоровод вокруг елки. Дед Мороз дарит детям подарки. Дед Мороз подарил детям подарки. И т. д.


Согласование существительных с местоимениями в роде и числе: моя группа, мой стол, мои игрушки, мое место.

Упражнение «Послушай, посмотри, перескажи». Предложить детям послушать рассказ и пересказать его с опорой на картинно-графический план.

Новогодний праздник в детском саду (По Т. Бардышевой). Пришла зима. Скоро наступит Новый год. В детском саду нарядили высокую, зеленую, пушистую елочку. Елку украсили разноцветными шарами, бусами, флажками, хлопушками и мишурой. На новогодний праздник к ребятам пришли Дед Мороз и Снегурочка. Дети в карнавальных костюмах водили вокруг елки хоровод, пели песни, читали стихи, танцевали. Дед Мороз подарил детям подарки. На празднике было очень весело.


Упражнение «Дети наряжают ёлку». Предложить детям ответить на вопросы с использованием картинно-графических схем предложений и сказать, какая елка стоит в зале.


Игра «Укрась елку». Рассмотреть с детьми елку, уточнить, какими игрушками они ее будут наряжать и составить предложения по предложенной модели. Игрушки дети выбирают самостоятельно и вешают их на елку. Я украшу елочку блестящим шариком. Я украшу елочку разноцветными флажками. Я украшу елочку голубой бабочкой. Я украшу елочку стеклянными часами. И т.д.


Согласование слов с движениями – упражнение «Мороз Красный нос»:

Ой, Мороз Красный нос,

Мы тебя все знаем. (Хлопки в ладоши)

И тебя, дед Мороз,

Радостно встречаем. (Руки на поясе, наклоны туловища вперед)

Ой, Мороз Красный нос,

Песню запеваем. (Хлопки руками)

И тебя в хоровод

К детям приглашаем. (Приседания)

Ой, Мороз Красный нос,

Бей сильней в ладоши. (Хлопки в ладоши)

А у нас веселей

Затанцуют ножки! (Выставляем поочередно ноги на пятки)

Я, Мороз Красный нос

С белой бородою. (Хлопки в ладоши)

Ущипну, так до слез,

Не шути со мною. (Грозит пальчиком)

Для чего, почему

Должен я сердиться? (Разведение рук в стороны)

Я пришел к вам друзья,

Чтобы веселиться! (Хлопки в ладоши)


Формирование зрительного внимания, памяти, логического мышления.

Игра «Что перепутал художник?» - найти несоответствие в картинках по теме.

Игра «Четвертый лишний» - объяснить, что не подходит к названным предметам и почему.

Игра «Съедобное-несъедобное» - классификация предметов по данному признаку.



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звуки и буквы О, У»

Закрепить понятие «гласный звук». Учить выделять звуки О, У из начала, середины и конца слова. Закрепить зрительные образы букв О, У. Формировать графические навыки. Развивать просодическую сторону речи, внимание, память, общую и мелкую моторику.





13 – 17 января 2025г. «Зима. Сезонные изменения в природе»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

.Предметный словарь: зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снегопад, снеговик, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, каток, снежки, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год, кормушка, узоры, январь, февраль, декабрь, иней, буран, следы.


Глагольный словарь: падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть.


Словарь признаков: холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, зимний.


Словарь наречий: холодно, морозно, зябко, празднично, нарядно, красочно, темно.


Антонимы: холодный-теплый, хрупкий-крепкий.


Синонимы: метель-вьюга-пурга; снежок-комок.


Многозначность: каток (ледяная площадка для катания на коньках; специальный транспорт для укладки асфальта)

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: зима морозная, снеговик смешной, вьюга злая, ветер колючий…).


Образование множественного числа существительных : снежинка-снежинки, мороз-морозы, сугроб-сугробы, ветер-ветры, заморозок-заморозки.


Согласование числительных, местоимений с существительными: одни санки, мои коньки, много санок, несколько катков, пять сугробов, два снеговика;


Предложно-падежное управление (родительный, дательный, творительный, предложный падежи):

- из чего нос у снеговика? (предлог «из»: из морковки, из палочки, из шишки…);

- на чем лежит снег ? (предлог «на»: на деревьях, на крышах, на домах…);

- о чем мечтает снеговик? ( о холоде, морозе, зиме…).


Словообразование:

1) прилагательных от существительных (зима-зимний, заяц-заячий, снег-снежный, мороз-морозный…);

2)приставочных глаголов (слепить, вылепить, прилепить, отлепить);

3)сложных слов (снегокат, гололед, снегопад, горнолыжник);

4)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (мороз-морозец, снег-снежок, метель-метелица, погода-погодка);


Подбор родственных слов: зима (зимушка, зимовье, зимний, озимь), снег (снежок, снежинка, снеговик, снежный, подснежник), мороз (морозить, мороженое, заморозки, морозный), лед (ледяной, ледышка, ледянка, гололед), лыжи (лыжник, лыжня, лыжный), холод (холодный, холодильник, холодок)


Формирование распространенного предложения при рассматривании сюжетной картины «Зима» - упражнение «В гости к нам пришла зима». Выделить признаки зимы, предложить ответить на вопросы:

- Какое это время года?

- Как греет солнце?

- Что падает на землю?

- Что бывает зимой? (Морозы, метели, снегопады, гололедица, вьюга…)

Как становится на дорогах? (На дорогах становится очень скользко.)

- Что случилось с реками, прудами и другими водоемами?

- Какие стоят деревья?

- Во что одеваются люди зимой?

Соотнести ответы детей с картинным планом рассказа.


Самостоятельные пересказы детей с опорой на картинный план (по Т. Бардышевой). Пришла зима. Солнце не греет. Идет снег. На улице сильный мороз. На дорогах становится скользко. Реки покрыты льдом. Деревья стоят голые, без листьев. Люди надели теплую одежду и обувь. Зайцы и белки поменяли свои шубки. Ежи и медведи спят всю зиму.


Игра «Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет».)

Формирование мелкой моторики: шнуровка., обведение прямых и волнистых пунктирных линий, предметов по контуру, дорисовывание симметричных предметов, раскрашивание предметов


Согласование слов с движениями – упражнение «Я мороза не боюсь».


Развитие памяти, мышления, внимания:

Классификация: «зимние» предметы, зимняя одежда.

Проблемные вопросы:

- почему взрослые не играют в игрушки?

-почему так называют: гололед, сосулька, снегопад, поземка, каток, кормушка

Объяснение значения выражений:

- как сохранить зиму?

- что будет, если зимой не выпадет снег?

- что хорошего, что плохого в таком явлении как снег?


Игры на восприятие цвета, формы, размера:

- узнай изображения по контуру;

- чудесный мешочек;

- выбери картинки с изображением зимы;

-выстрой ассоциативную цепочку к слову «зима».


Загадывание и отгадывание загадок по теме.



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква М (знакомство)»

Учить произносить звук М, выделять его среди других звуков в слогах и словах. Закрепить понятие «гласные звуки». Формировать понятие «согласный звук». Формировать различение понятий «звук» - «буква». Формировать фонематическое восприятие, память, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, графические навыки.


20 - 24 января 2025г. «Зима в лесу»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Предметный словарь: животные, спячка, берлога, логово, нора, звери, волк, волчица, лиса, лис, белка, еж, ежиха, заяц, барсук, медведь, медведица, лось, олень, рысь, бобр, леопард, носорог, бегемот, тигр, слон, крокодил, зебра, буйвол, антилопа, верблюд, кенгуру, обезьяна, северный олень, белый медведь, песец, морж, тюлень, морской котик, пасть, клыки, морда, брюхо, шерсть, лапы, хвост, грива, кости, рога, хобот, копыта, гнездо, дупло, лес, джунгли, льдина, Север, хищник, охотник.

Глагольный словарь: спать, голодать, охотиться, сосать, нападать, защищать, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть.

Словарь признаков: полосатый, свирепый, хищный, травоядный, всеядный, гордый, сильный, трусливый, хитрый, маленький, крупный, слабый, белый, неуклюжий, пятнистый..

Словарь наречий: сильно, быстро

Антонимы: спать-бодрствовать, охотиться-защищаться, маленький-большой, крупный-мелкий, высокий-низкий, трусливый-храбрый, добрый-злой, неповоротливый-проворный, короткий-длинный.


Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: голодная зима, уютная нора, теплое логово, голодный волк, сонный медведь…)

Образование существительных множественного числа : берлога-берлоги, логово-логова, нора-норы, зверь-звери, лес-леса, зима-зимы, холод-холода.

Образование притяжательных прилагательных – игра «Кто спрятался?»

Это лисий хвост. За елью прячется лиса.

Это заячий хвост. Под кустом прячется заяц.

Это олений хвост. За сосной спрятался олень.

Это беличий хвост. В дупле прячется белка.

Это волчий хвост. В снегу прячется волк. Это лосиный хвост. В чаще леса прячется лось.

Это рысий хвост. На дереве притаилась рысь.


Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными – игра «Кто чем питается?» (с использованием предметных картинок).

Зайцы зимой питаются корой и ветками деревьев. Белки зимой питаются семенами шишек и сушеными грибами. Лисы зимой питаются мышами-полевками. Волки зимой питаются зайцами и другими животными. Олени и лоси зимой питаются мхом, травой и ветками.


Предложно-падежное управление:

- Кто у кого? (предлог «У»: у белки бельчата…)

- Кто с кем? (предлог «С»: медведица с медвежатами…)

- Кто чем защищается? (ежик защищается иголками, лось рогами…)

- Кто где живет? (предлог «в»: лиса живет в норе …)

- Кто где прячется? (предлоги «в», «на», «за», «под»).


Словообразование:

1) прилагательных от существительных (охотник-охотничий, хищник-хищный…);

2)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зверь-зверек, нора-норка…)

3)существительных от существительных (медведь-медведица, медвежонок)

Прочитать детям рассказ, задать вопросы и предложить пересказать его.

«Заяц и белка» (По С. Забрамной)

Познакомились как-то летом заяц и белка. Познакомились и подружились.

Прошло лето, настала зима. Белка сделала себе гнездо в дупле на высоком дереве. А заяц устроился около дерева под валежником (сваленные в кучу сухие ветки и сучья). Выглянула белочка из дупла – видит, под деревом белый незнакомый заяц сидит. Не стала она с ним играть, в дупло спряталась. Заяц тоже не узнает белку: его подружка была рыженькая, а из дупла какая-то серенькая белка выглядывает.

И только тогда друзья узнали друг друга, когда снова настало лето.

- Почему зимой заяц и белка не узнали друг друга?

- Как зайцы и белки меняют свои шубки?


Составление рассказа о животных в лесу с использованием графических опор.

- Кто это?

- Где живет в лесу?

- Чем питается зимой?

- Впадает или нет в зимнюю спячку?


Пересказ рассказов с опорой на графическую схему.

Лиса. Лисичка зимой мышкует – мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово! Попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице.

Белка. Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло – белка шубку поменяла: теперь и холода нет и прятаться не от кого – не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.

Пальчиковое упражнение «Зайка и охотник»:

У оленя (руки с растопыренными пальцами приставить к голове – рога)
Дом (руками изобразить крышу над головой)
Большой (раздвинуть руки в стороны, показывая, насколько большой).
Он глядит в свое окно. (Одна рука на уровне груди горизонтально, локоть второй на этой руке, подпираем голову ладонью)
Зайка по лесу бежит (имитировать бег)
В дверь к нему стучит:
“Тук-тук, дверь открой(имитируем стук в дверь)
Там в лесу (кулаком с отогнутым большим пальцем машем через плечо, указывая назад)
Охотник (имитировать прицеливание из ружья)
Злой (скорчить страшную морду)
- Поскорее забегай, (имитировать открывание двери)
Лапку мне давай. (протягиваем руку для рукопожатия)



Развитие внимания, мышления, логики, памяти – дид./игры по теме:

« Что перепутал художник?»- развитие зрительного внимания, памяти.

«Четвертый лишний» - классификация по существенным признакам.

«Собери картинку» -развитие зрительного внимания и логического мышления».

«Хлопни-топни» - развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти, внимания.

«Подбери нужное слово» (из пяти предложенных) – развитие мышления.

«Чудесный мешочек» - развитие тактильной памяти, мышления





Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква М (продолжение)»

Закрепить изученные звуки и буквы. Формировать понятия «гласный звук», «согласный звук», «буква». Учить звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученными буквами. Формировать графические навыки. Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.





27 – 31 января 2025г. «Зимние забавы»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: время года, зима, мороз, метель, вьюга, лед, хлопья, снеговик, ком, снежки, санки, лыжи, палки, коньки, горка, снегокат, ледянка, хоккей. Каток. Шайба, клюшка, спорт.


Активизация глагольного словаря: падать, выпадать, кружиться, ложиться, греть, светить, морозить, замерзать, катать, лепить, кататься, играть.


Активизация словаря признаков: холодный, пушистый, скользкий, твердый, белый, рыхлый, рассыпчатый, снежный, спортивный, длинный, короткий.


Активизация и обогащение словаря наречий: холодно, скользко, морозно, быстро, ловко, стремительно, весело, точно.

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование прилагательных с существительными – упражнение «Подумай и скажи». Какая зима? (Снег, мороз, лед, ветер?) Зима холодная, вьюжная, метельная, морозная, суровая. Снег пушистый, белый, холодный, липкий, мокрый. Мороз сильный, крепкий, слабый, ночной. Лед толстый, скользкий, крепкий, прозрачный. Ветер сильный, северный, холодный, ледяной, пронизывающий.

Образование существительных множественного числа: лыжа-лыжи, конек-коньки, горка-горки, трамплин-трамплины, клюшка-клюшки, шайба-шайбы, снежок-снежки…

Образование притяжательных прилагательных – игра «Кто что потерял?»

Саша потерял клюшку. Это Сашина клюшка. Вова потерял коньки. Это Вовины коньки. Наташа потеряла санки. Это Наташины санки…


Подбор родственных слов – игра «Подбери слова-родственники». Снег – снежок, снежинка, снежочек, снеговик, снежный, Снегурочка, снегопад.


Образование глаголов в форме прошедшего времени – игра «А что вчера?» Сегодня снег блестит, а вчера… Сегодня снег падает, а вчера … Сегодня снег сверкает, а вчера … Сегодня снег тает, а вчера …Сегодня снег скрипит, а вчера… И т. д.

Составление рассказа из личного опыта на темы: «Как я лепил снежную Бабу», «Как я играл зимой» (при затруднениях задаются наводящие вопросы и предъявляются зрительные опоры).

Мы слепили во дворе зимой два снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной Бабе руки. В руки воткнули метлу. Потом мы сделали ей глаза, нос из морковки и рот. На голову Бабе надели ведро. Всем было весело.


Составление рассказа по картинно-графическому плану с последующим пересказом – упражнение «Послушай, перескажи, придумай рассказ сам(а)»

Наступила холодная зима. Выпало много-много снега. Дети взяли санки и пошли гулять в парк. В парке они катались с высокой снежной горки. Детям было очень весело.


Рассмотреть другие картинно-графические планы, предложить детям придумать по ним новые рассказы. (См. Т. Бардышева, Е. Моносова с. 119-120 – схемы к рассказам)

Пальчиковая гимнастика:

"Мы во двор пошли гулять" (Н. Нищева):

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики. 
Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят". 
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком. 
Раз — подбросим, "Подбрасывают". 
Два — поймаем, "Ловят". 
Три — уроним "Роняют". 
И... сломаем. Топают. 


Развитие внимания, памяти и мышления.

Игра «Какие слова подходят к картинке?» Дети хлопают в ладоши, если слово подходит к сюжетной картинке по теме.

Игра «Поправь Незнайку». Исправить несоответствие в произнесенном предложении. Петя летом слепил маленький снежный комочек. Снежная Баба осенью стояла около горки. Мальчик принес тяжелый снежный ком домой на руках…И т. д.


Загадывание и отгадывание загадок по теме. Объяснить, что помогло отгадать загадки.



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звуки М, Мь и буква М (продолжение)»

Формировать умение различать на слух звуки М и Мь. Учить читать прямые открытые слоги с буквой М и слово «мама». Обучать звуко-буквенному анализу и синтезу. Формировать графические навыки. Развивать внимание, память, мышление, фонематическое восприятие, мелкую моторику.



3 – 7 февраля 2025г. «Труд людей зимой»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: зима, уборка, снегопад, дороги, дорожки, тротуар, пешеходный переход, дворник, лопата, метла, грузовик, снегоуборочная машина, лед, песок, сосулька, крыша, расчистка, вал, сугроб.


Активизация и обогащение глагольного словаря: убирать, расчищать, сгребать, забрасывать, колоть, подметать, посыпать, переходить, тормозить, останавливаться, трудиться, помогать, отвозить, нагружать, скалывать, сбивать.


Активизация словаря признаков: метельная, снежная, холодная, скользкая, длинная, мощная, опасная, широкая, узкая, ровная.


Активизация и обогащение словаря наречий: трудно, тяжело, скользко, далеко, быстро, дружно, чисто.

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование прилагательных с существительными: деревянная лопата, глубокий снег, тяжелая работа, скользкие дорожки, высокие сугробы.


Образование множественного числа существительных: дворник-дворники, лопата-лопаты, скребок-скребки, дорожка-дорожки, сугроб-сугробы.


Согласование числительных, местоимений с существительными: одна снегоуборочная машина, две снегоуборочные машины, пять снегоуборочных машин; много лопат, несколько дорожек, две сосульки, мало сосулек, много сосулек; моя лопатка, мой скребок, мои перчатки.


Предложно-падежное управление (родительный, дательный, творительный, предложный падежи):

- Что без чего? Лопата без черенка, дворник без перчаток, машина без груза;

- достаем лопату (скребок, лом, песок) из кладовки;

- Куда уберем? Уберем инструменты (скребок, совок, ведро, лопату, лом) в дворницкую;

-Что сделаем? Расчистим дорожки лопатой, посыплем дорожки песком, отбросим снег лопатой, зальем каток водой, укроем кусты снегом;

- Что с чем (кем)? Ведро с веском, лопата с ломом, снег со льдом, дети с коньками;


Словообразование:

1) прилагательных от существительных (дорога-дорожный, лед-ледяной);

2) наречий от прилагательных (прочный-прочно, скользкий-скользко);

3)приставочных глаголов (чистить-расчистить, почистить, очистить, перечистить, подчистить, счистить);


Подбор родственных слов. Дорога – дорожка, дорожный, подорожник.

Составление рассказа по картинно-графическому плану:

- Какое время года наступило?

- Почему люди стали тепло одеваться?

- Какие зимой выпадают осадки?

- Куда ложится снег?

- Что делает дворник?

- Какие инструменты помогают дворнику поддерживать порядок?


Пересказ рассказа «Зимой». Наступила зима. На улице стало холодно, поэтому люди тепло одеты. Зимой часто выпадает снег. Он ложится на дома, деревья и дорожки. Дворник вышел на улицу расчищать дорожки от снега. В руках у дворника лопата и скребок. Дорожки зимой нужно поддерживать в порядке: расчищать и посыпать песком.


Рассматривание иллюстраций к рассказу Н. Носова «На горке», беседа по содержанию рассказа:

- Что решили построить ребята?

- Как они строили горку?

- Почему им не помогал Котька?

- Почему мальчик не мог залезть на горку?

- Что он сделал?

- Как ребята исправили горку?


Краткий пересказ рассказа по образцу взрослого с использованием зрительных опор.

Пальчиковая гимнастика – «Снег ложится на дома»:

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      ( «Идём» указательным и средним пальцами)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

Этот дом – одноэтажный.              (Разгибают пальцы из кулака по одному) Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.


Развитие внимания, памяти, мышления.

Игра «Ассоциации» - подбор предметных картинок к сюжетным.

Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец» - добавление рифмованных слов по смыслу.

Игра «Четвертый лишний» - классификация предметов по общему признаку с объяснением выбора.

Игра «Узнай предмет по контуру» - определение предметов по характерным признакам (грузовик, лопата, сугроб, снежинка).

Игра «Сложи картинку» - составление изображения предмета, поделенного на 6-8 частей.



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква Ы (знакомство)»

Учить четко произносить звук Ы изолированно, в слогах и словах. Формировать понятие «гласный звук». Учить выделять звук из ряда гласных и из конца слова. Учить образовывать множественное число существительных с помощью звука Ы. Познакомить с буквой Ы. Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику, графические навыки.




10 – 14 февраля 2025г. «Транспорт»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Предметный словарь: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, такси, мотоцикл, велосипед, лодка, катер, корабль, самолет, вертолет, метро, пирс, ангар, гараж, депо, станция, иллюминатор, трап, штурвал, шасси, порт, остановка, пропеллер, фургон, цистерна, светофор, переход, кузов, кабина, парк, груз, бульдозер, трактор, якорь, билет, шофер, машинист, летчик, штурман, капитан, матрос, юнга, пилот, милиционер, парус, палуба, сиденье, проводник, кок, каюта, винт, парашют, пассажир, авария, кран.


Глагольный словарь: ехать, лететь, плыть, причаливать, возить, прицепляться, садиться, переходить, грузить.


Словарь признаков: воздушный, водный, наземный, подземный, дорожный, пассажирский, грузовой, быстрый, аварийный.


Словарь наречий: быстро, медленно.


Антонимы: быстро-медленно, загрузить-выгрузить.


Синонимы: машина-автомобиль, аэропорт-аэродром, шофер-водитель)


Согласование числительных и прилагательных с существительными – игровое упражнение «Сосчитай до пяти».

Одна белая машина, две белые машины… пять белых машин.

Один красный автобус…

Одно резиновое колесо…

Один большой корабль…

Одна трамвайная остановка…

Один новый троллейбус..


Предложное управление – игровое упражнение «Продолжи предложение»

В городе можно ездить на автобусе, на трамвае, в метро, на троллейбусе.

В городе много трамваев,…(троллейбусов, автобусов, такси, грузовиков).


Игра «Перечисли, что может»:

летать…, ездить…, плавать… .

Игра «Собери предложение» - Машина ехать по улица городской. Пассажир, брать, билет, у, кондуктор, в, троллейбус. И т. д.

Игра «Объясни словечко»: снегоуборочная (машина), железнодорожный (вокзал, билет), подземный, международные (перевозки), сухопутный, вездеход, внедорожник.

Игра «Назови одним словом машину, которая»:

Возит молоко – молоковоз.

Мешает бетон – бетономешалка.

Возит воду – водовоз.

Черпает землю – землечерпалка.

Укладывает трубы – трубоукладчик.

Дробит камни – камнедробилка.

Игра «Что может делать»: автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить; корабль - …; самолет - ….

Игра «Как назвать остановку?»: трамвая – трамвайная, автобуса –


Словообразование:

1)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (корабль-кораблик);

2) прилагательных от существительных (воздух-воздушный);

3) существительных от словосочетаний(парус из брезента - брезентовый);

4) сложных слов (двухколесный, молоковоз).

Формирование распространенного предложения – игровое упражнение «Сравни» : трамвай и троллейбус, трамвай и электричка, троллейбус и автобус, автобус и автомобиль.


Пересказ рассказа «Хорошо, когда много снега» В. Бундина.

Хорошо, когда много снега: можно бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах ходить…

А вот машинам и трамваям, когда снега много, - плохо.

Если снег не уберут, то не привезут машины ни хлеба, ни молока, ни угля, ни бензина, ни елку к Новому году! Даже доктор в «скорой помощи» не сможет приехать.

Чтобы такого не случилось, в снегопад выезжают специальные машины. Они убирают снег и посыпают улицу песком, чтобы не скользко было.

Вопросы:

О каком времени года говорится в рассказе?

Кому хорошо, когда много снега? Почему?

Почему плохо машинам и трамваям, когда много снега?

Какие машины убирают снег и посыпают улицы песком?

Видели ли вы их на улице? Как они выглядят?


Игровое упражнение «Узнай по описанию» - один ребенок называет характерные приметы транспорта, другой старается угадать, о чем он говорит. Затем они меняются заданиями.

Потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны. Упражнение «Цепочки». Одноименные пальцы сцепляются вторыми фалангами, а руки разводятся в противоположные стороны:

Впереди – силен, красив -

Мы – вагончики трамвая,

Тянет всех локомотив.

Тоже вместе быть желаем.

Мы сцепились, как вагоны:

Мы – машина и прицеп.

Дайте нам скорей «зеленый»!

Очень крепок этот сцеп.


Развитие зрительного внимания – сравнивание двух картинок в игровом упражнении «Найди отличия» (См. О. Крупенчук «Научите меня говорить правильно», с. 99).

Предложить детям внимательно посмотреть на контурное изображение разного транспорта и посчитать, сколько машин нарисовано на картинке (см. там же, с. 102).

Развитие мышления, логики, внимания – игровое упражнение «Что лишнее и почему?» (лишний предмет обвести в кружок, см. там же, с. 100): самолет, вертолет, орел, ракета; трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.

Игровое упражнение «Исправь предложение». Дом подъехал к машине. Бензин кончился потому, что машина остановилась.

«Какое слово не подходит?» - Машенька, машина, машинный, машинка. Море, морской, юмор, заморский, моряк.

Отгадай загадку и нарисуй отгадку:

Что за птица –

Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Людей и груз везет! (Самолет)




Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква Ы (продолжение)»

Учить ориентироваться относительно своего тела. Закрепить понятия «звук Ы», «гласный звук». Учить выделять звук Ы в конце слова. Учить выделять звук Ы в середине слова. Закрепить зрительный образ буквы Ы. Развивать просодическую сторону речи, внимание, память, общую и мелкую моторику, графические навыки.




17 – 21 февраля 2025г. «Наша Армия»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Предметный словарь: воин, защитник, Родина, армия, пехота, моряки, обязанность, офицер, военный, пилот, форма, безопасность.


Глагольный словарь: защищать, беречь, служить, стрелять, управлять, охранять, сражаться, воевать, оберегать.

Словарь признаков: сильный, крепкий, военный, пограничный, мужественный, героический, смелый, отважный, морской, воздушный, пехотный, танковый.

Словарь наречий: опасно, быстро, ловко, смело, необходимо, осторожно, внимательно.

Антонимы: быстрый-медленный, смелый-трусливый, ловкий-неуклюжий


Образование существительных множественного числа - упражнение «Один-много»: военный-военные, защитник-защитники, воин-воины;


Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов – игровое упражнение «Скажи ласково»: корабль-кораблик, самолет-самолетик, фуражка-фуражечка.


Согласование прилагательных с существительными в роде и числе – игровое упражнение «Какой, какая, какое»» (Фуражка какая? Синяя, зеленая. Знамя какое? Полковое, красное. Застава какая? Пограничная, дальняя)


Использование предлога «на» в игре «Где мы служим?» Мы служим на границе( на флоте, на космодроме)


Изменение существительных в числе и падеже: игра «Измени слова по образцу»: связисты-связистов, подводники-подводников.


Подбор синонимов в игре «Скажи иначе» (солдат-военный, служивый).


Словообразование:

Сложных слов (самолет, вертолет, доброволец.)

Подбор родственных слов: война-воин-воевать-военный-воинский-вояка


Составление описательных рассказов по картинно-графическому плану.


Формирование распространенного предложения по сюжетным картинкам и предложенной модели - дидактическая игра «Кто что делает?» Внимательный пограничник зорко охраняет границу. Смелый танкист уверенно ведет танк. Отважный летчик ловко управляет самолетом.


Составление предложений с опорой на графическую схему – игровое упражнение «Продолжи предложение». В армии служит много десантников, Десантники служат в десантных войсках. В армии служит много танкистов. Танкисты служат в танковых войсках. В армии служит много моряков. Моряки служат на флоте. В армии много артиллеристов. Артиллеристы служат в артиллерийских войсках. И т.д. зенитчиках)

Упражнение с прищепками «Солдат». Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (Внимание: предварительно проверить силу «кусания» на себе):

Он знаком ребятам всем

За спиной его – винтовка.

И с орлом он носит шлем.

Марширует очень ловко.


Развитие внимания, мышления, памяти.

Игра «Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет».)

Игра « Что изменилось?», «Что перепутал художник?» - найти отличия при сравнении двух картинок, заметить в них логическое несоответствие.

Проблемные вопросы:

-если б не было военных

-как я буду защищать родину

Игра «Кто лишний?» (зенитчик, ракетчик, теннисист; артиллерист, зенитчик, солдат. И т. д. )



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звуки и буквы Ы - И»

Учить дифференцировать звуки и буквы Ы – И. Формировать умение образовывать существительные множественного числа при помощи звуков Ы и И. Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза обратных слогов ИМ, ЫМ. Формировать графические навыки. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие.





24 – 28 февраля 2025г. «День Защитника Отечества»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря: Отечество, Родина, защитник, герой. Армия, флот, солдат, моряк, офицер, ракетчик, зенитчик, артиллерист, пограничник, летчик, танк, корабль, самолет, вертолет, ракета, оружие, граница, застава, враг.


Активизация глагольного словаря: защищать, охранять, служить, воевать, летать, плавать, стрелять, управлять, командовать, подчиняться.


Активизация словаря признаков: смелый, бравый, сильный, отважный, ловкий, храбрый, боевой, военный, умелый, послушный, дисциплинированный, подтянутый.


Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

Игра «Кому что нужно?» Танкисту нужен …(танк). Десантнику нужен …(парашют). Вертолетчику … . Артиллеристу … . Моряку … . Автоматчику … . Летчику … .

Игра «Кого в армии много?» В армии много солдат( летчиков, танкистов, моряков, пехотинцев …)

Игра «Кто что делает?» (по картинкам): - чем управляет танкист? (…танком);

- чем управляет летчик? (…самолетом);

- чем управляет моряк? (…кораблем);

-чем управляет ракетчик? (…ракетой);

- чем управляет артиллерист? (…установками для стрельбы) И т. д.

Игра «Кем я хочу стать?» Я хочу стать моряком (артиллеристом, пограничником, сапером, подводником…)


Согласование существительных с числительными – игра «Сосчитай до пяти». Один танк, два танка … пять танков. Одна ракета, две ракеты… пять ракет. Одно орудие, два орудия …пять орудий. И т. д.



Составление предложений по вопросам с опорой на картинки – упражнение «Подумай и ответь»

- Кто это? (Это моряки.)

- Где служат моряки? (Моряки служат на морских кораблях.)

- Что делают моряки? (Моряки охраняют наши моря от врагов.)

- Что защищают моряки? (Моряки защищают нашу Родину от врагов.) И т. д.


Составление распространенных предложений – игровое упражнение «Составь предложение». Пограничник, на, застава, охранять, Отчизна, с, собака. Артиллерист, готовить, зенитный, установка, к, стрельба, по, враг. Танкист, метко, стрелять, из, пушка, по, враг. И т. д.

Упражнение с эспандерами. У детей в руках кистевой эспандер (резиновое кольцо или другой эспандер, который дети смогут сжать). Сжимают на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук:

Я в друзьях души не чаю,

Каждый руку мне пожмет,

Я друзей своих встречаю.

Каждый мне привет пошлет.

Развитие внимания, мышления, памяти.

Игра «Найди отличия» - развитие зрительного внимания (См. О.Крупенчук, с. 130)

Игра «Найди ошибки художника» - заметить несоответствие в картинке.

Игра «Что не подходит?» - классификация предметов по существенным признакам.

Игра «Сколько солдат спряталось от врага?» - по количеству частей тела(рук, ног, голов) определить количество человек.



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Познакомить со звуком и буквой П, учить выделять звук из начала слова. Формировать понятие «согласный звук». Активизировать звук в слогах, словах, предложениях. Формировать графические навыки. Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарный план в старшей группе для детей с ТНР. Декабрь - февраль.

Автор: Медведева Галина Алексеевна

Дата: 24.03.2025

Номер свидетельства: 667306


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства