Предметный словарь: животные, звери, волк, волчица, лиса, лис, белка, еж, ежиха, заяц, барсук, медведь, медведица, лось, олень, рысь, бобр, леопард, носорог, бегемот, тигр, слон, крокодил, зебра, буйвол, антилопа, верблюд, кенгуру, обезьяна, северный олень, белый медведь, песец, морж, тюлень, морской котик, пасть, клыки, морда, брюхо, шерсть, лапы, хвост, грива, кости, рога, хобот, копыта, нора, логово, гнездо, дупло, берлога, саванна, лес, джунгли, льдина, Север, хищник, охотник. Глагольный словарь: нападать, защищать, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть. Словарь признаков: полосатый, свирепый, хищный, травоядный, всеядный, гордый, сильный, трусливый, хитрый, маленький, крупный, слабый, белый, неуклюжий, пятнистый.. Словарь наречий: сильно, быстро Антонимы: маленький-большой, крупный-мелкий, высокий-низкий, трусливый-храбрый, добрый-злой, неповоротливый-проворный, короткий-длинный. Многозначность: заяц (дикое животное, безбилетный пассажир), морж (дикое животное Севера; очень закаленный человек, зимой плавающей в ледяной проруби). | Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: заяц-трусливый) Образование множественного числа : волк-волки, медведь-медведи. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: один заяц, мой еж, много белок) Предложно-падежное управление (родительный, дательный, творительный, предложный падежи) - кто у кого? (предлог «У»: у белки бельчата) - кто с кем (предлог «С»: медведица с медвежатами) - кто чем защищается? (ежик защищается иголками, лось рогами..) - кем нарядимся на Новый Год? (нарядимся зайцами) - где живут? (предлог «в»: лиса живет в норе) - кто где прячется? (предлоги «в», «на», «за», «под» Словообразование: 1) прилагательных от существительных (заяц-заячий) 2)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белка-белочка) 3)существительных от существительных (медведь-медведица, медвежонок) Подбор родственных слов: лес, лист, дуб, береза, гриб, дерево. Образование притяжательных прилагательных – упражнение «Чей дом?». Используя предметные картинки (нора, дупло, логово, берлога), предложить детям ответить на вопросы: - В этой норе живет лиса (еж, барсук). Чья это нора? Это лисья нора. И т. д. - В этой берлоге живет медведь. Чья это берлога? - В этом дупле живет белка (рысь). Чье это дупло? - В этом логове живет волк. Чье это логово? Упражнение «Подумай и скажи». Дать полные ответы по предметным картинкам. Чей хвост длиннее, лисий или заячий? Чей хвост короче, волчий или медвежий? Чьи копыта больше, оленьи или кабаньи? Чьи ноги толще, заячьи или волчьи? Чьи уши длиннее, заячьи или медвежьи? И т. д. | Пересказ рассказа с опорой на сюжетные картинки. Ежиная семейка В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата без нее сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе. - Аня, не трогай их, - сказал Егор, - ежата совсем еще маленькие. - Я только поглажу ежат, - ответила Аня. На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пуста. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место. Вопросы: 1. Где жила семья ежей? 2. Почему ежата часто оставались одни и как они себя вели? 3. Кто нашел ежат? 4.Что случилось на следующий день? Построение простого распространенного предложения по данной теме. Серый волк живет в логове. Лиса живет в норе. Медведь живет в берлоге. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустом. Барсук живет в норе. Ежик живет в норке. Послушать рассказ: «В лес у живет большой бурый медведь. Медведь очень любит лето. Летом он с удовольствием ест ягоды и лакомится медом. Зимой медведь спит в берлоге.» Рассмотреть опорные картинки и составить по ним пересказ. (См. Н. Арбекова. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР, с. 19. Рассматривание картинок и прослушивание рассказа «Заячья шубка». Составление пересказа по картинкам. Рассказать по порядку, что было сначала, что потом, чем все закончилось. (См. там же, с. 21) | Пальчиковое упражнение с пластиковой решеткой. Для выполнения данного упражнения можно взять решетку для раковины (обычно она клетчатая по строению) или расчертить в клетку 2х2 см лист бумаги. Ребенок ходит указательными и средними пальцами, как ножницами, по этим клеткам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками: «В зоопарке мы бродили…» Развитие мышления, внимания, памяти: Игра «Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет».) Классификация: хищники, травоядные, всеядные, животные Севера, жарких стран, средней полосы. Проблемные вопросы: - кто бывает храбрый и трусливый ( в каких случаях)? Кто проворный и неуклюжий? Почему так называют: носорог, зоопарк, травоядный, всеядный. Объяснение значения выражений: - гоняться за двумя зайцами - вертеться как белка в колесе -волк в овечьей шкуре -сделать из мухи слона - держать в ежовых руковицах. Игры на восприятие цвета, формы, размера: - узнай изображения по контуру - узнай предмет по его части- для кого угощение? - кто кого боится? - 4-ый лишний: - дикие животные-домашние животные; - взрослые животные-детеныши |