Протокол № -------------------Титкова С.В.
Данный план разработан педагогом- психологом на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура и содержание плана разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
№ занятия | Содержание | Задачи |
СЕНТЯБРЬ |
Вводная диагностика | Выявление самооценки ребенка. Выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка. Выявление уровня сформированности представлений о временах года. Выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия. Анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка. Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению. Определение уровня наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство. Выявление сформированности образных и пространственных представлений, уровня развития тонкой моторики, получение общего представления об интеллекте ребенка в целом. Выявление уровня развития восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета. Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления. | 1.Субтест «Лесенка» 2.Субтест «Нелепицы» 3.Субтест « Времена года» 4.Субтест «Найди такую же картинку» 5.Субтест «10 предметов» 6.Субтест «Найди семью» 7.Субтест «Рыбка» 8.Субтест «Рисунок человека» 9.Субтест «Последовательные картинки» 10.Субтест «Разрезные картинки» 11.Субтест «На что похоже» |
ОКТЯБРЬ |
№1 | «Выбери картинки об осени». «Разложи по порядку» (сюжетные картинки). «Покажи символ» (времена года). «Что сначала, что потом». «Сложи картинку из частей». «Что изменилось». | Развитие логического мышления, речи и памяти; расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию; релаксация и развитие воображения. |
№2 | «Разложи плоды по группам» (по цвету, форме, величине) и подбери символы к плодам (работа с символикой)». «Сад – огород». «Четвертый лишний». «Перепутанные картинки». «Нелепица». «Угадай на вкус». «Что не бывает….?(игры с отрицанием какого-либо свойства плода, например: какой овощ не бывает красным?) «Чего не стало». «Что изменилось». «Запомни слова в тексте». «Дорисуй». | развитие внимания; расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию; развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления и речи; развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения. |
№3 | «Сравни картинки» (ранняя и «золотая» осень). «Чтение познавательных текстов». «Выбери правильно» (картинки о «золотой» осени). «Что изменилось». | развитие эмоционально-выразительных движений; развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи; развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения. |
№4 | «Узнай целое по частям». «Дорисуй игрушку». «Узнай на ощупь». «Четвертый лишний». «Найди недостающий предмет». «Сравни игрушки». «Разложи картинки по порядку» (серия сюжетных картинок). | Развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса; стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал; развитие внимания, мышления и речи; развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения. |
НОЯБРЬ |
№1 | «Сравни лица» (разные лица). «Дорисуй то, чего нет». «Будь внимателен, покажи…» (выполнение речевых инструкций). «Зеркало» (повтори). Тренировка произвольного внимания: «Путаница» (выполнение заданий с провокацией). «Что для чего». «Чего один, чего два?». Упражнения на пространственную ориентацию (право - лево, верх – низ, вперед – назад). «Добавь слово». | развитие мышления и речи; развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти; расширение объема памяти и развитие внимания; развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения. |
№2 | «Четвертый лишний». «Кто спрятался?». «Кого не стало?». «Узнай животное по части». «Узнай животное» (нестандартное изображение). «Какого животного в ряду не хватает?» (найти закономерность). «Сравни животных». «Цепочка слов» (запомни названия животных в определенной последовательности). «Кто где находится?» (ориентировка в пространстве). «Дорисуй животное». | расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию; развитие логического мышления; развитие внимания, навыков произвольного поведения, волевых; развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения. |
№3 | «Хорошо и плохо» ( что нравится в осени, а что нет). «Разложи по порядку» (периоды осени). «Подбери картинки, символы». «Раскрась картинку». «Запомни слова из текста об осени». «Определи период осени по дереву». «Что изменилось». | развитие навыков анализа и синтеза; развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением; увеличение объема памяти и развитие внимания; развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения. |
№4 | «Четвертый лишний». «Узнай по части». «Чего не хватает?» (назови, дорисуй). «Кто у кого?». «Кто кем был?», «Чья еда?». «Кому что нужно?». «Кто где живет?». «Узнай по описанию», «Запомни ряд», «Кого не стало», «Кто где находится?», «Найди недостающее животное», «Несуществующее животное» «Узнай по следам», «Изобрази животное». | развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи; развитие внимания и зрительной памяти; развитие мыслительных процессов; развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения. |
ДЕКАБРЬ |
№1 | «Выбери картинки с изображением зимы и докажи свой выбор». «Разложи времена года по порядку» (картинки, символы). «Хорошо – плохо». «Сравни по картинке времена года». «Незаконченные картинки (зима) ». «Найди ошибки художника». «Найди отличия ( что изменилось) | развитие мышления и речи; расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию; развитие слухового внимания, памяти и мышления; релаксация и развитие воображения. |
№2 | «Сложи картинку». «Узнай по части целое». «Кого не стало?». «Четвертый лишний», «Кто где?». «Дорисуй птицу», «Докажи, что это птица (работа с символами). «Кто где быть не может?». | развитие логического мышления, речи и памяти; стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений; развитие внимания и памяти; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики. |
№3 | «Что сначала, что потом? (сюжет «Новый год»). «Что изменилось?». «Сравни картинки». «Собери картинку (предметно- сюжетный вариант)». «Перепутанные картинки». «Запомни слова». «Нарисуй ,что запомнил» (или по тексту). | развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях; развитие мелкой моторики, способности к согласованному взаимодействию; расширение объема памяти, развитие внимания; развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения. |
№4 | «Четвертый лишний». «Узнай по части». «Чего не хватает?» (назови, дорисуй). «Кто у кого?». «Кто кем был?», «Чья еда?». «Кому что нужно?». «Кто где живет?». «Узнай по описанию», «Запомни ряд», «Кого не стало», «Кто где находится?», «Найди недостающее животное», «Несуществующее животное» «Узнай по следам», «Изобрази животное». | развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса; развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти; развитие внимания и логического мышления; релаксация и развитие воображения. |
ЯНВАРЬ |
№1 | «Чего не хватает на картинке?» (серия «Зимняя прогулка»). «В какую игру будут играть дети?» (догадайся по атрибуту). «Сравни снеговиков». «Подбери пару». «Нелепицы», «Что сначало, что потом?» «Дорисуй недостающий предмет»( предметное и сюжетное изображение). «В какую игру я играю?»(пантомима). | развитие мышления и речи; расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию; расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию; релаксация и развитие воображения. |
№2 | «Сложи картинку». «Узнай по части». «Докажи, что это птица» (по символики). «Кто где?». | расширение объема внимания, развитие мышлений навыков послогового; стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений; развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения. |
№3 | «Перепутанные картинки» (наложенное изображение). «Разрезные картинки», «Чего не хватает на одежде?». «Четвертый лишний», «Часть – целое». «Узнай количество людей по одежде». «Сравни», «Найди пару». «Чего не стало», «Запомни ряд», «Что изменилось». «Оденем Олю на прогулку» (по сезону). «Из чего сшить?», «Что шьют из…?». «Запомни в тексте названия предметов одежды». | развитие целенаправленного внимания, зрительной памяти, логического мышления и речи; расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию; развитие мышления и речи; развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения. |
ФЕВРАЛЬ |
№1 | «Четвертый лишний». «Что без чего?». «Сложи картинку», «Часть – целое». «Найди пару» «Найди такой же..». «Сравни…» «Дорисуй (закончи) рисунок». «Соедини точки». «Будь внимателен». «Продолжи ряд». «Запомни ряд слов (картинок). | развитие логического мышления; развитие способности быстро переключать внимание, воспитание выдержки и волевого усилия; развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения. |
№2 | «Разрезные картинки». «Кого нет?», «Назови одним словом». «Узнай по частям». «Сколько животных за забором?» (по количеству ног). «Кто с кем?», «Кто у кого?», «Кто кем был?» «Сравни», «Запомни ряд». «Убавилось-прибавилось» (что изменилось?). «нарисуй по точкам». «Кто как кричит?» (Чей голос). | развитие внимания; развитие моторно- слуховой памяти и пространственной ориентации; развитие речи и мышления; релаксация и развитие воображения. |
№3 | «Составь свою семью» ( по схеме). «Кем был мальчик, кем была девочка?». «Сравни картинки» (две семьи). «Что сначала, что потом?». «Нарисуй свою семью». «Кто моложе, кто старше?». «Раздели по группам». | развитие внимания и логического мышления; снижение напряженности и возбуждения; развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения. |
№4 | «Четвертый лишний» «Расставь мебель в комнате». «Что без чего» «Сравни». «Перепутанные картинки». «Узнай по части». «Продолжи ряд» (найти недостающий предмет). «Часть – целое». «Запомни ряд» (слуховой, зрительные варианты). «Дорисуй картинку». «Подбери по форме». | развитие мышления и речи; расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию; развитие произвольного внимания и слуховой памяти; релаксация и развитие воображения. |
МАРТ |
№1 | «Собери картинку с простым сюжетом» (серия «Весна»). «Что изменилось». «Подбери картинку- символ к иллюстрации» (весна). «Что сначала , что потом?» (весна,8 Марта). «Сравни картинки». «Найди ошибки в тексте». «Назови ласково» (подбери ласковые слова). | развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса; развитие слухового внимания, произвольности и самоконтроля; развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения. |
№2 | «Сложи картинку». «Четвертый лишний». «Разложи по группам». «Добавь слово». «Убавилось, прибавилось». «Что без чего?». «Чего не хватает». «Нарисуй по точкам», «Подбери пару». «Сравни предметы», «Продолжи ряд». | развитие восприятия, мышления, выразительных движений; развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением; расширение объема внимания, развитие способности к сосредоточению; релаксация и развитие воображения. |
№3 | «Сложи картинку». «Сколько птиц на картинке» (наложенное изображение). «Чего не хватает?», «Кто где?». «Узнай по тени», «Кого не стало?». «Сравни птиц», «Найди различия». «Кто где живет?», «Чей домик?». «Добавь слово..» «Четвертый лишний». «Логическая цепочка». | развитие мышления, воображения и речи; развитие слухового внимании, памяти и мышления; релаксация и развитие воображения. |
№4 | «Узнай место в городе по фото». «Выложи из палочек городской дом». «Сравни дома». «Что изменилось». «Что где находится?» (пространственная ориентация). | развитие мышления и речи; развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти; расширение объема внимания и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей; релаксация и развитие воображения. |
АПРЕЛЬ |
№1 | «Собери картинку». «Назови только транспорт (по картинке). «Что без чего?» (чего не хватает). Сравни», «Разложи по группам», «Найди такой же». «Запомни в тексте». «Узнай по силуэту», «Кто чем управляет». « Четвертый лишний». «Узнай по детали», «Дорисуй картинку» | развитие мыслительных способностей, внимания и пространственного восприятия; стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений; развитие восприятия и мелкой моторики; релаксация и развитие воображения. |
№2 | «Разложи картинки» (серия «Весна). «Сравни картинки». «Выложи ряд» (времена года, символы и картинки). «Найди ошибки в тексте». «Подбери картинку,символ к ….(весне). «Нелепицы». «Выложи картинки по памяти». | расширение объема внимания и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей; развитие навыков произвольного поведения); развитие внимания, зрительной памяти и мелкой моторики; релаксация и развитие воображения. |
№3 | « Что сначала, что потом?» . «Что ты видишь на картинке?». «Выбери нужные картинки». «Дорисуй инструменты». «Чего не хватает на картинке?» (что без чего?). | Снять страх перед школой, облегчить будущую адаптацию к школе; развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения |
№4 | «Узнай по контуру». «Сложи картинку». «Узнай по части». «Что сначала, что потом?». «Часть – целое». «Что изменилось?». «Подбери пару». | снять страх перед школой, облегчить будущую адаптацию к школе; развитие пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу; релаксация и развитие воображения. |
МАЙ |
Итоговая диагностика | Выявление самооценки ребенка. Выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка. Выявление уровня сформированности представлений о временах года. Выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия. Анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка. Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению. Определение уровня наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство. Выявление сформированности образных и пространственных представлений, уровня развития тонкой моторики, получение общего представления об интеллекте ребенка в целом. Выявление уровня развития восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета. Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления. | 1.Субтест «Лесенка» 2.Субтест «Нелепицы» 3.Субтест « Времена года» 4.Субтест «Найди такую же картинку» 5.Субтест «10 предметов» 6.Субтест «Найди семью» 7.Субтест «Рыбка» 8.Субтест «Рисунок человека» 9.Субтест «Последовательные картинки» 10.Субтест «Разрезные картинки» 11.Субтест «На что похоже» |