Данный план разработан педагогом- психологом на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Структура и содержание плана разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
№ занятия | Задачи | Содержание |
Сентябрь |
Вводная диагностика | Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений Выявление общей осведомленности ребенка Выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса Выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу. Исследование объема образной памяти. Оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а так же целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия . Выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия. Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова. Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления. | 1.Субтест «Коробка форм» 2.Субтест «Покажи и назови» 3.Субтест « Матрешка 4-составная» 4.Субтест «Разрезные картинки 4-составные» 5.Субтест «8 предметов» 6.Субтест «Лабиринты» 7.Субтест «Найди такую же картинку» 8.Субтест «Найди домик для картинки» 9.Субтест «На что это похоже?» |
Октябрь |
Занятие №1 «Смотрит солнышко в окошко» | Повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук. Развитие плавности, точности, скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики), развитие внимания, памяти, активизация речи через пальчиковую гимнастику. | Разминка «Тянемся к солнышку». Массаж/самомассаж «Ежик». Упражнения: «Солнышко», «Лягушки». Пальчиковая гимнастика «Ладушки-ладошки» «Братцы». |
Занятие №2 «Курочка ряба» | Развитие зрительного восприятия, развитие мышления и речи(активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование навыков связной речи). Развитие внимания и памяти, Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | По сюжету русской народной сказки «Курочка Ряба». Игра «Кто где спрятался?» Упражнение «Большие-маленькие». Упражнение «Собери матрёшку» Игра «Угадай, чего не стало?» Упражнение «Порхание бабочки» |
Занятие №3 «Петух и краски». | Развитие зрительного восприятия, развитие мышления (групптровка предметов по цвету и величине), развитие речи(умение задавать вопросы и отвечать на них), развитие внимания и памяти, воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмпатии. | «По сюжету сказки В. Сутеева «Петух и краски». Упражнение «Пожалеем Петушка» Игра «Сделаем Петушка нарядным». Игра «Угадай, какой карандаш спрятался». Упражнение «Назови ласково..» |
Занятие №4 «Любимые игрушки» | Развитие подвижности пальцев рук, эмоционально-выразительных движений развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. | Разминка «Тянемся к солнышку». Пальчиковая гимнастика «Пальчики-мальчики», «Солнышко». Пальчиковые шаги «Мячик». Упражнения:«Ладонь-кулак»,«Лягушка», Расслабление: «Клоун» |
Ноябрь |
Занятие №5 «Репка» | Развитие зрительного восприятия(величина, цвет, форма), развитие мышления и воображения, развитие связной речи, развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти, совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | По сюжету русской народной сказки «Репка». Игра «Что бывает круглым? Что бывает желтым?» Игра «Назови фигуру» Упражнение «Запомни картинки» Упражнение «Похлопай когда назову героя сказки» |
Занятие №6 «Мы строители» | Развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса, стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений, развитие внимания, мышления и речи. | Разминка «Тянемся к солнышку». Пальчиковая гимнастика «За работу», «Зайчики». Упражнения «Дом», «Ворота» Массаж/самомассаж «Орех». Упражнения: «Волшебные обводилки» |
Занятие №7 «Домашние и дикие животные» | Развитие внимания и восприятия, развитие умения согласовывать свои действия с действиями взрослого, развитие скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики), развитие внимания, памяти, развитие речи( активизация и обогащение словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные», совершенствование грамматического строя, развитие связной речи. | Упражнение «Найди одинаковые картинки». Упражнение «Кто где живет?» Упражнение «Две собачки». Упражнение «Длинный, короткий» Игра «Зеркало» Упражнение «Порхание бабочки» |
Занятие №8 «Дорога для машин» | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие мышления и речи. Развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания и памяти. | Разминка «Тянемся к солнышку». Ритмирование: перекрестные движения «Перекрестные и односторонние движения» Пальчиковая гимнастика «На работу», «Замок», «Братцы», «Дождик». Расслабление: «Травинка на ветру». |
Декабрь |
Занятие №9 «Домашние и дикие животные» | Развитие зрительной и слуховой памяти, Развитие мышления(классификация). Развитие речи(активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи), развитие общей и мелкой моторики, развитие пространственных представлений, совершенствование навыков общения. | Упражнение «Что это? Кто это?» Упражнение «Накорми домашних животных», «Какой предмет лишний?» Упражнение «Обведи фигуры». Игра «Лягушки». |
Занятие №10 «Помоги Петрушке собрать букет» | Развитие умения осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его применение. Развитие движения пальцев рук. Расширение словарного запаса. Воспитание способности к согласованному взаимодействию. Развитие внимания, навыков произвольного поведения, волевых качеств | Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Бабочка». Пальчиковые шаги «Гусеничка» Ритмирование: перекрестные движения «Перекрестные и односторонние движения» Массаж/самомассаж «Месим тесто» «Волшебные обводилки» Расслабление: «Травинка на ветру». |
Занятие №11 «Волшебные фигуры» | Развитие восприятия (форма),развитие внимания, памяти, пространственных представлений, развитие навыков счета, совершенствование навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | Упражнения «Фигуры под зонтиком», «Пирамидки». Задание «Разложи карточки» Игра «Запомни слова» Упражнение «Как я тебя люблю» Упражнение «Плывём в облаках» |
Занятие №12 «Петушок-золотой гребешок» | Развитие навыков анализа и синтеза. Развитие мелкой моторики руки. Развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением. Увеличение объема памяти и развитие внимания. | Разминка «Потягивания» Ритмирование: перекрестные движения «Перекрестные и односторонние движения» Пальчиковая гимнастика «Петушок», «Оса», «В домике»,»Белка». Пальчиковые шаги «Петушок», «Курочка».. |
Январь |
Занятие №13 «Украсим кукле платье» | Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи Развитие внимания и зрительной памяти. Развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). | Разминка «Потягивание» Пальчиковые шаги «В гости к кукле». Пальчиковая гимнастика «В парке есть глубокий пруд», «В лесу», «Погладим котенка». Упражнение «Волшебные обводилки Расслабление: «Травинка на ветру». |
Занятие №14 «Волшебные фигуры» | Развитие внимания и восприятия(цвет, форма, величина), развитие внимания и наблюдательности, развитие мышления и зрительно-двигательной координации, развитие речи(активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи), развитие общей и мелкой моторики, совершенствование рнавыков общения. | Игра «Чем похожи и чем отличаются Упражнение «Горячее, холодное, теплое» Задание «Закрой лишнюю картинку»» Упражнение «Домики» Игра «Высоко-низко» |
Занятие №15«Найди цветок для бабочки» | Развитие мелкой моторики рук. Развитие мышления и речи. Развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию. Развитие слуховой памяти. | Разминка «Потягивание». Пальчиковая гимнастика «Бабочка», «Орешки», «Дом и ворота», «Белка», «Как-то маленький удав…» «Пальчиковые шаги «Кот и бабочка» «Волшебные обводилки» Расслабление: «Травинка на ветру».. |
Февраль |
Занятие №16 «Когда это бывает?» | Повышение умственной работоспособности, развитие крупной и мелкой моторики, развитие внимания, памяти, мышления и речи. Развитие пространственных представлений. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим | Игра «Что это?» Игра «Когда это бывает?» Задание «Дорисуй предметы» «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)». Игра «Найди предмет». |
Занятие №17 «Соберем шарики» | Развитие мелкой моторики рук. Развитие мышления и речи. Развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию. Стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал. | Разминка «Потягивание». Пальчиковая гимнастика «Считалка», «Веселый оркестр», «Замок», «Здравствуйте» Ритмирование: «Цыганочка». Пальчиковые шаги «Шарик» Упражнения: «Зеркальце и полочка», Расслабление: «Раскачивающееся дерево». |
Занятие №18 «Игрушки» | Повышение умственной работоспособности, развитие крупной и мелкой моторики, развитие внимания, памяти, мышления и речи. Развитие пространственных представлений. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | Игра «Подбери парную картинку» Игра «На что это похоже?» Упражнение «Кто где находится?» Игра «Найди игрушку» Игра «Как пройти?» |
Занятие №19 «Пальчики играют» | Развитие умения выполнять движения в сочетании с текстом. Развитие логического мышления Развитие мелкой моторики, способности к согласованному взаимодействию Расширение объема памяти, развитие внимания | Разминка «Струночка». Пальчиковая гимнастика «Забор». «Бабочка», «Ежики». Упражнения: «Зеркальце и полочка», («Ладонь-кулак», «Лягушка» - повторить). Расслабление: «Раскачивающееся дерево». |
Март |
Занятие №20 «Загадки и отгадки». | Развитие слухового и зрительного восприятия, развитие внимания и памяти, развитие речи и мышления, развитие общей и мелкой моторики, совершенствование коммуникативных навыков, воспитание доброжелательного отношения к окружающим. Развитие пространственных представлений. | Задание «Посмотри, запомни, нарисуй» Игра «Наоборот» Задание «Угадай, чего не стало?» Упражнение «Что сначала, что потом?» Игра «Где я сяду?» |
Занятие №21 «Весёлые пальчики» | Развитие моторики движений пальцев рук. Развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса. Развитие воображения, эмоционально-выразительных движений. | Разминка «Струночка». Пальчиковая гимнастика «Динозавры», «Старушки-хохотушки», «Забор». Пальчиковые шаги «Гусеничка», «Муравьишка» Рисование пальчиками. Дорожки для муравьишек и гусениц. Расслабление: «Раскачивающееся дерево». |
Занятие №22 «Разноцветные пуговицы»» | Развитие слухового и зрительного восприятия, развитие внимания и памяти, развитие речи и мышления, развитие общей и мелкой моторики, совершенствование коммуникативных навыков, воспитание доброжелательного отношения к окружающим. Развитие пространственных представлений | Задание «Назови три предмета жёлтого, синего, красного цвета.» Игра «Что где лежит?» Задание «Запомни фигуры» Упражнение «Части суток.» Игра«Слушай хлопки» |
Занятие №23 «Улитка» | Развитие мышления и речи Расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию Развитие слухового внимания, памяти и мышления. | Разминка «Струночка». Массаж/самомассаж «Ежик» Пальчиковая гимнастика «Улиточка», «Рыбка», «Пять пальцев». «Волшебные обводилки».. Расслабление: «Раскачивающееся дерево». |
Апрель |
Занятие №24 «Ракета» | Развитие мыслительных способностей, внимания и пространственного восприятия, стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений, развитие мелкой моторики. | Разминка «Сбросим усталость». Ритмирование:«Ушко-носик» Упражнение «Колечки» Пальчиковая гимнастика «Строим мы в лесу шалаш», «Луноход», «Шарик». Пальчиковые шаги «Малыш и Корлсон» Расслабление: «Поза покоя». |
Занятие №25 «Домашние животные» | Развитие восприятия и воображения. Развитие внимания и наблюдательности. Развитие речи и мышления. Развитие общей ми мелкой моторики. Развитие пространственно-временных представлений. Развитие эмоциональной сферы. Совершенствование коммуникативных навыков. | Игра «Будь внимателен» Игра «Отвечай быстро» Упражнение «Горячий, холодный, теплый»Игра «Ветер дует на... ».Игра «Запомни где лежит». |
Занятие №26 «Красивый цветок» | Расширение объема внимания и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей. Развитие навыков произвольного поведения. Развитие внимания, зрительной памяти и мелкой моторики. | Разминка «Сбросим усталость». Ритмирование: «Здравствуйте, ушки!». Массаж/самомассаж «Ежик» Упражнения:(повторять все выученные, на каждое движение пальцем или рукой вслух произносить «хве»). Пальчиковая гимнастика «Цветок», «дерево», «Ёжики». «Волшебные обводилки» . Расслабление: «Дракон». |
Занятие №27 «Весна» | Развитие восприятия и воображения. Развитие внимания и наблюдательности. Развитие речи и мышления. Развитие общей ми мелкой моторики. Развитие пространственно-временных представлений. Развитие эмоциональной сферы. Совершенствование коммуникативных навыков. | Игра «Кто самый внимательный?»Упражнение «Горячий, холодный, теплый». Игра «Большие и маленькие». Упражнение «Ветер дует на... ». |
Май |
Итоговая диагностика | Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений Выявление общей осведомленности ребенка Выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса Выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу. Исследование объема образной памяти. Оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а так же целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия . Выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия. Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова. Выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления. | 1.Субтест «Коробка форм» 2.Субтест «Покажи и назови» 3.Субтест « Матрешка 4-составная» 4.Субтест «Разрезные картинки 4-составные» 5.Субтест «8 предметов» 6.Субтест «Лабиринты» 7.Субтест «Найди такую же картинку» 8.Субтест «Найди домик для картинки» 9.Субтест «На что это похоже?» |