Предметный словарь: мебель, стол, стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур, кухня, гостиная, фабрика, краснодеревщик, столяр, полки, столешница, спинка, подлокотники, дверцы, ручки, дерево, пластмасса, металл, дуб. береза, сосна. Глагольный словарь: расставить, стоять, спать, сидеть, делать, сколотить. Словарь признаков: деревянный, металлический, пластмассовый, кухонная, спальная, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, сервировочный, детский, мебельный, березовый, дубовый, высокий, низкий, узкий, широкий. Словарь наречий: удобно, мягко, справа, слева. Антонимы: большой-маленький, узкий-широкий, высокий-низкий стол Многозначность: ручка, ножка, спинка. | Подбор признаков к предмету, узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: стол – деревянный, скамейка – уличная, кровать – двуспальная, кресло – удобное, шкаф – плательный, тумбочка – детская и т. д.) Образование множественного числа – игра «Много и один» (стол-столы, стул-стулья, комод-комоды, буфет-буфеты, софа-софы и др.) Согласование числительных, местоимений с существительными. Игра «Сколько чего?» Один диван, два стола, три стула, четыре табурета, пять кроватей. Игра «Чей, чья, чьи?» Взрослый показывает предметные картинки и задает по ним вопросы (Чьи это стулья? Чей шкаф? Чья кровать? Дети по таким же картинкам отвечают: это мои стулья, моя кровать, мой шкаф. Игра «Сосчитай до пяти». Один диван, два дивана, … пять диванов. Одно кресло, два кресла …пять кресел. Одна кровать, две кровати, …пять кроватей. И т. д. Предложно-падежное управление Игра «Чего недостает в комнатах?»- шкафа, кровати, стула, стола, дивана и т. д. Игра «Из чего сделана мебель? (предлог «из»)- стол из березы, кровать из дуба, стулья из липы, шкаф из ясеня, скамейка из сосны. Игра «Сломанная мебель» (предлог «без») – стол без ножки, диван без спинки, кресло без подлокотника, кровать без матраца. Игра «Разложи вещи» (предлоги «в», «на», «за», «под») Одежду положу в шкаф. Игрушки уберу за диван. Мишку посажу на стул. Коляску поставлю под стол. Игра «Расставим мебель» (использование предлогов: «к, от, меду, у, через, за. из-за»; наречий – слева, справа…) Игра «Назови части» Дети называют части мебели: стол – ножки, крышка; кресло – ножки, подлокотники, спинка, сиденье; стул – ножки, сиденье, спинка; шкаф – ножки, дверцы, полки. Словообразование: 1)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стол-столик) 2) прилагательных от существительных (дерево-деревянный) 3) существительных от словосочетаний (стол для обеда-обеденный) 4) сложных слов (подлокотник, краснодеревщик, новоселье) | Составление распространенных предложений по картинно-графическим схемам – упражнение «Шифровка». Предложить детям расшифровать картинно-графические схемы и составить по ним распространенные предложения про мебель. Большой, деревянный стол стоит около окна. Маленький детский стульчик стоит перед диваном. Высокий плательный шкаф стоит в углу комнаты. И т. п. Развитие диалогической речи – игра «Магазин». Поставить на наборное полотно предметные картинки с изображением мебели. Выбрать продавца и покупателей, организовать диалог. - Здравствуйте! Я хочу купить (мне нужен) диван. - Какой диван вы хотите? У нас много диванов. Покупатель составляет описательный рассказ по картинно-графическому плану. Например: - Я хочу купить большой, кожаный, коричневый диван с высокой спинкой и мягкими подлокотниками, чтобы на нем было удобно лежать и сидеть. - У нас есть такой диван. Вот, пожалуйста. (Продавец отдает покупателю соответствующую картинку.) Игра повторяется 4-5 раз. Сравнительно-описательные рассказы (стул-табуретка, стул-кресло, диван-кресло) Составление рассказов из личного опыта по фотографиям - «Моя комната (по плану)» Беседа с детьми по темам: - для чего нужна мебель?; - путь от дерева до стола; - новоселье; - как я убрал в квартире; - сказка о любом предмете мебели; Пересказ совместно составленного рассказа по теме - игра «Договаривание слов». Взрослый начинает рассказ о мебели , дети дополняют его подходящими по смыслу словами. После 5-6 предложений - пересказ полученного рассказа. | Согласование слов и движений – физкультминутка: «Собьём мебель» (дети стоят по кругу, за стульчиками) Запилила пила, завизжала пила, | Имитация работы пилы. | Пилим понемножку то спинку, | Показываем на спинку стула. | То ножку. | Показываем но ножки стула. | В руки молоток возьмем, | Имитация ударов молотком. | Мебель крепкую собьем. | «Ударяем» по сиденью стула. | Все в машины загружаем, | Имитация погрузки – наклоны. | В магазины отправляем. | Идем по кругу, имитация машины. | Развитие внимания, памяти, восприятия и мышления. Игра «Отгадай-ка». Взрослый загадывает загадки по теме, дети их отгадывают и объясняют свою отгадку. Игра «Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет».) Проблемные вопросы: во что превратится стул без спинки, кресло без спинки и подлокотников? Почему так называют: спинка, подлокотник, стенка, новоселье? Объясни значение выражения: - сидеть на двух стульях Игры на восприятие цвета, формы, размера: - «Определи предмет по части» - «На какие геометрические фигуры похожа мебель?» - «Узнай мебель на плане?» - «Нарисуй план комнаты» «4-ый лишний» (мебель-электроприборы; мебель, похожая на прямоугольник-мебель, похожая на круг; на которой спят-на которой сидят; кухонная мебель-спальня мебель.) Классификация мебели: кухонная, спальная , детская, учебная) |