kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарный план логопедической работы в старшей группе. Март - апрель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю календарный план логопедической работы в старшей группе для детей с ТНР. Март - май.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарный план логопедической работы в старшей группе. Март - апрель.»

3 - 7 марта 2025г. «Мамы разные нужны»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря на примере названий профессий: воспитательница, учительница, врач, медсестра, повар, продавец, домохозяйка, агроном, инженер и др.


Активизация и обогащение глагольного словаря: учить, рисовать, продавать, летать, играть, шить, водить, стричь, делать прически, воспитывать, лечить, готовить, распускать, колыхать, закрывать, качать, засыпать, поздравлять, дарить, помогать, вязать, стирать, радовать, заботиться, любить, беречь.


Активизация словаря признаков: женский, алый, красивый, праздничный, замечательный, ранний, нежный, мамин, бабушкин.


Активизация и обогащение словаря наречий: тихо, радостно, много, весело, часто, вкусно.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мама-мамочка, бабушка-бабулечка, сестра-сестричка, сестренка.


Развитие навыков словообразования существительных женского рода от мужского. Портной-портниха, певец-певица, повар-повариха, пианист-пианистка, учитель-учительница, воспитатель-воспитательница, летчик-летчица, ткач-ткачиха и т. д.


Предложное управление. Игра «Кем работает твоя мама (бабушка)?». Моя мама работает учителем. Моя мама работает парикмахером. Моя мама работает няней. Моя мама работает продавцом. И т. д.


Образование множественного числа существительных разного рода - игра

«Кому что нужно для работы?» Врачу нужны градусники, шприцы, бинты. Продавцу нужны продукты, весы, чековые ленты. Воспитателю нужны сказки, игрушки, картинки. И др.


Образование притяжательных прилагательных – игра «Мамино или Танино?» Дети соотносят выбранные ими предметные картинки с одной из сюжетных и дают характеристику предмету, который изображен на картинке. Это длинное платье – мамино. Эти красные сандалии – Танины. Эти лаковые туфли – мамины. И т. д.


Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Продавец взвешивает сосиски. Продавец взвесил сосиски. Доктор слушает мальчика. Доктор послушал мальчика.


Образование родственных слов: мама, работа, труд.

Беседа о женских профессиях. Рассмотреть с детьми картинки с изображение мужчин и женщин одной профессии. Формировать умение отвечать предложениями с противительным союзом «А» и однородными членами. Предложить ответить на вопросы:

- Кто это?

- Кем работают?

- Кем еще могут работать?



Упражнение «Семейный альбом». Предложить детям по семейным фотографиям рассказать о своих мамах, бабушках, тетях, сестрах. Рассказать, чем они занимаются на работе, какие инструменты и орудия труда используют.


Составление рассказов о труде мамы на работе и дома по предметно-графическому плану:

- Как зовут твою маму?

- Где она работает?

- Кем работает твоя мама?

- Какую работу выполняет мама дома?

- Как ты помогаешь своей маме?. Мою маму зовут Наталия Петровна. Она работает в большом магазине. Мама работает кассиром. Дома мама стирает, готовит еду, убирает в комнате. Я помогаю маме нести сумку из магазина.

Согласование слов с движениями – упражнение «Мамам дружно помогаем»


Игра «Закончи предложение» - развитие смысловой стороны речи. Папа пришел домой с цветами, потому что … Оля встала очень рано, потому что … Мы сегодня рисовали портрет мамы, потому что … Бабушка надела новое платье, потому что …Мы любим бабушку и маму, потому что …Ваня всю неделю ходил с загадочным лицом, потому что … Вся семья собралась за праздничным столом, потому что … .

Игра «Найди отличия» - сравнить две картинки и сказать, чем они отличаются (см. О Крупенчук, с.139)

Игра «Исправь предложение». Сначала родились мы, а потом наши родители. Бабушка младше мамы. Я – бабушкина дочка.

Объяснение пословиц:

Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, при матушке добро.




Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква П (продолжение)»

Закрепить изученные звуки и буквы. Учить выделять звук П в конце слова. Продолжать формировать понятия «гласный звук», «согласный звук», «буква». Учить звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученными буквами. Формировать графические навыки. Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.





10 - 14 марта 2025г. «Восьмое марта»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация и обогащение предметного словаря: аппликация, подарок, букет, лепестки, композиция, мама, женщина, мимоза, тюльпан, роза, счастье, любовь, забота, украшение, радость, забота, любовь.


Глагольный словарь: любить, жалеть, переживать, заботиться, поздравлять, готовить, работать, растить.

Словарь признаков: женский, весенний, праздничный, счастливый, родная, заботливая, ласковая, трудолюбивая.

Словарь наречий: красиво, весело, нарядно, заботливо, уважительно.

Подбор родственных слов: праздник-праздничный-праздновать

Антонимы: красиво-безобразно, ласковый-грубый, ленивый-трудолюбивый.


Образование множественного числа (цветок-цветы, мама-мамы, мимоза-мимозы)


Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов - игра «Скажи ласково»: мама-мамочка, сестра-сестричка, Аня-Анютка-Анечка)


Согласование существительных с числительными в числе и роде - игра «Сколько кого?» (один старший брат, одна старшая сестра, пять заботливых мам, две старенькие бабушки, три молодые тети).


Подбор признаков к предмету

(заботливая, любящая, внимательная, нежная…мама).


Подбор действий к предмету ( Мама готовит, стирает, убирает. Бабушка пылесосит, вяжет, вышивает, полет))


Подбор антонимов: молодой-старый, большой-маленький, старший-младший, взрослый-ребенок. Дидактическое упр. «Удиви народ- скажи наоборот» (добрая-злая, веселая-грустная, ленивая-трудолюбивая)


Подбор родственных слов – игра «Слова родственники». Мама – мамочка, мамуля, матушка, маменька, мамин. Бабушка – бабуля, баба, бабка, бабушкин. Сестра – сестренка, сестричка, сестрица, сестрин.

Упражнение «посмотри, подумай, ответь». Предложить детям ответить на вопросы, а затем по сюжетным картинкам составить предложения.

- Какой праздник бывает ранней весной?

- Как можно поздравить маму с праздником?

- Какой подарок можно ей подарить?

- Еще маме можно помочь, и это тоже будет подарок.

Составление предложений по картинкам:

Дочка стирает пыль с мебели. Сестренка обувает братишку. Дочка помогает маме мыть посуду. И т. д. Вывод: вот какие замечательные подарки сделали дети маме к празднику!

Упражнение «Подарок маме». Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку и ответить на вопросы:

- Какой день наступил? Что это за праздник – 8 марта? Что подарила дочка маме? Кто сделал аппликацию? Какая аппликация получилась у дочки? Обрадовалась или огорчилась мама? Самостоятельное составление рассказа по картине.

Согласование слов и движений – упражнение «Про маму» (З. Агронович). Выполнение движений по тексту стихотворения:

Маму я свою люблю,

Маме надо отдыхать,

Я всегда ей помогу:

Маме хочется поспать.

Я стираю, полоскаю,

Я на цыпочках хожу,

Воду с ручек отряхаю,

И ни разу,

Пол я чисто подмету

И ни разу ни словечка

И дрова ей наколю.


Не скажу.

Игра «Исправь ошибку» - развитие логического мышления и слухоречевой памяти.

Игра «Определи на слух самое короткое слово» - Доченька, дочурка, дочь, дочка. Мама, мамулечка, мамка, мамочка.

Игра «Кто лишний и почему?» - Мама, соседка, бабушка, дочка. Мама, март, апрель, май.

Игра «Какое слово не подходит?» - Дочь, дочка, дочиста, дочурка. Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.





Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звуки П, Пь. Буква П (продолжение)»

Формировать умение различать на слух звуки П и Пь. Учить читать прямые открытые слоги с буквой П и слово «папа». Обучать звуко-буквенному анализу и синтезу. Формировать графические навыки. Развивать внимание, память, мышление, фонематическое восприятие, мелкую моторику.





17 - 21 марта 2025г. «Народные традиции и обычаи»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация и обогащение предметного словаря: традиция, обычай, обряды, предки, праздник, встреча, служба, церковь, гулянья, яства, кушанья, песни, игры, заклички, мастера, люди, народ, угощение, гости, подарки, звон, колокола, Пасха, Рождество, Святки, Сороки, Масленица.


Активизация и обогащение глагольного словаря: жить, встречать, праздновать, готовиться, поститься, наряжаться, гулять, петь, играть, дарить, ходить, зажигать, трудиться, радоваться, любить, слушать, печь, колядовать, угощать.


Активизация словаря признаков: древний, светлый, нарядный, праздничный, торжественный, главный, веселый, старинный, большой.


Активизация и обогащение словаря наречий: празднично, светло, радостно, правильно, весело, плотно, горячо, ярко, тепло.


Согласование прилагательных с существительными в роде и числе - игровое упражнение «Один - много»

Праздничный костер-праздничные костры, румяный блин-румяные блины, торжественная служба-торжественные службы, высокая колокольня-высокие колокольни, вышитое полотенце-вышитые полотенца, вкусное сочиво-вкусные сочива.


Образование относительных прилагательных – игра «Из чего сделано?» Свеча из воска – восковая свеча. Купол из позолоты – позолоченный купол. Церковь из камня – каменная церковь. Пасха из творога – творожная пасха. Венок их цветов – цветочный венок. Ветка от березы – березовая ветка. Тесто из сдобы – сдобное тесто.


Согласование числительных с прилагательными – игра «Один, два, пять» Одно пасхальное яйцо, два пасхальных яйца, пять пасхальных яиц. Один церковный купол, два церковных купола, пять церковных куполов. Один цветочный венок, два цветочных венка, пять цветочных венков. Одно праздничное гуляние, два праздничных гуляния, пять праздничных гуляний. Один весенний хоровод, два весенних хоровода, пять весенних хороводов.


Падежное управление – игра «Скажи правильно» Без чего не бывает Пасхи? (Без торжественной службы, без праздничного гуляния, без вкусного кулича, без Пасхальных яиц, без творожной Пасхи.)

В кого наряжаются люди на Рождество? ( В козу, в барана, в овцу, в корову, в животных.)

Кем украшают Рождественский вертеп? ( Овечками, осликом, лошадкой, коровкой, игрушками, цветами, конфетами.)

Чем угощаются на Масленицу? (Блинами, пирогами, ватрушками, пряниками, сметаной, творогом.)

Кому отдают первый блин на Масленицу? (Бедным, нищим, обездоленным, сиротам, погорельцам.)


Образование приставочных глаголов – игровое упражнение – «Подбери слова»

Печь, выпечь, испечь, перепечь. Водить, уводить, переводить, сводить, заводить. Слушать, выслушать, послушать, заслушать.


Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида – игровое упражнение «Сегодня и вчера»

Сегодня мы красим пасхальные яйца, и вчера мы красили пасхальные яйца. Сегодня мы печем вкусные блины, и вчера мы пекли вкусные блины. Сегодня мы слышим колокольный звон, и вчера мы слышали колокольный звон. Сегодня мы водим веселый хоровод, и вчера мы водили веселый хоровод.

Предложить детям послушать короткие рассказы о народных праздниках и пересказать их (по выбору воспитателя) при помощи наводящих вопросов.

Пасха. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына - Иисуса, который должен был научить народ смирению и  любви.  Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот  это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.

Как звали сына Бога?

Для чего Он послал Его на землю?

Что означает воскрешение Христа?

Как появился обычай дарить на пасху яйцо? По преданию, Святая Мария Магдалина явилась для евангельской проповеди и предстала пред императором с радостными словами: «Христос воскресе!» И подала ему красное яйцо. Яйцо – символ жизни. Красный цвет – кровь Христа, который даровал Своим Воскресением жизнь вечную. С тех пор и по настоящее время, подражая Святой Магдалине, приносят в дар красные яйца.

Как звали Святую, которая принесла императору яйцо?

Какие слова она произнесла?

Как ты думаешь, что обозначают эти слова?

Какого цвета было яйцо?

Для чего мы дарим друг другу на Пасху красные яички?


Рассказы-описания пасхальных яиц по плану:

- Какой формы яйцо?

- Какого оно цвета?

- Чем украшено?

- Что с ним можно делать?

- Кому ты его хочешь подарить?

Согласование слов и движений - народная игра «Шел козёл по лесу»: Дети стоят в хороводе, в центре «козел». Дети идут по кругу, поют:

Как шел козел по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем. Похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

И хвостиком помашем, помашем, помашем.

И опять попляшем, попляшем, попляшем.

Козлик в начале игры кружится с закрытыми глазами, затем находит себе «подружку» и вместе выполняют движения по ходу песни.


Развитие внимания, мышления, памяти:

Игра «Найди отличия» Предложить детям сравнить картинки двух пасхальных яиц и найти различия в их украшении – развивать зрительное внимание.

Игра «Собери картинку» - развитие логического мышления, внимания. Детям предлагается собрать изображения-картинки народных праздников из 12 квадратов.

Игра «Угадай, о каком празднике я сказала?» - развитие мышления, памяти, внимания. Систематизация представлений по теме. В этот праздник девушки украшали дома свежей ароматной травой, цветами, ветками березы. (Троица). На этот праздник ряженые ходили по домам колядовать. (Рождество). На этот праздник весело катались с гор и кушали горячие блины. (Масленица). На этот праздник ставили на стол куличи и крашеные яйца. (Пасха).

Придумывание загадок по теме и загадывание их друг другу.




Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква Т (знакомство)»

Закрепить изученные звуки и буквы. Познакомить со звуком и буквой Т. Учить выделять звук т из начала слова. Формировать понятие «согласный звук». Активизировать звук в слогах, словах, предложениях. Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику, графические навыки.





24 - 28 марта 2025г. «Город мастеров»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация и обогащение предметного словаря: промысел, ремесло, народ, Русь, посад, культура, наследие, игрушка, свистулька, резьба, роспись, кружево, ярмарка, династия, торговля, обмен, быт, изба, вышивка, украшение, дерево, нитки, глина, кость, мастер, мастерство.


Активизация и обогащение глагольного словаря: лепить, резать, писать, расписывать, украшать, грунтовать, обжигать, украшать, продавать, обменивать, передавать, хранить, беречь, плести, носить, праздновать, играть, радовать.


Активизация словаря признаков: глиняная, деревянная, вязаная, костяная, берестяная, деревянная, расписная, праздничная, яркая, красивая, лаковая, изящная, повседневная, ажурная, растительная, прочная, хрупкая, прочная, легкая.


Активизация и обогащение словаря наречий: уютно, тепло, празднично, практично, нарядно, давно, весело.


Согласование прилагательных с существительными в роде и числе - игровое упражнение «Отвечаем на вопросы» Хохлома какая? Золотая хохлома. Гжель какая? Голубая гжель. Богородская игрушка какая? Богородская игрушка деревянная, непокрашенная. Дымка какая? Дымка яркая, нарядная. Вологодское кружево какое? Кружево ажурное, цветное. Жостовский поднос какой? Поднос расписной, цветочный. И т.д.


Образование относительных прилагательных – игра «Назови игрушку» Игрушка из глины – глиняная. Игрушка из дерева – деревянная. Игрушка из фарфора – фарфоровая. Игрушка из бересты – берестяная. Игрушка из ткани – тканевая. Игрушка из соломы – соломенная.


Согласование числительных с прилагательными – игра «Сосчитай и назови» Одна матрешка, две матрешки, … пять матрешек. Один баран, два барана, … пять баранов. Одни карусели, две карусели, … пять каруселей. Одно солнышко, два солнышка, пять солнышек. И т.д.


Падежное управление – игра «Скажи правильно» Чего в хохломской росписи много? Много ягод, цветов, листиков, завитков. Чем забавляются дети в дымковской игрушке? Барынями, гусарами, медведями, козлами, каруселями, индюками. Что расписывали гжельские мастера? Вазы, салфетницы, самовары, тарелки, миски, супницы, доски

.

Образование приставочных глаголов – игровое упражнение – «Подбери слова». Резать, вырезать, перерезать, срезать. Писать, расписать, написать, выписать, списать. Лепить, слепить, вылепить, подлепить.


Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида – игровое упражнение «Сегодня и вчера» Сегодня художник расписывает тарелку, и вчера художник расписывал тарелку. Сегодня мастер лепит игрушку, и вчера мастер лепил игрушку. Сегодня кружевница плетет воротник, и вчера кружевница плела воротник.


Образование родственных слов – игровое упражнение «Найди пару»

Воротник, ворон, воротничок. Ягодка, ягода, егоза. Барышня, барыня, баран. Муж, мужик, муха.

Составить описательный рассказ о матрешке по плану:

- Что это?

- Какого цвета, размера, формы?

- Из какого материала сделана?

- Из скольких частей состоит?

- Как в нее играют?



Пересказ рассказа по наводящим вопросам и картинно-графическому плану.

Дымковская игрушка. Эту глиняную игрушку на Руси лепили в селе Дымково. Поэтому она так и называется. Чтобы она была прочной, после лепки игрушку обжигали в печи. Потом всю ее покрывали белой краской – белили. Когда игрушка высыхала, ее расписывали кругами, кольцами, линиями. Точками и мазками. Чтобы игрушка была нарядной и праздничной цвета выбирали яркие: красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, черный и золотой. Дымковская игрушка – это барыни, кони, бараны, медведи, козы, мужики, индюки, птицы и другие животные.



Рассказы–описания дымковских игрушек по графическому плану и образцу взрослого:

- Как называется игрушка?

- Из какого материала она сделана?

- Какими элементами украшена игрушка?

- Какие цвета использовал художник для украшения этой игрушки?

- Как с ней можно играть?

- как нужно обращаться с игрушкой и почему?

- Кому из твоих друзей ты ее подаришь?

- Почему?



Придумывание загадок-описаний про городецкие предметы (с натуры) – формирование распространенных предложений.

Согласование слов и движений : выполнение физкультминутки – «Игрушкины частушки»:

Наши руки крендельком,

щеки будто яблоки.

Руки на пояс, пружинки.

С нами издавна знаком

весь народ на ярмарке.

Хлопки в ладоши.

Мы игрушки расписные,

хохотушки вятские -

Руки в стороны качаются.

Щеголихи слободские,

кумушки посадские.

Повороты туловища.

Дымковские барышни

всех на свете краше,

Выставление ног на пятку.

А гусары-баловни –

кавалеры наши!

Качание головой.

(Дети выполняют движения по тексту стихов. Придумывая их самостоятельно)

Р

азвитие внимания, мышления, памяти, восприятия:

Игра «Найди отличия»» (дымка)

Учить детей правильно называть элементы росписи, составлять небольшой описательный рассказ – сравнение, развивать внимание, мышление, речь.

Материал: два одинаковых силуэта дымковской игрушки.

Ход игры. воспитатель предлагает детям рассмотреть два одинаковых силуэта дымковской игрушки, украшенных по разному (например – козлики) и рассказать, чем узор на одном силуэте игрушки отличается от узора на другом.

Игра в кубики «Сложи картинку»

Цель: развитие внимания, мышления, речи.

Материал: 4 кубика с дымковской росписью, 4 кубика с хохломской росписью, 4 кубика с гжельской росписью, 4 кубика с городецкой росписью.

Ход игры. Детям предлагаются 4 кубика, нужно сложить целый нарисованный на них предмет и назвать его.




Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква Т (продолжение)»

Закрепить изученные звуки и буквы. Учить выделять звук Т в конце слова. Формировать понятие «гласный звук», «согласный звук», «буква». Учить звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученными буквами. Формировать графические навыки. Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.




31 марта – 4 апреля 2025г. «Мебель»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Предметный словарь: мебель, стол, стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур, кухня, гостиная, фабрика, краснодеревщик, столяр, полки, столешница, спинка, подлокотники, дверцы, ручки, дерево, пластмасса, металл, дуб. береза, сосна.


Глагольный словарь: расставить, стоять, спать, сидеть, делать, сколотить.


Словарь признаков: деревянный, металлический, пластмассовый, кухонная, спальная, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, сервировочный, детский, мебельный, березовый, дубовый, высокий, низкий, узкий, широкий.


Словарь наречий: удобно, мягко, справа, слева.


Антонимы: большой-маленький, узкий-широкий, высокий-низкий

стол


Многозначность: ручка, ножка, спинка.


Подбор признаков к предмету, узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: стол – деревянный, скамейка – уличная, кровать – двуспальная, кресло – удобное, шкаф – плательный, тумбочка – детская и т. д.)


Образование множественного числа – игра «Много и один» (стол-столы, стул-стулья, комод-комоды, буфет-буфеты, софа-софы и др.)


Согласование числительных, местоимений с существительными. Игра «Сколько чего?» Один диван, два стола, три стула, четыре табурета, пять кроватей.

Игра «Чей, чья, чьи?» Взрослый показывает предметные картинки и задает по ним вопросы (Чьи это стулья? Чей шкаф? Чья кровать? Дети по таким же картинкам отвечают: это мои стулья, моя кровать, мой шкаф.

Игра «Сосчитай до пяти». Один диван, два дивана, … пять диванов. Одно кресло, два кресла …пять кресел. Одна кровать, две кровати, …пять кроватей. И т. д.


Предложно-падежное управление

Игра «Чего недостает в комнатах?»- шкафа, кровати, стула, стола, дивана и т. д.

Игра «Из чего сделана мебель? (предлог «из»)- стол из березы, кровать из дуба, стулья из липы, шкаф из ясеня, скамейка из сосны.

Игра «Сломанная мебель» (предлог «без») – стол без ножки, диван без спинки, кресло без подлокотника, кровать без матраца.

Игра «Разложи вещи» (предлоги «в», «на», «за», «под») Одежду положу в шкаф. Игрушки уберу за диван. Мишку посажу на стул. Коляску поставлю под стол.

Игра «Расставим мебель» (использование предлогов: «к, от, меду, у, через, за. из-за»; наречий – слева, справа…)

Игра «Назови части» Дети называют части мебели: стол – ножки, крышка; кресло – ножки, подлокотники, спинка, сиденье; стул – ножки, сиденье, спинка; шкаф – ножки, дверцы, полки.


Словообразование:

1)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стол-столик)

2) прилагательных от существительных (дерево-деревянный)

3) существительных от словосочетаний (стол для обеда-обеденный)

4) сложных слов (подлокотник, краснодеревщик, новоселье)

Составление распространенных предложений по картинно-графическим схемам – упражнение «Шифровка». Предложить детям расшифровать картинно-графические схемы и составить по ним распространенные предложения про мебель. Большой, деревянный стол стоит около окна. Маленький детский стульчик стоит перед диваном. Высокий плательный шкаф стоит в углу комнаты. И т. п.


Развитие диалогической речи – игра «Магазин». Поставить на наборное полотно предметные картинки с изображением мебели. Выбрать продавца и покупателей, организовать диалог.

- Здравствуйте! Я хочу купить (мне нужен) диван.

- Какой диван вы хотите? У нас много диванов.

Покупатель составляет описательный рассказ по картинно-графическому плану. Например:

- Я хочу купить большой, кожаный, коричневый диван с высокой спинкой и мягкими подлокотниками, чтобы на нем было удобно лежать и сидеть.

- У нас есть такой диван. Вот, пожалуйста. (Продавец отдает покупателю соответствующую картинку.) Игра повторяется 4-5 раз.


Сравнительно-описательные рассказы (стул-табуретка, стул-кресло, диван-кресло)


Составление рассказов из личного опыта по фотографиям - «Моя комната (по плану)»


Беседа с детьми по темам:

- для чего нужна мебель?;

- путь от дерева до стола;

- новоселье;

- как я убрал в квартире;

- сказка о любом предмете мебели;

Пересказ совместно составленного рассказа по теме - игра «Договаривание слов». Взрослый начинает рассказ о мебели , дети дополняют его подходящими по смыслу словами. После 5-6 предложений - пересказ полученного рассказа.

Согласование слов и движений – физкультминутка: «Собьём мебель» (дети стоят по кругу, за стульчиками)

Запилила пила, завизжала пила,

Имитация работы пилы.

Пилим понемножку то спинку,

Показываем на спинку стула.

То ножку.

Показываем но ножки стула.

В руки молоток возьмем,

Имитация ударов молотком.

Мебель крепкую собьем.

«Ударяем» по сиденью стула.

Все в машины загружаем,

Имитация погрузки – наклоны.

В магазины отправляем.

Идем по кругу, имитация машины.


Развитие внимания, памяти, восприятия и мышления.

Игра «Отгадай-ка». Взрослый загадывает загадки по теме, дети их отгадывают и объясняют свою отгадку.

Игра «Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет».)

Проблемные вопросы:

во что превратится стул без спинки, кресло без спинки и подлокотников?

Почему так называют: спинка, подлокотник, стенка, новоселье?

Объясни значение выражения:

- сидеть на двух стульях

Игры на восприятие цвета, формы, размера:

- «Определи предмет по части»

- «На какие геометрические фигуры похожа мебель?»

- «Узнай мебель на плане?» - «Нарисуй план комнаты»

«4-ый лишний» (мебель-электроприборы; мебель, похожая на прямоугольник-мебель, похожая на круг; на которой спят-на которой сидят; кухонная мебель-спальня мебель.)

Классификация мебели: кухонная, спальная , детская, учебная)



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звуки Т и Ть. Буква Т (продолжение)»

Закрепить изученные звуки и их обозначения. Учить выделять звук Т в начале, середине и конце слова. Учить звуко-буквенному анализу и синтезу. Учить читать прямые слоги и слова типа «ТАМ». Развивать фонематическое восприятие, память, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, графические навыки.




7 - 11 апреля 2025г. «Весна. Сезонные изменения в природе»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Предметный словарь: весна, проталины, капель, лужи, ледоход, подснежник, оттепель, почки, первоцвет, скворечник, скворец, грач, половодье, наводнение, ручей, верба, рассада, гроза, грязь, паводок, луч, запруда, март, апрель, погода, настроение, веснушки.

Глагольный словарь: бежать, журчать, звенеть, цвести, пробиваться, петь, трещать, плыть, кружиться, сажать, проклевываться, лопаться, набухать, грохотать, таять, копать, светить, греть.

Словарь признаков: клейкий, зеленый, пушистый, холодный, прозрачный, звонкий, быстрый, нежный, белоснежный, хрупкий, душистый, удобный, весенний, тонкий, яркий, ароматный, грязный.

Антонимы: холодный-теплый, прозрачный-мутный, сильный-слабый, быстрый-медленный, ранняя-поздняя, светлый-темный, ранняя-затяжная.

Многозначность: луч

Подбор слов-признаков к предмету, узнавание предмета по признаку: упражнение «Подбирай, называй, запоминай». (Теремкова Н.Э. №3, с 19.)

Игра «Образуй новое слово». Весна (что может быть весенним?) – весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга. Март (что может быть мартовским?) – мартовский день, мартовская оттепель, мартовский праздник, мартовские лужи. Апрель ( что может быть апрельским?) – апрельские цветы, апрельское солнышко, апрельская травка, апрельский ручеек. По аналогии подбор к словам дождь, гроза, солнце.


Подбор антонимов – игра «Скажи наоборот». Ручеек замерз-оттаял, солнышко яркое-тусклое, проталинка широкая-узкая, цветы первые-последние, снег липкий-рассыпчатый, снег чистый-грязный, день теплый-холодный, почка крупная-мелкая.


Согласование числительных с существительными – игра «Один – много» Одна что? (лужа). Если несколько, как про них скажем? (лужи). А много чего? (луж). Ручей-ручьи-ручьев. Дерево-деревья-деревьев. Туча-тучи-туч. Проталина-проталины-проталин. И т. д.


Предложно-падежное управление (Винительный, родительный)

Игра «Ответь на вопросы». На что упал луч? (предлог «на»: луч упал на землю, на крышу). Повесим скворечник (предлог «на»: на липу, на березу).

На огороде (мы посадим огурцы, помидоры).

Пришла весна (предлог «На», «в»: в лес, на поляну).

Игра «Без чего не может быть весны?» Весны не может быть без яркого солнца, без луж, без ручейков, без грозы. Без проталин, без капели.


Словообразование

Прилагательных от существительных (весна-весенний, бумага-бумажный).

Приставочных глаголов (уплывает, отплывает).

Существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лужа-лужица.)

Прилагательных от наречий (дружно-дружная).

Сложных слов (первоцвет, ледоход).


Подбор родственных слов: весна, луч

Рассматривание картинок про весну и ответы на вопросы по их содержанию. Предложить детям дать полные ответы на следующие вопросы:

Что такое весна? (Весна – это время года.)

После какого времени года наступает весна?

Как начинает пригревать солнце?

Что от этого происходит?

Что происходит, когда тает много снега?

Где снег тает быстрее: на пригорке или в низинке?

Что появляется на земле, где растаял снег?

Что вырастает на проталинках?

Что набухает на ветках?

Что происходит со льдом на реках?

Кто просыпается после зимней спячки?

Кто возвращается из теплых краев? Почему?

Что надевают люди весной?


Составление рассказа по картинно-графическому плану и его пересказ.

Весна (По Ю. Бардышевой, Е. Моносовой)

Солнце пригревает. Становится тепло. Тает снег. Появляются первые проталины. На проталинах вырастает молодая зеленая травка. Просыпаются насекомые. На реках тает и ломается лед. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Так к нам приходит весна.


Упражнение «Посмотри внимательно и ответь» Рассмотреть сюжетную картину «Весна» (из комплекта С. Вохринцевой). Предложить ответить на вопросы по ее содержанию. Рассказать по этой картине, основываясь на ответы детей на вопросы. Попросить придумать название полученному рассказу. Предложить пересказать текст: цепочкой, по очереди, по частям, весь полностью.

Согласование слов и движений – физкультминутка «Краски весны» Выполнение движений по тексту стихотворения.

Снова нет ручьям покоя,

День и ночь журчат в кустах.

Бегут по кругу друг за другом.


Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Спокойно идут друг за другом.

Льет лучи на лес и луг

Приседают – встают.

И на все цветы вокруг.

Б. Асаналис

«Цветок» над головой.


Раскрашивание картинок по теме, выполнение рисунков и аппликации.


Развитие внимания, восприятия, памяти, мыщления

Игра «Сравни картинки» - нахождение различий (см. О. Крупенчук с. 135)

Игра «Что перепутал художник?» - найти логическое несоответствие в картинке про весну.

Игра «Кубики – сложи картинку» - составление изображения из 12 частей.

Игра «Определи на слух самое короткое слово» - сосулька, оттепель, май, проталина.

Игра «Что лишнее и почему?» Зима, весна, март, лето. Март, апрель, весна, май.

Игра «Какое слово не подходит?» Весна, весенний, весло, веснянка. Март, мартовский, Марина, марта.

Игра «Выбери и запомни» Сколько весенних месяцев? (3, 4, 7). Сколько дней в неделе? (4, 7, 12)


Загадывание и отгадывание загадок по теме.



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква К»

Закрепить изученные звуки и буквы. Познакомить со звуком и буквой К, учить выделять звук из начала, конца и середины слова. Формировать понятие «согласный звук». Активизировать звук с слогах, словах и словосочетаниях. Учить звуко-буквенному анализу и синтезу. Учить читать слова типа КОМ, МУКА. Развивать фонематическое восприятие, память, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, графические навыки.





14 - 18 апреля 2025г. «Перелетные птицы»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Предметный словарь: перелетные птицы, ласточка, грач, аист, кукушка, соловей, скворец.

Глагольный словарь: поют, кричат, щебечут, воркуют, кружат, летают, кормят, клюют.

Словарь признаков: перелетные, насекомоядные, суетливые, невзрачный, яркий, пестрый, ночной, крылатый, маленький, голосистый, шустрый.

Словарь наречий: холодно, громко, быстро

Антонимы: зимующие-перелетные, яркий-невзрачный


Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: грач черный, кукушка пестрая, зарянка яркая)

Образование множественного числа : соловей-соловьи, ласточка-ласточки, птенец-птенцы, гнездо-гнезда.

Согласование числительных, местоимений с существительными: один соловей, мои ласточки, много аистов) Игра «Сосчитай до пяти» Один скворец, два скворца, … пять скворцов.

Предложно-падежное управление (Родительный, дательный, творительный, предложный падежи)

- кто больше, кто меньше? (грач больше скворца)

-кому корм (предлог «для» для соловья)

- где живут птицы (предлог «в», «на»: в гнезде, на дереве)


Словообразование:

1)приставочных глаголов (улетел, прилетел)

2)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (гнездо-гнездышко)

Подбор родственных слов: птица, ворона, корм, гнездо, кукушка

Чтение рассказов, ответы на вопросы, пересказ по опорным картинкам и графическому плану.

Скворцы и скворчата (По Т. Шорыгиной)

Прилетев домой, скворцы садятся на ветки возле скворечников и радостно, звонко поют. Целую неделю скворец распевает песни. А когда из дальних стран прилетает скворчиха, дружная пара вместе устраивает гнездо.

Вскоре в гнезде появляются зеленовато-голубые яички, а из них – скворчата. Когда они подрастут, в укромном уголке леса, где много корма, откроется скворчиная школа. Взрослые скворцы научат малышей выкапывать из земли червей, спасаться от холодной росы и дождя, выбирать место для ночевки, узнавать сигнал опасности.

Вопросы: Что делают скворцы, вернувшись на родину? Чему учат в скворчиной школе?


Загадки-описания по предметно-графическому плану.

Поочередное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются в следующем порядке: 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2. Затем смена руки.

Ищет птичка и в траве,

И среди больших лугов

И на ветках, и в листве,

Мух, червей, слепней, жуков.


Развитие внимания, восприятия, памяти и мышления

Игра «Ответь на вопрос» Чего больше: птиц или крыльев? Крыльев или перьев? Ног или крыльев? Ног или хвостов? Глаз или спинок?

Игра «Исправь предложения» Птица высидела птенцов и отложила яйца. Птенцы свили гнездо и к ним прилетела мама. Кукушки принимают в свое гнездо других птиц.

Игра «Раньше - позже» Журавли прилетают раньше стрижей. Какие птицы прилетают первыми? Какие птицы прилетают позже? И т. п.



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звуки и буквы К - Т»

Учить дифференцировать звуки и буквы К –Т. Учить правильно употреблять их в слогах, словах и предложениях. Закрепить умение выделять звуки из начала и конца слова. Учить звуко-буквенному анализу и синтезу. Развивать память, внимание, мышление, фонематическое восприятие.




21 - 25 апреля 2025г. «Сад - огород»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация и обогащение предметного словаря: бороздка, огород, сад, цветник, клумба, лопата, грабли, теплица, грядка, саженцы, рассада, посадка, посев, поле, техника, лейка, парник, росток.


Активизация словаря глаголов: сажать, сеять, поливать, белить, перекапывать, обрезать, удобрять, копать, пересаживать, рассаживать, отсаживать, закапывать, откапывать, окапывать, замачивать.


Активизация и обогащение словаря наречий: мелко, поверхностно, глубоко, влажно, тепло, холодно.


Активизация словаря признаков: ранний, поздний, яровая, озимые, подзимние, мелкие, крупные, твердые, всхожие.

Подбор глаголов к существительным - игровое упражнение «Продолжи предложение». Весной в огородах люди копают (перекапывают, сеют …)

«Выбери правильный ответ». Цветы мы … (сажаем, усаживаем, высиживаем, насиживаем).Землю на грядках мы … (копим, закапываем, копаем, капаем).


Согласование числительных с существительными – игра «Сосчитай до пяти». Одна перекопанная грядка, две перекопанные грядки …, пять перекопанных грядок. Один прополотый ряд … .


Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – игра «Назови ласково». Сад-садик, огород-огородик, грядка-грядочка, парник-парничок, яблоня-яблонька.


Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида – игра «Сегодня и вчера» Сегодня мы сеем морковку, и вчера мы сеяли морковку. Сегодня рассаду капусты мы высаживаем в парник, и вчера рассаду капусты мы высаживали в парник. Сегодня мы делаем чучело для огорода и вчера мы делали чучело для огорода.

Составление предложений с парами слов: копать-грядка, поливать-теплица.


Составление рассказа по картине и вопросам (см. О. Крупенчук, с. 166)


Объяснение пословиц. Весной не поработаешь, зимой не поешь. Кто весной не пролежит, целый год будет сыт.


Чтение, ответы на вопросы, пересказ

Весенние заботы (По Т. Шорыгиной)

Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, укроп, петрушку, морковь. Свеклу. В саду - окопать деревья, обрезать сухие сучки. А на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима – с запасами.

Вопросы: Что делают люди в огороде? Что делают люди в саду? Для чего они все это делают?


Игра «Где чей инструмент?» - развитие зрительного внимания (лабиринт)

Игра «Исправь предложение» Цветы полили, потому, что они выросли. Выкопали мы картошку и давай ее окучивать и поливать. Выросли на яблонях и яблоки, и груши, и сливы, и вишни.

Игра «Объясни словечко» - огород, рассада, парник, пересадка.

Игра «Что посеяли первым, вторым и что – последним» Лук посеяли раньше редиса, но позже чеснока. Помидоры посадили раньше огурцов, но позже перцев.

Игра «Что лишнее и почему?» Грабли, вилка, лопата, мотыга. Поливать, удобрять, пасти, пересаживать.

Игра «Назови и объясни 4-е слово» День-ночь, лето-зима. Птица-яйцо, растение - … (семя). Человек-переезд, растение - …(пересадка). Яблоня-сад, луковица - …(огород). Клумба-цветы, грядка- …(овощи)


Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква Н»

Познакомить детей со звуком и буквой Н, учить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в делении слов на слоги, в определении места звука в слове. Развивать фонематические процессы. Учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их. Воспитывать умение вслушиваться в речь логопеда.




28 апреля – 6 мая 2025г. «Профессии на транспорте»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация и обогащение предметного словаря: транспорт, части транспорта, машинист, вагоновожатый, шофер, водитель, капитан, моряк, летчик, пилот, мотоциклист, велосипедист, шоссе, дорога, рельсы, земля, вода, воздух, пассажиры, остановка, вокзал, причал, аэродром, порт, гараж, депо.


Активизация и обогащение глагольного словаря: ехать, лететь, плыть, перевозить, управлять, везти, причаливать, отчаливать, прибывать.


Активизация словаря признаков: водный, наземный, воздушный, подземный, пассажирский, грузовой, зеленый, желтый, красный.


Активизация словаря наречий: быстро, медленно.


Предлоги: по, на, в, под, к, от



Предложно-падежное управление - Игра "Закончи предложение" Машина из гаража...(выехала), на гору ....   , с горы...   , по улице ...  , дом кругом ...   , дальше ...   , к мосту ... , на мост ..., по мосту ... , с моста ..., перекрёсток ..., в гараж ... .


Игра "Скажи наоборот"

въехать - съехать, отъехать - ... ,

заехать - ..., переехать - ... ,

прилететь - ... , подлететь - ... , 

уплыть - ..., отплыть - ... .

Игра "Добавь в предложение маленькое слово(предлог) и повтори полное красивое предложение"

- Машина  ... гаража выехала.

- Машина ... мост заехала.

- Машина ... мосту проехала.

- Машина ... моста съехала.


Игра "Кто чем управляет"

Трактором управляет - тракторист,  

Экскаватором  управляет - ... ,

Грузовиком управляет - ... ,

Подъёмным краном - ... ,

Велосипедом - ... ,

Мотоциклом - ... ,

Самолётом - ... ,

Пароходом - ... ,

Бульдозером - ... ,

Поездом - ...

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе – игровое упражнение «Подбери слова» Смелый, мужественный летчик; терпеливый, внимательный водитель; отважный, сильный капитан.

Согласование числительных с существительными – игра «Сосчитай до пяти» Один таксист, два таксиста, … пять таксистов. Один летчик, два летчика, …пять летчиков. Одна стюардесса, две стюардессы, … пять стюардесс.

Слушание, ответы на вопросы, пересказ рассказов (на выбор):

Кто самый быстрый?

Саня спросил у Насти:

—Кто самый быстрый: санки, самокат, самолёт или сапоги?

—Вот сравнил! — засмеялась Настя. — Ясно, самолёт. А сапоги вообще, если не на ногах, двигаться не могут.

—А вот и нет. Быстрее всех сапоги-самоходы. Они нас с тобой сами в один миг за сто вёрст унесут.

—Откуда ты всё это знаешь?

—Откуда? Об этом в «Русских сказках» написано. Из пособия Л. Успенской,

М. Успенского

Вопросы:

Что спросил Саня у Насти?

Что ответила Настя?

Какие сапоги, по мнению Сани, самые быстрые?

Откуда Саня узнал о сапогах-самоходах?

Случай на дороге

Мы остановились, и все другие автомобили остановились, трамваи остановились. Я закричал:

— Почему? Мама тоже сказала:

— Почему все стали?

А шофёр говорит:

—Вон видите красный фонарик? Светофор.

И наверху на проволоке, над улицей, мы с мамой увидали фонарик: он горел красным светом.

—И долго мы стоять будем?

А шофёр говорит:

—Нет. Сейчас все проедут, кому через нашу улицу надо переезжать, и поедем.

И все смотрели на красный фонарик.

И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным.

И шофёр сказал:

—Теперь можно: зелёный огонь.

Мы поехали Б. Житков. Вопросы:

Почему остановился весь транспорт на дороге?

Что сказал шофёр?

Какие сигналы давал светофор?

Согласование слов и движений – физкультминутка:

Самосвал
Можно нагрузить немало
В мощный кузов самосвала.
Отвезёт он, всё что нужно
Быстро, весело и дружно!


Плавно через стороны поднять

руки вверх.

Имитация вращения руля двумя

руками.


Развитие внимания, восприятия, памяти, мышления:

Игра «Четвёртый лишний»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   определить лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее.

Самолёт,   машина,   поезд,   машинист.  Лишнее   слово «машинист», потому что оно называет профессию, а остальные слова — названия транспорта.

Трамвай,   автобус,  самолёт,   троллейбус.   Лишнее  слове «самолёт»,   потому   что   оно  называет   воздушный   вид транспорта, а остальные — называют наземный.

Игра «Исправь ошибки»

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   обогащать   словарный запас.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   исправить предложения.

 Пилот ловко управляет своим теплоходом.

За штурвалом самолёта профессиональный водитель.

Машинист ведёт грузовик на погрузку.

Поезд приближался к станции, и капитан замедлил его ход.

Игра «Сложи картинку» - составление картинок по теме из нескольких разных по форме частей.



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук и буква Б»

Познакомить детей со звуком и буквой Б, учить характеризовать звук с опорой на разные виды контроля. Развивать фонематические процессы. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать общую и мелкую моторику, дыхательные и голосовые функции.





12 - 16 мая 2025г. «День Победы»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация и обогащение предметного словаря: праздник, салют, победа, война, Родина, защитники, ветераны, враги, огонь, памятник, солдат, воин, народ, май, цветы, букет, венок, память, парад.



Активизация и обогащение глагольного словаря: праздновать, помнить, вспоминать, поздравлять, гордиться, воевать, победить, петь, погибать, защищать, хранить, беречь, заботиться.



Активизация и обогащение словаря признаков: Великая, Отечественная, мировая, прекрасный, трагичный, неизвестный, героический, отважный, смелый, кремлевский, вечный.



Активизация словаря наречий: долго, один, много, рано, поздно, утром, вечером.




Согласование прилагательных с существительными в роде и числе – игра «Подбери словечко» Ветеран – пожилой, старенький, заслуженный, смелый, отважный. Памятник – гранитный, бронзовый, высокий, торжественный, скромный. Защитник – храбрый, смелый. Заботливый, мужественный, ловкий.



Согласование числительных с существительными – игровое упражнение «Кого сколько?» (с использованием предметно-графических картин). Один танк, два разведчика, три ветерана, пять медалей, много памятников, несколько гвоздик.



Предложно-падежное управление (родительный, дательный, творительный, предложный падежи)

Игровое упражнение «Ответь на вопрос»:

-Кто чем управляет? Танкист – танком, летчик – самолетом, ракетчик – ракетной установкой, вертолетчик – вертолетом.

- Без кого солдатам трудно воевать? Без медсестры, без врача, без друзей, без командиров, без питания.

- Кого защищает воин? Страну, Родину, Россию, семью, детей.

- О ком вспоминал солдат на войне? О жене, родителях, деревне, детях, друзьях.



Подбор родственных слов – игровое упражнение «Подбери пару»: воин – военный, солдат – солдатский, памятник – память, знамя – знаменосец.



Подбор глаголов к существительным – игровое упражнение «Кто что делает?» Командир – объясняет, думает, показывает, направляет. Приказывает, награждает. Сапер – разминирует, определяет, удаляет, обнаруживает, вынимает.


Пересказ рассказов по картинно-графическому плану, ответы на вопросы по содержанию.

У Вечного огня. Приближается праздник – День Победы. Вся наша семья пойдет на площадь Победы, чтобы положить букет цветов к памятнику воинам-освободителям. Много храбрых и мужественных защитников нашей Родины погибли в войну. Около памятника погибшим воинам горит Вечный огонь. Люди помнят и благодарны своим защитникам.

Вопросы: Какой праздник скоро будет отмечать вся наша страна? Куда идут люди на День Победы? Почему в каждом городе есть памятники воинам?

Подарок ветерану. Приближается День Победы. Вместе с воспитателями мы приготовим поздравительные открытки ветеранам. На открытках мы нарисуем солнце, красную звезду и цветы. На праздник в детский сад придет ветеран. Мы поздравим его с этим великим праздником. Спасибо за Победу, за мир, за счастливое детство!

Вопросы: Какой приближается праздник? Кого в этот день поздравляют? Как можно поздравить ветеранов? Как поздравим ветерана мы? Какие слова мы ему скажем?

Выполнение движений по тексту – физкультминутка «День Победы» (Т.Белозерова):

Майский праздник

День Победы

Отмечает вся страна.

В этот праздник

Наши деды

Надевают ордена.

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.


Развитие внимания, восприятия, мышления и памяти.

Игра «Собери поздравительную открытку» - предложить детям собрать открытки из 6-10 частей различной конфигурации.

Игра «Найди отличия» - внимательно посмотреть на две похожие картинки, сравнить их и найти пять отличий.

Игровое упражнение «Исправь предложение» - найти в предложениях логическое несоответствие. Ветераны войны очень молодые люди. На День Победы люди приносят букеты цветов в библиотеку. На Праздник победы мы с благодарностью поздравляем поваров.

Игра «Узнай песню по мелодии» - по началу наигранной мелодии дети должны угадать и назвать знакомую песню, ранее разученную на музыкальном занятии.



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук Бь. Буква Б»

Познакомить детей со звуком Бь и буквой Б. Учить характеризовать звук Бь по акустическим и артикуляционным признакам. Развивать фонематические процессы. Закреплять понятия: «слог», «слово», «предложение». Упражнять в выделении звука Бь в конце и середине слов. Формировать графические навыки.





19 - 23 мая 2025г. «Цветы и растения»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Предметный словарь: цветы, растения, мак, астра, тюльпан, георгин, роза, ирис, нарцисс, гладиолус, хризантема, ландыш, фиалка, колокольчик, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха, василек, кувшинка, лилия, незабудка, подснежник, первоцвет, стебель, корень, лист, цветок, бутон, клумба, поле, луг, лес, цветок, бутон, клумба, поле, луг, лес, семечко, луковица, букет, розарий, цветник, цветовод, цветочница.

Глагольный словарь: расти, цвести, опадать, засыхать, раскрываться, сажать, выкапывать, срывать, собирать, нюхать.

Словарь признаков: водные, полевые, луговые, садовые, лесные, нежные, ароматный, яркий, красочный, белоснежный, фиолетовый, душистый, красивый, красный, синий, голубой, розовый, бордовый .

Словарь наречий: быстро, рано, ярко, долго.

Антонимы: яркий-блеклый, большой-маленький, крупный-мелкий, живой-искусственный.

Синонимы: клумба-цветник


Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: ягоды спелые)

Образование множественного числа : огород-огороды, пляж-пляжи


Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: одна удочка, моя лодка, много рыбы


Предложно-падежное управление (родительный, винительный, предложный):

-варенье (предлог «из» варенье из клубники и т.д.)

- что соберем? (землянику)

-на лугу (поймал жука, стрекозу)

-что возьмешь? (возьму сачок, удочку)

- где отдыхаешь? (предлоги «в», «на2, в деревне, на море)

- на чем катаемся (предлог «на»: на велосипеде, на лодке)

Словообразование:

1)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (солнце-солнышко)

2) прилагательных от существительных (лето-летний)

3) глаголов от существительных(загар-загорать)

4)наречий от существительных (жара-жарко)

5) существительных от существительных (огород-огородник)

Подбор родственных слов: отдых, море, ягода, жара

Многозначность: лист

Словообразование:

1)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (луг-лужок)

2) прилагательных от существительных (поле-полевой)

3) существительных от существительных(роза-розарий)

4)сложных слов (цветовод, подснежник)

Подбор родственных слов: цветок, роза


Загадки-описания

Описательные рассказы

Сравнительно-описательные рассказы

Рассказы по темам:

- Зачем нужны цветы?

- Почему нельзя рвать цветы в лесу?

- Мой любимый цветок.

- Как люди ухаживают за цветами?

- Посадим цветок.

- Жизнь цветка от семечка до семечка.

- Сказка о клумбе, хвастливом тюльпане и его соседях.


Составь рассказ о своем любимом цветке по плану:

Что это? 

Какие части у этого цветка? 

Садовый или полевой этот цветок?

Какая польза от этого цветка (он служит кормом животным, из него можно сделать венок, букет, это лекарственное растение) 


Игра-викторина «Опиши цветок»

Разделить детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с изображением цветка или растения. Потом каждый ребенок из первой группы называет качества и признаки, которыми обладает его растение. Члены его группы могут помогать ему, но при этом не должно называться само растение.

Дети из второй группы по названным качествам должны отгадать, о каком растении идет речь.

Формирование мелкой моторики: раскрашивание картинок, проведение прямых и округлых линий по теме. Рисование поздравительных открыток для детей, родившихся летом.


Развитие внимания, восприятия, памяти и мышления.

Загадывание и отгадывание загадок про цветы и растения.

Игра «Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет».)

Проблемные вопросы:

- как долго сохранить срезанные цветы?

- почему так называют: подснежник, первоцвет, цветочница, колокольчик?

Игры на восприятие цвета, формы, размера:

- определи предмет по части;

-узнай предмет по контуру;

- узнай предмет по наложенным изображениям;

-что изменилось на клумбе?

-подбери цветок к цветовым символам (сирень-сиреневый, белый-ландыш)

Игра «4-ый лишний»:

-цветы-деревья;

- садовые цветы – полевые цветы.

Игра «Составь картинку» - составление картинок с цветами луга и сада из 9 кубиков.

Игра «Ботаническое лото»: соотнесение изображения и названия растений с предложенным образцом.



Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звуки Г - Гь и буква Г»

Познакомить детей со звуками Г и Гь, научить давать их сравнительную характеристику. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать умение делить слова на слоги. Упражнять в звуковом анализе слогов и слов. Развивать физиологическое и речевое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч; выдох ртом, не надувая щек), умение воспроизводить предложенный ритм, внимание, память.





26 - 30 мая 2025г. «Насекомые»

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Предметный словарь: насекомые, оса, пчела, шмель, жук, муравей, кузнечик, муха, комар, гусеница, бабочка, личинка, кокон, стрекоза, плавунец, крыло, жало, лапка, усики, рой, улей, гнездо, муравейник, яйца, сачок, тля, роса, жук-дровосек, жук-водомер.

Глагольный словарь: летать, ползать, шевелить, строить, собирать, жалить, жужжать, кусать, прыгать, пищать, стрекотать, ловить.

Словарь признаков: летающий, полосатый, рогатый, маленький, вредный, полезный, красивый, легкий, сильный, яркий.

Словарь наречий: быстро, медленно, больно, громко, тихо, высоко..

Антонимы: маленький-большой, громко-тихо, быстро-медленно, вредный-полезный.

Многозначность: крыло

Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. (Согласование прилагательных с существительными: муравей трудолюбивый)

Образование множественного числа : оса-осы, пчела-пчелы

Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными: одна гусеница, моя гусеница, много гусениц

Предложно-падежное управление (родительный, винительный, предложный)

-кого поймали? (муху, кузнечика)

-что несет муравей? (травинку, листик)

-куда села муха? (предлог «на»: на стену)

- чем поймали бабочку? (сачком)

- кто где живет? (предлоги «в», «на»: пчелы в улье, жук на дереве)

Словообразование:

1)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (комар-комарик, гусеница-гусеничка, пчела-пчелка, жук-жучок))

2) прилагательных от существительных (комар-комариный)

3) глаголов от существительных(писк-пищит)

4)приставочных глаголов (улетел, прилетел)

5) сложных слов (трудолюбивый)

Подбор родственных слов: пчела (пчелка, пчельник, пчеловод, пчелиный), муравей (муравьишка, муравейник, муравушка, муравьиный).

Загадки-описания

Описательные рассказы

Сравнительно-описательные рассказы (пчела-оса, оса-шмель)

Рассказы по темам:

- путешествие муравья;

-жизнь бабочки;

-жизнь муравейника;

-жизнь пчел;

- рассказ о насекомом;

-зачем нужны насекомые;

-вред и польза насекомых;

-если бы я был бабочкой;

-если бы я был пчелкой.

Майский жук (По К. Ушинскому)

Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться. Ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички в землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года на четвертый они превращаются в майских жуков. Вопросы:

Опасен ли майский жук для людей?

А для растений?

Как майский жук вредит растениям?

Как он появляется на свет?


Пальчиковая гимнастика на тему «Насекомые», шнуровка., обведение прямых и волнистых пунктирных линий, предметов по контуру, дорисовывание симметричных предметов, раскрашивание картинок с насекомыми.


Развитие внимания, восприятия, мышления, памяти

Загадывание и отгадывание загадок про насекомых.

Игра «Да-нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет».)

Проблемные вопросы

- почему так называют: муравейник, плавунец, дровосек, водомер.

Игра «4-ый лишний»:

-насекомые-птицы;

-летающие насекомые-нет;

-жуки –нет.

Классификация: летающие, ползающие, организованные.

Объясни значение выражений:

- тружусь как пчелка;

-сделать из мухи слона;

-как сонная муха;

-мухи не обидит.

Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. «Звук Ль. Буква Л»

Познакомить детей со звуком Ль и буквой Л. Учить характеризовать звук Л по артикуляционным и акустическим признакам. Упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов и в делении слов на слоги. Упражнять в выделении звука Ль в начале, середине и конце слова. Развивать фонематические процессы. Формировать слуховое восприятие. Развивать физиологическое и речевое дыхание (вдох носом, не поднимая плеч; выдох ртом, не надувая щек), умение воспроизводить предложенный ритм, внимание, память. Воспитывать умение вслушиваться в речь логопеда.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарный план логопедической работы в старшей группе. Март - апрель.

Автор: Медведева Галина Алексеевна

Дата: 24.03.2025

Номер свидетельства: 667307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#1035 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Перспективный план работы старшего воспитателя ДОУ "
    ["seo_title"] => string(57) "pierspiektivnyi-plan-raboty-starshiegho-vospitatielia-dou"
    ["file_id"] => string(6) "243905"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445853632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства