Календарно-тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с ПДД (подготовительная группа)
Формы работы с детьми и родителями
Содержание работы
Сентябрь
Цель: Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди. В других находятся учреждения - магазины, школа, почта. Машины движутся по проезжей части улицы.
Непосредственно образовательная деятельность
Художественное – эстетическое развитие (Рисование.) Тема: «Улица» - закреплять умение отражать в рисунке впечатления от окружающего мира, изображать тротуар, пешехода, пешеходный переход, деревья, цветы, светофор, знаки
Беседа
«Два светофора» - уточнить представления о назначении разных светофоров на пешеходном переходе
«Железнодорожный транспорт и его опасность» - закрепить представления о железнодорожном транспорте, познакомить со знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без шлагбаума», уточнить правила поведения около железной дороги
Дидактические игры и упражнения
«Разложи по группам» - закрепить умение дифференцировать запрещающие, предупреждающие, указательные знаки и знаки сервиса
Сюжетно-ролевые игры
«Улица» - грузовые и легковые автомашины едут по улице, пешеходы идут по тротуару. Автомобили подчиняются сигналам транспортного светофора, пешеходы обращают внимание на светофор для пешеходов
Двигательная деятельность
Игра в футбол – закреплять знания о том, что играть можно только на специально отведенном месте
Чтение
С.Михалков. Дядя Степа – милиционер. Моя улица
Другие формы работы с детьми
Изготовление пешеходного светофора из бросового материала
Работа с родителями
Рекомендации:
- сходите с ребенком к перекрестку, где работают два светофора;
- закрепляйте правила перехода проезжей части;
- отправляя ребенка гулять на улицу, уточните с ним место игры
Октябрь
Цель: Познакомить детей с некоторыми правилами для пешеходов, с понятиями: пешеход, наземный, подземный переход.
Познакомить детей со светофором, назначением каждого цвета. Выявить имеющиеся у детей сведения о светофоре.
Непосредственно образовательная деятельность
СКР Конструирование из строительного материала. Тема: «Транспорт» - совершенствовать умение создавать постройки, используя разные геометрические фигуры; закрепить знание видов транспорта
Целевые прогулки и наблюдения
Целевая прогулка по улице: закрепить знание культуры поведения при ходьбе по тротуару
Беседа
«Кто регулирует движение транспорта» - закрепить знания о сигналах светофора, уточнить представления о труде работника дорожно-патрульной службы
Дидактические игры и упражнения
«Автотрасса» - закреплять знания о ПДД и дорожных знаках
Сюжетно-ролевые игры
«Улица» - сотрудники автоинспекции наблюдают за порядком на дорогах, проверяют документы у водителей
Чтение
Я.Пишумов. Говорящая машина, Н.Носов. Милиционер
Работа с родителями
Рекомендации:
- учите детей переходить проезжую часть только там, где хорошо просматриваются обе стороны дороги
- учите ребенка правилам оказания первой мед. Помощи себе и окружающим, соблюдая правила гигиены и санитарии
Ноябрь
Цель: Закрепить имеющиеся представления о светофоре, его назначении и принципе действия. Развивать интерес к ПДД, Познакомить детей с работой регулировщика на улице
Непосредственно образовательная деятельность
Речевое развитие. Тема: Составление рассказа поопорным словам (дорога, пешеход, знак, машина) – учить составлять творческий рассказ из личного опыта
Целевые прогулки, наблюдения
Целевая прогулка к остановке: понаблюдать за тем, как люди переходят проезжую часть
Беседа
«Опасные предметы на дороге» - дать представление о том, что нельзя бросать на проезжую часть камни, стекла, это опасно для водителей и пешеходов
Дидактические игры и упражнения
«Красный – зеленый»: учить классифицировать действия примерных пешеходов (зеленый круг) и нарушителей (красный круг) дорожного движения по иллюстрациям
Сюжетно-ролевые игры
«Улица» - за движением транспорта, пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД.
Игровые ситуации
«Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы»: закреплять правила перехода через проезжую часть
Чтение
Я.Пишумов. Посмотрите, постовой.
С.Михалков. Скверная история
А.Северный. Светофор
Работа с родителями
Рекомендации:
- при поездке в транспорте покажите детям, как лучше принять устойчивое положение стоя;
- познакомьте детей с указателем «Аварийный выход»
Декабрь
Цель: Познакомить детей с 2-х сторонним и односторонним движением; с некоторыми дорожными знаками. Закрепить у детей названия городского транспорта (автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль).
Непосредственно образовательная деятельность
Речевое развитие. Тема: Составление рассказов по сериикартинок «Автобус» - учить видеть логику развития сюжета по серии картинок, составлять по ним связный последовательный рассказ
Целевые прогулки, наблюдения
Целевая прогулка к остановке: наблюдать за посадкой и выходом пассажиров
Беседа
«Ежели вы вежливы» - закрепить знание о необходимости помогать пожилым, уступать место в транспорте
Сюжетно-ролевые игры
«Улица» - дорожное движение с участием машин, пешеходов, регулировщика, который регулирует движение
Игровые ситуации
«Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу» - учить составлять рассказ, включая в качестве ориентиров движения особенности дороги и дорожные знаки
Работа с родителями
Рекомендации:
- не разрешайте детям кататься на санках с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть двора или улицы
Январь
Цель: Продолжить знакомить детей с дорожными знаками, с их назначением. Учить запоминать знаки. Обратить особое внимание детей на пешеходную разметку «зебра».
Непосредственно образовательная деятельность
Художественно – эстетическое развитие (рисование.) Тема: «Мы идем на экскурсию по улице» - побуждать отражать впечатления в рисунке
Речевое развитие. Тема: Придумывание конца рассказа«Как мы переходим через улицу» - закреплять навыки составления творческого рассказа, побуждать придумывать разные способы перехода проезжей части улицы
Беседа
«Полезные знаки» - дать представление о том, что нельзя повреждать дорожные знаки, это может привести к несчастным случаям
Дидактические игры и упражнения
«Составь рассказ про знак» - учить составлять короткие рассказы о дорожных знаках, описывающие их цвет, форму, назначение
Сюжетно-ролевые игры
«Улица» - водители и пешеходы выполняют правила движения, сотрудник ДПС проверяет удостоверения у водителей
Игровые ситуации
«Где играете в хоккей, ответьте, дети, поскорей» - уточнить знание места для игр и опасности выбегания на проезжую часть улицы
Чтение
В.Семерин. Запрещается - разрешается
Другие формы работы с детьми
Изготовление удостоверений пешеходов
Работа с родителями
Рекомендации:
- не разрешайте детям кататься на лыжах с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть
Февраль
Цель: Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, дать понятия: пешеход, наземный, подземный переход, проезжая часть, тротуар. Учить детей обращать внимание на дорожные знаки. Учить правильно вести себя на улице.
Непосредственно образовательная деятельность
Социально – коммуникативное развитие. Тема: Придумывание сказки о соблюдении правил дорожного движения – «В городесветофорных наук» - учить придумывать сказку на заданную тему, описывать события и их последствия, закрепить знания о ПДД.
Художественно – эстетическе развитие(рисование.) Тема: «Дорожное движение» - закреплять умение изображать разные виды транспорта, передавать особенности дорожной обстановки
ХЭР – (аппликация.) Тема: «Наш город» - вырезать дома и транспорт разной конфигурации, используя различные технические приемы, создавать сюжетную композицию
Целевые прогулки, наблюдения
Целевая прогулка к автобусной остановке – уточнить правило: спереди и сзади обходить транспорт нельзя
Беседа
«Как ходить по улице»
Дидактические игры и упражнения
«Дорожная грамота» - закрепить знание дорожных знаков, умения составлять изображение из 8-10 частей
Сюжетно-ролевые игры
«Улица» - объединить с играми «Школа», «Библиотека»
Чтение
И.Лешкевич. Азбука безопасности
Я Аким. Улица
Другие формы работы с детьми
Аудиозапись «Приключение в городе поющих светофоров»
Работа с родителями
Анкетирование родителей
Март
Цель: Знакомство детей с правилами переходы через дорогу, где нет светофора. Закрепить правила поведения пешехода на улице. Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки.
Непосредственно образовательная деятельность
СКР - Конструирование. Тема: «Светофор» - учить делать игрушку из бросового материала, дополнять работу прорисовыванием деталей
Познавательное развитие. Тема: «Примерный пешеход» - закрепить знания о правилах поведения пешехода на улице
Целевые прогулки и наблюдения
Целевая прогулка к школе – закрепить знания о школе, познакомить со знаком «Дети»
Беседа
«Знаки в треугольнике» - дать знания о назначении предупреждающих знаков
Дидактические игры и упражнения
«Три письма» - выявить умение ориентироваться в окружающем пространстве
Сюжетно-ролевые игры
«Улица» - водители едут по улицам, обращая внимание на дорожные знаки
Игровые ситуации
«Вежливые дети» - ходьба по тротуару
Другие формы работы с детьми
Диафильм «По улице, по мостовой»
Работа с родителями
Родительское собрание вместе с детьми «Правила и безопасность дорожного движения»
Апрель
Цель: Закрепление видов городского транспорта, правила поведения в нём. Дать представление об особенностях движения троллейбуса, автобуса, трамвая: Троллейбус движется с помощью электричества; автобус заправляется бензином, трамвай движется по рельсам.
Непосредственно образовательная деятельность
Познавательное развитие. Тема: Составление рассказов «Мойпуть от дома до сада» - учить составлять описательный рассказ по безопасному пути до сада, используя схему маршрута
ХЭР (Рисование). Тема: «Опасности вокруг нас» - побуждать отражать впечатления, полученные на занятиях
Целевые прогулки и наблюдения
Наблюдение за местом, отведенным для передвижения пешеходов
Беседа
«Примерный пассажир» - закрепить правила поведения в транспорте
Дидактические игры и упражнения
«Люди на дорожных знаках» - закрепить знания о дорожных знаках с изображением людей
Сюжетно-ролевые игры
«Улица» - способствовать объединению различных игр в единый сюжет
Чтение
Я.Пишумов. Самый лучший переход
Другие формы работы с детьми
КВН по правилам безопасности движения
Работа с родителями
Рекомендации:
- закрепить с детьми правила поведения в местах отдыха
Май
Цель: Закрепить конкретные знания о правилах поведения на улице города. Уточнить знания, кто регулирует движение транспорта на улицах. Закрепить знания дорожных знаков.
Непосредственно образовательная деятельность
Познавательное развитие (конструирование). Тема: «Улица» - закреплять навыки работы с бумагой, способствовать созданию коллективной композиции
Речевое развитие. Тема: «Составление рассказов по набору игрушек: машина, кукла с перевязанной рукой, мяч» – учить составлять связный, последовательный рассказ по плану.
Социально коммуникативное развитие. Тема: «Путешествие в прошлое светофора» - познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.
Целевые прогулки и наблюдения
Наблюдения перехода через дорогу вне знаков и дорожной разметки
Беседа
«Кого мы называем примерным пешеходом» - закрепить правила передвижения пешеходов по улицам
Дидактические игры и упражнения
«Найди отличие» - учить сравнивать знаки «Пешеходный переход»
Сюжетно-ролевые игры
«Улица» - закреплять выполнение правил дорожного движения при езде на велосипеде
Чтение
Н.Кончаловская. Самокат
Работа с родителями
Родительское собрание – «Безопасность детей на дорогах»