Просмотр содержимого документа
««Календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию детей I младшей группы»»
«Календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию детей I младшей группе
(на основе парциальной программы по художественно-эстетическому развитию
«Цветные ладошки»)»
Пояснительная записка
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.
Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.
Задачи художественно-эстетического развития
- Приобретение теоретических знаний:
- Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
- Развитие интереса к мировой художественной культуре.
- Формирование потребности в красоте.
- Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
- Формирование практических умений:
- Развитие творческих способностей.
- Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
- Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.
Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:
- построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
- формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
- ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
- приобщение к работе родителей;
- посещение выставок, концертов, экспозиций;
- если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
- создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
- организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.
Специфика программы «Цветные ладошки»
Обогащать детей яркими впечатлениями при ознакомлении с окружающим миром. Помогать видеть и чувствовать эстетические особенности предметов и явлений (зеленая сочная трава, яркие цветы, шумный дождь и ритмичный звон капели). Приобщать к восприятию доступных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства; развивать способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений на картинах, в иллюстрациях книг, скульптурах. Развивать умение эмоционально откликаться на содержание образа и художественную форму (яркий колорит, блестящая поверхность игрушки). Воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности.
Помогать осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке (в рисовании: ритмичные штрихи, пятна, линии – горизонтальные, вертикальные, пересекающиеся, округлые формы; в лепке: отщипывать, раскатывать, расплющивать кусочки глины; освоение рисовальных и пластических движений); развивать чувство ритма, цвета.
Поощрять инициативное обследование новых изобразительных материалов и стремление освоить способы действий с ними. Знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными правилами и приемами их использования (техника работы с гуашевой краской и кистью: прием захвата, набирать краску, промывать, осушать кисть); в игровой форме упражнять в свободном, смелом, более уверенном выполнении доступных изобразительных действий. Содействовать первоначальному освоению деятельности в сочетании всех ее структурных компонентов: мотивов (от интереса к материалу, поиска ассоциативного образа в своих «каракулях» до появления первых замыслов, стремления по собственной инициативе выразить впечатления о конкретных предметах, явлениях), предпосылок целеполагания в виде определения темы своих действий, выполнения их и получения результата. Стимулировать появление мотивов подлинно художественной деятельности: желания малыша рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует, стремления поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.
Вызывать интерес к результату деятельности, «живое» видение созданного образа; поддерживать поиски малышом «ассоциативных» образов в получившихся штрихах и линиях и развитие на их основе сюжетно-игровых замыслов. Поддерживать чувство радости от процесса и результата, стремление поделиться радостью с взрослыми и детьми, удовлетворение от благожелательного внимания к рисунку окружающих людей.
Поощрять взаимодействие детей по поводу рисунков: стремление обыграть, рассказать, поделиться впечатлением, сопереживать чувствам других детей. Приучать детей сначала вместе с взрослым, а потом и самостоятельно убирать художественные материалы со стола, мыть руки после занятия.
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями:формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Реализация программы рассчитана для работы с детьми раннего возраста (дети 2-3 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
В группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Календарно-тематическое планирование
на 2021-2022 учебный год
День недели
Совместная деятельность взрослого и детей в утренние и вечерни отрезки времени
НОД
Работа с родителями
Сентябрь
1-2 неделя
Входная диагностика
Сентябрь
3 неделя
Понедельник
Д/И «Падают листья осени»
Среда
НОД «Мой веселый звонкий мяч»
Цель- рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание очертания нарисованной фигуры.
Пятница
Д\И «Мячики»
Консультация «Радуйтесь вместе с ребенком»
Сентябрь
4 неделя
Понедельник
Д/И «Солнечные и пасмурные деньки»
Среда
«Разноцветные шарики»
Цель – рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнений рисунка.
Пятница
д/и «Шарики»
Мастер-класс для родителей
«Цветные ладошки»
Октябрь
1 неделя
Понедельник
Д/и «Радужный хоровод»
Среда
«Яблочко с листочком и червячком»
Цель – рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие цувства цвета и ритма.
Пятница
Упражнение «Цыплята»
Тренинг « Рисуем всей семьей»
Октябрь
2 неделя
Понедельник
Д/и «Вазы и цветы»
Среда
НОД « Ягодка за ягодкой (на кустиках)
Цель – рисование кустиков цветными карандашами и ягодок – ватными палочками, развитие чувства цвета и ритма.
Пятница
Игра «Моя Ягодка»
Консультация «Нетрадиционные методы рисования с детьми в условиях семейного воспитания»»
Цель – создание коллективной аппликации из грибов, рисование грибов из трех частей (ножка, шляпка, травка)
Пятница
Игра «Найди домик»
Мастер-класс «Рисуем вместе с детьми»
Ноябрь
1 неделя
Понедельник
д/и «Будь внимательным»
Среда
НОД «Выросла репка»
Цель – создание сказочной композиции репки и домика, развитие чувства цвета ритма.
Пятница
Игра-упражнение «Светофильтры»
Консультация «Цветная палитра для детей 2-3 лет
Ноябрь
2 неделя
Понедельник
Беседа «Назови цвет предмета»
Среда
НОД «Мышка- норушка»
Цель – рисование предметов овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание сказочного образа, развитие чувства цвета и ритма
Пятница
д\и «Шоколадные конфеты»
Конкурс рисунков «Моя любимая мама»
Ноябрь
3 неделя
Понедельник
«Беседа Краски осени»
Среда
НОД « Град, град!!!»
Цель – изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град подальше), развитие чувства цвета и ритма.
Пятница
П/и «Цветовые домики»
Консультация «Зачем ребёнку краски?»
Ноябрь 4 неделя
Понедельник
Д.И «Угадай, где пропущено»
Среда
НОД «Светлячок (по мотивам стихотворения Г. Лагздынь)
Цель- знакомство с явлением контраста. Рисование светлячка (по представлению) на бумаге темно-синего цвета. Развитие воображения чувства цвета и ритма.
Пятница
Упражнение «Назови и покажи»
Консультация «Правила рисования карандашом»
Декабрь
1 неделя
Понедельник
д/и «Любимый сказочный герой»
Среда
НОД «Полосатые полотенца для лесных зверюшек»
Цель - рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий)
Пятница
Беседа «Краски Зимы»
Конкурс творческих работ «Семейная мастерскаяДеда Мороза»
Декабрь
2 неделя
Понедельник
Д/и «Волшебные снежинки»
Среда
НОД « Вьюга-завирюха»
Цель – рисование хаотичных узоров в технике по 0 мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего
Пятница
Беседа «Снеговик- почтовик»
Консультация «Правила работы с кистью»
Декабрь
3 неделя
Понедельник
п/и «Цветное настроение»
Среда
НОД «Серпантин»
Цель: сводное проведение линий разного цвета (красного, синего, желтого, зеленого) и различной конфигураций (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Раскрепощение рисующей рук. Развитие чувства цвета и формы.
Пятница
Упражнение «Подбери цвет»
Выставка «Новогоднее творчество»
Декабрь
4 неделя
Понедельник
Упражнение «Подбери форму»
Среда
НОД «Праздничная Елочка»
Цель: Рисование и украшение пушистой, нарядной елочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета.
Пятница
Беседа «Радуга настроений»
Консультация «О природе детского рисования»
Январь
3 неделя
Понедельник
д/и «Повтори узор»
Среда
НОД «Волшебные снежинки»
Цель – рисование шестилучевых снежинок из трех линий с учетом исходной формы ( круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей).
Пятница
Беседа «Какие бывают краски»
Консультация «Зимние забавы»
Январь
4 неделя
Понедельник
Ди «Встреча красок»
Среда
НОД «Бублики-баранки
Цель – рисование кругов, контрастных по размеру (диаметру). Самостоятельный выбор кисти: с широким ворсом – для рисования баранок, с узким ворсом – для рисования бубликов.
Пятница
Упражнение «Волшебные домики»
Папка-передвижка «Наши мамы, лепим с нами»
Февраль
1 неделя
Понедельник
Беседа «Чайный сервиз»
Среда
НОД «Катится Колобок по дорожке»
Цель: рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа Колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки – на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет.
Пятница
д/и«Построй ряд»
Заседание семейного клуба «Рисуем всей семьей»
Февраль
2 неделя
Понедельник
П\И «Волшебный круг»
Среда
НОД «Снеговик - великан»
Цель: создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.
Пятница
Беседа «Что я умею?»
Консультация «Детское ИЗО»
Февраль
3 неделя
Понедельник
Беседа «Что ты любишь рисовать…?
Среда
НОД «В некотором царстве».
Цель: рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств художественно- образной выразительности. Развитие воображения.
Пятница
д/и «Волшебные домики»
Выставка плакатов-поздравлений для пап
Февраль
4 неделя
Понедельник
д/и «Цветные сапожки»
Среда
НОД «Робин Красношейка».
Цель: создание образа лесенки: наклеивание готовых форм – бумажных полосок. Дорисовывание сюжета по своему замыслу.
Пятница
д/и «Волшебные домики»
Консультация «Значение художественно-эстетического развития ребенка 2-3 лет»
Март
1 неделя
Понедельник
Беседа «Мамин праздник»
Среда
НОД «Цветок для мамочки».
Цель: Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек формата бумаги.
Цель: Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация , рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к рисованию.
Пятница
д/и «Хорошо-плохо»
Консультация «Веселая гимнастика для пальчиков»
Март
3 неделя
Понедельник
Упражнение «Звонкая капель»
Среда
НОД «Неваляшка танцует».
Цель: Изображение неваляшки в движении ( в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма.
Пятница
д/и «Сапожки»
Мастер-класс «Лепбук своими руками»
Март
4 неделя
Понедельник
Упражнение «Травка зеленеет»
Среда
НОД «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!».
Цель: самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка.
Пятница
д/и «Магазин разноцветных красок»
Выставка совместного творчества «Мой лэпбук»
Апрель
1 неделя
Понедельник
д/и «Яблоки для Ежа»
Среда
НОД «Ручеек и кораблик».
Цель: составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеек и кораблики). Развитие чувства формы и композиции.
Пятница
Беседа «Мое настроение»
Анкетирование «Рисуете ли вы дома?»
Апрель
2 неделя
Понедельник
д/и «Дождик»
Среда
НОД «Почки и листочки».
Цель: освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками.
Пятница
Беседа «Цветные сказки»
Консультация «Чем занять ребенка вечерами»
Апрель
3 неделя
Понедельник
Игра-упражнение «Я -художник»
Среда
НОД «Божья коровка»
Цель: рисование выразительного, эмоционального образа жука « Солнышка» (Божьей коровки), на основе зеленого листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы
Пятница
Упражнение «Раскрась сам»
Фотовыставка «Наша дружная семья»
Апрель
4 неделя
Понедельник
д/и «Детский сад»
Среда
НОД «Флажки»
Цель: рисование флажков разной формы (прямоугольных, пятиугольных, квадратных). Развитие чувства формы и цвета.
Пятница
Игра упражнение «Мы оченьлюбим….»
Консультация «Готовимся к выставке семейного творчества»
Май
2 неделя
Понедельник
д/и «Подбери цвет»
Среда
НОД «Филимоновские игрушки»
Цель – продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приемом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно- прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса.