Мы живем в крае, где лето очень жаркое и засушливое. Летом в нашей станице появляются цветочные композиции во дворах и придворовых клумбах, которые радуют своей красотой и благоуханием. Поэтому мы всей группой: воспитатели, дети и родители решили благоустроить и клумбу нашего участка, высадить саженцы деревьев.
Актуальность
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца - отрада,
Украшенье родимой земли!
Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».
В настоящее время проходит множество мероприятий по благоустройству нашей станицы: наши станичники облагораживают клумбы возле своих домов, предприниматели возле своих магазинов, школы свои клумбы.
В соответствии с этим, наш проект направлен на приобщение детей и родителей к экологической культуре, расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом.
Организация труда дошкольника на клумбе, на участке создает условия для сознательного применения детьми знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
Проблемная ситуация: «Наша клумба и площадка не благоустроены и не оформлены».
Гипотеза: Если будет реализован проект, то у детей расширится представления о деревьях и растениях, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе.
Цель проекта: Приобщение детей к экологической культуре; привлечь родителей к посадке растений и деревьев на территории детского сада; создание композиционно выстроенной и эстетически оформленной аллеи и клумбы участка.
Задачи проекта:
Обучающая: Дать детям знания о цветах, как о полезных растениях (издают хороший запах, отчищают воздух от бактерий). Познакомить с профессией дизайнера. Сформировать у детей представление о разнообразии растений, и использовании их человеком в целях украшения. Сформировать активную позицию – не равнодушного созерцания, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем.
2.
Подготовительный - 1 месяц (март).
Организационный - 1 месяц (март - апрель).
Практический - 7 месяцев (март - сентябрь ).
Рефлексивный - 1 месяц (сентябрь - октябрь).
Тип проекта:
1. По доминирующей деятельности: творческий;
. По сфере применения результатов: социальный;
3. По времени работы: продолжительный (март - сентябрь);
4. По характеру контактов: в рамках дошкольного учреждения.
Состав участников: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители Развивающая : Расширить представления о декоративных растениях; развивать умение детей замечать красоту цветов в клумбе.
Воспитывающая: воспитывать чувство восхищения; вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, воспитывать бережное отношение к труду людей .
Этапы и сроки реализации проекта:
Диагностический - 1 неделя
Диагностический этап:
Март: опрос «Чтобы вы хотели видеть на нашем участке?»
Подготовительный этап:
Март.
Экскурсия по участку с целью определения места под клумбу и саженцы деревьев.
Рассматривание фотографий цветов и деревьев.
Рассматривание плана участка.
Рассматривание семян цветов.
Организационный этап:
Определение участка под клумбу и саженцев.
Отчёт о растениях по территории ДОУ.
Посев семян в пластмассовые контейнеры.
Выращивание рассады цветов.
Беседы с детьми «Растения – красота природы», «Какие бывают цветы?», «Что нужно деревьям?», «Клумба» (с просмотром презентации).
3.Высадка саженцев деревьев рассады в грунт (бархатцы, петуния).
4.Уход за рассадой.
(Воспитатели, воспитанники и родители)
Май
1. Объединение собранного материала.
2. Проведение экскурсии по территории ДОУ.
(Воспитатели, воспитанники и родители.)
3.Участие во Всесоюзном конкурсе «Шаги весны» («Весенний пейзаж из ладошек»)
Коллективная аппликация «Весенний ковер!», «Весенний пейзаж из ладошек!».
«Мама, папа, я- дружная семья!»
Май — июнь — июль — август.
1.Беседы, опытно-экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы, слушание музыки, художественно-эстетическое развитие, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.
2.Представление творческого отчёта.
3.Выставка рисунков «Новая клумба».
4.Оформление клумбы .
5. Уход за клумбой.
(Воспитатели и воспитанники.)
Рефлексивный этап:
Сентябрь — октябрь.
1. Обмен впечатлениями по итогам работы.
2.Мониторинг знаний детей.
3. Сбор семян, подготовка клумб к следующему посадочному сезону.
(Воспитатели и воспитанники)
Ожидаемый результат:
У детей сформированы экологическая воспитанность; знания о цветах, как о полезных растениях; представления о разнообразии растений, и использовании их человеком в целях украшения; активная позиция – не равнодушного созерцания, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем.
Расширены представления о декоративных растениях; развито умение детей замечать красоту цветов в клумбе;
Сформировано желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.
Родители и дети привлечены к посадке растений на клумбе и именных саженцев деревьев на участке.
Дети ответственно подошли к вопросу расположения саженцев деревьев и цветов на клумбах участка, и были очень заинтересованы в украшении участка цветами. Этот проект открыл возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
Участие во Всесоюзном конкурсе «Шаги весны» («Весенний пейзаж из ладошек»)
Коллективная аппликация «Весенний ковер!», «Весенний пейзаж из ладошек!».
Таким образом, работая над проектом: «Сделаем нашу планету зелёной!», мы расширили свое представление о декоративных растениях; узнали, какие растения и деревья наиболее благоприятны для нашего климата; узнали, как правильно высаживать саженцы деревьев и рассаду разных цветов (петунии и бархатцы).
В ходе проекта разработали технологические карты (для педагогов и детей, этапы высадки растений, график дежурства ).
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок….
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ -
Если Мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
Списоклитературы для педагогов методической :
Программа "От рождения до школы" - М. Мозаика-синтез, 2011 .под ред. Н. Вераксы, Т. Комаровой , М. Васильевой.