Просмотр содержимого документа
««Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Рябинка»
Краткосрочный проект
«Использование дыхательных упражнений в системе занятий
Актуальность Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.
Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.
Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Данный проект является подготовительным (стартовым) для постановки
звуков. Полученные умения и навыки планируется применять в течение
всего коррекционного процесса речевого развития.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе
логопедического занятия или как часть его.
Образовательная область – «Речевое развитие».
Тип проекта – игровой.
По числу участников – индивидуальный, подгрупповой.
По времени продолжения – краткосрочный, 2 недели. (I, II неделя ноября)
По характеру контактов – в контакте с семьей.
Участники проекта –
1. Дети старшего дошкольного возраста и подготовительного к школе возраста.
2. Воспитатели группы.
3. Специалист: учитель-логопед.
4. Родители.
Место реализации – МДОУ «Детский сад Рябинка» группа компенсирующей направленности «Фантазёры»
Цель проекта: создать условия для формирования у детей умения управлять
органами дыхания, развития нижнедиафрагмальное дыхание.
Задачи проекта:
Образовательные:
Познакомить с органами дыхательного аппарата, правильностью и
точностью выполнения дыхательных упражнений. Учить и закреплять
умения в выполнении дыхательной гимнастики.
Познакомить с игровыми приемами развития дыхательного аппарата.
Развивающие:
Развить старательность и точность при выполнении упражнений.
Развить сильный, плавный, направленный выдох без участия речи.
Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания
Воспитательные:
Воспитывать интерес к достижению результатов.
Ожидаемый результат:
Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет
более чёткой, разборчивой.
Итогом проекта будет являться:
Появиться устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей
с речевыми нарушениями, оказание родителям поддержки и помощи в
коррекционном процессе.
Этапы реализации проекта
Работа с детьми:
Выработка длительного плавного выдоха;
Дифференциация ротового и носового выдоха;
Выработка глубокого вдоха;
Развитие силы голоса и речевого дыхания;
Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных
звуков.
Работа с родителями:
Буклеты для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания».
Индивидуальные консультации для родителей.
Видеоролик «Мастер класс для родителей по изготовлению речевых тренажоров».
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых
условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи
необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного
звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и
артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание, основа
нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на
развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект.