Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в разновозрастной группе компенсирующей направленности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
План по самообразованию воспитателя
Лыковой Ольги Анатольевны
Тема: «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи
в разновозрастной группе компенсирующей направленности»
2021-2022 учебный год
(4-6 лет)
Дата начала работы над темой – 1.09.2021 г.
Дата окончания работы над темой – 31.05.2022 г.
г.Донецк
2021
ВВЕДЕНИЕ
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Тема самообразования – «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте», которую я обозначила для себя.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.
Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
Разработать и подобрать дидактические игры и триггеры, способствующих речевому развитию.
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Игра на занятиях по речевому развитию и в свободной самостоятельной деятельности необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости воспитанников, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя – обучаю.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.
Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Условия реализации:
В группе «Солнышко» - средний дошкольный возраст 4-5 лет.
Применение:
Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.
Представлена поэтапность дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей.
Ожидаемый результат
Воспитанники должны:
Самостоятельно объяснять правила игры
Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
Пересказывать небольшие литературные произведения
Отгадывать загадки
Подбирать к существительному прилагательное
Подбирать слова-антонимы
Срок работы по теме самообразования: 1 год
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Этапы проведения дидактических игр
для речевого развития детей
в среднем дошкольном возрасте
Для решения задач мною были разработаны формы работы и подобраны ряд дидактических игр, которые проводились в III этапа.
I этап - Организационно-диагностический
Цель: работа данного этапа заключалось выборе и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов.
II этап – Теоретический
Цель: изучение психологических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста; изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте; формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т.д.)
III этап - Обобщающий
Цель: формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.
Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.
Формы работы
С детьми
С педагогами
Самообразование
С родителями
I этап
Организационно-диагностический
сентябрь
Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции
Консультации со старшим воспитателем Волгиной И.Ю. по теме «Использование дидактических игр на занятиях по речевому развитию среднего дошкольного возраста»
Изучение нормативных документов
Выбор и определение темы самообразования
Планирование работы по теме самообразования
Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС»
II этап
Теоретический
4 игры в неделюоктябрь
Уровень сформированности звуковой культуры речи:
«Повтори
правильно»
«Скажи чистоговорку»
«Выдели первый звук в слове»
Уровень сформированности грамматической стороны речи:
«Закончи предложение»
«Прятки»
«Сервируем стол»
Уровень развития связной речи:
«К нам пришелпочтальон»
Взаимодействие с учителем-логопедом Мякоткиной Е.В.
Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию среднего дошкольного возраста.
Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т.д.)
Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет» (особенности развития детей)
III этап
Обобщающий
4 игры в неделюноябрь
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
«Похлопаем-потопаем»
«Повтори»
«Послушай и скажи»
«Угадай, кто меня позвал»
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):
«Что бывает осенью?»
«Один-много»
«Загадки зайца»
«Назови ласково»
«Поваренок»
Игры для грамматического строя речи:
«Подумай и назови»
«Чего много»
Мой-моя-моё-мои»
«Дополни предложение»
Игры для развития связной речи:
«Дай определение словам»
«Дай действия словам»
«Наоборот»
«Четвертый лишний»
Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
Создание картотеки дидактических игр
Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности
4 игры в неделю декабрь
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
«Чей голос»
«Придумай своё слово»
«Найди ошибку»
«Очень нужные слова – для тебя и для меня»
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):
Магазин «Фрукты»
«Узнай игрушку»
«Кто во что одет?»
«Чего не хватает?»
Игры для грамматического строя речи:
«Подумай и назови»
«Наоборот»
«Кто больше»
«Какой предмет»
Игры для развития связной речи:
«Четвертый лишний»
«Кто у кого?»
«Назови одним словом»
«Узнай по описанию»
Консультация со старшим воспитателем Волгиной И.В. по вопросу использования триггеров на занятиях по речевому развитию.
Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
Создание картотеки дидактических игр
Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности
Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)
4 игры на одну неделюянварь
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
«Здравствуй, Петрушка»
Упражнение на речевое дыхание
Игры для грамматического строя речи:
«Узнай игрушку»
«Один много»
«Назови ласково»
«Давай познакомимся»
Игры для развития связной речи:
«Угадай звук»
«Используй каждое мгновение»
«Вкус и запах»
«Измени предложение»
Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
Создание картотеки дидактических игр
Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности
Методические рекомендации по речевому развитию в играх «Учимся играть правильно»
Диалог с родителями «Вопрос-ответ»
4 игры на одну неделюфевраль
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Упражнение на речевое дыхание
«Ветерок»
«Эхо»
«Моторчики»
Игры для грамматического строя речи:
«Закончи фразу»
«Какое это бывает»
«Кто что делает»
«Разбуди кота»
Игры для развития связной речи:
«Когда это бывает?»
«Разноцветный сундучок»
Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»
«Кто это, что это?»
Показ мастер-класса на методическом совете «Использование триггеров на занятиях по речевому развитию»
Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
Создание картотеки дидактических игр
Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет»
4 игры на одну неделюмарт
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Упражнение на речевое дыхание
«Чей голос»
«Угадай, кто меня назвал»
«Кто как кричит»
Игры для грамматического строя речи:
«Назови одним словом»
«Скажи наоборот»
«Закончи фразу»
«Угадай звук»
Игры для развития связной речи:
«Чего не стало, кого не стало?»
«Подбери разные слова»
«Смысл слова»
«Закончи предложение»
Оформить карточки схемы и картинки для разучивания стихотворений.
Консультация для родителей «Как можно легло выучить стихотворение по опорным картинка?»
апрель
«На чем дети катаются?»
«Доскажи словечко»
«Что за предмет?»
Разучивание стихотворения по опорным картинкам
Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа.
Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?»
май
Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»
Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
Оформление работы в полном варианте
Родительское собрание
«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»
ЛИТЕРАТУРА
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»
Бодраченко И.А. Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г
14. htt:|\\detsad-kitty.ru
15.htt: \\ www.i-deti.ru
16. http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования