Что такое «арт»? Это творчество. Умение смотреть на мир нестандартно, видеть то, что не видят другие. Это креативное, то есть не связанное законами и условностями мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект «Семейная Арт - студия»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 9»
Майкоп 2016г
«…Как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А.Сухомлинский.
Проблема, на решение которой направлен проект.
Современному российскому обществу, развивающемуся в логике рыночных отношений, сегодня необходимы самостоятельные, свободные, творческие люди, поскольку именно они могут быть двигателями общественного прогресса во всех сферах жизнедеятельности. Понимая это, все большее число родителей определяют в качестве своего социального заказа не только и не столько интеллектуальное развитие ребенка, но и его личностное развитие, которое обеспечит не просто хорошую учебу на последующих ступенях образования, но и заложит основу его личностного роста и жизненного успеха человека.
Очевидно, что оптимальные возможности для личностного развития и роста ребенка создаются в процессе продуктивного взаимодействия и сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
«Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и детским садом. В ходе, которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе» - именно таким образом обозначены ключевые позиции взаимодействия семьи и детского сада в «Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе».
Многие исследования и наблюдения показывают, что в процессе подготовки детей к школе традиционно большее внимание и родители, и детский сад уделяют интеллектуальному развитию ребенка, при этом гораздо в меньшей степени концентрируясь на личностном развитии и раскрытии творческого потенциала. Фактической иллюстрацией этого являются данные единого муниципального тестирования первоклассников города Перми - в них явно прослеживается, что показатели личностной зрелости детей находятся на низком уровне в сравнении с показателями интеллектуального развития. В свою очередь, это закономерно приводит к дисбалансу развития ребенка и создает серьезные проблемы при дальнейшем обучении детей в школе.
Таким образом, можно сказать, что роль личностного развития и творчества в современных условиях чрезвычайно значима. Но, при этом, традиционные формы, средства, технологии образовательной деятельности, неотъемлемой частью которой является взаимодействие с семьей, не всегда могут обеспечить для этого качественные условия. В том числе, это обусловлено и тем, что недостаточно выстроен тот самый доверительный, деловой контакт между семьей и детским садом в вопросах личностного развития как значимого компонента предшкольной подготовки.
Сегодня явно назрела необходимость пересмотра содержания, форм, средств, технологий взаимодействия образовательных учреждений и семьи, обогащения условий для личностного развития детей в контексте проблем предшкольной подготовки.
Исходя из обозначенных позиций, основные проблемы на решение, которых будет направлен наш проект следующие:
укрепление партнерского взаимодействия с семьей в процессе предшкольной подготовки
коррекция дисбаланса между интеллектуальным и личностным развитием в процессе предшкольной подготовки.
2.Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат.
Одной из перспективных форм, в рамках которой, на наш взгляд, возможно эффективное решение названных выше проблем, может стать семейная арт-студия.
Что такое «арт»? Это творчество. Умение смотреть на мир нестандартно, видеть то, что не видят другие. Это креативное, то есть не связанное законами и условностями мышление.
В современном мире достижение успеха в любой деятельности в большей степени зависит не от знаний и скорости работы с ними, а от способности находить новое: видение новых путей решения задачи, изобретательство. А, как известно, творчество должно быть свободным и самоценным. Создание арт - студии даст возможность свободного выбора средств самовыражения и реализации творческих идей, а также способов их воплощения.
Человек сильно зависит от своих эмоций и мыслей. Дэниел Гоулман утверждает, что для развития цельной личности «эмоциональный разум» значительно более важен, нежели «академический интеллект». По его словам « в лучшем случае, примерно 20% факторов, от которых зависит ваши успехи, определяются коэффициентом интеллекта, остальные же 80% зависит от совсем других причин». Эмоциональный центр мозга всегда тесно связан с системой отвечающей за длительное хранение информации. Эмоциональная информация запоминается легче, чем нейтральная. Исследования того, как мозг обрабатывает подобную информацию, служит ключом к более эффективному обучению.
Настоящей проверкой завтрашней системы образования станет ее способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них. Это подразумевает, что каждый учащийся обретет ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.
Многие известные исследователи (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко, Т.С. Комарова и др.) подчеркивают необходимость развития свободы мышления, способности нестандартно мыслить, развития творческой активности. Элементы творческой активности в дошкольном возрасте возникают в самых простых формах, а развитие самостоятельной деятельности является психической основой для ее проявления. В театрализованной деятельности усвоение способов образной выразительности (интонация, мимика, поза, жест, походка) оказывает решающее влияние на развитие личности ребенка, его творчество.
Опыт организации домашних театров показывает, что совместные постановки объединяют всех членов семьи общностью интересов, являются хорошей школой совместных переживаний, сплачивают благодаря достаточно длительному времени, которое проводят вместе родители и дети.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или фольклорная сказка имеют богатый спектр возможностей, как для познавательного, так и для личностного развития всех ее участников.
Таким образом, можно отметить высокую степень значимости совместной театрализованной деятельности для развития личности ребенка, его творческих способностей, укрепления детско-родительских отношений.
Миссия нашего образовательного учреждения заключается в том, чтобы помочь семье в воспитании саморазвивающейся личности, способной быть успешной в семье и деловой жизни. Наш проект направлен на реализацию этой миссии и способствует решению задач, поставленных в программе развития детского сада: воспитание личности
-Умеющей радоваться жизни и возможностям, которые она предоставляет.
-Способной быть свободной на основе уважения прав и интересов.
-Стремящейся создавать гармонию как в своем внутреннем, так и в окружающем мире.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - создание семейной арт - студии «РАДУГА»
ЗАДАЧИ:
Сформировать мотивацию участников проекта к участию в деятельности Арт - студии и интереса к реализации проекта
Сформировать пакет диагностических методических материалов
Разработать программу деятельности арт – студии «РАДУГА».
Организовать деятельность семейной арт-студии «РАДУГА», как инновационной формы взаимодействия семьи и детского сада.
В ходе реализации проекта будут использованы две основные группы критериев, которыми будут измеряться результаты.
1 группа - показатели личностного развития детей
2.группа – отношение родителей к деятельности студии.
Критерии оценки, которыми измеряются результаты.
Показатели личностного развития детей
Краткосрочный период
Долгосрочный период
Показатели
Способы оценки
Показатели
Способы оценки
Эмоциональность
Внешние проявления
Уровень произвольности поведения
Карта развития ребенка
Инициативность
Свое видение роли
Уметь работать в группе
Наблюдение.
Активность
Участие в постановках
Руководствоваться установленными правилами
Соблюдение правил
Самостоятельность
Наблюдение в различных ситуациях
Формирование навыков общения
Диагностика
Отношение родителей к проекту можно отследить на примере проявления желания участвовать в деятельности студии, по проценту участия в постановке театрализованных представлений, динамике развития детско–родительских отношений.
Положительный эффект для участников проекта.
Участники проекта
Результаты проекта
Дети
Сформированность адекватной самооценки
Развитость навыков речевого общения
Умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Навыки групповой работы
Развитие эмоциональной – волевой сферы.
Педагоги
Партнерство с родителями
Возможность клиентоориентированного подхода к каждой семье
Тиражирование опыта и возможность использования разработанной программы.
Родители
Повышение психолого - педагогической компетентности
Информированность о жизнедеятельности ДОУ
Возможность сотворчества и проведения семейного досуга
ДОУ
Расширение возможностей для совместного детско-родительского творчества.
Рост психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, участвующих в проекте
Рост лояльности к деятельности дошкольного учреждения, как эффект внутреннего маркетинга.
Программа деятельности арт - студии
3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Проект «Семейная Арт - студия» будет реализован в три этапа.
Основной стратегией проекта является поэтапное вовлечение родителей в совместное сотворчество семьи и детского сада.
№
Задачи
Способы решения задач
Сроки
Ответственные
Подготовительный этап.
Главным на подготовительном этапе будет механизм мотивации и механизм психологической поддержки родителей.
1.
Формирование мотивации.
Анкетирование
Апрель-май
Педагог-психолог
Обработка данных
2.
Подбор пакета методических материалов для диагностики.
Анализ существующих методик.
Апрель
Август.
Сентябрь.
Педагог-психолог
Диагностика
Консультации
3.
Разработка программы
Планирование работы
Апрель-сентябрь.
Музыкальный руководитель
Прогнозирование результата
Основной этап
Ключевой механизм - включение детей и родителей в совместную деятельность.
4.
Вовлечение детей в театрализованную деятельность.
Моделирование игровых ситуаций.
Апрель-декабрь.
Воспитатель, музыкальный руководитель.
Игры-драматизации
5.
Создание возможностей для совместного детско-родительского творчества.
Разработка сценариев
Сентябрь-декабрь.
Музыкальный руководитель, воспитатель.
Апробация новых мероприятий в дошкольном учреждении.
6.
Организация деятельности арт-студии
Вовлечение родителей в творческую деятельность
Сентябрь-декабрь
Музыкальный руководитель,
Воспитатель.
Театрализованная деятельность детей.
7.
Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей.
Анкетирование родителей.
Апрель
Апрель-декабрь.
Апрель-декабрь.
Педагог-психолог.
Музыкальный руководитель.
Организация открытых просмотров для родителей
Оформление папок-передвижек
Сайт.
Заключительный этап.
Ключевой механизм – рефлексивный анализ и интерпретация данных.
8.
Подведение итогов
Открытое совместное обсуждение постановок.
Октябрь.
Декабрь.
Творческие группы родителей ,музыкальный руководитель, воспитатель.
Планирование дальнейшей работы студии.
Стимулирование наиболее активных участников проекта.
Для успешной реализации проекта необходимо:
Создать соответствующую развивающую среду.
Привлечь к работе педагогов дополнительного образования (логопеда, преподавателя ИЗО ).
Обеспечить координацию в работе воспитателей, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования.
Отобрать критерии оценки уровня овладения навыками и умениями театрализованной деятельности детьми различных возрастных групп.
Выделить основные умения, которыми должны овладеть дети в процессе освоения театрализованной деятельности.
Для реализации проекта будут использованы педагогические, личностные ресурсы, привлечены материальные средства.
4. План-график работ
Наименование
этапов работ
Мероприятия.
Сроки
( с__по__)
Результат
Ответственные
Подготовительный
Презентация проекта для педагогов и родителей.
1-15 июня
Обсуждение проекта
Музыкальный
руководитель,
воспитатель.
Анкетирование родителей.
Август
Обработка анкет
Педагог-психолог.
Диагностика детей.
Август.
Обработка анкет.
Педагог-психолог.
Диагностика детско-родительских отношений
Август.
Обработка анкет
Педагог-психолог
Консультация «Предшкольная подготовка – новый взгляд».
Сентябрь
Повышение компетентности родителей
Педагог- психолог.
Разработка программы.
Июль-
Август.
Программа проекта
Музыкальный руководитель.
Основной
Совместное посещение театров, органного зала.
Сентябрь, октябрь, ноябрь,
декабрь.
Воспитание культуры поведения
Музыкальный руководитель, воспитатель.
Музыкальные гостиные для родителей и детей
1 раз в месяц
Развитие компетенций
Музыкальный руководитель.
Вечера знакомств
«Семейный портрет с гитарой».
1раз в месяц.
Выявление активных родителей
Творческие группы родителей, музыкальный руководитель.
Проведение с родителями и детьми совместных мероприятий постановка спектаклей.
«Картофельный банкет».
Октябрь.
Развитие творческих способностей
детей и родителей.
Музыкальный руководитель, воспитатель, родители.
«Волшебные Деды Морозы разных стран».
Декабрь
Развитие творческих способностей детей и родителей.
Музыкальный руководитель, воспитатель, родители.
Заключительный
Семейный альбом «Арт-путешествие».
Декабрь
Создание творческих детско-родительских отношений
Музыкальный руководитель,
воспитатель, родители.
5. Распространение результатов.
Результаты реализации проекта будут представлены следующим образом:
- На сайте детского сада
- Проведение презентаций программы «Семейная арт-студия» для специалистов ДОУ города Перми.
- Созданная программа будет представлена в электронном виде, что позволит всем заинтересованным специалистам получить доступ к ней.
Основными категориями потребителей будут являться: